методы семейной диагностики в повседневной жизни
методическая разработка по теме
консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_semeynoy_diagnostiki_v_povsednevnoy_rabote_vospitatelya.doc | 687.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение
"Методы семейной диагностики в
повседневной работе воспитателя".
Воспитатель:
Аржаных В.М.
г. Липецк –2008г.
Методическая помощь педагогам в установлении контактов с родителями состоит из нескольких этапов: это диагностика, планирование, консультирование и контроль. Рассмотрим этап диагностики:
Диагностика строится в двух направлениях: выявление особенностей воспитания ребёнка в семье и работы воспитателя с семьёй. Для изучения семейного воспитания педагог прибегает к наблюдению, беседе с родителями и детьми. Хорошо использовать различные методы в комплексе.
Наблюдение – доступный метод, это прямая регистрация событий очевидцем; следует определить его цель. Полученные данные фиксируются в протоколе: например, дата, время наблюдения, регистрация содержания общения родителей с ребёнком. В наблюдении, которое проводится с научными или диагностическими целями, вмешательство недопустимо. Можно пользоваться кодовыми словами или обозначениями, которые заносятся в блокнот. Если у педагога хорошая память, то запись можно вести в конце дня. При помощи наблюдения можно отметить такие, например, факты: как встречаются родители и дети вечером, как проявляются их эмоции, о чём они говорят. Рекомендуется понаблюдать, как родители проявляют интерес к наглядному материалу. При наблюдении рекомендуется следить за тем, чтобы описание событий не смешивались с их интерпретацией.
Анкетирование – незаменимый способ получения информации. Анкета предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа. Какова бы ни была тема опроса, необходимо получить сведения, которые на социологическом языке называются «паспортичка» - она приводится в заключительной части анкеты. Например, отец или мать заполняют анкету: возраст, образование семейное положение. Анкетные вопросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Человек, отвечающий на вопросы анкеты, называется «респондент». Различают открытые вопросы, когда респондент высказывается в свободной форме. Они более сложны в обработке. В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены.помимо открытых и закрытых вопросов есть и полузакрытые вопросы, или комбинированные, которые предполагают свободный ответ на поставленный вопрос. Если соответствующего ответа нет, то респонденту предлагают его дописать. Анкета начинается с ведения, где следует подчеркнуть активную позицию самого респондента, в данном случае родителя. Не нужно писать: «нас интересует то-то и то-то», поскольку такой оборот вызовет неприязнь, а лучше сказать: «ваши искренние и полные ответы помогут нам изучить проблему и оказать вам действенную помощь». Вступительные вопросы выполняют функцию – заинтересовать респондента и облегчить ему вхождение в работу. Открытые вопросы помещают в середине анкеты, а заключительные должны быть относительно нетрудными. Наиболее острые или интересные вопросы помещают в последней трети листа. В конце анкеты выражается благодарность. Посредством анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, допускаемые трудности и ошибки.
Беседа – это форма и метод изучения семейного воспитания. Важнейший её принцип – двусторонняя активность беседующих. Педагог придаёт беседе целенаправленность, задаёт тон, его задача – вызвать родителя на откровенный разговор. Должна быть ясна цель беседы, определены основные вопросы, которые следует обсудить. Через беседы можно выявить как положительный опыт родителей, так и типичные их трудности и ошибки, тревоги; родители, как правило, приводят свои примеры воспитания детей, задают вопросы. Беседы можно проводить и со старшими детьми, например, на тему организации выходного дня в семье.
Дневник – по желанию родителям предлагается вести дневники, в которых отражаются важные стороны семейной жизни. Они ценны тем, что в них отражаются систематические наблюдения, непроизвольные высказывания. Это – дополнительный источник информации, который обогатит знания педагогов о родителях, как воспитателях.
К методу выявления ценностных ориентаций родителей в области воспитания относится домашнее задание в форме сочинения на тему «Мой ребёнок». Родителям предлагается план, например, что их радует, что огорчает в ребёнке, каков ребёнок в игре, труде, каковы его отношения со сверстниками и т. д. Рекомендуется не ограничиваться планом, а изложить всё, что хотят сказать родители о своём ребёнке.
Учебный год для воспитателя начинается с традиционного знакомства с семьями детей. Е. П. Арнаутова рекомендует выяснять следующие факторы:
- жилищные условия семей;
- возраст, образование матери и отца ребёнка;
- супружеский опыт;
- состав семьи.
Полученные данные записываются и учитываются в планировании работы с семьёй. В последующем знания о семье воспитанника помогут в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В общении с родителями недопустим формализм, например, ведение записи в их присутствии. Эта сфера деятельности педагога требует от него проявления особого такта и вежливости.
Один из методов семейной диагностики: рисуночная методика, интерпретация которой позволяет увидеть достаточно чёткую картину отношений к ребёнку в семье. Через рисунок ребёнок самовыражается быстрее, так как он не знает назначения этого задания, не догадывается о его информативности, а для исследователя это возможность увидеть достоверную картину взаимоотношений ребёнка и родителей. Цель исследования: проанализировать состояние семьи ребёнка как системы социального развития. В ходе исследования решаются следующие информационно-исследовательские задачи:
- выясняется эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к окружающему миру;
- рассматриваются отношения членов семьи между собой, их отношение к ребёнку.
Автопортрет
Большие глаза | Обозначают подозрительность и гиперчувствительность к общественному мнению |
Рот как у клоуна | Вынужденная приветливость |
Рот «украшен» зубами | Неприкрытая агрессия |
Соединённые руки | Скованность, замкнутость |
Рука как боксёрская перчатка | Вытесненная агрессия |
Пальцев на руке больше пяти | Агрессия и амбициозность |
Дом-дерево-человек
Дерево занимает на рисунке значительное место | Обозначает огромную энергию и позитивный подход к жизни |
Ветки направлены вниз | Показатель депрессии и замкнутости, нерешённых проблем |
Дом, в котором есть дверь | Откровенность, общительность ребёнка, зависимость его от других |
Маленькие двери | Нежелание впускать в своё «я» |
Отсутствие двери | Психологическая недоступность, замкнутость |
Дом нарисован вдали | Отверженность |
Тонкая струйка дыма из трубы | Признак недостатка эмоциональной теплоты в доме |
Наличие окон | Стремление к хорошим контактам с людьми |
Окна большие | Признак развязности |
Несуществующее животное
Рисунок расположен в нижней части листа | Обозначает, что ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен |
Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы | Агрессивность (спонтанная или защитная) |
Хвосты, направленные вверх | Ребёнок положительно оценивает свои действия |
Панцирь, щит | Линия защиты |
Сильный нажим линий | Тревога |
Моя семья
По высоте расположения фигур на листе | Доминирует отец, Доминирует мать, Равное положение, Доминирует ребёнок |
В зависимости от выбора цвета (яркости, насыщенности) можно судить об отношениях родителей с ребёнком | Кто изображён в более светлых тонах, с тем лучше строятся отношения. Если все в светлых, ярких тонах – гармоничные отношения. |
Используя приведённые методы в комплексе, педагоги будут создавать адекватную картину семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей "Методы и приемы укрепления органов дыхания в повседневной жизни"
У маленьких детей дыхательный центр недоразвит, а нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, в связи с чем тонус общей мускулатуры бронхов может меняться, что ведет к изменению прос...
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».
Развитие фантазии, творчества, мышления и коммуникативных умений с помощью технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ).Из опыта работы....
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
Мастер - класс - «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконеч...