«Особенности работы с гиперактивными детьми».
консультация по коррекционной педагогике на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: 

«Особенности работы с гиперактивными детьми».

Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Он стремится успеть как можно больше, однако эта торопливость не носит продуктивного характера. Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход.

        Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.

 Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в группе детского сада, необходимо длительно наблюдать за ним, беседовать с родителями и педагогами. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Американские психологи П. Брейкер и М. Алворд предлагают критерии выявления гиперактивности.

              Критерии гиперактивности   (СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЁНКОМ)

Дефицит активного внимания

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ёрзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
  4. очень говорлив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает разговор
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты: на некоторых занятиях спокоен, на других – нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных выше  признаков, можно предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок гиперактивен.

Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности», которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов и поэтому не вызовет трудностей при её заполнении и интерпретации.

                Признаки импульсивности

  1. Импульсивный ребёнок всегда быстро находит ответ, когда его о чёт-то спрашивают (возможно, и неверный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. Обидчив, но не злопамятен.
  6. Часто чувствуется, что ему всё надоело.
  7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.
  10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
  13. Временами кажется, что он переполнен инергией.
  14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
  15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. В играх не подчиняется общим правилам.
  17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
  18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. Любит организовывать и предводительствовать.
  20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы двое-трое  взрослых, хорошо знающих ребёнка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний бал. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 – о средней, 1-6 баллов – о низкой.

  

Правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работа с гиперактивным ребёнком целесообразней в первую половину дня, а не вечером.
  2. Уменьшать нагрузку ребёнка следует по времени, но не облегчать её.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки
  4. Быть артистичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ:

* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

«НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»

Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.

Описание игры: ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.

        Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.

«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»

Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.

Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

        Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: развивать умение распределять внимание.

Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта  они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

        Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или кружиться на месте).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» №  1/2007 г., № 3/2009 г.;
  2. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 6/2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с гиперактивными детьми

раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в пла...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях воспитания подвижных детей...

Консультация для воспитателей на тему: "Особенности работы с гиперактивными детьми"

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают исп...

Особенности работы с гиперактивными детьми.

Особенности работы с гиперактивными детьми. Рекомендации для воспитателей....