методы семейной диагностики в повседневной жизни
методическая разработка по теме

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

"Методы семейной диагностики в

повседневной работе воспитателя".

                                                               

Воспитатель:

                                                               Аржаных В.М.

г. Липецк –2008г.

  Методическая помощь педагогам в установлении контактов с родителями состоит из нескольких этапов: это диагностика, планирование, консультирование и контроль. Рассмотрим этап диагностики:

            Диагностика строится в двух направлениях: выявление особенностей воспитания ребёнка в семье и работы воспитателя с семьёй. Для изучения семейного воспитания педагог прибегает к наблюдению, беседе с родителями и детьми. Хорошо использовать различные методы в комплексе.

          Наблюдение – доступный метод, это прямая регистрация событий очевидцем; следует определить его цель. Полученные данные фиксируются в протоколе: например, дата, время наблюдения, регистрация содержания общения родителей с ребёнком. В наблюдении, которое проводится с научными или диагностическими целями, вмешательство недопустимо. Можно пользоваться кодовыми словами или обозначениями, которые заносятся в блокнот. Если у педагога хорошая память, то запись можно вести в конце дня. При помощи наблюдения можно отметить такие, например,  факты: как встречаются родители и дети вечером, как проявляются их эмоции, о чём они говорят. Рекомендуется понаблюдать, как родители проявляют интерес к наглядному материалу. При наблюдении рекомендуется следить за тем, чтобы описание событий не смешивались с их интерпретацией.

          Анкетирование – незаменимый способ получения информации. Анкета предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответа. Какова бы ни была тема опроса, необходимо получить сведения, которые на социологическом языке называются «паспортичка» - она приводится в заключительной части анкеты. Например, отец или мать заполняют анкету: возраст, образование семейное положение. Анкетные вопросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Человек, отвечающий на вопросы анкеты, называется «респондент». Различают открытые вопросы, когда респондент высказывается в свободной форме. Они более сложны в обработке. В закрытом вопросе все варианты ответов заранее предусмотрены.помимо открытых и закрытых вопросов есть и полузакрытые вопросы, или комбинированные, которые предполагают свободный ответ на поставленный вопрос. Если соответствующего ответа нет, то респонденту предлагают его дописать. Анкета начинается с ведения, где следует подчеркнуть активную позицию самого респондента, в данном случае родителя. Не нужно писать: «нас интересует то-то и то-то», поскольку такой оборот вызовет неприязнь, а лучше сказать: «ваши искренние и полные ответы помогут нам изучить проблему и оказать вам действенную помощь». Вступительные вопросы выполняют функцию – заинтересовать респондента и облегчить ему вхождение в работу. Открытые вопросы помещают в середине анкеты, а заключительные должны быть относительно нетрудными. Наиболее острые или интересные вопросы помещают в последней трети листа. В конце анкеты выражается благодарность. Посредством анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, допускаемые трудности и ошибки.

         Беседа – это форма и метод изучения семейного воспитания. Важнейший её принцип – двусторонняя активность беседующих. Педагог придаёт беседе целенаправленность, задаёт тон, его задача – вызвать родителя на откровенный разговор. Должна быть ясна цель беседы, определены основные вопросы, которые следует обсудить. Через беседы можно выявить как положительный опыт родителей, так и типичные их трудности и ошибки, тревоги; родители, как правило, приводят свои примеры воспитания детей, задают вопросы. Беседы можно проводить и со старшими детьми, например, на тему организации выходного дня в семье.

       Дневник – по желанию родителям предлагается вести дневники, в которых отражаются важные стороны семейной жизни. Они ценны тем, что в них отражаются систематические наблюдения, непроизвольные высказывания. Это – дополнительный источник информации, который обогатит знания педагогов о родителях, как воспитателях.

К методу выявления ценностных ориентаций родителей в области воспитания относится домашнее задание в форме сочинения на тему «Мой ребёнок». Родителям предлагается план, например, что их радует, что огорчает в ребёнке, каков ребёнок в игре, труде, каковы его отношения со сверстниками и т. д. Рекомендуется не ограничиваться планом, а изложить всё, что хотят сказать родители о своём ребёнке.

          Учебный год для воспитателя начинается с традиционного знакомства с семьями детей. Е. П. Арнаутова рекомендует выяснять следующие факторы:

- жилищные условия семей;

- возраст, образование матери и отца ребёнка;

- супружеский опыт;

- состав семьи.

Полученные данные записываются и учитываются в планировании работы с семьёй. В последующем знания о семье воспитанника помогут в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В общении с родителями недопустим формализм, например, ведение записи в их присутствии. Эта сфера деятельности педагога требует от него проявления особого такта и вежливости.

            Один из методов семейной диагностики: рисуночная методика, интерпретация которой позволяет увидеть достаточно чёткую картину отношений к ребёнку в семье. Через рисунок ребёнок самовыражается быстрее, так как он не знает назначения этого задания, не догадывается о его информативности, а для исследователя это возможность увидеть достоверную картину взаимоотношений ребёнка и родителей. Цель исследования: проанализировать состояние семьи ребёнка как системы социального развития. В ходе исследования решаются следующие   информационно-исследовательские задачи:

- выясняется эмоциональное состояние ребёнка, его отношение к окружающему миру;

- рассматриваются отношения членов семьи между собой, их отношение к ребёнку.

Автопортрет

Большие глаза

Обозначают подозрительность

 и гиперчувствительность к общественному мнению

Рот как у клоуна

Вынужденная приветливость

Рот «украшен» зубами

Неприкрытая агрессия

Соединённые руки

Скованность, замкнутость

Рука как боксёрская перчатка

Вытесненная агрессия

Пальцев на руке больше пяти

Агрессия и амбициозность

Дом-дерево-человек

Дерево занимает на рисунке значительное место

Обозначает огромную энергию и позитивный подход к жизни

Ветки направлены вниз

Показатель депрессии и замкнутости, нерешённых проблем

Дом, в котором есть дверь

Откровенность, общительность ребёнка, зависимость его от других

Маленькие двери

Нежелание впускать в своё «я»

Отсутствие двери

Психологическая недоступность, замкнутость

Дом нарисован вдали

Отверженность

Тонкая струйка дыма из трубы

Признак недостатка эмоциональной теплоты в доме

Наличие окон

Стремление к хорошим контактам с людьми

Окна большие

Признак развязности

Несуществующее животное

Рисунок расположен в нижней части листа

Обозначает, что ребёнок не уверен в себе, у него заниженная самооценка, подавленность, он нерешителен

Наличие таких дополнительных деталей на голове, как рога, перья, а также когти на лапах, щетина, иглы

Агрессивность (спонтанная или защитная)

Хвосты, направленные вверх

Ребёнок положительно оценивает свои действия

Панцирь, щит

Линия защиты

Сильный нажим линий

Тревога

Моя семья

По высоте расположения  фигур на листе

Доминирует отец,

Доминирует мать,

Равное положение,

Доминирует ребёнок

В зависимости от выбора цвета (яркости, насыщенности) можно судить об отношениях родителей с ребёнком

Кто  изображён в более светлых тонах, с тем лучше строятся отношения.

Если все в светлых, ярких тонах – гармоничные отношения.

Используя приведённые методы в комплексе, педагоги будут создавать адекватную картину семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Методы и приемы укрепления органов дыхания в повседневной жизни"

У маленьких детей дыхательный центр недоразвит, а нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, в связи с чем тонус общей мускулатуры бронхов может меняться, что ведет к изменению прос...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».

Развитие фантазии, творчества, мышления и коммуникативных умений с помощью технологии решения исследовательских задач (ТРИЗ).Из опыта работы....

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Мастер - класс - «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконеч...