"Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Представлены материалы в помощь воспитателю по знакомству с декоративно-прикладным искусством - стихи, загадки, планы занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_dekorativno.docx86.75 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством (дымка, гжель, городец, хохлома)

  

Вашему вниманию представлено перспективное планирование по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, раздел декоративно-прикладного искусства, информация по происхождению промыслов и художественное слово.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

 

ТЕМА 1. «Узор в полосе» 

Программное содержание. Познакомить детей с новым видом де коративно-прикладного искусства — дымковской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в поло се, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывны ми движениями руки всем ворсом кисти, ставить квачом черные точки; выбирать цвет. Развивать самостоятельность, аккуратность.

Материалы.

Дым ковские игрушки. Бу мага 15x20 см, гуашь ярких цветов, кисти, черная краска.

ТЕМА 2. «Дымковская ткань»

Программное содержание. Учить детей рассматривать узор на дымковских игрушках, называть виды узора: колечки, круги, точки, ли нии. Учить украшать квадрат дымковским узором; закреплять уме ние рисовать кольца одним круговым движением, рисовать каждый элемент узора своим цветом, рисовать квачом. Развивать чувство ритма,  цвета.  Закреплять интерес к русской  народной  игрушке.

 

Материалы.

 Дымков ские игрушки, слайды. Бумага 20x20 см, гуашь, кисти

 

ТЕМА 3. «Узор на розете»

Программное содержание. Учить рассматривать на дымковских иг рушках мотив росписи: кольца, круги, точки, зернышки и т.д. Учить украшать середину и фестоны розета кольцами одного цвета, кру гами другого цвета, использовать черный цвет для украшения (точ-.ки, черточки). Закреплять умение рисовать круг, кольцо неотрыв ным движением руки всем ворсом кисти.  Развивать творческую активность, самостоятельность.

 

 

Материалы.

Дым ковские индюки, пти цы. Белые розеты, вы резанные из бумаги (диаметр 20 см),  гу ашь, кисти.

 

ТЕМА 4. «Укрась узорами юбку дымковской барыни»

Программное содержание. Учить рассматривать дымковских барынь, выделять узор на одежде: чередование вертикальных и горизонталь ных полос, кругов, колец, точек. Закреплять умение рисовать крас ками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся пря моугольниках — круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству.

 

Материалы.

 Дым ковские барыни. Аль бомные листы, выре занные в форме юбок, гуашь, кисти.

 

ТЕМА 5. «Узор на круге»

Программное содержание. Учить детей рассматривать дымковских индюков; выделять украшения хвоста. Учить составлять узор в кру ге, выделяя середину и кайму кольцами одного цвета, кругами дру гого цвета, украшать их точками и черточками. Закреплять умение рисовать кольцо и круг, самостоятельно выбирая цвета для элемен тов. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Воспиты вать интерес к народно-прикладному искусству.

Материалы. 

Дым ковские индюки. Бе лые бумажные круги (диаметр 20 см),  гу ашь, кисти.

 

 

 

 

ТЕМА 6. «Дымковские кони»

Программное содержание. Приобщать детей к истокам русской на родной культуры. Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, ее формой, элементами украшения. Учить рисовать коня из отдель ных полос широкой кистью, а мелкие детали (хвост, копытца, гри ву) и элементы украшения — кистью маленького размера, квачами. Развивать творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку.

 

Материалы.

Дым ковский конь. Бумага зеленого цвета, гуашь, белила, кисти, квачи.

 

 

ТЕМА 7. «Дымковский орнамент»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с дымков ским орнаментом, элементами росписи, цветовой гаммой и при емами выполнения узоров. Закреплять умение составлять узор из колец, кругов и полос на бумаге; выбирать цвета для отдельных элементов и красиво сочетать их, соответственно форме бумаги.

 

 

Материалы. 

Дым ковские игрушки. Ли сты белой бумаги раз ной  формы,  гуашь, кисти, квачи.

 

 

ТЕМА 8. «Укрась хвост дымковскому индюку (петуху)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с дымков скими игрушками, особенностями их росписи, цветовой гаммой, элементами. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розете, выделяя середину и кайму; рисовать мотивы: круги и кольца; украшать эле менты кружочками, точками, полосками. Закреплять умение рисо вать всем ворсом кисти и ее концом, выбирать цвета для каждого элемента орнамента.

 

Материалы.

 Дым ковские петухи, индю ки, картонная заготов ка индюка. Бумажные круги или розеты (ди аметр 20-30 см), гу ашь, кисти.

 

 

ТЕМА 9. «Роспись платья дымковской барыни»

Программное содержание. Продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделять элементы украшения из полос, кру гов, овалов и их чередование. Учить рисовать полосы — прямые широкие, волнистые тонкие. Закреплять умение рисовать каждый элемент узора определенным цветом, выбирать яркие, сочные, кра сиво сочетающиеся между собой цвета. Учить заполнять орнамен том весь лист. Развивать цветовое восприятие.

 

Материалы. 

Дым ковские игрушки, об разцы лучших работ ребят на эту тему. Тра фарет  дымковского платья, альбомные ли сты, гуашь, кисти.

 

ТЕМА 10. «Дымковская барыня»

Программное содержание. Учить детей рассматривать дымковских барынь и выделять части игрушки (юбка, кофта, кокошник, воло сы), карандашом намечать на развертке контура этих элементов. Закреплять умение составлять узор на юбке барыни из знакомых элементов (кругов, колец, точек, полос, волнистых линий и т.д.). Учить выбирать цвета, характерные для дымковских узоров. Разви вать интерес к народно-прикладному искусству; учить радоваться сделанной своими руками поделке.

Материалы.

Дым ковские игрушки. Тра фареты дымковской барыни, вырезанные из альбомных листов, гуашь,  кисти,  квачи, карандаши.

 

  

ТЕМА 11. «Роспись глиняных игрушек дымковскими узорами»

Программное содержание. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, умение выделять особенности узоров. Учить украшать ор наментами вылепленные детьми фигурки, определять последова тельность выполнения росписи. Учить использовать в работе на выки рисования знакомых элементов. Закреплять умение рисовать элементы узора кистью или квачом, подбирать цвета и компози цию узора. Развивать уважение к мастерам народных промыслов.

 

 

Материалы.

 Выстав ка «Дымковские иг рушки». Детская леп ка, гуашь, кисти, квачи.

 

ТЕМА 12. Коллективная работа «Веселый хоровод»

Программное содержание. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее цветовой гамме, элементах узоров, способах их рисо вания. Учить детей самостоятельно рисовать дымковскую барыню (кормилицу, водоноску, птичницу и т.д.) простым карандашом, а затем украшать ее красивым узором. Закреплять умение детей ри совать знакомые элементы, подбирая композицию узора, цвета, рит мичность элементов орнамента. Развивать творческую активность, самостоятельность.

Материалы.

  Дым ковские барыни. Аль бомные листы, про стые карандаши, лас тики, гуашь, кисти.

 

ТЕМА 13. «Игрушка на ярмарку» (два занятия)

Программное содержание. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, се многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементов. Учить детей самостоятельно придумывать иг рушку, рисовать ее на цветной бумаге белилами, а затем выполнять роспись знакомыми элементами, выбирая яркие цвета. Совершен ствовать технику рисования кистью, красками и квачами кругов, волнистых линий, овалов и т.д. Закреплять умение детей завершать работу, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать интерес к русской культуре, ее традициям.

Материалы.

 Разные дымковские игрушки. Альбомные листы зе леного, синего и фи олетового тонов, бе лила,  гуашь,  кисти.

 

ТЕМА 14. «Роспись дымковской или филимоновской барыни»

Программное содержание. Рассмотреть с детьми дымковские и фи-лимоновскис игрушки, найти сходство и различия, определить по следовательность выполнения каждой росписи. Закреплять умение украшать изделие необходимыми элементами, выбирать цвета, со ставлять композицию узора. Совершенствовать способы рисования кистью (всем ворсом, концом) линий, колец, кругов разной тол щины и размера; приемы рисования квачами разных цветов. Раз вивать цветовое восприятие, самостоятельность.

 

Материалы.

Дым ковские и филимоновские барыни. Детские лепные работы, гуашь, кисти, квачи, флома стеры.

 

В городе Вятке, который стоит на большой реке, раньше был особый праздник, который не справлялся больше нигде. Он назывался «свистунья». Необыкновенный был праздник. Весь город три дня гулял – с музыкой, с качелями и каруселями, с плясками и песнями, и с непрерывным, заливистым свистом.

Каждая семья покупала на городской площади дымковские глиняные свистульки и игрушки. Дымковская слобода находится за широкой рекой. Там и лепили из глины свистульки и игрушки: барынь, нянь и индюков, похожих на Жар – птиц, коней трехголовых и двухголовых. После праздника, зимой, эти игрушки ставили в окна между стеклами, они украшали дома. За окнами снег, сугробы, а в окнах, сквозь любую пургу, сквозь любую непогоду, ярко светятся, улыбаются удивительные игрушки.

Ведь они необыкновенно нарядны! Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает ее разными оборками, воланами, накладными цветами. Дальше – обжиг в печах, побелка. Роспись – только по беленому. Краски особенные – яркие, блестящие, а в узорах, в основном, круги. Дымковские мастерицы немного волшебницы. Вот индюк – всегда был обыкновенным и не очень-то симпатичным. А благодаря им, он превратился в настоящую  Жар – птицу. Посмотрите, какой у индюка теперь огромный и необыкновенный хвост, который горит, как многоцветное солнышко. А какая корона на голове! Чтобы делать такие игрушки, нужен особый талант.

 

Стихи и загадки  о Дымке

Водоноска

За студеною водицей

 Водоноска-молодица

 Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса,

Тугая черная коса,

Щеки алые горят,

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

            * * *

«...Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково" назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

              * * *

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

 А ну, отгадайте, кто я.

              * * *

Конь бежит

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

 Ничком лежит.

              * * *

Петушок, петушок.

 Золотой гребешок,

Ты полай голосок

 Через темный лесок,

Через лес, через реку

Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».

                * * *

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с гармошкой,

Солдат с усами.

Козел — золотые рожки

Да куколка в сережках.

Пестрые, яркие, славные подарки!

Няня

В кокошнике няня.

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастешь.

Индюк

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

 Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост —

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

 Красной горкою горя,

Как корона у царя.

Индюк сказочно красив,

И напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная — индюк.

ГЖЕЛЬ

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

 

ТЕМА 1. «Рисование узора на полосе-кайме»

Программное содержание. Начать знакомить детей с историей про мысла, рассказать о процессе изготовления изделий. Учить рассма тривать гжельскую посуду. Развивать наблюдательность, умение ви деть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элемен ты узора, украшение каймой. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, мазков, пружинок и т.д.  Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.

 

Материалы. Изделия гжельских  мастеров. Белая бумага 25х10см, синяя гуашь,  кисти, палитры.

 

ТЕМА 2. «Украшение стаканчика (бокала) гжельским узором»

Программное содержание. Продолжать знакомство с гжельской ке рамикой. Учить детей любоваться гжельской посудой; отличать ее форму, цвет. Объяснить ее назначение: молочник, чайник, чашка и т.д. Учить выделять кайму и другие элементы узора. Закреплять уме ние рисовать орнамент из линий, завитков и «капелек» в верхней и нижней части изделия. Учить рисовать простейшие цветы из «ка пелек», завитков, мазков, располагая их в центре стаканчика; пере давать опенки синего цвета; закреплять умение рисовать концом кисти.  Приобщать детей  к истокам  русской  народной  культуры.

 

Материалы.

 Гжельская посуда. Альбом ные листы,  вырезан ные в форме стакан чиков;  чашечки,  си няя гуашь, кисти, па литры.

 

ТЕМА 3. «Украшение блюдечка»

Программное содержание. Знакомить детей с многообразием гжель ских изделий. Учить видеть красоту, сказочность гжельских цветов, выделять в узоре элемент-мазок с оттенком, набирать краску кра ем кисти с палитры и наносить мазок, поворачивая кисть при сим метричном рисовании в одну, затем — в другую сторону, получая цветок.  Продолжать учить рисовать гжельские узоры, составлять композицию на круге, оформлять кайму в соответствии с рисун ком на бокале, познакомить с понятием «чайная пара».

 

Материалы.  Гжель ская посуда. Белые бу мажные  круги  (диа метр  20 см),  синяя гуашь или  акварель, кисти.

 

ТЕМА 4. «Рисование цветка на сырной доске»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с гжель ским промыслом; учить видеть красоту и самобытность изделий. Рассказать об особенности гжельских узоров — изменении насы щенности цвета в каждом элементе. Учить рисовать цветы-розаны мазками оттенками синего цвета; составлять узор на форме, выде ляя середину цветком, букетом; украшать края каймой. Закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спираль ки, придавая узору сказочную легкость, воздушность. Развивать твор ческую активность, уважение к мастерам народных промыслов.

 

 

 

 

Материалы.  Гжель ская керамика. Белые альбомные листы, вы резанные в форме ку хонных досок, синяя гуашь  или  акварель, кисти, палитры.

 

ТЕМА 5. «Рисование петушка»

Программное содержание. Рассказать, что гжельские мастера дела ют не только посуду, но и скульптуры малой формы: петушков, ко ровок, и т.д. Познакомить детей с гжельской скульптурой малой фор мы «Петушок», учить выделять особенности росписи. Учить делать карандашом набросок петушка, затем расписывать его гжельским узором: цветами, листьями, точками, сеточками, сочетая синий и го лубой цвета. Закреплять умение детей рисовать мазковой росписью, концом кисти. Воспитывать интерес к народному искусству.

 

Материалы. Выстав ка скульптуры малой формы.   Альбомные листы, карандаши, па литры,  синяя  гуашь или акварель, кисти.

 

ТЕМА 6. «Роспись гжельской посуды»

Программное содержание. Продолжать учить детей видеть красо ту, нежность, своеобразие гжельской росписи. Закрепить знании о промысле, колорите, элементах росписи. Учить выбирать узор, кай му для росписи объемных форм. Закреплять приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки», концом кисти (спиралей, тра винок, завитков, волнистых линий). Развивать творческую актив ность, интерес к рисованию.

 

Материалы. Изделия гжельских  мастеров. Объемные формы  из папье-маше  (блюда, тарелки,   чайники), или детская лепка, загрунтованная  клеем ПВА; палитры, гуашь или акварель, плоские и тонкие кисти.

 

ТЕМА 7. «Зимняя сказка Гжели»

Программное содержание. Закреплять знания детей об изделиях гжельских мастеров, необычном колорите этой росписи. Учить ви деть красоту зимней природы, передавать в рисунке цветовую гам му и сказочность зимнего пейзажа, используя приемы гжельской росписи. Учить детей рисовать многофигурные композиции, распо лагая дома, дворцы, деревья и т.д. на ближнем и дальнем планах.

 

Материалы. Выстав ка гжельской посуды. Альбомные листы, си няя гуашь или аква рель, кисти, палитры.

 

ТЕМА 8. «Гжельское чудо»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с издели ями мастеров Гжели, разнообразием их форм, размеров и назначе ния. Закреплять знания о гжельском промысле, колорите, элемен тах росписи, приемах рисования, учить придумывать и составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из цветов или птиц, по краям — бордюры, кайму. Учить рисовать гжельскую пти цу. Закреплять умение рисовать мазком с оттенками синего цвета. Формировать у детей личностную позицию при восприятии искус ства, народного творчества.

 

Материалы. Изделия гжельских  мастеров, выставка лучших ра бот детей. Альбомные листы, вырезанные в форме ваз, чайников, бокалов и супниц; гу ашь или акварель, па литры, кисти.

 

ТЕМА 9. «Красивые кокошники Снегурочки»

Программное содержание. Напомнить детям сказку о необычной снежной девочке — Снегурочке, предложить расписать для нее го ловной убор — кокошник в определенной цветовой гамме. Про должить учить видеть своеобразие, красоту, нежность гжельской росписи, проявлять самостоятельную творческую фантазию. Учить из знакомых элементов, составлять композицию узора, заполняя середину, края и располагать узор на бумаге разной формы. Закреп лять умение рисовать мазки с оттенками в одну сторону, затем в другую, создавая цветок: роза, тюльпан, бутон, листья. Совершен ствовать навыки работы кистью и красками.

 

Материалы.  Гжель ская посуда; картин ки  с изображениями старинных головных уборов; сказка о Сне гурочке.  Вырезанные из бумаги кокошники разной формы, синяя гуашь или акварель, кисти.

 

 

Под Москвой в Раменском районе (село Гжель) еще в XVI веке изготавливались из знаменитой гжельской глины разные гончарные изделия и игрушки, которые пользовались спросом во многих российских городах. Само название «гжель» выводят из глагола «жечь», обжигать глину. Во все времена посуда формировалась на гончарном круге и в гипсовых формах, а скульптурки и игрушки лепились вручную. Потом изделия обжигались при температуре 12000С. Гжель – это дивные, диковинные синие цветы, травы и листья, написанные черным кобальтом по белому фарфору. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры легко выполненные кистью то еле заметным голубоватым, то насыщенным темно – синим цветом с переливами придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

Стихи  о Гжели

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

 Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

               * * *

В тихом Подмосковье

Речка Гжелочка бежит.

Вдоль этой речки

Деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки бегут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят.

Синим по белому чудо творят.

                      * * *

Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

 И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней;        

Расцветает Гжель васильковая,  

 Незабудковая Гжель...                     

 

               П. Синявский

 

Филимоновские игрушки

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

 

ТЕМА 1. Рисование узора в полосе «Дорожка»

Программное содержание. Познакомить детей с новым ви дом народного декоративно-прикладного искусства — филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игруш ки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые ли нии неотрывным движением кисти.

Материалы.

Филимонов ские игрушки. Полосы бу маги  размеров   11x15  см, красная  и  зеленая  гуашь, кисти, квачи.

 

ТЕМА 2. Узор в полосе «Елочка»

Программное содержание. Продолжать учить детей рассмат ривать филимоновские игрушки (коровка, козлик); выделять материал, элементы украшения. Учить рисовать прямые и на клонные линии, длинные и короткие. Учить составлять узор в полосе, используя новый элемент — елочку. Развивать ин терес к народному творчеству.

Материалы.

Филимонов ские игрушки. Полосы бу маги   11x15 см,  красная и зеленая гуашь, квачи, кисти.

 

ТЕМА 3. «Узор для шапочки»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, ее цветовой гаммой, особенностями узоров. Показать новые игрушки: барышню и кавалера; учить рассматривать и выделять элементы узора. Учить составлять узор в полосе, используя элементы: елочки и линии. Учить рисовать квачами; чередовать цвета, красиво их сочетая.

Материалы.

Филимонов ские игрушки. Полосы бу маги   11x15 см,  красная и зеленая гуашь, кисти, ква чи, шапочки из картона с прорезями.

 

ТЕМА 4. «Филимоновские цветы»

Программное содержание. Учить детей узнавать фидимоновскую игрушку, элементы ее росписи, цветовую гамму узоров и способы их выполнения. Познакомить с элементом филимоновской росписи — «цветком». Показать образцы филимоновских цветов, объяснить последовательность выполнения каж дого цветка. Развивать фантазию, цветовое восприятие.

Материалы.

Филимонов ские барыни, олешек, бара шек. Полосы бумаги жел того   цвета,    красная   и зеленая гуашь, кисти.

 

ТЕМА 5. «Укрась фартук для куклы филимоновским узором»                     

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать тремя красками знакомые элементы, ритмич но чередуя их и красиво сочетая цвета. Развивать самостоя тельность, творческую активность.

Материалы.

Филимонов ские игрушки.  Бумажные трафареты фартуков, жел тая, красная и зеленая гу ашь, кисти, квачи.

ТЕМА 6. «Укрась фигурку коровки или коня филимоновским узором»

Программное содержание. Закреплять умение детей расписы вать силуэт филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах. Закреплять умение рисовать кистью или квачами, используя в узоре только три цвета.

Материалы.

Филимонов ские игрушки. Силуэты ко ровки, коня или птицы с подставками, гуашь желто го, красного, зеленого и си него цветов, кисти, квачи.

ТЕМА 7. «Филимоновская барыня»

Программное содержание. Совершенствовать умение детей ук рашать узором силуэт барыни, используя цветовую гамму и элементы филимоновских узоров. Развивать уважение и ин терес к народному творчеству.

 

Материалы.

Филимонов ские барыни. Развертки фи лимоновской барыни, вы резанные из бумаги, гуашь желтого, красного и зеле ного цветов, кисти, квачи.

ТЕМА 8. «Веселый хоровод»

Программное содержание. Закреплять знания детей о филимоновской игрушке, ее цветовой гамме, особенностях узоров. Учить узнавать филимоновские игрушки и отличать их от дымковских по форме изделия, узору и сочетанию цветов. Учить придумывать и рисовать карандашом барыню или солдата, ук рашать их филимоновским узором. Развивать цветовое вос приятие, творческую активность.

 

Материалы.

Филимонов ские и дымковские игрушки. Листы плотной бумаги фор мата А4,  гуашь желтого, красного, зеленого и сине го цветов, кисти, квачи, про стые карандаши, ластики.

 

Раньше в деревне Филимоново специально для праздников делали игрушки из глины – свистульки. Смешные придумывали свистульки: зверюшки, птицы, кони, барыни, солдаты. И у всех животных сильно – сильно вытягивали шеи, так что коровы были похожи на жирафов, а медведи на Змей – горынычей одноголовых. И все фигурки по обожженной глине разрисовывали полосами: красными, желтыми, зелеными. От этих полос в глазах рябит, как от солнышка. А называются эти игрушки филимоновскими – по названию деревни, которая находится недалеко от города Тулы.

Места там небогатые лесами, но зато много оврагов, а в них полно всякой глины: белой, красной, розовой, черной. Руки у мастериц ласковые – ласковые, теплые. Берет мастерица в руки комок глины, разминает его долго – долго, греет своими руками, вытягивает, вылепляет тело, ноги, голову, рога, уши. И гладит, ласкает, разговаривает с ними. Игрушки должны быть очень красивые, добрые, веселые, чтобы глянул человек на них и сразу же полюбил.  Потом вылепленные фигурки ставят в печь ряд за рядом на березовые поленья. Дров много, горят они жарко и долго. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом добела. А после – медленно – медленно остывают. А когда их вынимают из печи, оказывается, что из черных они стали бело-розовыми и твердыми, как камень. И только тогда начинается роспись. Да не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой обожженной глине не пристает, а с гусиного пера пристает. Теперь в Филимоново делает не только свистульки, но и огромные игрушки, которыми можно украшать помещения.

СТИХИ О ФИЛИМОНОВСКИХ ИГРУШКАХ

Свистульки — петушки,

Глиняные зайчики.

Кони вороные

Гривы расписные!

Всем по нраву глиняные забавы.

Олень

Стоит на стройных ножках,

Вся краса в рожках.

 

Городец

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

ТЕМА 1. «Рисование бутона»

Программное содержание. Познакомить детей с историей городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, эле ментах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цве тов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народ ному творчеству.

Материалы.

 Изделия городецких мастеров.  Квад ратные     листы     бумаги 1 5х 1 5 см, тонированные под дерево, гуашь синего, бе лого и зеленого цветов, ки сти, квачи.

ТЕМА 2. «Узор в полосе по мотивам городецкой росписи»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с го родецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом — «ромашкой», учить ожив лять узор квачами и белой краской. Учить рисовать узор в по лосе, чередуя «купавки» и «ромашки», выбирать цвета, состав лять оттенки, оживлять цветы и листья.

Материалы. 

Городецкие изделия, слайды, образцы узоров и последовательно сти рисования «ромашки» и   «купавки».  Альбомные листы, тонированные под дерево  (15x21  см),  гуашь красного,  синего, зелено го, белого и черного цве тов, квачи, кисти.

ТЕМА 3. «Роспись доски городецким узором»

Программное содержание. Продолжать знакомство с роспи сью Городца, закреплять знания детей об основных элемен тах, колорите, закономерностях построения узора. Познако мить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чув ства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам.

Материалы.

 Изделия го родецких мастеров, слай ды, образцы узоров. Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанные в форме кухонных досок, гуашь, кисти, квачи.

ТЕМА 4. «Роспись городецким узором овала, сложной формы (на выбор)»

Программное содержание. Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения эле ментов «ромашка», «купавка», «розан». Учить выполнять слож ный узор по этапам: замалевок (круги, листья), прорисовка (лепестки цветов, бутоны, прожилки листьев), оживка (белые точки, дуги). Совершенствовать умение самостоятельно состав лять узор в выбранной форме. Развивать творческую актив ность, эстетические чувства.

Материалы.

Изделия го родецких мастеров, образ цы росписи, слайды. Лис ты    тонированной    под светлое дерево бумаги, вы резанные в форме овалов, кругов, кухонных досок, гу ашь, квачи, кисти.

ТЕМА 5. Роспись панно «Городецкая птица»

Программное содержание. Закреплять знания детей о городецкой росписи, умение составлять узор, состоящий из цве тов, бутонов, листьев. Показать детям изображения сказочных городецких птиц. Учить рисовать птиц, похожих на городецких, и украшать рисунок цветами; рисовать по этапам (зама левок,  прорисовка,  оживка).   Совершенствовать умение составлять узор в форме.  Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству.

Материалы.

Городецкие изделия с изображениями птиц. Листы бумаги оваль ной формы, тонированные под светлое дерево, кисти, гуашь.

 

ТЕМА 6. «Украшение крышки сундука Городецкими птицами, цветами»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с из делиями городецких мастеров, их разнообразием. Закреплять знания детей о приемах и этапах выполнения городецких узо ров, их цветовой гамме. Совершенствовать умение детей ри совать городецких птиц, цветы. Учить украшать панно двумя птицами, смотрящими друг на друга, цветами и листьями. Раз вивать ритмичность в выполнении росписи, творческую ак тивность, самостоятельность.

Материалы.

 Изделия го родецких мастеров с нари сованными птицами и цве тами,   слайды,   образцы росписи. Альбомные листы, тонированные под светлое дерево, гуашь, кисти.

ТЕМА 7. Роспись «Городецкий конь»

Программное содержание. Расширять представление детей oб искусстве городецких мастеров. Учить рисовать гордых горо децких коней, украшать рисунок цветами, листьями, закрепляв технические навыки рисования узоров. Учить детей делать на бросок коня, расписывать изделия по этапам (замалевок, про рисовка, оживка). Развивать творческую активность, желание нарисовать яркий, красочный узор. Прививать любовь и ува жение к народному творчеству.

Материалы.

Изделия го родецких мастеров с изображениями коней, образец последовательности рисо вания коня. Листы бумаги, тонированные под светлое дерево, гуашь, кисти.

ТЕМА 8. «Распиши любой предмет для украшения кухни по мотивам городецкого узора»

Программное содержание. Развивать детское творчество на основе полученных знаний о городецкой росписи, ее элемен тах, колорите, композиции; закреплять технические навыки поэтапного рисования городецких узоров. Воспитывать лю бовь к русскому народному творчеству.

Материалы.

Изделия го родецких мастеров. Различ ные трафареты  (кухонная доска, тарелка, крышка для хлебницы),  гуашь,  кисти.

 

 

На реке Волге есть старинный городок Городец. А за ним – леса большие – большие, места дремучие. Когда – то там строили для всей Волги корабли. Да не простые, а дивно разукрашенные, со всякими разными фигурами и узорами. На носу – русалки, их называли берегинями. Улыбчивые львы на корме. И дома в Городце украшали и украшают такой же богатой резьбой, поэтому они похожи на сказочные терема. Делают в Городце игрушки - из дерева и глины.

              Самая красивая городецкая игрушка – это конь. Прекрасный гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами. Конь копытом бьет, удила грызет. Его рисуют на деревянных дверцах шкафов и шкафчиков, на спинках детских стульчиков, на тарелках, которые вешают на стены. И обязательно коня окружают яркими сказочными цветами. Иногда здесь же рисуют людей, диковинных птиц и зверей. И получается, как будто эти кони мчатся в каких – то сказочных, веселых садах или даже в целых сказочных царствах. Мчатся кони, летят кони, словно это и кони и птицы одновременно. Нигде, кроме Городца такого не увидишь. Есть и определенные правила в росписи городецкими цветами.

Сначала  рисуют на доске розовые и голубые круги – будущие «розаны» и «купавки». Размещают их венком, букетом по 3-5 цветков, рисуют листья. Затем, когда краска высохнет, прорисовывают их. «Розан» украшают венчиком из листьев, в нем ярко выражен центр цветка. У «Купавки» малый кружок смещен или влево, или вправо. Дальше мастера оживляют листья, цветы, коней, птиц черной и белой краской.  Когда работа закончена, ее покрывают лаком. Вот и получается такой праздничный, торжественный и красочный орнамент с пышными бутонами, соцветиями и листьями, создающий радостное, светлое настроение.

 

 Сказки и загадки о Городце

 

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки...

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

 Там лихо скачут всадники,

 Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

                * * *

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

* * *

Передаем Вам привет

 И подарки свои

Со сторонки родной,

Где живут журавли,

 С мест, где Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где омыты ракиты Голубою водой.

                            И. Б. Кадухина

 

Велика Россия наша

 И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

На весь Мир молва идет.

                             И. В. Кадухина

 

В Городце у лас все двери,

В Городце весь детский сад.

Городец у нас все любят.

Все в саду: и стар, и млад.

Листья, горницы и кони,

Петухи, скворцы, цветы,

Городецкие узоры,

Небывалой красоты.            

                            О. Хренова

 

Любовались гости чудом.

Громко восхищалися, Г

ородецкой красотой

Сраженные осталися.

Городецкие узоры,

 Столько радости для глаз.

 Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Ты играй, моя гармошка,

 Ты, подруга, подпевай,

 Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

 

         И. В. Кадухина

Хохлома 

 ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

 

ТЕМА 1. Рисование в полосе «Осочки, травинки, капельки»

Программное содержание. Познакомить детей с изделиями хохломских мастеров. Учить видеть красоту растительно-трав ного орнамента,  необычность, сказочность золотого фона. Учить рисовать легкими формообразующими движениями ос новные элементы «травки» — осочки, травинки, капельки.

Материалы.

Хохломская посуда, образцы выполне ния элементов «травки». Бу мага желтого цвета 15x20 см, гуашь, кисти.           

ТЕМА 2. Панно «Золотая рыбка»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с из делиями мастеров Хохломы, их цветовой гаммой, основными элементами росписи («травка», завейки) и способами их вы полнения. Учить рисовать легкими, округлыми движениями, с разной степенью нажима на кисть. Вспомнить с детьми от рывок из сказки А.С. Пушкина и предложить нарисовать зо лотую рыбку в манере хохломских мастеров. Развивать инте рес к народным промыслам.

Материалы. Изделия хохломских  мастеров,  сказка А.С.  Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Альбом ные листы, тонированные черной краской, гуашь жел того (охра), зеленого и крас ного цветов, кисти.

ТЕМА 3. Узор «Хохломская веточка» 

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с рос писью Хохломы; учить при рассматривании миски выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы рисования, красиво располагая их на веточке — стебле - «криуле». Учить детей ритмично располагать элементы красного или черного цвета. Развивать эстетические чувства.

Материалы.

Изделия хох ломских мастеров, слайды. Бумага, тонированная жел той краской (15x21 см), гу ашь красного, черного и зе леного цветов, кисти.

ТЕМА 4. «Роспись салфетницы (вазы)»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с хохломской росписью; закреплять умение рисовать растительно-травный орнамент легкими круговыми движениями руки. Пред ложить детям  придумать и  нарисовать узор по  мотивам хохломского, чередуя знакомые элементы с новыми — цвета ми и листьями. Развивать самостоятельность и творческую ак тивность.                   

Материалы.

Изделия хох ломских мастеров, образцы выполнения основных эле ментов хохломской роспи си. Листы бумаги, тониро ванные  желтым  цветом, вырезанные в форме сал-фетниц и ваз, гуашь, кисти.

ТЕМА 5. «Роспись тарелки по мотивам Хохломы»

Программное содержание. Продолжать знакомство с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-травным орнамен том. Учить рисовать красивую веточку с ягодами и листьями и украшать ее знакомыми элементами «травки», выбирать цве та красок для рисования узора в соответствии с фоном. Раз вивать творческую активность.

Материалы.

Декоратив ные тарелки с хохломским узором. Листы бумаги круг лой формы желтого, крас ного и черного цветов, гу ашь, кисти.

ТЕМА 6. Панно «Золотой петушок»

Программное содержание. Вспомнить с детьми содержание сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» и предло жить расписать панно на основе узоров Золотой Хохломы. Рассказать детям о работах хохломских художников; закреп лять умение рисовать узоры. Учить расписывать панно, изоб ражая в центре золотого петушка и украшая края раститель но-травным  орнаментом.  Развивать эстетические  чувства, творческую активность.

Материалы.

Изделия ма стеров Хохломы с изоб ражениями  птиц,  книга А.С. Пушкина «Сказка о зо лотом петушке». Листы бу маги красного и черного цветов, гуашь, кисти

 

ТЕМА 7. «Хохломской букет»

Программное содержание. На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную ком позицию, передавая растительный характер орнамента, празд ничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Раз вивать в детях стремление к творчеству.

Материалы. Изделия хох ломских мастеров, слайды, образцы росписи (лучшие работы детей). Альбомные листы красного, желтого и черного цветов, вырезан ные в форме различных ваз, ковшей; гуашь, кисти.

 

Издавна делали да расписывали посуду в заволжских деревеньках Новопокровское, Семино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не Покровской или Кулигинской, а Хохломской. Хотите узнать, почему? Слушайте.

Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов малой речки «Узолы». Стук – бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохломы семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся Жар – птицами миски да ложки по ярмаркам. Так и повелось – хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписанную золотую утварь хохломской.

А как же началось это удивительное хохломское художество?  Да разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как – то  к его порогу птица – жар. Он и ее угостил. Жар – птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев.

Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки, затем их покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду, еще раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в золотую. Стали называть хохлому во всем мире золотой.

 

Стихи о хохломе

 

Посуда наша для щей и каши

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается

А вот плошка, налей окрошку,

Возьми ложку, хлебай понемножку.

Кому посуда для кашки, окрошки?

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

— Откуда посуда?

— К. Вам приехала сама Золотая Хохлома!

 

                                  *   *  *

Хохломская роспись, алых ягод роспись,

Отголоски лета в зелени травы!

Рощи, перелески, шелковые всплески,

Солнечно-медовой золотой листвы!

Роспись Хохломская словно колдовская,

В сказочную песню просится сама

И нигде на свете нет таких соцветий

 Всех чудесней наша Хохлома.

                                      П. Синявский

 

Полхов – Майдан

ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:

ТЕМА 1. «Шиповник»

Программное содержание. Познакомить детей с промыслом Полхов- Майдана, его историей, материалом поделок, цвето вой гаммой, особенностями и способами росписи. Учить ри совать красивый, большой розовый цветок на колючем стеб ле  с  зелеными листьями  сначала  черным  фломастером (маркером), а затем — прорисовывать гуашевыми красками, стараясь не выходить за пределы контура. Обратить внимание детей на то, что мастера Полхов-Майдана могут нарисовать отдельные части цветка другой краской — желтой, голубой; цвета всегда используют яркие, сочные, праздничные. Развивать художественный вкус.

Материалы. Деревянные изделия мастеров Полхов-Майдана,  образец  после довательности  рисования шиповника.     Половинки альбомных листов, гуашь, кисти, черные фломастеры (маркеры).

 

ТЕМА 2. «Конь-огонь»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с рос писью Полхов-Майдана; учить выделять отдельные элементы рисунка, составлять композицию из цветов, ягод, листьев на форме лошадки. Закреплять умение сначала рисовать силуэ ты цветов черным фломастером, маркером, а затем раскраши вать гуашью, соблюдая основные правила полхов-майданской росписи. Развивать цветовое восприятие, учить детей краси во подбирать цвета при рисовании травного орнамента. Об ратить внимание детей на то, что узор очень плотный, запол няет практически всю форму и может располагаться на цветном фоне. Развивать уважение и интерес к народному декоратив но-прикладному искусству

Материалы. Деревянные лошадки с полхов-майдан ской   росписью;  образцы цветов,   букетов   в  разных цветовых сочетаниях. Фи гурки   коней,   вырезанные из альбомных листов и то нированные в разные цве та,   гуашь,  белила,  кисти.

ТЕМА 3. «Укрась матрешку сказочным узором»

Программное содержание. Закреплять знания детей об изде лиях полхов-майданских мастеров. Учить узнавать роспись, от личать от других. Познакомить детей с матрешкой из Полхов-Майдана, рассказать, чем она отличается от других матрешек (семеновских, загорских). Совершенствовать навыки детей в составлении узоров из цветов, стеблей, листьев, бутонов и т.д. в сложной форме. Закреплять умение детей рисовать контур цветочного орнамента черным фломастером; рисовать лицо, волосы матрешки, шаль-накидку, грудку-передник в цветах. Тренировать детей в подборе красок для выполнения узора в цвете и смешении их на палитре, аккуратном прокрашивании контуров. Создать радостную творческую атмосферу на заня тии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисо вать красками.

Материалы.

Полхов-майданские, загорские, семе новские матрешки; образ цы цветочных орнаментов полхов-майданской роспи си. Листы бумаги, вырезан ные в форме матрешек, гу ашь, кисти, черные флома стеры

 

Есть такое огромное село Полхов – Майдан. Оно расположено в Горьковской области. А вокруг села – леса и поля. Дома стоят в нем очень тесно, прямо как на городских улицах – один к одному. Леса не дают селу расшириться, а трогать лес нельзя, его рубят только в отведенных местах. И за каждым домом в огороде обязательно стоит еще маленькая избушка – мастерская, по-здешнему – работня. В ней медово пахнет липой, везде развешен столярный инструмент, стоит верстак, к нему приложен токарный станок. Здесь и вытачивают мужчины из длинных липовых кругляшек фигурки матрешек, грибки – копилки и многое другое. А потом несут их в дом, и женщины – мастерицы берутся за дело.

Сначала обмазывают фигурки крахмалом и сушат. И они становятся белее снега. Затем перышками, кисточками тушью и красками начинают их разрисовывать. И перво – наперво, выводят на каждой свои любимые цветы шиповника. И зимой и летом, когда случаются солнечные дни, весь Полхов – Майдан выносит сушить раскрашенные игрушки на воздух. Снег белый, а игрушки – как полыхающая радуга: в них – малиновое, зеленое, синее, желтое, алое. И все такое жаркое, как будто нет никакой зимы, как будто прожили ее люди, вырастив эти дивные цветы. И в заснеженных садах они, и над замерзшей речкой Поховкой, и  во дворах.

 

Стихи о Полхов-Майдане

 

 

Бочонки, копилки,

Матрешки, грибы.

Они не малы,

 Да и не велики.

Свистульки, тарелочки

В ярких цветах,

И солнце, и речка,

И домик в кустах.

Свободная роспись:

Шиповник цветет,

И яблочки зреют,

И травка растет.

Рисуют черным

На стеблях цветы,

 И яркие краски

 Сочны и просты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина....

Конспект дидактической игры для знакомства детей с декоративно-прикладным творчеством в старшей группе.

Материал предназначен для организации занятий по художественно-эстетическому развитию в совместной деятельности....

Знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством в подготовительной группе

НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным творчеством...

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах

Виды народного декоративно-прикладного искусства и знакомство детей с ним....

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусстваДекоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посред...