Образовательная программа средней группы ДОУ
рабочая программа (средняя группа) по теме
Образовательная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», концепцией непрерывного дошкольного и школьного образования, программой развития дошкольного учреждения, в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_sredney_gruppy.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа средней группы №1
Образовательная программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», концепцией непрерывного дошкольного и школьного образования, программой развития дошкольного учреждения, в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
Пояснительная записка
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Происходит игровое и реальное разделение взаимодействий детей.
Значительное изменение происходит в изобразительной деятельности. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу., а также планирование последовательности действий.
Двигательная деятельность характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Дети способны упорядочить группы по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание.
Начинает развиваться образное мышление. Дети могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии с друг другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым внеситуативной.
Изменяется содержание общения взрослого и ребенка. Ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. В группах начинают появляться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием уважения со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Индивидуальные особенности детей средней группы
№ | Фамилия, имя ребенка | Дата рождения | Группа здоровья | речь |
1 | Балакин Николай | 08.08.2007 | 1 группа | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
2 | Бирюкова Дарья | 17.06.2007 | 1 группа | Активная речь, использует сложные предложения |
3 | Воробьев Артемий | 12.10.2007 | 2 группа Атопический дерматит | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
4 | Гутова Ангелина | 25.11.2007 | 2 группа Анемия | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
5 | Жендарова Татьяна | 10.11.2007 | 1 группа | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
6 | Забабуров Владислав | 24.01.2007 | 2 группа БА, плоскостопие | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
7 | Игнатенко Варвара | 13.07.2007 | 2 группа ООО-открытое овальное окно | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
8 | Калунина Татьяна | 07.01.2007 | 2 группа Ч Д Б | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
9 | Коледа Софья | 26.01.2007 | 1 группа | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
10 | Кульгавых Константин | 28.09.2007 | 1 группа | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
11 | Кузнецов Константин | 18.06.2007 | 2 группа БА | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
12 | Легачева Виктория | 12.11.2007 | 1 группа | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
13 | Макаров Иван | 23.02.2007 | 1 группа | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
14 | Макеева Алина | 06.02.2007 | 2 группа Ч Д Б | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
15 | Поддубная Ева | 26.09.2007 | 1 группа | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
16 | Плескач-Гофман Дарья | 31.10.2007 | 3 группа БА,пупочная грыжа,алерг.ринит | Говорит отдельные слова, повторяет за взрослым |
17 | Ряписова Влада | 23.02.2008 | 2 группа Инфекция мочев-х путей | Говорит отдельные слова, повторяет за взрослым |
18 | Сунгатулин Динар | 31.03.2007 | 1 группа | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
19 | Скучеляс Кирилл | 09.09.2007 | 1 группа | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
20 | Сапрыкина Марина | 12.06.2007 | 1 группа | Говорит предложениями, читает небольшие стихотворения |
21 | Фомина Ульяна | 15.11.2007 | 2 группа Атопический дерматит | Говорит предложениями, выражает просьбу |
22 | Феденкова Софья | 14.04.2007 | 2 группа Пост аллергический БЦЖ | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
23 | Шефер Валерия | 07.08.2007 | 1 группа | Говорит простыми предложениями |
24 | Шутикова Яна | 05.06.2007 | 1 группа | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
25 | Щеголев Дмитрий | 26.05.2007 | Малая аномалия сердца,пуп.гр. | Активная речь, использует сложные предложения, читает стихи, рассказывает сказки |
Основные программные направления развития ребенка
- Физическое развитие (образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»)
- Социально-личностное развитие (образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»)
- Познавательно-речевое развитие (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)
- Художественно – эстетическое развитие (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»)
Приоритетным направлением нашей работы с детьми является формирование элементарных математических представлений у детей через дидактические игры и упражнения.
Реализуем направления через следующие задачи:
- Вызвать интерес у детей к математике.
- Самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.
- Продолжать умение сравнивать и группировать предметы по признакам (цвет, форма, величина).
- Активизировать психические процессы (внимание, мышление, воображение и др.).
Цель: Всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Годовые задачи ДОУ:
- укреплять здоровье детей. Совершенствовать их физическое развитие посредством рабочей программы «Здоровый малыш»
- развивать речь детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями через все виды деятельности
- формировать нравственные чувства, положительные навыки и привычки поведения, основы моральных качеств и мотивов поведения через различные виды деятельности.
Основные принципы построения и реализации образовательной программы:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Системность в отборе и преподавании образовательного материала, интеграции задачи и интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социального развития дошкольника, обогащение содержания образования.
- Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
- Сочетание наглядных и эмоциональных технологий обучения.
- Открытость разнообразных программ для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями.
- Условия достижения цели.
Для достижения цели первостепенное значение имеют:
▪ забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
▪ создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
▪ обеспечение развития детей в процессе воспитания и обучения;
▪ вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Ожидаемые результаты.
Ребенок к концу года может:
Физическая культура
- ходить и бегать, соблюдая правильную технику движения.
- лазить по гимнастической, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног; на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками.
- принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
- ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд.
- выполнять упражнения на статистическое и динамическое равновесие.
- строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
- придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения.
Ребенок и окружающий мир
- называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице, необходимые для труда, игры, рисования.
- с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях.
- знать и называть некоторых домашних и диких животных.
- наблюдать за растениями, животными, птицами, рыбами.
Развитие речи
- значительно увеличить свой словарь.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
- подробно рассказывать о содержании сюжетной картинки.
- рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
- употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Формирование элементарных математических представлений
- Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
- Сравнивать количество предметов в группах на основе счета.
- Сравнивать два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) на основе приложения предметов друг к другу или наложения.
- Различать и называть: круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия.
- Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе.
- Различать левую и правую руки.
- Определять части суток.
Художественная литература
- С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.
- Высказывать желание послушать определенное литературное произведение.
- С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.
- Отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?»
Художественно-эстетическое воспитание
Рисование:
- изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
- передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
- украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка:
- создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных предметов.
Аппликация:
- правильно держать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали, плавно срезать и закруглять углы (вырезая круг из квадрата, овал – из прямоугольника).
- аккуратно наклеивать изображения предметов.
Конструирование
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя.
- сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Музыкальное воспитание
- Внимательно слушать музыкальное произведение.
- Узнавать песни по мелодии.
- Петь протяжно, четко произносить слова, вместе начинать и заканчивать пение.
- Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах.
Игровая деятельность
- Объединяясь в игре, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения.
- Соблюдать ролевое соподчинение (продавец – покупатель) и вести ролевые диалоги.
- В дидактических играх противостоять трудностям, подчиняться правилам.
- В настольно-печатных играх выступать в роли ведущих, объяснять сверстникам правила игры.
- В самостоятельных театрализованных играх обустраивать место для игры, воплощаться в роли, используя художественные выразительные средства, атрибуты, реквизит.
Организация жизни и воспитания детей средней группы
Дома | |
Подъем, утренний туалет | 630 - 730 |
В дошкольном учреждении | |
Прием, осмотр, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 700 - 825 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 825 - 855 |
Игра, самостоятельная деятельность | 855 - 910 |
Организованная образовательная деятельность | 910 – 930 940 – 1000 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игр, наблюдения, труд) | 1000 - 1210 |
Возвращение с прогулки, игры | 1210 - 1230 |
Подготовка к обеду, обед | 1230 - 1300 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 1300 - 1500 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры | 1500 - 1525 |
Подготовка к полднику, полдник | 1525 – 1550 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 1550 - 1615 |
Чтение художественной литературы | 1615 - 1630 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 1630 - 1750 |
Возвращение с прогулки, игры | 1750 - 1815 |
Подготовка к ужину, ужин | 1815 - 1845 |
Игры, уход детей домой | 1845 - 1900 |
Дома | |
Прогулка | 1900 - 2010 |
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры | 2010 - 2040 |
Укладывание, ночной сон | 2040 – 630 (730) |
Организация образовательной деятельности
Дни недели | Детская деятельность | Интеграция образовательных областей |
Понедельник | Коммуникация. Развитие речи. Чтение художественной литературы. Двигательная деятельность. Физическая культура. | «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы» «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура» |
Вторник | Познавательно-исследовательская деятельность. Формирование элементарных математических представлений. Конструирование. Музыкально-художественная деятельность. | «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд» «Музыка», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура» |
Среда | Познавательно-исследовательская деятельность. Формирование целостной картины мира. Двигательная деятельность. Физическая культура. | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность» |
Четверг | Музыкально-художественная деятельность. Продуктивная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. | «Музыка», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура» «Художественное творчество», «Коммуникация» |
Пятница | Продуктивная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Музыкально-художественная деятельность. Музыкальные встречи (1 раз в месяц). Продуктивная деятельность. Кружковая работа. | «Художественное творчество», «Коммуникация» «Музыка», «Коммуникация», «Здоровье» «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность» |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Образовательная область «Здоровье», направление «Физическое развитие»
Содержание образовательной области направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливания их организма и совершенствованию его функций.
Осуществлять под руководством медицинских работников комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (солнце, воздух, вода). Обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
Организовывать и проводить различные подвижные игры.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи.
Формирование начального представления о здоровом образе жизни
Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Дать представление о функциональном предназначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека.
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употребления в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах. Расширить представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.
Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Развивать умение заботиться о своем здоровье.
Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым.
Образовательная область «Физическая культура»
Содержание образовательной области направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
Формировать правильную осанку.
Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног.
Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.
Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.
Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.
Образовательная область «Социализация», направление «Социально-личностное развитие»
Содержание образовательной области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Развитие игровой деятельности
Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности.
Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения.
Образовательная область «Труд»
«Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Образовательная область «Безопасность»
«Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Познание»
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение цели развития у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Образовательная область «Коммуникация»
Содержание образовательной области напрвлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание образовательной области направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа средней группы
Рабочая программа средней группы (4-5 лет) МБДОУ «Детский сад №2 Журавушка» работа на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н...
Образовательная программа средней группы
Рабочая программа средней группы (4-5 лет) МБДОУ «Детский сад №2 Журавушка» работа на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школ...
Рабочая образовательная программа средней группы (4-5 лет)
Рабочая образовательная программа средней группы (4 – 5 лет) «Жемчужинка» МБДОУ детский сад №6 «Василек»...
Образовательная программа средней группы
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ...
Адаптированная образовательная программа средней группы комбинированной направленности « Ромашки»
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей....
Рабочая образовательная программа. Средняя группа. 2021 - 2022 г.
Рабочая программа составлена соответствии основной общеобразовательной программы "От рождения до школы"...
Рабочая образовательная программа Средняя группа №3 «Любознайки» (4-5 лет)
Программа построена на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», авторы Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. ...