Мама, папа, ЦИПР и я - вместе дружная семья
статья по теме
Статья содержит бесценные крупицы опыта работы с родителями Центра Игровой Поддержки Ребенка. Представлен алгоритм работы с родителями в течение учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mama_papa_cipr_i_ya_-_vmeste_druzhnaya_semya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мама, папа, ЦИПР и Я – вместе дружная семья
Из опыта работы с родителями
Педагог-психолог Резничук Л.В.
Музыкальный руководитель Самборская С.Г.
Центр Игровой Поддержки Ребенка – уникальная форма организации дошкольного образования для современных родителей, радеющих о своих детях. Воспитание ребенка раннего возраста в рамках семьи – это природосообразный подход, позволяющий создать наиболее благоприятные условия для гармоничного психоэмоционального состояния ребенка. Однако не все современные родители, не смотря на многообразие возможностей получения информации о воспитании и развитии ребенка, имеют четко выработанную и осознаваемую концепцию становления маленького человека. Именно поэтому ЦИПР – это возможность:
- получения компетентной помощи по сложным вопросам воспитания и развития;
- наблюдения за детьми в рамках целенаправленно созданного социального взаимодействия со сверстниками;
- обмена, пусть небольшим, но уже опытом воспитания ребенка;
- получения необходимых родителям педагогических умений и навыков.
Цель ЦИПРа: организация психолого-педагогического сопровождения процесса развития детей раннего возраста в рамках семьи и дошкольного образовательного учреждения; подготовка ребенка к последующему поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Задачи работы с родителями:
- Выявление актуального уровня развития ребенка, определение основных индивидуально-типологических особенностей ребенка;
- Выстраивание индивидуального педагогического маршрута для каждого ребенка;
- Обучение родителей способам взаимодействия с ребенком в сложных для родителей ситуациях;
- Содействие в ранней социализации детей в рамках совместной деятельности (родитель – ребенок, социальный взрослый – ребенок, ребенок – ребенок);
- Актуализация и развитие педагогических способностей родителей.
Содержание и способы работы с родителями ЦИПРа имеют свою специфику. В первую очередь это зависит от анализа контингента родителей. Опираясь на наш опыт, мы можем вычленить группы родителей:
- родители, которые целенаправленно осуществляют мониторинг учреждений, оказывающих образовательные услуги, с целью выявления наиболее «подходящего» для удовлетворения образовательных потребностей родителей;
- родители, которые работают «от земли», осуществляют сбор информации «из первых рук», в песочницах, ожидая сразу определить «слабые места» и «сильные стороны» образовательного учреждения;
- родители, которые уже имеют положительный опыт взаимодействия с образовательным учреждением и приводят своих последующих детей к конкретным специалистам;
- родители – счастливчики, которым крупно повезло попасть в ЦИПР.
Безусловно, данный несколько фривольный подход к классификации родителей, не претендует на научную основательность, но, имея некоторое представление о семье, проще строить с ней деловые, продуктивные отношения, наладить первый контакт, завоевать вотум доверия.
Рассмотрим некоторый алгоритм взаимодействия с родителями, который приносит нам неплохие результаты.
На первом этапе, назовем его «Знакомство», важно сформировать у родителей позитивное эмоциональное отношение к детскому саду и получить максимум первичной информации о ребенке. Достигаются данные цели следующими путями:
- Первая встреча – родительское собрание, которое проводится до начала занятий ЦИПРа. Цель – завоевать доверие, вызвать искренний интерес, проинформировать о предстоящей совместной деятельности. На нем необходимо продемонстрировать полнейшую прозрачность работы специалистов. Это достигается открытостью информации об уровне образования, компетенции педагогов, работающих с детьми. Желательно познакомить родителей с видеоматериалами, предоставить фотовыставку, галерею работ «выпускников», пригласить родителей, прошедших «школу» ЦИПРа.
- Родительская конференция – пилотное занятие только для родителей. Цель – познакомить родителей с методами работы специалистов путем погружения. Родительская конференция начинается с коммуникативного тренинга, подразумевающего знакомство и первичное сплочение родителей ЦИПРа, тренинг проводит педагог-психолог. Знакомство необходимо не только для формирования представлений о контингенте родителей, но и для выявления активных, глубоко заинтересованных, родителей, которые впоследствии смогут организовать родительский комитет и жизнь родительского сообщества ЦИПРа. Затем каждый специалист приглашает родителей на свою творческую площадку и предлагает прожить «День ребенка». Это безусловно психоэмоционально затратное мероприятие для команды специалистов ЦИПРа, но оно сторицей окупится в дальнейшей работе.
- Первое занятие – родители, получив первый положительный опыт взаимодействия со специалистами ЦИПРа, как правило, с доверием и желанием включаются в деятельность. Цель – закрепить радостное настроение детей и родителей, создать камерную обстановку взаимодействия. Алгоритм проведения системы занятий на протяжении всего учебного года неизменен – это важнейшее условие формирования условных рефлексов ребенка. Занятие проводится в рамках программы, но максимально мягко, без принуждения, с учетом особенностей поведения ребенка.
- Сбор первичной информации о ребенке и его семье – первичная индивидуальная беседа педагога-психолога с каждым родителем. Цель – сбор информации об индивидуально-типологических особенностях ребенка, о специфике семейной атмосферы. Примерная схема беседы: точный возраст ребенка на день беседы (важно для ознакомления родителей с основными показателями нервно-психического развития ребенка); особенности протекания родов; каким по счету ребенок родился в семье; возраст родителей; какие жизненные перспективы родители видят для ребенка. Обязательно после предварительной беседы родители приглашаются для индивидуальной консультации с педагогом-психологом.
Продолжительность данного этапа приблизительно полтора месяца, этот срок позволяет реализовать поставленные цели в наибольшем объеме.
На втором этапе, который можно условно назвать «Творческая гостиная», важно получить эффект взаимодействия единомышленников, соратников, стремящихся к общим целям. Для реализации данных задач можно применять следующие способы:
- Включение родителей в творческий процесс социального взаимодействия – мы стараемся относиться к родителям, как к взрослым нашим воспитанникам, опираясь на «зону ближайшего развития» родительских способностей. Цель – вывести родителей из пространства симбиотической связи с ребенком на уровень личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Родители детей раннего возраста в воспитании своих детей делают основной упор на уход за ним и поддержание здоровья ребенка. Безусловно – это фундамент становления, но нельзя сбрасывать со счетов личностный рост и развитие. Показывая возможности ребенка в процессе социального взаимодействия со сверстниками и социальным взрослым, мы стараемся открыть для родителей новые грани их дитя. Достигается данный эффект построением системы партнерских отношений социальный взрослый – ребенок по принципу ориентации на достигнутый уровень развития.
- Включение родителей в творческий процесс создания оптимальных условий для развития ребенка – родители не наблюдатели работы специалистов ЦИПРа с детьми, а активные участники данного процесса. Цель – сформировать умение родителей организовать самостоятельную деятельность детей. Включить родителей в процесс активной деятельности с детьми в зоне игротеки (дидактические игры и игрушки; двигательные игрушки; зона сюжетно-отобразительной игры; зона развития сенсорики и мелкой моторики; зона театрализации и драматизации; зона изобразительной деятельности и конструирования и др.). Это расширит представления родителей о необходимом для развития ребенка наборе игрового оборудования, о способах действия с ним, об умении налаживать с ребенком деятельностное взаимодействие.
- Волонтерская деятельность родителей – включение родителей в построение системы жизнеобеспечения работы ЦИПРа. Цель – показать трудоемкость и сложность внутренней подготовительной работы для обеспечения ЦИПРа. Только вложив силы, время, душу в дело, можно оценить по достоинству результат. Родители – это активные сотворцы в изготовлении декораций для театрализованной деятельности, атрибутов для организации игровой деятельности (изготовление игрушек, игрушечной одежды своими руками, пошив и вязание игровых материалов), оформлении зала к праздникам и досугам. Если по началу большинство родителей испытывают ложную скромность и смущение в раскрытии собственных талантов, то, получив одобрение со стороны «коллег» родителей, со стороны команды ЦИПРа, как правило, впоследствии инициатива и предложения исходят от самих родителей.
- Психологическое просвещение и консультирование родителей – освещение педагогом-психологом актуальных вопросов психического развития детей. Цель – расширение и углубление представлений родителей об особенностях психического развития детей раннего возраста, помощь в разрешении сложных ситуаций воспитания и развития детей. Педагог-психолог в течение учебного года проводит 3 – 4 групповых занятия в виде семинаров – практикумов, круглых столов для всех родителей ЦИПРа; 4 – 5 подгрупповых занятий, на которых объединяются родители с идентичными сложностями; 2 – 3 индивидуальных консультации для каждого родителя по запросу педагога – психолога, самого родителя, по наблюдениям за проявлениями поведенческих реакций ребенка.
- Привлечение родителей к выстраиванию индивидуального подхода к ребенку – на основе сбора информации от родителей, наблюдения за поведением ребенка, диагностических заданий для ребенка составляется карта комплексного обследования ребенка. Цель – определить индивидуально-типологические особенности ребенка для выстраивания индивидуального педагогического маршрута. Специфика работы с детьми ЦИПРа заключается в широком использовании личностно – ориентированного подхода в построении системы развивающих занятий с детьми. Именно поэтому мы считаем важным привлекать родителей к образовательному процессу, формируя у них понимание необходимости вариативных развивающих заданий для ребенка. Это задания, в которых: можно выбрать уровень сложности самому ребенку (например, конструирование постройки – выбор схемы); предложить вариант иного способа выполнения деятельности (например, кто-то рисует пальчиковыми красками по образцу, кто-то тот же образец заполняет с помощью налепов из пластилина); ребенка можно увлечь заданиями в иной развивающей зоне (например, в зоне дидактических игрушек). Но! Наша задача и задача родителей состоит, прежде всего, в том, чтобы увлечь ребенка той деятельностью, которую предлагает педагог. Как правило, это нам успешно удается. Родителей необходимо убедить в том, что пример их деятельности является наиболее авторитетным и привлекательным для ребенка. Поэтому мы стремимся к тому, что родители практически всегда выполняют предложенную педагогом деятельность, если она выполняется с неподдельным интересом и увлеченностью, то ребенок заражается желанием быть успешным в деятельности по механизму подражания. Стабильность алгоритма выстраивания деятельности формирует динамический стереотип в поведении ребенка, что способствует формированию стабильно позитивного психоэмоционального состояния ребенка.
Продолжительность данного этапа восемь месяцев. Главным фактором успешности данного этапа является систематический подход к посещению занятий ЦИПРа.
Заключительным этапом можно считать итоговый обмен педагогическими наработками между родителями «Эстафета мастерства», для реализации данного этапа применяется:
- Проектная деятельность родителей – семейный проект «Кем станет наш ребенок» (тематика вариативна). Цель – привлечь внимание родителей к размышлениям о будущей реализации ребенка и к способам достижения этих намерений. Проектная деятельность трудоемка на этапе мотивирования родителей, но результаты радуют и вдохновляют всех. Выставка проектов – это настоящий праздник.
- Совместные праздники ЦИПРа – мы практикуем уже отработанный алгоритм тематических годовых праздников. Цель – сплачивание сообщества родителей ЦИПРа; демонстрация талантов детей и родителей. Праздники проводятся со всем ЦИПРом одновременно – это дает возможность проживать достигнутый успех другого как свой.
Предложенный алгоритм построения системы взаимодействия с родителями не является жестким, блоки и задания могут меняться в соответствии с программой работы ЦИПРа. Основными факторами эффективной реализации системы взаимодействия с родителями является активная личностная позиция специалистов ЦИПРа; их профессиональная компетентность; психологическая совместимость команды специалистов; сильная методическая служба дошкольного образовательного учреждения; грамотный, современный руководитель, который сумел организовать всю эту нелегкую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мама,папа,спорт и я - Вместе дружная семья"
Приобщение семьи к здорому образу жизни...
«Мама, папа, спорт и я – очень дружная семья!»
спортивное мероприятие в подготовительной группе «Мама, папа, спорт и я – очень дружная семья!»...
Папа лучший, мама супер и конечно я - вместе дружная семья
. Целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно ...
Сценарий развлечения для детей 4-5 лет "Мама, папа и я - весёлая и дружная семья!"
Основные задачи этого развлечения:привлечь внимание детей и родителей к семье, показать её ценность для каждого человека;формировать традиции проведения семейного досуга;доставить детям, родителям и г...
Мама, папа и я- все мы дружная семья!
Занятие для детей о семье и близких людях...
Сценарий праздника «Папа, мамочка и я – вместе дружная семья» для детей старшего дошкольного возраста
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно- нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет в...