положение о ПМПК в отделении реабилитации
материал на тему
В нашем Центре возникла необходимость в собственном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Вот так мы его увидели и реализовали
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МУ «КЦСОН» г. Тамбова
_______________ Г.С. Головлева
«___»_____________ 2010 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-медико-педагогическом консилиуме
отделения реабилитации детей с ограниченными умственными способностями
и физическими возможностями
МУ «КЦСОН» г. Тамбова
1. Общие положения
1. 1. Настоящее положение регулирует реализацию прав несовершеннолетних с отклонениями в развитии на коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию в условиях отделения реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями в МУ «КЦСОН» г. Тамбова (далее — Положение).
1. 2. Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законами РФ, Уставом МУ «КЦСОН» г. Тамбова, Положением об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, правилами внутреннего распорядка.
1. 3. Психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк) является постоянно действующим подразделением МУ «КЦСОН» г. Тамбова. ПМПк является организационной формой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей с различными отклонениями в развитии.
1. 4. Порядок открытия ПМПк а, организации и контроля над работой определяется приказами директора МУ «КЦСОН» г. Тамбова. Порядок комплектования ПМПк педагогическими и медицинскими работниками регламентируются в пределах штатного расписания отделения реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями и утверждается приказом директора.
1. 5. Деятельность ПМПк строится на принципах:
- Конфиденциальности, включающей в себя гарантированную сохранность информации специалистами ПМПк о ребенке, его семье и данных личного дела, полученных в ходе обследования и реабилитации. Данные личного дела ребенка могут быть доступны только с согласия родителей (лиц их замещающих) или по предписанию суда;
- Соблюдения этических и морально-правовых стандартов, правил общества;
- Развития, как опоры на зону ближайшего развития ребенка, а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта;
- Научности, предлагающий детям знания, основанные на новейших достижениях профильных научных отраслей;
- Доступности, обеспечивающий соответствие диагностических и коррекционно-развивающих материалов возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка;
- Наглядности, предполагающий необходимое и достаточное количество дидактических пособий;
- Прочности, обеспечивающий надёжное усвоение знаний, умений и навыков;
- Единства требований диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям;
- Воспитывающего характера реабилитационных воздействий;
- Индивидуального подхода, учитывающий возрастные, психологические, личностные особенности ребёнка и медицинские показания;
- Комплексного изучения развития ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, логопед-дефектолог, психолог, социальный педагог).
2. Основные цели и задачи ПМПк
Целью организации ПМПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, а также принятие решения о приеме или отказе в реабилитации, продолжительности и окончании её периода (указывается в заявлении родителей о зачислении ребенка в отделение).
В задачи ПМПк входит:
- Выявление механизма, характера и причин отклонений в развитии детей. ПМПк рассматривает истории развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями (анамнез, течение болезни, проведенную реабилитацию, динамику развития);
- Выявление резервных возможностей развития;
- Определение категории обслуживаемых в отделении (в соответствие с положением об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья МУ «КЦСОН» г. Тамбова);
- Составление плана реабилитации ребенка. Определение путей медико-социального и психолого-педагогического сопровождения. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация здоровье сберегающих мероприятий. Создание модели взаимодействия между участниками ПМПк и специалистами отделения;
- Подготовка и ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребенка, динамику его состояния в ходе реабилитации.
3. Структура и организация деятельности ПМПк
3.1. Заседания ПМПк проводятся по мере необходимости и готовности диагностического и аналитического материалов. Заседание ПМПк может быть созвано Председателем ПМПк в экстренном порядке.и физическими возможностями
3.2. Состав ПМПк включает: председатель ПМПк, заместитель председателя ПМПк, секретарь, специалисты:
- детский невролог,
- педиатр,
- логопед-дефектолог,
- психолог,
- социальный педагог,
- приглашенные специалисты: отоларинголог, офтальмолог, ортопед, психиатр — по необходимости.
3.3. Возглавляет ПМПк председатель (заместитель директора), который назначается приказом директора МУ «КЦСОН» г. Тамбова. Председатель ПМПк совместно с заведующим отделением реабилитации организует работу ПМПк и несет ответственность за результаты его деятельности.
3.4. Заместитель председателя ПМПк и секретарь назначаются председателем.
3.5. Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках своего рабочего времени, составляя индивидуальный план работы. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со статьей 32 и 34 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется директором МУ «КЦСОН» г. Тамбова самостоятельно.
3.6. Заседание ПМПк проводится под руководством Председателя ПМПк, а в его отсутствие — заместителем Председателя ПМПк.
3.7. Заседание ПМПк оформляется протоколом (прил. 1). Протокол оформляется секретарем не позднее чем через 2 дня после проведения ПМПк и подписывается Председателем ПМПк или его заместителем, секретарем ПМПк.
3.8. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально перед заседанием ПМПк в период до одной недели в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. По результатам обследований специалистами составляются представления и заключения (прил. 2-6). Специалисты ПМПк в первую очередь рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении проблем развития. Представления и заключения всех специалистов, проводящих реабилитацию ребенка или консультировавших его, являются равнозначными для ПМПк.
3.9. Последовательность представлений на заседании ПМПк:
- Медицинские сведения о ребенке – акушерский анамнез матери, сведения о неонатальном развитии ребенка, особенности психомоторного развития ребенка 1-го года жизни, заключения врачей (по выписке из амбулаторной карты). На ребенка, наблюдающегося или получающего лечение у врача психиатра, нарколога, необходимо предоставить справку от названных специалистов.
- Психолого-педагогические данные обследования – сотрудничество со взрослым, особенности общей и мелкой моторики, особенности умственного развития, эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности поведения (адекватность), социально-бытовая ориентация, уровень речевого развития.
3.10. На ребенка, проходящего обследование на ПМПк, заводится личное дело ребенка. В конце каждого месяца реабилитации в личное дело ребенка вносятся данные по специальной коррекционно-развивающей работе с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами реабилитации. Личные дела детей хранятся у Председателя ПМПк и выдаются только специалистам, работающим с данным ребенком. В конце третьего месяца ПМПк обсуждает результаты реабилитации ребенка на основании повторного диагностирования и принимается соответствующее решение.
3.11. На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально составляется заключение ПМПк (прил. 7) и рекомендации по направлениям медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации, которые являются основанием для составления итогового документа – план реабилитации ребенка (прил. 8) или ее изменении.
3.12. План реабилитации ребенка, утвержденный ПМПк, является обязательной для всех специалистов, работающих с ребенком.
3.13. В ситуации диагностически сложных случаев, конфликтных моментов, невозможности для членов ПМПк принятия однозначного решения о реабилитации ребенка он направляется на городскую ПМПК для углубленной диагностики. При направлении ребенка на городскую ПМПК копия заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
3.14. По истечении установленного периода реабилитации проводится повторное заседание ПМПк, на котором рассматривается динамика развития ребенка за период реабилитации, фиксируемая в плане реабилитации специалистами отделения ежемесячно.
3.15. При устойчивой положительной динамике решается вопрос о необходимости продолжения реабилитации, ее приостановки с целью обеспечения усвоения полученных знаний, умений и навыков или об окончании реабилитации. При отсутствии положительной динамики решается вопрос о повторном прохождении курса реабилитации или направлении ребенка на городскую ПМПК для уточнения диагноза.
4. Необходимая документация, регламентирующая работу ПМПк
4.1. Положение о ПМПк.
4.2. Приказ о создании ПМПк.
4.3. Договор о взаимодействии ПМПк и городской ПМПК.
4.4. Список членов ПМПк.
4.5. План работы ПМПк.
4.6. Протоколы заседаний ПМПк.
4.7. Журнал регистрации детей, посетивших ПМПк (прил. 9).
4.8. Тетрадь взаимосвязи городской ПМПК и ПМПк (прил. 10).
4.6. Архив ПМПк, состоящий из карт развития детей, окончивших реабилитацию в отделении.
4.7. Карты развития ребенка, которые включают в себя:
- Учетная карточка ребенка.
- Заявление от родителей или лиц замещающих. Письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу и образовательный маршрут, а также на его изменения.
- Копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка-инвалида (с 14 лет).
- Копии паспортов родителей или лиц их замещающих.
- Копия справки об инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
- Копия индивидуальной программы реабилитации (ИПР), составленной бюро МСЭ.
- Копия пенсионного удостоверения инвалида.
- История развития ребенка (форма № 112У) или амбулаторная карта подростка (форма № 025У) подписанная главным врачом детской поликлиники с заключениями врачей:
- отоларинголога (для детей с нарушением слуха) с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов артикуляции речи (привести данные о восприятии разговорной и шепотной речи, желательно данные аудиограммы) и рекомендациями по реабилитации;
- офтальмолога (для детей с нарушением зрения) с характеристикой органа зрения с развернутым диагнозом и рекомендациями по реабилитации;
- врача-ортопеда (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) с диагнозом и рекомендациями по реабилитации;
- сурдолога при необходимости.
- Педагогическое представление социального педагога на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога, работающего с ребенком. Педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности реабилитации, подробный анализ успеваемости и поведения, а также мероприятия, проведенные в целях повышения его успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и др.).
- Социальный паспорт.
- Представление логопеда-дефектолога.
- Представление психолога.
- Заключение педиатра об общем состоянии.
- Заключение невролога с обоснованием медицинского диагноза и характеристикой умственного развития.
- Заключения приглашенных специалистов.
- Заключение ПМПк.
- План реабилитации.
- Письменные (графические) работы ребенка за период реабилитации.
5. Обязанности специалистов ПМПк
5.1. Председатель ПМПк. Организует и руководит заседаниями ПМПк, обеспечивает систематичность заседаний, контролирует реализацию решений ПМПк. Отвечает за качество работы специалистов по обследованию детей и составлению рекомендаций о формах реабилитации детей с отклонениями в психофизическом развитии детей.
5.2. Секретарь ПМПк. Ведет протокол заседаний ПМПк, хранит протоколы не менее 2 лет, затем формирует и хранит архив. Фиксирует в заявлениях родителей о зачислении ребенка в отделение период реабилитации либо решение Консилиума об отказе в реабилитации.
5.3. Социальный педагог. Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите ребенка. Проводит изучение социальной среды ребенка, находящегося в кризисной или экстремальной ситуации, с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки. Выступает посредником между семьей, учреждением, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов с целью предупреждения возможных конфликтов и для решения вопросов по социальной защите и социальной помощи. На основании патронажного выхода в семью оформляет документацию по установленному образцу (прил.2), составляет рекомендации по формам и методам работы с ребенком.
5.4. Невролог — дает заключение по ребенку в письменной форме по установленному образцу (прил.3), зачитывает его на заседании ПМПк, составляет рекомендации к плану реабилитации ребенка.
5.5. Педиатр - дает заключение по состоянию здоровья ребенка в письменной форме по установленному образцу (прил.4), зачитывает его на заседании ПМПк, составляет рекомендации по режиму жизнедеятельности к плану реабилитации ребенка.
5.6. Логопед-дефектолог. Выявляет детей, имеющих нарушения речи различного генеза. Проводит углубленное логопедическое обследование детей для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений и структуры дефекта. Проводит педагогическое изучение детей. Совместно с другими специалистами участвует в комплексном обследовании особенностей познавательной деятельности, личности и эмоционально-волевой сферы детей и подростков с проблемами в обучении, поведении и общении. Оформляет документацию по установленному образцу (прил.5), составляет рекомендации к плану реабилитации ребенка. Участвует в предварительном обсуждении данных обследования с другими специалистами.
5.7. Психолог. Осуществляет психологическую диагностику детей и подростков, выявляет индивидуальные особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка; определяет круг значимых проблем, анализируя данные документов, беседы с родителями и результаты обследования. Оформляет документацию по установленному образцу (прил.6), составляет рекомендации к плану реабилитации ребенка. Участвует в предварительном обсуждении данных обследования с другими специалистами.
5.8. Приглашенные специалисты – обследуют ребенка, ставят диагноз и составляют рекомендации по реабилитации (указывается в заключении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
положение о ПМПК в отделении реабилитации
В нашем Центре возникла необходимость в собственном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Вот так мы его увидели и реализовали...
положение о ПМПК в отделении реабилитации
В нашем Центре возникла необходимость в собственном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Вот так мы его увидели и реализовали...
положение о ПМПК в отделении реабилитации
В нашем Центре возникла необходимость в собственном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Вот так мы его увидели и реализовали...
Сравнение положений о ПМПК 2009 г. и ПМПК 2013 г.
В удобной форме (таблица) сравниваются положения о ПМПК 2009 г. и 2013 г., что будет удобно студентам при изучении данной темы....
Положение о ПМПК для детей с ОВЗ
1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме регламентирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (далее - консилиум), по созданию и реализа...
Методическая разработка "Положение о ПМПк"
Настоящее положение регламентирует работу ПМПк ДОУ...
Положение о ПМПк
Обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся групп с особыми образовательными потребностями исходя из реальных возможностей и в соответствии со сп...