положение о ПМПК в отделении реабилитации
материал на тему

Терехова Софья Алексеевна

В нашем Центре возникла необходимость в собственном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Вот так мы его увидели и реализовали

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор МУ «КЦСОН» г. Тамбова

_______________  Г.С. Головлева

«___»_____________ 2010 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о психолого-медико-педагогическом консилиуме

отделения реабилитации детей с ограниченными умственными способностями

и физическими возможностями

МУ «КЦСОН» г. Тамбова

1. Общие положения

1. 1. Настоящее положение регулирует реализацию прав несовершеннолетних с отклонениями в развитии на коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию в условиях отделения реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями в МУ «КЦСОН» г. Тамбова (далее — Положение).

1. 2. Положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законами РФ, Уставом МУ «КЦСОН» г. Тамбова, Положением об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, правилами внутреннего распорядка.

1. 3. Психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк) является постоянно действующим подразделением МУ «КЦСОН» г. Тамбова. ПМПк является организационной формой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей с различными отклонениями в развитии.

1. 4. Порядок открытия ПМПк а, организации и контроля над работой определяется приказами директора МУ «КЦСОН» г. Тамбова. Порядок комплектования ПМПк педагогическими и медицинскими работниками регламентируются в пределах штатного расписания отделения реабилитации детей с ограниченными умственными способностями и физическими возможностями и утверждается приказом директора.

1. 5. Деятельность ПМПк строится на принципах:

  1. Конфиденциальности, включающей в себя гарантированную сохранность информации специалистами ПМПк о ребенке, его семье и данных личного дела, полученных в ходе обследования и реабилитации. Данные личного дела ребенка могут быть доступны только с согласия родителей (лиц их замещающих) или по предписанию суда;
  2. Соблюдения этических и морально-правовых стандартов, правил общества;
  3. Развития, как опоры на зону ближайшего развития ребенка, а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта;
  4. Научности, предлагающий детям знания, основанные на новейших достижениях профильных научных отраслей;
  5. Доступности, обеспечивающий соответствие диагностических и коррекционно-развивающих материалов возрастным и индивидуальным особенностям развития ребенка;
  6. Наглядности, предполагающий необходимое и достаточное количество дидактических пособий;
  7. Прочности, обеспечивающий надёжное усвоение знаний, умений и навыков;
  8. Единства требований диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям;
  9. Воспитывающего характера реабилитационных воздействий;
  10. Индивидуального подхода, учитывающий возрастные, психологические, личностные особенности ребёнка и медицинские показания;
  11. Комплексного изучения развития ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, логопед-дефектолог, психолог, социальный педагог).

2. Основные цели и задачи ПМПк

Целью организации ПМПк является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, а также принятие решения о приеме или отказе в реабилитации, продолжительности и окончании её периода (указывается в заявлении родителей о зачислении ребенка в отделение).

В задачи ПМПк входит:

  1. Выявление механизма, характера и причин отклонений в развитии детей. ПМПк рассматривает истории развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями (анамнез, течение болезни, проведенную реабилитацию, динамику развития);
  2. Выявление резервных возможностей развития;
  3. Определение категории обслуживаемых в отделении (в соответствие с положением об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья МУ «КЦСОН» г. Тамбова);
  1. Составление плана реабилитации ребенка. Определение путей медико-социального и психолого-педагогического сопровождения. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация здоровье сберегающих мероприятий. Создание модели взаимодействия между участниками ПМПк и специалистами отделения;
  1. Подготовка и ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребенка, динамику его состояния в ходе реабилитации.

3. Структура и организация деятельности ПМПк

3.1.   Заседания ПМПк проводятся по мере необходимости и готовности диагностического и аналитического материалов. Заседание ПМПк может быть созвано Председателем ПМПк в экстренном порядке.и физическими возможностями

3.2.  Состав ПМПк включает: председатель ПМПк, заместитель председателя ПМПк, секретарь, специалисты:

  1. детский невролог,
  2. педиатр,
  3. логопед-дефектолог,
  4. психолог,
  5. социальный педагог,
  6. приглашенные специалисты: отоларинголог, офтальмолог, ортопед, психиатр — по необходимости.

3.3.  Возглавляет ПМПк председатель (заместитель директора), который назначается приказом директора МУ «КЦСОН» г. Тамбова. Председатель ПМПк совместно с заведующим отделением реабилитации организует работу ПМПк и несет ответственность за результаты его деятельности.

3.4.    Заместитель председателя ПМПк и секретарь назначаются председателем.

3.5.   Специалисты, включенные в состав ПМПк, выполняют работу в рамках своего рабочего времени, составляя индивидуальный план работы. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со статьей 32 и 34 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется директором МУ «КЦСОН» г. Тамбова самостоятельно.

3.6.   Заседание ПМПк проводится под руководством Председателя ПМПк, а в его отсутствие — заместителем Председателя ПМПк.

3.7.   Заседание ПМПк оформляется протоколом (прил. 1). Протокол оформляется секретарем не позднее чем через 2 дня после проведения ПМПк и подписывается Председателем ПМПк или его заместителем, секретарем ПМПк.

3.8.  Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально перед заседанием ПМПк в период до одной недели в присутствии родителей или лиц, их заменяющих. По результатам обследований специалистами составляются представления и заключения (прил. 2-6). Специалисты ПМПк в первую очередь рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении проблем развития. Представления и заключения всех специалистов, проводящих реабилитацию ребенка или консультировавших его, являются равнозначными для ПМПк.

3.9.  Последовательность представлений на заседании ПМПк:

  1. Медицинские сведения о ребенке – акушерский анамнез матери, сведения о неонатальном развитии ребенка, особенности психомоторного развития ребенка 1-го года жизни, заключения врачей (по выписке из амбулаторной карты). На ребенка, наблюдающегося или получающего лечение у врача психиатра, нарколога, необходимо предоставить справку от названных специалистов.
  2. Психолого-педагогические данные обследования – сотрудничество со взрослым, особенности общей и мелкой моторики, особенности умственного развития, эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности поведения (адекватность), социально-бытовая ориентация, уровень речевого развития.

3.10. На ребенка, проходящего обследование на ПМПк, заводится личное дело ребенка. В конце каждого месяца реабилитации в личное дело ребенка вносятся данные по специальной коррекционно-развивающей работе с описанием наблюдаемой динамики и перспективными планами реабилитации. Личные дела детей хранятся у Председателя ПМПк и выдаются только специалистам, работающим с данным ребенком. В конце третьего месяца ПМПк обсуждает результаты реабилитации ребенка на основании повторного диагностирования и принимается соответствующее решение.

3.11. На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально составляется заключение ПМПк (прил. 7) и рекомендации по направлениям медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации, которые являются основанием для составления итогового документа – план реабилитации ребенка (прил. 8) или ее изменении.

3.12. План реабилитации ребенка, утвержденный ПМПк, является обязательной для всех специалистов, работающих с ребенком.

3.13. В ситуации диагностически сложных случаев, конфликтных моментов, невозможности для членов ПМПк принятия однозначного решения о реабилитации ребенка он направляется на городскую ПМПК для углубленной диагностики. При направлении ребенка на городскую ПМПК  копия заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов и заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

3.14. По истечении установленного периода реабилитации проводится повторное заседание ПМПк, на котором рассматривается динамика развития ребенка за период реабилитации, фиксируемая в плане реабилитации специалистами отделения ежемесячно.

3.15. При устойчивой положительной динамике решается вопрос о необходимости продолжения реабилитации, ее приостановки с целью обеспечения усвоения полученных знаний, умений и навыков или об окончании реабилитации. При отсутствии положительной динамики решается вопрос о повторном прохождении курса реабилитации или направлении ребенка на городскую ПМПК для уточнения диагноза.

4. Необходимая документация, регламентирующая работу ПМПк

4.1. Положение о ПМПк.

4.2. Приказ о создании ПМПк.

4.3. Договор о взаимодействии ПМПк и городской ПМПК.

4.4. Список членов ПМПк.

4.5. План работы ПМПк.

4.6. Протоколы заседаний ПМПк.

4.7. Журнал регистрации детей, посетивших ПМПк (прил. 9).

4.8. Тетрадь взаимосвязи городской ПМПК и ПМПк (прил. 10).

4.6. Архив ПМПк, состоящий из карт развития детей, окончивших реабилитацию в отделении.

4.7. Карты развития ребенка, которые включают в себя:

  1. Учетная карточка ребенка.
  2. Заявление от родителей или лиц замещающих. Письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование, коррекционную работу и образовательный маршрут, а также на его изменения.
  3. Копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка-инвалида (с 14 лет).
  4. Копии паспортов родителей или лиц их замещающих.
  5. Копия справки об инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).
  6. Копия индивидуальной программы реабилитации (ИПР), составленной бюро МСЭ.
  7. Копия пенсионного удостоверения инвалида.
  8. История развития ребенка (форма № 112У) или амбулаторная карта подростка (форма № 025У) подписанная главным врачом детской поликлиники с заключениями врачей:
  1. отоларинголога (для детей с нарушением слуха) с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов артикуляции речи (привести данные о восприятии разговорной и шепотной речи, желательно данные аудиограммы) и рекомендациями по реабилитации;
  2. офтальмолога (для детей с нарушением зрения) с характеристикой органа зрения с развернутым диагнозом и рекомендациями по реабилитации;
  3. врача-ортопеда (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) с диагнозом и рекомендациями по реабилитации;
  4. сурдолога при необходимости.
  1. Педагогическое представление социального педагога на ребенка, в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога, работающего с ребенком. Педагогическая характеристика ребенка, отражающая данные о продолжительности реабилитации, подробный анализ успеваемости и поведения, а также мероприятия, проведенные в целях повышения его успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и др.).
  2. Социальный паспорт.
  3. Представление логопеда-дефектолога.
  4. Представление психолога.
  5. Заключение педиатра об общем состоянии.
  6. Заключение невролога с обоснованием медицинского диагноза и характеристикой умственного развития.
  7. Заключения приглашенных специалистов.
  8. Заключение ПМПк.
  9. План реабилитации.
  10. Письменные (графические) работы ребенка за период реабилитации.

5. Обязанности специалистов ПМПк

5.1. Председатель ПМПк. Организует и руководит заседаниями ПМПк, обеспечивает систематичность заседаний, контролирует реализацию решений ПМПк. Отвечает за качество работы специалистов по обследованию детей и составлению рекомендаций о формах реабилитации детей с отклонениями в психофизическом развитии детей.

5.2. Секретарь ПМПк. Ведет протокол заседаний ПМПк, хранит протоколы не менее 2 лет, затем формирует и хранит архив. Фиксирует в заявлениях родителей о зачислении ребенка в отделение период реабилитации либо решение Консилиума об отказе в реабилитации.

5.3. Социальный педагог. Осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите ребенка. Проводит изучение социальной среды ребенка, находящегося в кризисной или экстремальной ситуации, с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки. Выступает посредником между семьей, учреждением, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов с целью предупреждения возможных конфликтов и для решения вопросов по социальной защите и социальной помощи. На основании патронажного выхода в семью оформляет документацию по установленному образцу (прил.2), составляет рекомендации по формам и методам работы с ребенком.

5.4. Невролог — дает заключение по ребенку в письменной форме по установленному образцу (прил.3), зачитывает его на заседании ПМПк, составляет рекомендации к плану реабилитации ребенка.

5.5. Педиатр - дает заключение по состоянию здоровья ребенка в письменной форме по установленному образцу (прил.4), зачитывает его на заседании ПМПк, составляет рекомендации по режиму жизнедеятельности к плану реабилитации ребенка.

5.6. Логопед-дефектолог. Выявляет детей, имеющих нарушения речи различного генеза. Проводит углубленное логопедическое обследование детей для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений и структуры дефекта. Проводит педагогическое изучение детей. Совместно с другими специалистами участвует в комплексном обследовании особенностей познавательной деятельности, личности и эмоционально-волевой сферы детей и подростков с проблемами в обучении, поведении и общении. Оформляет документацию по установленному образцу (прил.5), составляет рекомендации к плану реабилитации ребенка. Участвует в предварительном обсуждении данных обследования с другими специалистами.

5.7. Психолог. Осуществляет психологическую диагностику детей и подростков, выявляет индивидуальные особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка; определяет круг значимых проблем, анализируя данные документов, беседы с родителями и результаты обследования. Оформляет документацию по установленному образцу (прил.6), составляет рекомендации к плану реабилитации ребенка. Участвует в предварительном обсуждении данных обследования с другими специалистами.

5.8. Приглашенные специалисты – обследуют ребенка, ставят диагноз и составляют рекомендации по реабилитации (указывается в заключении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

положение о ПМПК в отделении реабилитации

В нашем Центре возникла необходимость в собственном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Вот так мы его увидели и реализовали...

положение о ПМПК в отделении реабилитации

В нашем Центре возникла необходимость в собственном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Вот так мы его увидели и реализовали...

положение о ПМПК в отделении реабилитации

В нашем Центре возникла необходимость в собственном психолого-медико-педагогическом консилиуме. Вот так мы его увидели и реализовали...

Сравнение положений о ПМПК 2009 г. и ПМПК 2013 г.

В удобной форме (таблица) сравниваются положения о ПМПК 2009 г. и  2013 г., что будет удобно студентам при изучении данной темы....

Положение о ПМПК для детей с ОВЗ

1. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме регламентирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (далее - консилиум), по созданию и реализа...

Методическая разработка "Положение о ПМПк"

Настоящее положение регламентирует работу ПМПк ДОУ...

Положение о ПМПк

Обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся групп с особыми образовательными потребностями исходя из реальных возможностей и в соответствии со сп...