Этапы развития потребности в общении ребенка с взрослым
методическая разработка по логопедии на тему

Ситникова Светлана Геннадьевна

Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_v_rechi_.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Этапы  развития потребности в общении ребенка с взрослым

        Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

        Анализ поведения детей раннего возраста проведенный В.И. Лубовским показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.

        Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка с взрослым:

        1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

        2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

        3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

        4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

        Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым и нужно обязательно включать  предречевые вокализации в состав «комплекса оживления», который является видом социального поведения ребенка. Именно реакция оживления является началом развития речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение ребенка и взрослого

Общение с взрослым имеет ислючительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно явялется в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности ...

Общение ребенка со взрослыми

Общение детей со взрослыми...

Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...

Статья «Общение ребенка со взрослым».

В современное время очень актуальная тема, для работников дошкольного образования....

Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.

Описание форм развития общения у детей раннего возраста....

Консультация на тему «Развитие навыков общения ребенка со взрослыми и сверстниками»

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Первые навыки общения мы приобретаем в до...

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...