ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ОЗДОРАВЛИВАНИЯ
статья по теме

Судакова Анна Викторовна

Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема психолого-педагогической науки, а также практической деятельности специалистов разных профилей. Праздники отражают историю и культуру страны, особенности менталитета личности и народа. А празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира.

Учитывая важную роль воспитаний детей на русских национальных традициях, празднично – игровая деятельность выстроена на основе народных праздников, так как они интегрируют в себе различные виды детской деятельности (музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно-творческой и др.) и все средства эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда), тем самым вовлекая в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей.

Исходя из этого, было решено представить данное направление в работе в виде долгосрочного проекта на основе праздничного народного календаря, рассчитанного на учебный год.

В нашем календаре, выделено двенадцать праздников, которые можно организовать с детьми, учитывая все требования к подготовке, решая учебно-воспитательные задачи, осуществляя преемственность со всеми специалистами нашего дошкольного учреждения и родителями воспитанников. Каждый праздник оформлен в виде самостоятельного подпроекта. Время реализации каждого - один месяц.

Учитывая особое значение здоровьесбережения и укрепления здоровья детей в условиях нашего детского сада,реализация  данного направления работы проходит с элементами  оздоравливания, которые гармонично вплетаются в сюжеты празднично – досуговых мероприятий и способствуют созданию психологического комфорта и адаптации детей в период пребывания и прохождения лечения на базе ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией.

Работа в данном направлении  способствует всестороннему развитию  и социализации детей. Положительный эффект данного опыта, реализуется в навыках и умениях детей в сфере коммуникации, активизации и реализации творческого потенциала дошкольников, создании благоприятного психологического климата в детском социуме, о чём свидетельствует их активное участие в театрализованных народных праздничных представлениях как внутри детского сада так и в городских мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnichno-igrovaya_kultura._statya.sudakova_a.v..doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческой активности детей

на основе празднично-игровой культуры

 с элементами оздоравливания

Празднично-игровая культура современного мира детства - многогранное явление социальной жизни и важная проблема психолого-педагогической науки, а также практической деятельности специалистов разных профилей. Праздники отражают историю и культуру страны, особенности менталитета личности и народа. А празднично-игровая культура преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира.

Специальная организация игровой деятельности детей, характерная для празднично – игровых технологий, способствует созданию «режима максимального благоприятствования» для развития творческих способностей детей, и характеризуется ее направленностью на достижение конкретного результата, усвоение каких-либо ценностей, традиций, социальных ролей.

Празднично-игровая деятельность организуется, контролируется и направляется специалистом, чем гарантирует заранее предсказуемые результаты, а также качество усвоения необходимого материала для развития творческих способностей детей.

Учитывая важную роль воспитаний детей на русских национальных традициях, празднично – игровая деятельность выстроена на основе народных праздников, так как они интегрируют в себе различные виды детской деятельности (музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно-творческой и др.) и все средства эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда), тем самым вовлекая в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей.

Народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями  в природе, важными для народа событиями и датами.

Исходя из этого, было решено представить данное направление в работе в виде долгосрочного проекта на основе праздничного народного календаря, рассчитанного на учебный год.

В нашем календаре, выделено двенадцать праздников, которые можно организовать с детьми, учитывая все требования к подготовке, решая учебно-воспитательные задачи, осуществляя преемственность со всеми специалистами нашего дошкольного учреждения и родителями воспитанников. Каждый праздник оформлен в виде самостоятельного подпроекта. Время реализации каждого - один месяц.

Важнейшими педагогическими принципами реализации проекта "Наш праздничный календарь" являются: принцип спирали, когда на каждом возрастном этапе идёт повторение тем, но уже с усложнением, углублением в соответствии с возрастом детей (старшая и подготовительная группа); принцип сотворчества детей, родителей, педагогов; принцип формирования целостного представления о мире; опоры на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения; интегративный принцип; принцип природосообразности; народности;  наглядности;  преемственности и непрерывности образования в ДОУ и затем в школе.

Учитывая особое значение здоровьесбережения и укрепления здоровья детей в условиях нашего детского сада, реализация  данного направления работы проходит с элементами  оздоравливания, которые гармонично вплетаются в сюжеты празднично – досуговых мероприятий и способствуют созданию психологического комфорта и адаптации детей в период пребывания и прохождения лечения на базе ДОУ для детей с туберкулёзной интоксикацией.

В рамках инновационной деятельности в ДОУ направленного на внедрение ИКТ в образовательный процесс используем авторские мультимедийные презентации, видеоклипы для оптимизации процесса и обогащения эмоционально-волевого и познавательного развития детей.

Результатом каждого подпроекта является празднично-досуговая деятельность, насыщенная творческими импровизациями, сюрпризными моментами, которые стимулируют интерес детей, усиливают их впечатление и переживание. Она обогащает художественное и эстетическое восприятие, а также, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Работа по проекту и его реализация оценивается администрацией, родителями воспитанников, педагогами ДОУ и самими детьми.

 Таким образом, построение празднично-игровой технологии как целостного образования, вовлекающего в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей, является спецификой использования данной технологии для формирования творческой активности детей дошкольного возраста. Работа в данном направлении  способствует всестороннему развитию  и социализации детей. Положительный эффект данного опыта, реализуется в навыках и умениях детей в сфере коммуникации, активизации и реализации творческого потенциала дошкольников, создании благоприятного психологического климата в детском социуме, о чём свидетельствует их активное участие в театрализованных народных праздничных представлениях как внутри детского сада так и в городских мероприятиях.

Список литературы

  1. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.: Детство-Пресс,  2010. 384 с.
  2. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2004. 128 с.
  3. Чунакова Л.Ф. Традиционная русская культура в образовательном пространстве дошкольного учреждения. Чита, 1997. 146 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по формированию творческой активности детей старшего дошкольного возраста.  Подготовка матерьялов и проведение открытого урока воспитатель Лысенко Т.А. Задачи: учить детей р...

Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

«Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях»...

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...