Тест "Рисунок воспитателя"
тест (старшая группа) по теме
Тест предназначен для выявления индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка. Методика позволяет ответить на следующие вопросы: как видят воспитателя дошкольники? Как относятся к нему? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным воспитателем?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_risunok_vospitatelya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ВОСПИТАТЕЛЮ
Р. Р. Калинииа
«Рисунок воспитателя»
Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка. Методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят воспитателя дошкольники? Как относятся к нему? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным воспитателем?
Материалы: белый лист бумаги формата А 4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик
Проведение диагностики
После предварительной беседы ребенку дается задание: «У нас в группе два воспитателя (назвать их имена). Кого из них ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему? А теперь нарисуй (имя выбранного воспитателя)»
Через несколько дней ребенку предлагается нарисовать второго воспитателя: «Нарисуй мне, пожалуйста (имя второго воспитателя)» Все ответы и спонтанные комментарии ребенка во время рисования фиксируйте в протоколе (на отдельном листе)
Анализ рисунка
При анализе рисунков необходимо учитывать особенности изображения фигуры воспитателя, показатели агрессии, качество линий, наличие дополнительных изображений, использование цвета, а также ответ ребенка на вопрос «Почему тебе нравится эта воспитательница? За что ты ее любишь?»
Размер фигуры воспитателя: чем крупнее фигура, тем более эмоционально значим для ребенка данный воспитатель. Однако это може6т быть как положительная эмоциональная значимость (любовь, привязанность), так и отрицательная (настороженность, страх). Чтобы определить знак эмоциональной значимости, необходимо проанализировать другие параметры рисунка.
Если фигура воспитателя изображена маленькой (занимает менее 1/5 части листа), это может говорить о негативном отношении к воспитателю, малыш как бы стремится приуменьшить его значение в собственной жизни.
Детализация фигуры воспитателя. Подробное прорисовывание фигуры воспитателя, ее декорирование с изображением множества деталей (сережки, узоры на одежде, наличие различных украшений и т.д.) свидетельствуют об эмоционально положительном отношении «маленького художника» к данному воспитателю, привязанности к нему (девочки нередко любимых воспитательниц изображают принцессами в роскошных нарядах и с невероятными прическами). Схематическое изображение фигуры воспитателя «нечаянный» пропуск основных частей тела при рисовании например рук, рта, глаз, зачастую указывают нам на несложившиеся отношения между ребенком и воспитателем, на негативные эмоции ребенка, связанные с данным педагогом.
Показатели агрессии. Еще одним способом выражения негативного отношения к воспитателю в рисунке – это изображение признаков его угрожающего поведения. В научной литературе такие признаки обозначаются как показатели агрессии. К ним можно отнести:
- выделенный, заштрихованный красный рот (обычно такие воспитатели легко переходят на крик или используют в общении с детьми нелестные для них эпитеты),
- длинные пальцы или ногти на руках,
- взлохмаченные волосы,
- угрожающая поза фигуры
Качество линий. При анализе рисунков различают линии хорошего качества, линии с сильным нажимом, слабые прерывистые и штриховку. Как показывает опыт использования данного теста в детском саду, линии хорошего качества свидетельствуют о психологическом, в том числе и эмоциональном благополучии. Большое количество штриховки на рисунке (особенно при изображении фигуры воспитателя) свидетельствует о состоянии тревоги, в котором находится ребенок при общении с данным воспитателем. Сильный нажим (когда линии продавливают «дорожки» на листе бумаги) скорее будут свидетельствовать о состоянии возбуждения у дошкольника, связанного либо с самой диагностикой, либо с особенностями темперамента ребенка, либо с другими причинами. Слабые прерывистые линии часто свидетельствуют либо об ослабленном состоянии ребенка, либо о наличии у него неуверенности, нерешительности как личностной характеристики, которая проявляется в большинстве жизненных ситуаций, а не только при общении с воспитателем
Наличие дополнительных изображений. В связи с тем, что ребенку предлагается нарисовать только воспитателя, необходимо обратить внимание на изображение предметов, пейзажа и т.д. вокруг его фигуры. Преобладание на рисунке предметов мебели, домов и др. неодушевленных предметов, среди которых «затерялась» небольшая фигура воспитателя, может свидетельствовать о нежелании ребенка тесно общаться с ним, возможно о негативных эмоциях, переживаемых ребенком при общении с воспитателем. Тем самым ребенок как бы оттягивает момент встречи (пусть даже в таком опосредованном виде) с несимпатичным ему человеком. Если рядом с воспитателем изображен сам ребенок, цветы, зелень, птицы – это показатель доверительности и симпатии. Если вы видите у фигуры педагога несуществующие части - какие-то наросты, выпуклости, нехарактерные для человеческой фигуры, то это тревожный знак и негативное мнение ребенка об этом педагоге.
Использование цвета. При анализе цветовой характеристики рисунка необходимо учитывать как количество использованных цветов при изображении фигуры, так и их психологическое значение.
Что касается количества, то этот показатель связан с декорированием фигуры воспитателя: чем более приятен ребенку педагог, тем больше сил и времени он тратит на его изображение, используя различные цвета. Особенно у детей старшего возраста можно наблюдать ощутимый контраст при изображении любимого и нелюбимого воспитателя: при рисовании первого используются почти все карандаши, и в основном яркие, а при изображении второго – буквально два, и то не самых приятных (нередко это сочетание черного и красного цветов). Психологическое значение цветов:
Желтый – яркие положительные чувства, интерес, веселость, стремление к общению.
Красный – активность, как положительная (радостный), так и отрицательная (агрессивность), возбуждение.
Синий – спокойствие, некоторая холодность, потребность в приятном общении.
Зеленый – настойчивость, иногда упрямство, уверенность, стремление реализовать свои желания, потребность в познании мира.
Фиолетовый – чувственность, зависимость, потребность в душевном контакте, мобилизация.
Коричневый – напряжение, антипатия, чувство вины.
Серый – безликость, безразличие, слабость, усталость, пассивность, стремление побыть в одиночестве.
Черный – негативизм, отторжение, страх, протест, отвержение.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ВОСПИТАТЕЛЮ
Р. Р. Калинииа
«Рисунок воспитателя»
Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка. Методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят воспитателя дошкольники? Как относятся к нему? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным воспитателем?
Материалы: белый лист бумаги формата А 4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик
Проведение диагностики
После предварительной беседы ребенку дается задание: «У нас в группе два воспитателя (назвать их имена). Кого из них ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему? А теперь нарисуй (имя выбранного воспитателя)»
Через несколько дней ребенку предлагается нарисовать второго воспитателя: «Нарисуй мне, пожалуйста (имя второго воспитателя)» Все ответы и спонтанные комментарии ребенка во время рисования фиксируйте в протоколе (на отдельном листе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.
Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст) Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»
Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...
Консультация для воспитателей «Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»
Консультация для воспитателей«Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника»...