картотека
материал по теме
Предварительный просмотр:
№ | Автор, название статьи | Название журнала, год издательства, страницы | Краткая аннотация | |
1. | Мальцева Е.В. «Особенности нарушения речи у детей с ЗПР». | Дефектология 1990г. №6, С.10 | Было проведено исследование, целью которого являлось изучение распространенности и особенностей нарушений речи у младших школьников с ЗПР. Исследование показало, что нарушение речи у детей с ЗПР проявляется на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями из психофизического развития. Материалы данного исследования имеют значение для дифференциальной диагностики ЗПР. | |
2. | Кондрашин В.И. «Влияние особенностей развития детей сирот с ЗПР на их социальную адаптацию в условиях школы-интерната» | Дефектология 1991г. №1, С.49 | ||
3. | Рахмакова Г.Н. «Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР» | Дефектология 1991г. №2, С. 10 | ||
4. | Екжанова Е.А. «Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с ЗПР (объяснительная записка) | Дефектология 1991г. №5, С.20 | ||
5. | Тригер Р.Д. «Подготовка детей с ЗПР к изучению грамматической темы «Части речи». | Дефектология 1991г. №6, С. 30 | ||
6. | Марковская И.Ф., Красильщикова Т.М. «Клинико-катамнестический анализ ЗПР соматогенного генеза» | Дефектология 1993г. №1, С.16 | ||
7. | Переслени Л.И., Фотекова Т.А. «Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи с ЗПР». | Дефектология 1993г. №5, С.3 | ||
8. | Лалаева Р.И., Бойков Д.И. «Особенности семантического структурирования текста у школьников с умственной отсталостью и ЗПР». | Дефектология 1994г. №1, С.6 | Используется метод анализа структуры высказываний, который дает возможность установить смысловую структуру как отдельного, так и связного речевого высказывания, определить степень его смысловой сложности, позволяет судить об особенности внутреннего программирования текста у различных групп детей. Выделены некоторые качественные особенности структурирования текста детьми с ЗПР. | |
9. | Шевченко С.Г. «К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с ЗПР». | Дефектология 1994г. №1, С.15 | В статье ставятся коррекционные задачи умственного и речевого развития в школе. Предлагается продолжать исследования в направлении дальнейшего поиска средств коррекции познавательной деятельности детей с ЗПР. | |
10. | Королевская Т.Г. «Опыт индивидуальных занятий в классе для глухих детей с ЗПР» | Дефектология 1994г. №1, С.37 | В статье приведен опыт проведения индивидуальные занятий в классе для глухих детей с ЗПР. Приведены изменения, внесенные в методику проведения индивидуальных занятий. | |
11. | Тригер Р.Д. «Примерное тематическое планирование уроков русского языка по программе начальных классов для детей с ЗПР» | Дефектология 1994г. №3, С.34 | ||
12. | Капустина Г.М. «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР» | Дефектология 1994г. №4, С.56 | ||
13. | Капустина Г.М. «Примерное тематическое планирование уроков математики по программе начальных классов для детей с ЗПР» | Дефектология 1994г. №5, С.24 | ||
14. | Цыпина Н.А. «Примерное тематическое планирование уроков чтения в начальных классах выравнивания и специальных школах для детей с ЗПР» | Дефектология 1994г. №6, С.17 | ||
15. | Нестерович Т.В. «Развитие речи у глухих детей 1 класса, имеющих ЗПР» | Дефектология 1995г. №2, С.45 | ||
16. | Волкова Л.С., Голубева Г.Г. «Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР» | Дефектология 1995г. №2, С.83 | В статье приведены рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР. Приведена адаптированная методика обследования фонетической стороны речи для дошкольников с ЗПР. | |
17. | Фишман М.Н. «Функциональная ассиметрия мозга у детей с ЗПР и умственной отсталостью» | Дефектология 1996г. №4, С.3 | Проводились исследования по функционированию асимметрии полушарий головного мозга. Эти исследования позволили лучше понять объективные причины и механизмы, лежащие в основе нарушений и отклонений в познавательной деятельности детей страдающих различными формами аномалий развития. Были выявлены различия в характере отклонений от нормы функционирования систем левого и правого полушарий у детей с ЗПР и с умственной отсталостью отражают особенности нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих деятельность мозга. | |
18. | Сиотис Е.Й. «Особенности развития связной письменной речи младших школьников с ЗПР» | Дефектология 1996г. №6, С.24 | ||
19. | Сиотис Е.Й. «Формирование приема графического моделирования текстов у младших школьников с ЗПР» | Дефектология 1997г. №2, С.14 | В статье говорится о том, что наглядные модели с учетом возрастных и типологических особенностей детей с ЗПР могут быть применены в их обучении. С целью проверки этого предположения был предпринят обучающий эксперимент (изучалась тема: «Предложение»). Приведены результаты эксперимента и сделаны выводы. | |
20. | Тимофеева Ж.А. «О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы» | Дефектология 1997г. №2, С.41-49 | Было проведено сравнительное исследование степени сформированности умения извлекать информацию из общения у разных категорий аномальных детей одного и того же возраста: у детей с ОНР, С ЗПР и умственной отсталостью. Использовалась коррекционно-диагностическая среда (КДС) «Мир за твоим окном» блок «Диалоги о погоде». Приведены результаты этого исследования и дано заключение. | |
21. | Фишман М.Н., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. «Особенности функционального состояния мозга детей с ЗПР» | Дефектология 1998г. №1, С.24 | ||
22. | Капустина Г.М. «Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста». | Дефектология 1998г. №2, С 22-29 | В статье рассматривается готовность детей с ЗПР 5-6 летнего возраста к обучению математике; основные направления коррекционно-развивающей работы; выявление имеющихся у детей элементарных математических знаний и умений; основные разделы программы, специфика работы в пропедевтический период; подготовка к письму цифр. | |
23. | Кузьмичева Т.В. «Формирование общетрудовых умений у младших школьников с ЗПР в условиях организации групповых форм обучения». | Дефектология 1998г. №4, С.24 | ||
24. | Медведева Е.А. «Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх» | Дефектология 1998г. №4, С.32 | В статье приведены результаты исследования, направленного на изучение особенностей воображения старших дошкольников с ЗПР и определение возможности активизации и развития творческого компонента данной психической функции и личности детей изучаемой категории в целом, посредством формирования предпосылок творческого воображения в театрализованных играх. | |
25. | ШевченкоС.Г. «Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР» | Дефектология 1998г. №5, С.16 | ||
26. | Чуркина М.Л. «Особенности преподавания математики детям с ЗПР» | Дефектология 1998г. №5, С.21 | ||
27. | Винникова Е.А., Слепович Е.С. «О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР» | Дефектология 1999г. №1, С.18 | В статье рассматриваются особенности становления морального поведения у младших школьников с ЗПР, воспитывавшихся в разных социальных условиях. Описывается оригинальная методика исследования особенностей вербального и реального поведения детей. | |
28. | Медведева Е.А. «К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх». (сообщение II) | Дефектология 1999г. №4, С.32 | В статье анализируются различные подходы к оценке детского творчества и уровня развития творческих процессов. Предлагается методика определения уровня развития воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх. | |
29. | Медведева Е.А. «Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх». (сообщение III) | Дефектология 2000г. №1, С.53 | В статье обучение рассматривается как комплексный процесс, включающий специально организованные театрализованные игры. Определены основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у детей с ЗПР в театрализованных играх. Представлены серии игровых заданий, способствующих формированию образного видения сюжета и персонажей. | |
30. | Брайтфельд В.Н. «Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР». | Дефектология 2000г. №3, С.23 | Рассматривая вопросы формирования мотивации учебной деятельности младших подростков с ЗПР, автор подчеркивает, что наиболее эффективным является обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и творческой активности. | |
31. | Сурина О.Е., Лупандин В.И. «Особенности восприятия времени у детей с ЗПР» | Дефектология 2000г. №4, С.32 | Исследовалось восприятие времени у детей 4-10 лет с ЗПР. В работе использовался метод кросс-модального подбора, избавляющий ребенка от необходимости давать численную оценку деятельности. Полученные результаты показали, что спектр категориальных оценок у детей с ЗПР сужен по сравнению с таковым у их здоровых сверстников и смещен в сторону крайних категорий. | |
32. | Павлий Т.Н. «Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР» | Дефектология 2000г. №4, С.36 | В статье развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР рассматривается как приоритетная коррекционная задача. Описывается опыт организации изучения и коррекции эмоционального недоразвития детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. | |
33. | Ульенкова У.В., Васильева Е.Н «Изучение и формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольном учреждении. | Дефектологии 2001г. №5, С.35 | Представлены результаты изучения специфических особенностей эмоциональных контактов педагога и 5-7 летних детей с ЗПР как важнейшего условия их полноценного личностного развития в диагностико-коррекционных группах в дошкольном учреждении. Показаны подходы к организации коррекционно-педагогического воздействия на детей. | |
34. | Митрякова Л.Г. «Динамика изменений чувства ритма у школьников с ЗПР от 7 до 16 лет» | Дефектология 2001г. №6, С.19 | В работе обобщены результаты эксперимента, проведенного с целью изучения в возрастной динамике особенностей чувства ритма, типичных для школьников с ЗПР, проявляющихся при воспроизведении ритма, предъявляемого в разной сенсорной модальности (слуховая, зрительная, тактильная, кинестетическая и при полисенсорном восприятии) Автором использовалась методика В.А.Кручинина. | |
35. | Веснина Е.В. «Из опыта работы с учащимися речевой школы, имеющими вторичную ЗПР» | Дефектология 2001г. №6, С.24 | В статье предложены конспекты занятий, направленных на развитие высших психических функций в процессе изучения программного материала, мобилизацию механизма компенсации и усиление мотивационной направленности учебного поведения. | |
36. | Горбунов Н.П., Безусова Н.Н., Хамаднярова Т.А. «Особенности динамики показателей вегетативного гомеостаза и психоэмоционального напряжения у подростков с ЗПР» | Дефектология 2002г. №1, С.26 | Динамика показателей сердечного ритма у подростков с ЗПР в течение дня и недели имеет существенные особенности по сравнению с их здоровыми сверстниками. Для дошкольников с ЗПР характерны значительные колебания показателей мощности спектра во всех частотных диапазонах с выраженным снижением активности центрального контура регуляции к концу дня и уменьшением тонуса симпатической нервной системы к середине недели на фоне отсутствия адаптационных изменений уровня психоэмоционального напряжения. | |
37. | Бабкина Н.В. «Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР». | Дефектология 2002г. №5, С.40 | В исследовании впервые проведен сравнительный анализ сформированности саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, находящихся в специально организованных психолого-педагогических условиях и в массовых дошкольных группах, и их нормально развивающихся сверстников. | |
38. | Мамайчук И.И., Мороз М.П., Чубарова Е.В., Чубаров И.В. «Нейропсихологическая диагностика ЗПР у детей младшего школьного возраста». | Дефектология 2002г. №6, С.17 | Показано, что у детей с ЗПР церебрально-органического генеза 7-10 лет нейропсихологические показатели и уровни интеллекта значимо ниже аналогичных показателей у детей того же возраста. Наибольшие отличия выявлены по показателям, характеризующим интегративные психические процессы, такие как память и зрительно-пространственный анализ, что является следствием задержки формирования структурно-функциональных систем мозга. Обсуждаются механизмы ЗПР у детей и необходимость использования психокоррекции как способа информационной стимуляции нейрональных структур для развития морфофункциональных предпосылок формирования высших интегративных психических функций. | |
39. | Коваленко О.Н. «Антонимические связи и отношения в структуре лексикона младших школьников с ЗПР». | Дефектология 2002г. №6, С.26 | Рассматриваются проблемы речевого развития детей с ЗПР, а именно вопросы лексикона как одного из компонентов речевой деятельности. | |
40. | Фотекова Т.А. «Состояние и динамика высших психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи и ЗПР». | Дефектология 2003г. №1, С.23 | В статье представлены результаты сопоставительного нейропсихологического исследования высших психических функций детей школьного возраста с общим недоразвитием речи и ЗПР церебрально-органического генеза. На фоне значительного сходства в проявлении этих состояний были выявлены различия в нейропсихологических синдромах. | |
41. | Хохлина Е.П. «Исследование психолого-педагогических основ коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями» | Дефектология 2003г. №2, С.25-34 | Статья содержит результаты теорико-экспериментального исследования проблемы коррекционно-развивающей работы в специальных образовательных учреждений. Она разрабатывается на основе системного изучения психолого-педагогических условий обеспечения коррекционной направленности трудового обучения детей с ограниченными умственными возможностями (с ЗПР и умственной отсталостью). | |
42. | Певзнер М.С. «Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальных классах или школах». | Дефектология 2003г. №6, С.3 | В статье четко определены функции всех членов приемно-отборочной комиссии и обозначены основные критерии отграничения ЗПР от сходных состояний. Работа написана в 1970 году, и по сей день не утратила научной и практической ценности. | |
43. | Бабкина Н.В. «Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения» | Дефектология 2003г. №6, С.46 | В статье приведены результаты сравнительного анализа формирования саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста, находящихся в различных условиях обучения (классы КРО и массовые классы), и их нормально развивающихся сверстников. | |
44. | Ульенкова У.В., Кондратьева Н.П. «Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных педагогических условиях». | Дефектология 2004г. №1, С.29 | Приводятся результаты сравнительного анализа особенностей личностной тревожности младших подростков с ЗПР, обучающихся в специально развивающихся сверстников. Определяются возможные направления профилактики и коррекции личностной тревожности школьников с ЗПР. | |
45. | Винокурова Г.А. «Психологическое сопровождение учащихся с ЗПР на этапе перехода в среднее звено школы». | Дефектология 2004г. №6, С.32 | В статье рассмотрены основные задачи в работе с детьми с ЗПР на этапе перехода в среднюю школу и результаты экспериментального исследования, свидетельствующие об эффективности психологической готовности к обучению в средней школе у данной категории детей. | |
46. | Годовникова Л.В. «Психолог в классе коррекционно-развивающего обучения: показатели эффективности работы» | Дефектология 2004г. №6, С.35-40 | В статье представлена система изучения мотивационной сферы школьников с ЗПР различной этиологии, включающая изучение познавательных интересов, самооценки и эмоционального благополучия. | |
47. | Ульенкова У.В., Князева Т.Н. «Изучение самостоятельности мышления младших школьников с ЗПР». | Дефектология 2005г. №2, С.19 | Выделены критерии развития самостоятельности мышления в младшем школьном возрасте. На этом основании определены пять уровней самостоятельности мышления школьников с ЗПР. Представлены элементы программы коррекции и развития этого качества в процессе учебной деятельности. | |
48. | Иванов Е.С, Борисова Ю.В. «Соотношение прошлого и будущего в психологической автобиографии подростков-сирот с ЗПР» | Дефектология 2005г.№2, с.27 | В статье изложены результаты экспериментального исследования, в ходе которого изучалась картина жизненного пути подростков сирот. Выявлена специфика восприятия ими наиболее важных событий в жизни, определена иерархия событий прошлого и будущего. | |
49. | Вильшанская А.Д. «Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР». | Дефектология 2005г. №2, С.57 | Выделены уровни сформированности умственной деятельности младших школьников с ЗПР церебрально-органического генеза. Определены психолого-педагогические условия и разработаны методы коррекционного обучения, направленного на формирование приемов мыслительной деятельности детей в ходе индивидуальных и групповых занятий учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. | |
50. | Инденбаум Е.Л., Трушкова А.А., Коваленко С.В., Соловьева В.С., Кирилкина И.Г., Коростелева О.И. «Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР (с фрагментами статьи С.А.Домишкевича «Функционально-уровневый подход к диагностике и коррекции познавательной деятельности в норме и при отклонениях в развитии») | Дефектология 2005г. №4, С.41 | Авторами используется в качестве основы диагностической и коррекционно-развивающей работы функционально- уровневый подход к диагностике и коррекции отставания в темпах формирования познавательной деятельности детей с ЗПР, сформулированный С.А Домишкевичем (приведены фрагменты статьи). Полученные данные доказывают значительную неоднородность потенциальных возможностей детей с ЗПР, а также подтверждают информативность функционально-уровневого подхода. | |
51. | Удилова И.В. «Развитие мелкой и ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР». | Дефектология 2005г. №4, С.88 | Было проведено исследование по определению уровня развития мелкой ручной моторики у леворуких учащихся с ЗПР. Приведены результаты тестирования детей и анкетирования учителей и родителей этих детей. | |
52. | Кукушкина О.И. «Использование информационных технологий в области развития представлений о мире (сообщение 1) | Дефектология 2005г. №5, с.83-92 | В этой статье анализируются роль и место информационных технологий в процессе развития представлений и мире у младших школьников с нарушениями слуха, речи, ЗПР. Рассматривается уникальная компьютерная модель «Калейдоскоп картин». | |
53. | Киселева В.А. «Влияние предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР» | Дефектология 2005г. №6, С.41 | Автор статьи исследует речевые и неречевые психические функции и процессы, участвующие в становлении письменной речи у старших дошкольников с ЗПР, выделяет уровни развития данных функций, намечает направления коррекционной работы. | |
54. | Кукушкина О.И. «Использование информационных технологий в области развития представлений о мире» (сообщение 2). | Дефектология 2005г. №6, С.64-70 | Статья продолжает цикл публикаций о роли информационных технологий в процессе развития представлений о мире у детей младшего школьного возраста с различными нарушениями: слуха, речи, ЗПР. Предметом рассмотрения становится «Калейдоскоп картин и описаний», помогающий привлечь внимание детей к связи между образом и словом, упражнять их в умении передавать одно и то же предметное содержание в наглядной и словесной форме. | |
55. | Волкова С.И., Сироткина Э.Ю. «Динамика показателей сердечнососудистой системы у дошкольников с нарушениями в развитии в процессе учебной деятельности» | Дефектология 2006г. №2, С.14-17 | В статье представлены результаты исследования частоты сердечных сокращений, систолического, диастилического и пульсового давления после занятий по русскому языку у дошкольников с ЗПР и с общим недоразвитием речи (III уровень). У испытываемых выявлены низкие адаптационные возможности к умственной нагрузке, сниженная активность симпатического отдела вегетативной нервной системы, высокая утомляемость. | |
56. | Марковская И.Ф. «Типы регуляторных нарушений при ЗПР» | Дефектология 2006г. №3, С.28 | В статье анализируется история изучения особенностей дизонтогенеза эмоциональной сферы детей с ЗПР, приводятся результаты собственных исследований автора по данной теме. Статья написана по материалам доклада на конференции, приуроченной к юбилею К.С.Лебединской. | |
57. | Ульенкова У.В., Самойленко Е.В. «Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков с ЗПР» | Дефектология 2006г. №4, С.29 | В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей материнского воспитания мальчиков-подростков с ЗПР в условиях депривации отцовского влияния. Намечены пути преодоления негативных последствий в становлении их личностей. | |
58. | Бабкина Н.В. «Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе» | Дефектология 2006г. №4, С.38 | В статье описано содержание основных направлений работы психолога в школе – диагностического, коррекционно-развивающего, консультативно-просветительского, профилактического и организационно-методического. | |
59. | Косымова А.Н. интеллекта» | Дефектология 2006 г. №5, С.30-35 | В статье представлена диагностико-коррекционная методика, направленная на развитие представлений детей об окружающем мире. Описаны варианты конструирования картины «Мир» в зависимости от уровня познавательной деятельности ребенка, а также результаты коррекционной работы. (В процессе исследования методика была предъявлена ученикам начальных классов с ЗПР, умственной отсталостью и нормально развивающимся школьникам) | |
60. | Гончарова Е.А. «Лента времени»: специализированная компьютерная программа. | Дефектология 2006. №5, С.52-57 | Данная статья продолжает цикл публикаций о роли информационных технологий в развитии представлений о мире у детей с нарушением речи, слуха с ЗПР. В статье описана структура и функциональные возможности компьютерной программы «Лента времени». Представлены некоторые методические приемы работы с ней. | |
61. | Растягайлова Л.И. «Методическое пособие по формированию пространственных представлений у детей с ЗПР» (автор пособия З.М. Дунаева) | Дефектология 2006г. №5, С.83 | Автор рассказывает о новом методическом пособии, посвященном проблеме формирования пространственных представлений и конструктивного мышления у детей. | |
62. | Семенова Л.Э. «Специфика основных желаний детей-сирот с ЗПР» | Дефектология 2006г. №6, С.23 | В результате исследования, посвященного изучению содержательных аспектов желаний дошкольников-сирот с ЗПР, были выявлены особенности их внутренних переживаний, определена иерархия значимых мотивационных предпочтений, прослежена зависимость качественных характеристик желаний от возраста и уровня развития ребенка. | |
63. | Лапп Е.А. «Характерные особенности продуктивных письменных работ младших школьников с ЗПР» | Дефектология 2006г. №6, С.34. | В статье представлены результаты изучения сочинений по картине, выполненные учащимися 3-4 классов с нормальным интеллектом и с ЗПР. Получены данные, касающиеся цельности и связности текстовой продукции, а также использования языковых средств детьми указанных категорий. | |
64. | Локтева Е.В. «О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети». | Дефектология 2006г. №6, С.81 | Автор рассказывает об опыте организации специального факультатива для дошкольников с ЗПР. Его программа включает в себя ознакомление детей с различными видами театра, их особенностями, с профессиями людей, создающих спектакли, обучение детей умению поддерживать беседу на заданную тему. | |
65. | Киселева В.А. «Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение?» | Дефектология 2007г. №3, С.3 | В статье приводятся и интерпретируются данные многоаспектового изучения речевой деятельности дошкольников с ЗПР. Методика исследования позволяет объективно оценить состояние речевой функции указанной категории детей и выбрать наиболее адекватные пути коррекционных воздействий. | |
66. | Павленко Т.П. «Развитие самостоятельной познавательной активности учащихся с ЗПР с использованием технологии модульного обучения». | Дефектология 2007г. №3, С.22 | Для преодоления недостатков мыслительной деятельности учащихся с ЗПР при организации образовательного процесса была использована технология модульного обучения. Модульное обучение является одновременно банком информации, технологией и конкретной программой преподавания и учения. Модульная технология позволяет выстроить траекторию освоения всей учебной программы, отвечающую как общим требованиям, так и индивидуальным особенностям отдельного ученика, развивает его самостоятельную познавательную активность. | |
67. | Медведева Е.А. «Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с ЗПР средствами искусства» (сообщение I) | Дефектология 2007г. №3, С.49 | В статье раскрываются особенности социокультурного становления личности ребенка с ЗПР (познавательно-семиотического, ценностно-ориентационного компонентов) средствами искусства. Предлагаются диагностические подходы к их определению у старших дошкольников и младших школьников 5-9 лет с легкими формами психического недоразвития. | |
68. | Медведева Е.А. «Изучение творческого компонента социокультурного становления личности детей с ЗПР в условиях взаимодействия с искусством» (сообщение II) | Дефектология 2007г. №5, С. 10 | В статье рассказываются диагностические подходы к выявлению особенностей творческого компонента личности детей 5-9 лет в художественных видах деятельности. Показываются направления коррекционной работы и компенсаторные возможности детей в преодолении незрелости творческого компонента в развитии личности с помощью искусства. | |
69. | Зеленина Н.Ю. «Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии (сообщение 1). | Дефектология 2007г. №5, С.19-26 | Статья посвящена проблеме выбора методики для сравнительного изучения самоотношения у детей с различными нарушениями развития (в том числе с ЗПР). Представлен опыт адаптации и описаны стратегии организации диагностической процедуры по методике стандартизированного наблюдения И.Т.Димитрова. | |
70. | Морозова И.Л. «Особенности нейропсихологической структуры задержки психического развития дошкольников из экологически неблагополучной зоны Забайкалья (г.Балей) | Дефектология 2007г. №5, С.27-32 | В статье представлены результаты нейропсихологического исследования психической деятельности детей дошкольного возраста, проживающих в условиях экологического неблагополучия. Полученные данные, верифицируемые результатами нейрофизиологической и нейроиммунной диагностики, указывают на выраженную дефицитарность двигательных функций (преимущественно их динамической организации). Показана эффективность применения специального блока приемов нейропсихологической коррекции в системе комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации исследованных детей. | |
71. | Зеленина Н.Ю. «Стандартизированное наблюдение в изучении проявлений самоотношения у дошкольников с различными нарушениями в развитии (сообщение 2) | Дефектология 2007г. №6, С.21-27 | В статье представлены данные применения методики стандартизированного наблюдения И.Т.Димитрова в группах детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. | |
72. | Киселева В.А. «Некоторые аспекты формирования навыка чтения у детей с ЗПР» | Дефектология 2007г. №6, С.28 | В статье рассматривается готовность младших школьников с ЗПР к формированию навыка чтения и его состоянию на этапе обучения. Автором представляются к обсуждению вопросы, связанные с нарушением формирования навыка чтения у детей данной категории, рассматриваются факторы, влияющие на формирование процесса чтения. | |
73. | Вильшанская А.Д. «Дефектологическое сопровождение учащихся с ЗПР в условиях системы корркеционно-развивающего обучения». | Дефектология 2007г. №2, С.50 | В статье раскрыто содержание работы специального педагога (учителя-дефектолога) с учащимися с ЗПР церебрально-органического генеза в условиях общеобразовательной школы. Подробно описаны направления коррекционно-педагогической работы специалиста, обоснована необходимость комплексного подхода к содержанию деятельности специального педагога. | |
74. | Нодельман В.И., Шевченко А.В. «Психолого-педагогические условия формирования элементов самосознания дошкольников с ЗПР». | Дефектология 2007г. №3, С.31-39 | В исследовании путем пролонгированного изучения определены психолого-педагогические условия становления и развития элементов самосознания у детей дошкольного возраста с ЗПР. Разработана и апробирована программа последовательного и целенаправленного формирования элементов самосознания у данной категории детей в процессе их психолого-педагогического сопровождения в условиях детского сада компенсирующего вида. | |
75. | Шичанина О.В. «Некоторые особенности объяснения значения слова детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР». | Дефектология 2008г. №1, С.20 | В статье приводятся новые данные о развитии лексико-сематической стороны речи у дошкольников с ЗПР. С учетом онтогенетического принципа выделяются уровни развития значения слова у детей данной категории, намечаются основные направления коррекционно-развивающей работы. | |
76. | Ткачева И.А. «особенности развития игровой деятельности старших дошкольников с ЗПР в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки» | Дефектология 2008г. №1, С.61 | В статье представлены результаты изучения игровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы включают в себя методики изучения игровой деятельности дошкольников, сравнительный анализ полученных данных об игровой деятельности как нормально развивающихся детей, так и детей с ЗПР, воспитывающихся в различных социальных условиях. | |
77. | Сычевич И.В. «Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения». | Дефектология 2008г. №3, С.31 | Статья посвящена проблеме развития когнитивного аспекта самооценки младших школьников с ЗПР. Излагаются результаты исследования представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР, обучающихся в интегрированных классах общеобразовательных школ и специальной школе для детей с трудностями в обучении. Описываются возможные механизмы развития когнитивного компонента самооценки в сравниваемых группах детей. | |
78. | Семенова Л.Э. «Особенности вербальной самопрезентации детей с ЗПР как гендерных субъектов». | «Дефектология» 2008г. №4, С.25 | В статье представлены результаты исследования содержательных аспектов процесса вербальной самопрезентации детей старшего дошкольного – младшего школьного возраста с ЗПР. Показана роль дифференцированной гендерной социализации в этом процессе. На основе сравнительного анализа используемых детьми с ЗПР и НПР самохарактеристик выявлена общая логика развития ребенка как гендерного субъекта в условиях онто - и дизонтогенеза при наличии ряда особенностей, обусловленных темпом психического развития в период детства. | |
79. | Пронина Л.В. «Изучение характера взаимодействия детей раннего возраста с отклонениями в умственном развитии». | «Дефектология» 2009г. №1, С 69-76 | В статье рассказывается научно-методический подход к изучению особенностей взаимодействия детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками. Описываются разные уровни взаимодействия со сверстниками у детей с умеренными (ЗПР) и выраженными отклонениями в умственном развитии. | |
80. | Серова В.В. «Формирование навыков социального поведения у старших дошкольников с ЗПР – воспитанников детского дома». | «Дефектология» 2010г. №3, С.64 | В статье представлены экспериментальные данные о специфике формирования навыков социального поведения во взаимоотношениях со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР – воспитанников детского дома, показана роль целенаправленного психолого-педагогических взаимодействий в оптимизации процесса их социализации. | |
81 | Шевченко С.Г. «Обучение детей с задержкой психического развития». | «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2004г. №1, с.3-9 | На вопросы редакции журнала в рубрике «Взгляд на проблему» отвечает С.Г. Шевченко. Рассматриваются современные подходы к проблеме обучения детей с ЗПР. | |
82 | Борякова Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития». | «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2004г. №1, с.10-17 | В статье описаны психологические особенности детей раннего возраста и определены основные задачи коррекционно-педагогической работы с этими детьми, а также раскрыты особенности познавательной деятельности детей 5-6 лет с ЗПР. | |
83 | Вильшанская А.Д. «Организация и содержание специальной педагогической помощи младшим школьникам с задержкой психического развития». | «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2004г. №1, с. 18-22 | В статье рассказывается об организации и содержании педагогической помощи младшим школьникам с ЗПР. В статье определено основное содержание работы учителя-дефектолога: цель работы, задачи, направления работы, диагностическая работа, коррекционное направление работы. | |
84 | Гудина Т.В. «Музыкальное воспитание младших школьников с ЗПР». | «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2006г. №1, с.28-31 | В статье рассказывается о роли музыкального воспитания в работе с младшими школьниками с ЗПР и его влиянии на формирование предпосылок развития творческой активности и музыкальных способностей ребенка. А также дети получают дальнейшее развитие мыслительной способности, сосредоточенности, концентрация памяти и внимания, улучшается положительная мотивация поведения. | |
85 | Локтева Е.В. «Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР». | «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». 2007г. №3, с. 27-35 | В статье представлены результаты экспериментального исследования старших дошкольников, целью которого являлось определение содержания и направлений педагогической работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с ЗПР. Представлены коррекционно-развивающие занятия по формированию представлений о различных средствах коммуникации, а также коррекционно- педагогическая работа с использованием театрализованных игр, работа со взрослыми (педагогами и родителями). | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...