Использование зрительных тренажёров в коррекции зрения.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Трохина Мария Алексеевна

Влияние и использование зрительных тренажёров на формировние глазодвигательных  и прослеживающих функций у детей.  Методические рекомендации по применению их в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_trenazherov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

С момента рождения ребенок изучает мир посредством использования анализаторов:  захватывает  рукой, тянет в рот, рассматривает и так далее. Получая, таким способом информацию, он учится мыслить конкретными наглядными образами. В процессе сенсорного развития у ребенка создается целостный образ предметов и явлений, который возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом. Целостность образа складывается на основе знаний о предметном мире, а также всей совокупности воспринимаемых ощущений и действий.     С целостностью восприятия связана структурность. Структурность восприятия – это сформированность во времени целостного образа предметов окружающего мира. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов. Прошлый опыт ребенка участвует в формировании образа предмета или явления и зависит от его интересов, потребностей. Чем богаче прошлый опыт, тем богаче восприятие и образные представления ребенка. В нашем случае, дети имеющие нарушения  органа зрения, не могут в полной мере получить информацию об окружающем их мире, не могут приобрести правильного жизненного опыта. Опыт обедняется, искажается и не соответствует действительности или вовсе отсутствует. Вследствие неясного или неправильного восприятия элементов окружающего мира и неточности представлений формируются искаженные, и даже ошибочные версии деятельности, поведения,  знаний и умений. Это может привести к таким последствиям, как одиночество и неустроенность в обществе.Усвоение навыков, овладение правильными способами их обогащения и применения в жизненных ситуациях составляет большую трудность у детей слепых и слабовидящих. Такие дети не могут оценить значение предметов и действий в окружающем мире, поэтому уделяется большое значение наглядности и выразительности этих умений и навыков во всех видах коррекционно – педагогической деятельности.При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительной большей  степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно. Так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.Повседневная деятельность сложна и многогранна. Она требует от ребенка оперативного мышления, внимания и других качеств. Дети с нарушением зрения должны быть приобщены к различным видам деятельности. Только целенаправленное педагогическое воздействие на детей в тесной связи с требованиями жизни способны развить познавательные возможности, сформировать умения и навыки, поднять их до уровня понимания социальной значимости. Все это компенсирует и коррегирует недостатки состояния детей с нарушением зрения.Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения воспринимают изображения в цветовом исполнении, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные  функции,создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. Силуэтные и контурные изображения стимулируют зрительные функции и создают компенсаторный эффект, который планируется педагогом. От этой целевой установки зависит процесс включения формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий. Применяются специальные пособия (схемы, лабиринты) с метками для точного воспроизведения действий и зрительного анализа, для активизации зрения.

В связи с особенностями зрительного восприятия у детей с нарушением зрения отмечается снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов. Это вызывает затруднения во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке. Основой коррекционного обучения является развитие у дошкольников трех-семи лет целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположения в них предметов, а также умений использовать в процессе ориентировки информацию об окружающем пространстве, полученную с помощью всей сенсорной сферы.Это позволяет формировать у детей компенсаторные способности ориентировки в пространстве, основанные на полисенсорном восприятии окружающего пространства.Все зрительные тренажеры учат детей моделировать предметно-пространственные отношения и включают в себя обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем.

Примерный объем работы на полотне (стнена, двери, потолок):

  1. Упражнения по типу «Быстрые взгляды».
  2. Обучение целенаправленному восприятию.

2.1. Узнавание объектов на расстоянии. Выделение признаков узнавания (как узнал).

2.2. Приближение к объекту (какие дополнительные признаки, детали замечены).

2.3. Обводка объекта указкой (по контуру, не прикасаясь к нему, на расстоянии глазами, с использованием руки, мысленно в воображении с закрытыми глазами).

2.4. Соединение объектов дорожкой (указка или рука, взглядом, мысленно):

а) по сюжету сказки;

б) по заданию педагога (например, «выведи» с поля лишний предмет);

в) отыскивание пары (по сенсорным эталонам , по понятию, по эмоциональному состоянию и т.д.).

3). Рассказывание сказки или рассказа по объектам стенда.

4). Работа по восприятию изобразительных средств, глубины пространства. Широко используются объемные лабиринты, которые способствуют развитию целенаправленной ориентировки, вызывает интерес и поддерживает внимание.

Некоторые виды работы с лабиринтом:

а) движение в лабиринте по правилу, плане – схеме;

б) движение по цветовому ориентиру – стрелке;

в) прослеживание взглядом направления движения по лабиринту для поиска пары (ребенка, игрушки, предмета).

Создаются условия для совершенствования моторных способностей, движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, целенаправленных действий с предметами на основе сочетания зрительного и осязательного восприятия, а также развиваются память, мышление, речь, воображение и творческая активность.

Дети с нарушениями зрения испытывают трудности при счете предметов в большом пространстве, расположенных по кругу, в несколько рядов, находящихся в неупорядоченном состоянии. Для формирования навыков правильной ориентировки и зрительного воздействия предлагается детям считать окружающие предметы и игрушки: мебель, посуду, игрушки и т. д. Общение в процессе счетной деятельности с реальным миром обогащает зрительные образы у детей.

Для понимания пространственных отношений и признаков предлагается детям упражняться в размещении различных предметов и объектов на микро – и макро- плоскости. Такие задания могут носить характер зрительных и устных диктантов, когда дети по образцу или словесному указанию педагога размещают, рисуют, располагают объекты.Широкое использование подвижных игр, движения и ориентировки по заданным схемам в соответствии со световыми, звуковыми сигналами и словом педагога обеспечивает формирование практического ориентирования в пространстве.

Для повышения эффективности развития навыков зрительно – пространственной ориентировки успешно применяются дидактические игры («Найди по схеме», «Пройди по плану»).На занятиях, используя схемы, проводится работа по коррекции зрительных представлений, формированию сенсорных эталонов формы и  умений соотносить эти эталоны с формой реальных объектов окружающей действительности.

Упражнения, направленные на формирование у детей умений выделять, дифференцировать, классифицировать группы предметов по их признакам: форме и величине. Многие из предлагаемых заданий связаны с лечебно-восстановительной работой по исправлению косоглазия и амблиопии. Так как детям предлагается упражняться в обводке (мысленно – зрительно или предметом) по контуру, трафарету, через кальку предметных изображений и геометрических фигур. В процессе выполнения таких заданий тренируются различные зрительные функции: центральное зрение, прослеживание, локализации, фиксации и т. д.

Потолочная схема – тренажер. Описание.

Схема состоит из трех полос и одной круговой линии разного цвета. Полосы пересекаются. Точки фиксации состоят из кругов, прерывистой и сплошной линий. На концах линий вывешиваются картинки, буквы, цифры.

Методические рекомендации

Эта схема используется на организованных видах деятельности   для проведения зрительных гимнастик и в свободное время ( как тренажер).

Дети, стоя или сидя на стуле, выполняют по заданию педагога упражнения. Дети могут находиться в любом месте групповой комнаты и самостоятельно выполнять упражнения сидя, лежа на полу или стоя.

Вертикальная зрительно – двигательная схема (настенная).Описание

Схема состоит из трех полос разного цвета. Полосы пересекаются, имеют изгибы, подъемы и спуски. Каждая полоса составлена из различных точек фиксации (круги, полоски и ломаная линия). По всей длине полос имеются места с силуэтными и контурными изображениями. Начало полосы обозначено. Для работы на схеме используются картинки (по лексическим темам), буквы (по заданию логопеда) или цифры.

                         Методические рекомендации

Ребенок, стоя перед схемой, выполняет упражнения. При этом выполняя движения вверх (тянется или встает на носки) и вниз ( приседает или наклоняется), он воздействует на ряд мышц одновременно со зрительной нагрузкой. Физическое воздействие можно усилить, используя предмет для выполнения упражнений. Например, находясь на расстоянии вытянутой руки, ребенок выполняет задание с помощью мяча или гантели.

Круговая схема (настенная).Описание

По спиральной полосе располагаются картинки и буквы. Полоса состоит из мелких прямоугольных точек фиксации.

Методические рекомендации

Ребенок выполняет задание педагога. Зрительно - двигательное воздействие можно усилить, используя предмет для выполнения упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми с нарушением зрения

Материал об  использовании зрительных тренажеров в работе с детьми, имеющими нарушения зрения...

"Использование зрительной гимнастики для профилактики и коррекции нарушений зрения у детей"

Презентация предназначена для педагогов ДОУ, работающих в группах комбинированной направленнности....

Зрительная гимнастика как один из этапов коррекции зрения.

Зрительная гимнастика  по Аветисову – это разнообразные движения глазами и упражнения на тренировку аккомодации. Регулярное выполнение подобной гимнастики во время пауз в зрительной работе ...

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначе¬ние: - она обеспечивает...

Использование зрительных гимнастик и тренажеров, как профилактика и коррекция нарушения зрения

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных ...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря з...

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста

Использование зрительных тренажеров для профилактики и коррекции зрительных нарушений у детей дошкольного возраста (консультация для воспитателей)....


 

Комментарии

Соловей Ирина Леонидовна

Спасибо за информацию.