Общение ребенка и взрослого
статья (младшая группа) по теме
Общение с взрослым имеет ислючительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно явялется в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Причем, чем меньше ребенку лет, тем больше значение для него имеет общение со взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie_-vospitatelyam.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение ребенка и взрослого
М..И. Лисина показала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства, выделив четыре формы общения:
Первая форма — ситуативно-личностное общение — характерна для младенчества. В общении удовлетворяется по требность в доброжелательном внимании, главное — личность взрослого, а все остальное, включая игрушки, отходит на вто рой план.
Вторая форма — ситуативно-деловое общение, в котором удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым, в рамках которого дети раннего возраста под руководством взрос лого и в совместной деятельности с ним раскрывают свойства и функции предметов посредством манипулирования.
Третья форма — внеситуативно-познавательное об щение. В нем удовлетворяются познавательные мотивы и по требность в уважении взрослого. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, вырываясь за рамки наглядной ситуа ции, задают взрослым множество вопросов: «Почему?», «Зачем», «Откуда?», «Как?», пытаясь постичь тайны природных явлений и человеческих отношений. Взрослый для них выступает в ка честве эрудита, знающего ответы на все вопросы.
Четвертая форма — внеситуативно-личностное обще ние, в котором у средних и старших дошкольников удовлетво ряется потребность во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослого. Взрослый для ребенка — высший автори тет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, отказа от трудных заданий. Такая форма общения очень значима при подготовке к школе.
Общение между детьми.
В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирова ние взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соот-ношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А.Репина, Я.Л.Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом об щения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызыва ющим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодейст вии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отно шение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вы мышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в фор ме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помо щью некоторых внешних средств, то отношение — это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляет ся прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодейст вия людей.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года) сверст ник является партнером по эмоционально-практическому взаи модействию, которое основано на подражании и эмоциональ ном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребно стью является потребность в соучастии сверстника, которое вы ражается в параллельных (одновременных и одинаковых) дей ствиях детей.
На втором этапе (4—6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздейст вий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника.
На третьем этапе (в 6—7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание общения отвлекается от наглядной ситуа ции, начинают складываться устойчивые избирательные пред почтения между детьми.
Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.
В дошкольном возрасте (от 3 до 6—7 лет) межличностные от ношения детей проходят достаточно сложный путь возрастного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение ребенка со взрослыми
Общение детей со взрослыми...
Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...
Этапы развития потребности в общении ребенка с взрослым
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающ...
Статья «Общение ребенка со взрослым».
В современное время очень актуальная тема, для работников дошкольного образования....
Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.
Описание форм развития общения у детей раннего возраста....
Консультация на тему «Развитие навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками»
Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в до...
Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...