ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРАВЛИВАНИЯ
статья по теме
Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема психолого-педагогической науки, а также практической деятельности специалистов разных профилей. Праздники отражают историю и культуру страны, особенности менталитета личности и народа. А празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира.
Учитывая важную роль воспитаний детей на русских национальных традициях, празднично – игровая деятельность выстроена на основе народных праздников, так как они интегрируют в себе различные виды детской деятельности (музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно-творческой и др.) и все средства эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда), тем самым вовлекая в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей.
Исходя из этого, было решено представить данное направление в работе в виде долгосрочного проекта на основе праздничного народного календаря, рассчитанного на учебный год.
В нашем календаре, выделено двенадцать праздников, которые можно организовать с детьми, учитывая все требования к подготовке, решая учебно-воспитательные задачи, осуществляя преемственность со всеми специалистами нашего дошкольного учреждения и родителями воспитанников. Каждый праздник оформлен в виде самостоятельного подпроекта. Время реализации каждого - один месяц.
Учитывая особое значение здоровьесбережения и укрепления здоровья детей в условиях нашего детского сада,реализация данного направления работы проходит с элементами оздоравливания, которые гармонично вплетаются в сюжеты празднично – досуговых мероприятий и способствуют созданию психологического комфорта и адаптации детей в период пребывания и прохождения лечения на базе ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией.
Работа в данном направлении способствует всестороннему развитию и социализации детей. Положительный эффект данного опыта, реализуется в навыках и умениях детей в сфере коммуникации, активизации и реализации творческого потенциала дошкольников, создании благоприятного психологического климата в детском социуме, о чём свидетельствует их активное участие в театрализованных народных праздничных представлениях как внутри детского сада так и в городских мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 259 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование творческой активности детей
на основе празднично-игровой культуры
с элементами оздоравливания
Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема психолого-педагогической науки, а также практической деятельности специалистов разных профилей. Праздники отражают историю и культуру страны, особенности менталитета личности и народа. А празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира.
Специальная организация игровой деятельности детей, характерная для празднично – игровых технологий, способствует созданию «режима максимального благоприятствования» для развития творческих способностей детей, и характеризуется ее направленностью на достижение конкретного результата, усвоение каких-либо ценностей, традиций, социальных ролей.
Празднично-игровая деятельность организуется, контролируется и направляется специалистом, чем гарантирует заранее предсказуемые результаты, а также качество усвоения необходимого материала для развития творческих способностей детей.
Учитывая важную роль воспитаний детей на русских национальных традициях, празднично – игровая деятельность выстроена на основе народных праздников, так как они интегрируют в себе различные виды детской деятельности (музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно-творческой и др.) и все средства эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда), тем самым вовлекая в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей.
Народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.
Исходя из этого, было решено представить данное направление в работе в виде долгосрочного проекта на основе праздничного народного календаря, рассчитанного на учебный год.
В нашем календаре, выделено двенадцать праздников, которые можно организовать с детьми, учитывая все требования к подготовке, решая учебно-воспитательные задачи, осуществляя преемственность со всеми специалистами нашего дошкольного учреждения и родителями воспитанников. Каждый праздник оформлен в виде самостоятельного подпроекта. Время реализации каждого - один месяц.
Важнейшими педагогическими принципами реализации проекта "Наш праздничный календарь" являются: принцип спирали, когда на каждом возрастном этапе идёт повторение тем, но уже с усложнением, углублением в соответствии с возрастом детей (старшая и подготовительная группа); принцип сотворчества детей, родителей, педагогов; принцип формирования целостного представления о мире; опоры на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения; интегративный принцип; принцип природосообразности; народности; наглядности; преемственности и непрерывности образования в ДОУ и затем в школе.
Учитывая особое значение здоровьесбережения и укрепления здоровья детей в условиях нашего детского сада, реализация данного направления работы проходит с элементами оздоравливания, которые гармонично вплетаются в сюжеты празднично – досуговых мероприятий и способствуют созданию психологического комфорта и адаптации детей в период пребывания и прохождения лечения на базе ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией.
В рамках инновационной деятельности в ДОУ направленного на внедрение ИКТ в образовательный процесс используем авторские мультимедийные презентации, видеоклипы для оптимизации процесса и обогащения эмоционально-волевого и познавательного развития детей.
Результатом каждого подпроекта является празднично-досуговая деятельность, насыщенная творческими импровизациями, сюрпризными моментами, которые стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание. Она обогащает художественное и эстетическое восприятие, а также, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.
Работа по проекту и его реализация оценивается администрацией, родителями воспитанников, педагогами ДОУ и самими детьми.
Таким образом, построение празднично-игровой технологии как целостного образования, вовлекающего в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей, является спецификой использования данной технологии для формирования творческой активности детей дошкольного возраста. Работа в данном направлении способствует всестороннему развитию и социализации детей. Положительный эффект данного опыта, реализуется в навыках и умениях детей в сфере коммуникации, активизации и реализации творческого потенциала дошкольников, создании благоприятного психологического климата в детском социуме, о чём свидетельствует их активное участие в театрализованных народных праздничных представлениях как внутри детского сада так и в городских мероприятиях.
Список литературы
- Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.: Детство-Пресс, 2010. 384 с.
- Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 128 с.
- Чунакова Л.Ф. Традиционная русская культура в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Чита, 1997. 146 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166182-1355764994.jpg)
Конспект занятия по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Подготовка матерьялов и проведение открытого урока воспитатель Лысенко Т.А. Задачи: учить детей р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-182795-1358538000.jpg)
Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...
формирование творческой активности детей в процессе ручного труда
методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-588159-1423249711.jpg)
«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»...
«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...