Развитие творческого воображения в дошкольном детстве
статья по теме

1.           Краткая история изучения воображения и его творческих
проявлений в       психологии.

2.           Понятие о воображении как психическом процессе.

3.           Виды воображения.

4.           Развитие воображения в дошкольном детстве.

5.           Творческое воображение и его характеристики в дошкольном
возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого воображения в дошкольном детстве

  1. Краткая история изучения воображения и его творческих
    проявлений в       психологии.
  2. Понятие о воображении как психическом процессе.
  3. Виды воображения.
  4. Развитие воображения в дошкольном детстве.
  5. Творческое воображение и его характеристики в дошкольном
    возрасте.

1. Краткая история изучения воображения и его творческих проявлений в психологии

Проблема развития воображения в дошкольном детстве до сих пор является спорной и одной из наименее разработанных в детской психологии. Все психологи, изучавшие воображение ребёнка, отмечали существенную его роль в познавательном развитии: при этом зарубежные исследователи, такие как В.Штерн, Л.Дьюи, рассматривали воображение дошкольника как изначально заданную способность, полагая, что детское воображение является более ярким и оригинальным по сравнению с воображением взрослого человека. В советской же психологии, начиная с работ Л.С.Выготского, воображение рассматривается как постепенно развивающаяся в процессе овладения различной деятельностью функция.

В современной зарубежной психологии проблема воображения и его развития исследуется в рамках творческого мышления, интерес к которому в последнее время возрос.

Одним из первых психологов, давшим довольно полную описательную характеристику творческого (креативного) мышления, был Дж. Гилфорд. На основе факторного анализа Гилфорд построил единую теорию интеллекта, выделив в нём и описав отдельные факторы или компоненты. Все параметры, по которым выделялись эти факторы, при выполнении определённых тестов получали количественную оценку, что в итоге приводило к выведению каждому испытуемому суммарного балла за креативность мышления. Качественные же различия при этом не анализировались.

Дальнейшие исследования творческого мышления строились по тому же принципу, что и работы Дж. Гилфорда. В этих исследованиях применялись только сами тестовые задачи и те характеристики, которые выделялись авторами   в  качестве  наиболее  существенных  для   описания   креативного

мышления. Имеется сравнительно небольшое количество исследований зарубежных авторов, изучавших развитие творческого мышления в детском возрасте. Из них наиболее существенными являются исследования Е. Торренса, Гетцельса.

При изучении творчества детей использовался метод количественной оценки результатов специально разработанных тестов. Основная цель большинства исследователей, применявших этот метод, состоит в количественном сопоставлении конвергентного, стандартного мышления детей, измеряемого тестами IQ,и дивергентного, творческого мышления, которое они пытались измерить тестами на креативность. Данные по развитию творческого мышления, полученные этими авторами, весьма противоречивы. Так, Е. Торренс считает, что оно не обнаруживается у детей до 5 лет. По данным же Андрюса, наиболее творческим мышление бывает от 3,5 до 4,5 лет. Принципиально, что эти выводы основаны только на количественных результатах тестирования (Дьяченко О.М., 1980).

Ещё в начале XIX века Т. Рибо рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирование нового из элементов старого. Автор утверждал, что воображать - значит изображать (Палагина Н.Н., 1994).

Хотя зарубежными авторами были разработаны интересные методики, с помощью которых были выявлены и подробно описаны некоторые особенности творческого воображения, тем не менее, закономерности функционирования и развития такого воображения у детей установлены не были. Кроме того, большинство работ зарубежных исследователей посвящено изучению креативности у взрослых и учащихся средних и высших учебных заведениях, проблема же развития воображения у дошкольников анализировалась очень мало.

В советской психологии начало исследованию воображения в рамках материалистического понимания психики было положено в работах Л.С.Выготского,   который       обосновал   существование   воображения   как самостоятельного психического процесса и показал, что оно не есть проявление аутизма ребёнка, а так же, как и остальные психические процессы, является отражением окружающей действительности и получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте (Выготский Л.С., 1991).

Рассматривая работы советских авторов, посвящённых проблемам развития воображения и творчества в детском возрасте, следует отметить, что творческое воображение может рассматриваться как операциональный момент творческой деятельности, являющейся, по сути своей, как справедливо отмечает Э.В.Ильенков, процессом манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы.

Своеобразным подходом к творческой деятельности является подход Д.Б.Богоявленской, которая пытается преодолеть разобщённость интеллектуального и мотивационного плана исследования с помощью системного подхода. Согласно её позиции, высший уровень творческой деятельности проявляется интеллектуально активными личностями за счёт единства интеллектуальных и личностных факторов. Однако такой подход не даёт результатов при анализе раннего онтогенеза: в работах, выполненных под руководством Д.Б.Богоявленской, в дошкольном детстве не удалось обнаружить интеллектуально активных детей. Тем не менее, проблема развития творчества и творческого воображения чрезвычайно важна и остра именно на уровне дошкольного детства (Дьяченко О.М., 1980).

Проанализировав различные точки зрения авторов по проблеме развития воображения, мы будем придерживаться положения, что воображение необходимо развивать именно в дошкольном возрасте, поскольку этот возраст создаёт лучшие условия для формирования у ребёнка самых общих способностей, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности, и творческого воображения, в частности.

2. Понятие о воображении как психическом процессе

В сложной структуре человеческой психики есть удивительное свойство — воображение, или фантазия. Благодаря воображению человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал.

Воображение, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчётливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. «Паук, - говорит К.Маркс,- совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её своей голове. В процессе труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально» (Кузин В.С.,1974).

То, что воображение позволяет человеку предвидеть результат своей деятельности, придает ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели. «Если бы человек был совершенно лишен возможности мечтать, - писал Д.И Писарев - если бы он не мог изредка забегать вперёд и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте, то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками, тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила его предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни» (Рубинштейн С.Л., 2001).

«Действительно, - пишет Аристотель, - воображение есть нечто отличное и от ощущения, и от мышления, оно не возникает помимо ощущения, и без воображения  невозможно  никакое  составление  суждения.   Ведь  оно  есть

состояние способностей или свойств, посредством которых мы обсуждаем, добиваемся истины или заблуждаемся». Эмпирически всё это понятно почти каждому, но вот теоретически здесь сплошные парадоксы: воображение - не ощущение, но без него не существует, оно не есть мышление, но любое суждение, говорит Аристотель, предполагает воображение (Розин В.М.,2002).

Л.С. Выготский, характеризуя воображение, писал, что оно «не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит из них какие-то новые ряды» (Сапогова Е.Е., 1993).

Итак, воображение можно определить как психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание (Васильева Н.Л., Афанасьева Е.И.,1998).

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т.е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчёркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представление вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессе памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения  (Маклаков А.Г., 2002).

Следует отметить, что образы воображения создаются только путём переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, мы замечаем, что вымышленные герои, такие как инопланетяне, чудовища, несуществующие звери, всё равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, то есть были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Не зря Н.П.Крылов писал: «Любая фантазия должна быть основана на реальном». И дальше как яркий пример приводил творчество М.А. Врубеля: «Врубель писал фантастические сюжеты только на основе реальных впечатлений. Он кропотливо изучал природу: делал большое количество этюдов, наблюдал сумеречное состояние природы... Он шёл от реальной жизни, поэтому его фантастика так выразительна» (Кузин B.C., 1974).

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определённая переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или события, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми знаниями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительной степени деятельность воображения присутствует в формировании        образов объектов или явлений, которых мы никогда не

воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, я в определённых ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. А значит, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Кроме того, воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаём. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения (Рубинштейн С.Л.,2001).

Что касается физиологической основы воображения, то её составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей ещё не ведёт к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь их становления, является средством их удержания, их изменения. 

Художник, изображая то или иное явление, событие, часто не является их очевидцем и непосредственным их участником. Но как бы ни было ново создаваемое художником, оно всегда основывается на данных действительности, на тех или иных фактах, явлениях, объектах реальности. Художник всегда исходит из имеющихся у него наблюдений, почерпнутых из жизни (Кузин В.С.,1974).

Вышеперечисленные сведения свидетельствуют о том, что воображение является психическим процессом, выражающемся в создании заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации, и занимающий особое место в процессе творчества - высшего уровня познания. Ведь неслучайно воображение является центром, фокусом творческого процесса, сопровождающимся другими психическими процессами, которые обеспечивают его функционирование.

3.Виды воображения

             В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется, прежде всего, тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в ней всё большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций, независимо от какого — либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им; здесь ещё нет собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В этих случаях за образом обычно скрываются в качестве движущих или аффективные моменты потребностей, влечений. З.Фрейд сделал попытку - очень тенденциозно - определить основные преобразования, которым подвергаются образы в этом примитивном виде воображения.

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

В первом случае говорилось о пассивном, во втором - об активном воображении. Различие «пассивности» и «активности» является ничем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности (Рубинштейн С.Л., 2001).

Пассивное воображение предполагает собой создание образов, программ поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлёнными. Воображение выступает при этом как замена деятельности, её суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.     Наилучшим     примером     такой бездеятельной,    пустой.

мечтательности может служить созданный Н.В.Гоголем образ Манилова. Людей с таким воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазёрами». Нередко эти люди с бедным личным опытом, неразвитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жизненной практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может создавать самые причудливые, невероятные и, главное, неосуществимые образы (Маклаков А.Г.,2002).

Человек может вызвать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грёзами. Всем людям свойственно грезить о чём-то радостном, приятном, заманчивом. В грёзах легко обнаруживается связь продуктов фантазии потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грёзы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о её пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создаёт себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему всё удаётся, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни (Петровский А.В., 1996).

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит, главным образом, при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убеждён в его реальности. Больное воображение рисует чертей, опасные ситуации.

В отличие от пассивного воображения, активное может быть воссоздающим и творческим (Маклаков А.Г.,2002).

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображаемо в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности — фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой этого вида воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своём воображении различные места помогает правильно увидеть их действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объёмных тел в различных ракурсах (Петровский А.В., 1996).

Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и умных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остаётся неотъемлемой стороной психического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремлённого оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей. Наверное, о силе воображения следует судить по необычности созданного образа. В связи с этим некоторые психологи считают наиболее продуктивным для творческого воображения детский возраст. Однако, несмотря на то, что представления в детском возрасте играют большую роль из-за малого жизненного опыта, отсутствие знаний и слабой критичности и фантазии представляют собой скорее глубокое искажение действительности, чем подлинное творчество (Рубинштейн С.Л., 2001).

Необходимо отметить относительность различий между воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем, так же, как и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. Вероятно, нетворческого воображения, строго говоря, не бывает. У каждого человека - свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка-Людоедка. Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, люди выходят после окончания неудовлетворёнными, утверждая, что актёры играли «непохоже». Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным воображением, очень мала.

Особой формой воображения является мечта. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может (Маклаков А.Г.,2002).

Мечта - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Она выступает в качестве побудительной причины или мотива деятельности, окончательное завершение которой по тем или иным причинам оказалось отсроченным. Именно поэтому любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть овеществлённая, осуществляемая человеческая мечта (Петровский А.В., 1996).

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, то есть мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее (Гамезо М.В., Домашенко И.А.,1998).

Причём следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего, человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом (Маклаков А.Г.,2002).

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательно, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Положительное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случаев способствует формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одного из факторов, обусловливающих затруднения в социально - психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств. В этой ситуации мечта может выступать в виде своеобразной психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определённой нейтрализации негативного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека (Рубинштейн С.Л., 2001).

Итак, в этой части работы нами были рассмотрены виды воображения, ведь ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в её структуре. Так, например, если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком развитии личности.

4.Развитие воображения в дошкольном детстве

Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется у человека в течение всей его жизни, и принадлежит к числу главных психических новообразований дошкольного детства.

Как показывают исследования Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной и музыкально - исполнительской деятельности, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми (Кудрявцев В.Т., 2001).

Уже трёхлетний ребёнок садится на палку и говорит, что он «едет на лошадке», сопровождая свои слова прыжками и взмахами руки, «подстёгивающими лошадку». Происходит воображаемая езда. В этом же возрасте  дети   с  удовольствием   слушают  сказки,   переживают  различные описываемые события, задают массу «уточняющих» вопросов и сами же дополняют содержание сказки (Кузин В.С.,1974).

Весьма распространено мнение, что воображение ребёнка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребёнок вообще живёт наполовину в мире фантазий. Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу или богатство детского воображения. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало и у некоторых специалистов-психологов (Выготский Л.С.,1991).

Однако уже в 30-е гг. крупнейший советский психолог Л.С.Выготский показал, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им определённого опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребёнка богаче воображения взрослого (Мухина В.С, 2000).

Просто иногда, не имея достаточного опыта, ребёнок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся нам неожиданными и оригинальными. Эти фантастические объяснения различных явлений свидетельствуют о слабости детской фантазии, о недостаточном знании окружающего мира, неумении правильно объяснить наблюдаемое. Этим же объясняется то, что образы воображения у дошкольников очень неустойчивы. Начиная строить из кубиков домик, ребёнок после двух-трёх кубиков превращает своё построение из кубиков в паровоз, а ещё через некоторое время — в пароход. Один предмет легко превращается в мысленной комбинации ребёнка в другой, наделяясь самыми разнообразными качествами (Кузин В.С.,1974).

Множество таких примеров можно найти в книге К.И.Чуковского «От двух до пяти»: «Понимаешь, у меня два Юры. Ну, вот я и двоюродная сестра», «Под кроватью живут Мышкины птенчики», «Что ли ножик - вилкин муж?» (Дьяченко О.М., 1986).

Но если поставить перед ребёнком специальную задачу что-нибудь сочинить, то многие дети теряются или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только немногие из них могут выполнить задание творчески. Вот почему воображение необходимо развивать, и наиболее чувствительный возраст для развития воображения - это дошкольное детство (Выготский Л.С.,1991).

О появлении воображения у ребёнка можно говорить тогда, когда он начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам. Именно в этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре. Вот малыш «кормит» палочкой - ложкой куклу, вот укладывает «спать» медвежонка в коробку - кроватку, вот моет руку камушком - мылом. Во всех этих ситуациях ребёнок действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Этот феномен был назван психологами замещением.

Наблюдая поведение детей в игре, некоторые психологи считали, что вы игре проявляется воображение ребёнка. Однако если приглядеться к этому более пристально, то становится ясно, что в игре происходит развитие воображения на самых разных этапах. Действительно, сначала ребёнок только действует с одними предметами, представляя на их месте другие, затем он начинает называть эти предметы так, как требует этого игровая ситуация, обыгрывая их самыми разными способами. Малыш садится на стул и заявляет: «Сейчас мы полетим на север, одевайтесь теплее» - и закутывает своих кукол - пассажиров. Затем этот же стул превращается в машину, метро (Мухина В.С., 2000).

Можно наблюдать, что воображение младшего дошкольника (3-4 года) ещё как бы приковано к предмету. Он начинает игру на основе тех предметов, которые он может обыграть. Если на его пути попадаются камушки, шишки, то наверняка начнётся игра в приготовление «обеда». Поскольку воображение малыша связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие его может осуществляться через это обыгрывание (Кулагина И.Ю.,1997).

Необходимо уделять большое внимание тому, что ребёнок мог видеть самые разнообразные способы использования одних и тех же предметов. Ведь очень часто, к сожалению, бывает так, что ребёнок усваивает один из увиденных игровых шаблонов и дальше применяет только его. Он укладывает «спать» куклу только в определенную коробочку, «котлетками» у него могут быть только камушки определённой величины и формы, «лошадкой» - только половая щётка. Такое раннее действие по шаблону, сразу же ограничивает фантазию ребёнка, и если на это не обратить внимание, может тормозить развитие его воображения в дальнейшем (Мухина В.С., 2000).

Д.Б.Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребёнок получит возможность более интересно играть, развивая своё воображение (Эльконин Д.Б.,1960).

В пользу того, что воображение, главным образом, не проявляется, а появляется в игре, говорит и тот факт, что вне игры воображение ребёнка ещё предельно бедно и скованно. Словесное творчество у малышей ещё не развито: в лучшем случае, они могут представить себе, что происходит в сказке, и иногда дополнить её по-своему. Постройки и рисунки детей младшего возраста ещё очень бедны и однообразны, если, конечно, с детьми не проводятся специальные занятия (Мухина В.С., 2000).

Слабость воображения детей дошкольного возраста проявляется и в том, что ребёнок ещё не умеет планировать свою деятельность, не умеет целенаправленно вести работу. Приступая к рисованию, лепке, игре, дети дошкольного возраста часто не представляют себе до конца задуманного, не имеют ясного замысла рисунка, игры. И лишь в процессе рисования, лепки, игры, под влиянием результатов их деятельности замысел уточняется и конкретизируется. Причём нередко новая комбинация линий, кусков пластилина, глины, новая расстановка игрушек в норме меняет замысел. Вот как описывает процесс рисований ребёнка Е.И.Игнатьев: «Ребёнок решил нарисовать кошку. Он нанёс на лист бумаги несколько штрихов, которые вызвали у него ассоциацию с башней, стал рисовать эту башню, нанёс на рисунок ещё несколько прямоугольников и тут же заявил: «Холоший дом». Далее Е.И. Игнатьев подчеркивает, что такие изменения замысла на начальном этапе детского воображения являются не исключением, а, скорее, правилом и объясняются тем, что восприятие случайной комбинации линий своего рисунка, вызвавшей определённую предметную ассоциацию, способно изменить у ребёнка неустойчивый замысел изображения.

Воображение у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) более организовано и целенаправленно. Это связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Игра, рисование, конструктивно-строительная деятельность - эффективные средства развития воображения детей. Участвуя в игре, ребёнок принимает на себя определённую роль в действительности. И рисуя, старший дошкольник упорно старается довести до конца задуманную « картину». Даже если не получается, ребёнок не бросает свой замысел, а берёт новый лист бумаги и начинает снова рисовать (Кузин В.С.,1974).

Важным моментом является то, что воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определённый путь развития. В своих исследования О.М.Дьяченко показала, что детское воображение в своём развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из пассивного становится активным, постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причём основным орудием овладения им со стороны ребёнка является наглядный образец, с которым сравнивается сенсорный образец при его построении (Дьяченко О.М., 1986).

Начинать воспитывать фантазию, на первый взгляд, было бы естественно с непосредственного введения детей в «мир искусства». Однако, пока у ребёнка старше четырёх лет не сложится необходимый опыт сюжетно-ролевой игры, внутри которой воображение формируется в своей «массовидной» форме, такое введение едва ли будет полноценным. Так же и при дефиците игры: посещения художественных занятий в дошкольном учреждении, разнообразных кружков, не только не даст желаемых развивающих эффектов, но и может превратиться в квазиучебную муштру (Кудрявцев В.Т., 2001).

Особенностью воображения ребёнка дошкольного возраста является то, что оно структурируется вокруг двух сфер - игры как инструментально-деятельностного начала и взаимоотношений в семье как эмоционально-оценочного. Сфера контактирования со сверстниками в этот период оказывает влияние на формирование фантазии лишь косвенно.

Фантазии в дошкольном возрасте, принимая форму фантастических игр, продолжают игры реальные. Поэтому пережитые в реальности сцены насилия переносятся не только на игру, но и на фантазию, которая также помогает снять возникшее напряжение. В фантазиях, как и в игре, ребёнок старается компенсировать свои агрессивные импульсы, реконструируя ситуацию таким образом, чтобы она не вызывала травмирующего эффекта (Завражин С.А.,1993).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что начало развития детского воображения связывается с переходом от раннего к дошкольному, то есть в период времени от 3 до 7 лет, когда ребёнок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы вроли других. Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных способов и приёмов.

5. Творческое воображение и его характеристики в дошкольном

возрасте

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребёнка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особым образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребёнок. В данном случае, рассмотрим творческое воображение в дошкольном детстве (Выготский Л.С.,1991).

Для развития фантазии и творчества в дошкольном детстве служит предоставляющая широчайшие возможности сюжетно-ролевая игра. В ней ребёнок не только представляет вместо одного предмета другой, но и себя он видит то доктором, то волшебником. Выполнение роли в игре требует от ребёнка сложнейшей деятельности воображения: необходимо хорошо представлять себе, что должен его делать «герой» в данную минуту, планировать его дальнейшие действия, исходя из сложившейся ситуации направлять развитие общей игры в целом. Сюжетная игра захватывает ребёнка. Она создаёт тот эмоциональный настрой, который необходим для творчества. Поэтому важно, чтобы игры дошкольника были достаточно разнообразны и чтобы значительное место в его игровой деятельности занимали творческие игры, когда дети сами организуют, планируют и направляют (Мухина В.С., 2000).

Сюжетно-ролевая игра подводит ребёнка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека - к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений (Кулагина И.Ю.,1997).

Примеры постепенного перехода игры во внутренний план, превращение её в образы воображения приводят многие психологи. Психолог В.С.Мухина так описывает этот процесс, наблюдая его у своего шестилетнего сына: «Кирилка расставляет на тахте вокруг себя игрушки. Ложится среди них. Тихо лежит около часа. «Что ты делаешь? Ты заболел?» - «Нет. Я играю». - «Как же ты играешь?» - «Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит».

Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, который происходит в результате развития игры, ведёт к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения, первые стишки, сказки. Дети с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочинённое взрослым. Но если повнимательнее присмотримся к продуктам детского словесного творчества, то почти всегда найдём в них близость к хорошо известным детям сказкам и историям (Мухина В.С., 2000).

Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение. Примером может служить сказка, составленная Настей С. (4года 8 месяцев): «В лес прикатился Колобок. Там он встретил Зайца, Волка, Медведя и Лису. И все хотели его съесть, а он такой умненький был и от всех укатился. И катался по лесу и песенку свою распевал. А потом дождик пошёл сильный. И Колобок покатился к дедушке и бабушке обратно. Дома-то тепло было. А они обрадовались, стали Колобка встречать, накормили, напоили и уложили спать в печку» (Урунтаева Г.А., 1996).

Существуют некоторые особенности воображения, которые проявляются во всех деятельностях: в литературном творчестве, в изобразительной деятельности, в игре. Основными такими особенностями являются подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного, избитого решения, создать новое, оригинальное произведение, придумывать разные варианты одной и той же темы. Именно эти общие особенности, а не только конкретные знания и умения и определяют часто уровень творческого воображения ребёнка, который проявляется во всех сферах его жизни (Дьяченко О.М., 1986).

Наряду с переходом деятельности воображения во внутренний план у старшего дошкольника появляется ещё одна очень важная способность: подчинить своё воображение определённому замыслу, следовать заранее намеченному плану.

Эта особенность развития воображения играет совершенно исключительную роль, т.к. именно благодаря ей появляется возможность создавать свои первые законченные произведения. Мы уже видели, что у младшего дошкольника воображение идёт за предметом и всё, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер.

С появлением у старшего дошкольника способности действовать по заранее продуманному плану, по замыслу, очень важно помогать ребёнку не просто фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать, пусть небольшие и несложные, но самостоятельные произведения - рисунки, аппликации, выдуманные истории (Урунтаева Г.А., 1996).

Все творческие проявления ребёнка следует поощрять, постепенно прививая ему некоторую критичность по отношению к продуктам своего творчества. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребёнку направлять своё воображение на создание законченных   и   оригинальных   произведений.   Ведь   иногда   бывает,   что

отдельные проявления фантазии у ребёнка постепенно угасают, не встречая активной поддержки со стороны взрослого. Часто то, что создаёт ребёнок, кажется нам неинтересным, неоригинальным, и мы высказываем своё скептическое отношение к его творчеству. Во многих случаях это бывает справедливо по некоторым объективным показателям, но это справедливо по отношению к возможностям детского воображения (Мухина В.С., 2000).

Всё перечисленное выше свидетельствует о том, что нужно всячески поощрять творческие проявления ребёнка, помогать развивать ему направленное, продуктивное воображение, которое оформляется в его произведениях. И это особенно важно в дошкольном возрасте, потому что именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Школа предъявляет требования к памяти, мышлению, и нередко воображение ребёнка, не получив должного развития в дошкольном детстве, постепенно тускнеет и далеко не всегда проявляется в старшем возрасте. В тех же случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребёнке, воображение его может дать чудесные плоды.

Список литературы

1.        Васильева Н.Л.,  Афанасьева Е.И.  Развивающие игра как  средство психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении. - Мир психологии. - 1998. - №4. - С.82-95.

2.        Введение в психологию. Под ред. проф.А.В. Петровского. - М.1996. – 496с.

3.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.,1991.-93с.

4.        Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1998. - 272с.
5.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.,1986. -94с.

  1. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста. — Вопросы психологии. — 1980. - №2.-С.107-114.
  2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.,1984.-128с.

8.        Завражин  С.А.  Агрессивные  фантазии в  детском  и  подростковом возрасте. - Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.43-49.

9.        Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие (Статья I). - Психологический журнал. - 2001. - №5. - С.57-68.

10.        Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие (Статья II). — Психологический журнал. - 2001. - №6. - С.67-75.

11.Кузин В.С. Психология. - М.,1974. - 280с.

12.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.,1997. - 176с.

И.Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации. - Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С.20-27.

14.Лосева В. Влияние репрезентативной системы на развитие творческого воображения дошкольников. - Прикладная психология и психоанализ. - 2001. -№4.-С.47-53.

15. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.,2002. - 538с.

16.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.,200. - 456с.

  1. Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения    детей раннего возраста. - Вопросы психологии. - 1994. - №5. - С. 12-20.
  2. Познавательные  процессы   и  способности  в  обучении.   Под  ред. Шадрикова. - М., 1990.-С.80-100.
  3. Розин. Что такое воображение? - Мир психологии. - 2002. - №1. - С.238-247.

2О. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.,2001. - 720с.

21.        Сапогова   Е.Е.   Операции   моделирования   как   условие   развития воображения дошкольников. - Вопросы психологии. - 1993. - №3, - С.24-31.

22.        Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, - М.,1996. - 336с.
23.Чеснокова О.Б., Яремчук М.В. Феномен «воображаемого партнёра» в детском возрасте. - Вопросы психологии. - 2002. - №2.

-С. 14-27.

24.Шахраева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. - М.,2001.-368с.

25.Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет). - М.,1960. - 328с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем  личность ребенка....

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...