Методическая разработка. О вреде телевизора
методическая разработка по теме
Единодушие ученых не оставляет места для сомнений: злоупотребление телеэкраном действительно опасно для детей. Застывшие, с неподвижным, устремленным в экран взглядом, глухие к словам, непохожие на самих себя – так телевизор преображает наших детей. Многие из них часами просиживают перед экраном, и родители знают об этом. И чувствуют себя одновременно виноватыми и обеспокоенными: они не в силах оторвать сына или дочь от завораживающего потока телекартинок и при этом интуитивно догадываются об их разрушительном воздействии на психику ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы «Гармония» город Тихорецк
муниципального образования Тихорецкий район
Методическая разработка
для родителей гумнитарно-эстетической студии раннего развития детей «Малышок»
«Как защитить детей от телемании»
Педагог психолог
Крят Анна Валериевна
г. Тихорецк
2012г.
Много смотреть телевизор – вредно!
Единодушие ученых не оставляет места для сомнений: злоупотребление телеэкраном действительно опасно для детей. Застывшие, с неподвижным, устремленным в экран взглядом, глухие к словам, непохожие на самих себя – так телевизор преображает наших детей. Многие из них часами просиживают перед экраном, и родители знают об этом. И чувствуют себя одновременно виноватыми и обеспокоенными: они не в силах оторвать сына или дочь от завораживающего потока телекартинок и при этом интуитивно догадываются об их разрушительном воздействии на психику ребенка.
«Телевизор вводит ребенка в состояние, близкое к гипнотическому трансу, - вот почему дети часто словно прилипают к экрану, говорит детский нейропсихолог Николай Воронин. – Как только телевизор включается, бета -волны мозга, характерные для состояния бодрствования, уступают место медленным альфа – волнам. Обычно это происходит при засыпании или в состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем глаза». В результате внимание становится расфокусированным, зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие происходящего, снижаются познавательные способности.
К чему приводит злоупотребление телевизором
Телевизор сковывает фантазию
Во время длительных просмотров воображение ребенка отключается! Немецкий ученый Петер Винтерштайн более 17 лет изучал рисунки пяти – шестилетних детей и обнаружил: чем больше времени они проводят перед экраном, тем меньше деталей на их рисунках и в целом они менее
выразительны и объемны. У самых заядлых телеманов нарушены пропорции рисунка, он кажется схематичным, неживым. Ученый утверждает: вред, наносимый психическому развитию маленького ребенка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности. |
Он мешает сосредоточиться
Способность к обучению тоже страдает из-за пристрастия к экрану. Чем больше ребенок смотрел телевизор в раннем детстве, тем выше риск, что его успеваемость в школе оставит желать лучшего. И последствия будут долго напоминать о себе. Так, новозеландские ученые провели исследование с участием тысячи человек, одного года рождения, за которыми наблюдали в течение 30 лет. Чем чаще человек смотрел телевизор в детстве, тем ниже был его
образовательный уровень во взрослом возрасте. Избыток аудиовизуальной стимуляции может, таким образом, провоцировать дефицит внимания, а в некоторых случаях и гиперактивность. |
Он нарушает сон
Кошмары, затрудненное засыпание или ночные пробуждения после просмотра наблюдаются у всех – от малышей до подростков. Иногда их причина – атмосфера, в которой растет ребенок, но исследования говорят и о другом.
Так, 13-летние подростки, проводящие перед экраном по три часа ежедневно, испытывают заметные трудности со сном независимо от эмоциональной среды и социокультурного уровня. И эти проблемы сохраняются до взрослого возраста. |
Он способствует ожирению
Большинство детей, проводящих перед экраном более четырех часов ежедневно, более тучные, чем те, кто смотрит телевизор менее двух часов в день. А те, кто сокращает просмотры, не меняя при этом рациона, теряют в весе.
В чем тут дело? В недостатке физической активности и постоянном соблазне перекусить у детей, часами просиживающих перед экраном. В рекламе, пропагандирующей калорийную пищу. И в негативном влиянии телевизора |
на сон: недостаток сна непосредственно воздействует на механизмы пищеварения и усвоения жиров. Кроме того, дети привыкают к сидячему образу жизни, который сохраняется в будущем.
Он развивает в них склонность к насилию
Экранную сцену насилия мозг интерпретирует так же, как реальную: мы чувствуем тревогу, неуверенность, страх, а лимбическая система (регулирующая эмоции) включает рефлексы бегства или активности (агрессии).
Но если просмотр жестоких сцен становится регулярным, чувствительность к ним теряется. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам хладнокровно его воспроизводить. Чаще дети поступают так, когда теленасилие им кажется безнаказанным, а обидчик добивается своего. |
Он меняет детское мировосприятие
Некоторая степень жестокости и несправедливости в телекартинках учит детей правильному отношению к негативным чувствам. Но избыток насилия может заразить их агрессией. «Из-за острого чувства тревоги, которое вызывают сцены насилия, индивидуальное, личностное мышление заменяется групповым», - говорит французский психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон.
Со всеми последствиями: стадный инстинкт, культ лидера, деперсонализация, активизация бессознательных инстинктов. Тревога порождает и страх перед взрослым миром, где каждый спешит проявить жестокость по отношению к окружающим, пока его не опередили. |
Так жестокость на экране способствует популяризации насилия в групповом сознании и препятствует, в конечном счете, личностному развитию ребенка, его способности мыслить самостоятельно.
Уберечь своего ребенка от телевизионной зависимости возможно. Нужно всего лишь проявить характер и немного здравого смысла.
Как защитить детей от телемании:
- Никакого телевизора до 1 года и не более 1 часа в
день до окончания подросткового возраста. Категорически не допускается телевизор в комнате ребенка, независимо от возраста.
- Не включайте телевизор до ухода в садик/ школу.
Дети перевозбуждаются от раннего телепросмотра и умственно раскисают, чуть ли не на все утро.
- Следите за тем, какие передачи смотрит ребенок и
сколько времени проводит перед экраном. По данным разных исследований, дети, которые смотрят только образовательные программы, легче адаптируются в социуме, лучше успевают в школе и обладают более богатым словарным запасом. Так что все зависит от родителей – от их ответственности и авторитета.
- Убеждайте личным примером. Родители, сами
страдающие телеманией, вряд ли сумеют отучить от нее ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – не только из-за вредного воздействия на мозг, но и потому, что привычки усваиваются рано
- Наблюдайте за тем, что взволновало ребенка, и
говорите с ним об этом. Лучшее противоядие – воспитывать в ребенке правильное восприятие экранных изображений, посвящая его в технические подробности. Понимание, как создается телекартинка, позволяет при необходимости защититься от нее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"
Ребенок и телевизор. Все "за" и "против"...

Методическая разработка «Занимательный телевизор»
В настоящее время, одним из основных средств сенсорногоразвития у детей являются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством с...

Методическая разработка "Занимательный телевизор"
Режиссёрская игра «Занимательный телевизор» для детей младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка урока речевой практики "У телевизора"
Конспект урока проедназначен для учителей 4 класса общеобразовательных организаций, осуществляющих образователную деятелность по АООП...

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"
Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"...

Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"
Консультация для родителей "Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей"...

Консультация для родителей «Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей»
Консультация для родителей «Ребенок и телевизор или вред телевизора для детей»...