Взаимодействие семейного и общественного воспитания
статья по теме

Консультация для воспитателей "Взаимодействие семейного и общественного воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.odt30.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             Ищенко А. В.

                                                                                             воспитатель МБДОУ№ 99

 

            Взаимодействие семейного и общественного воспитания.

1.1Анализ психолого — педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей.

                Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание.Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые  получает ребенок из уст матери.

              В противоположность ему Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека.

             После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались с целью воспитания членов социалистического общества.  Основной целью воспитания стало формирование гражданина советского государства.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бываю хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителй. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «з

аказа общества».

              В дальнейшем   проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась так остро , но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию дошкольного учреждения сохранялась.  Семья , таким образом рассматривалась не как субъект сотрудничества, а как объект возействия со стороны дошкольного учреждения.

            На основе приведенных знаний можно сделать вывод о т ом, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь в семье, не вступая в общение со сверстниками, ребенок может вырасти эгоистичным, не приспособленным к жизни в обществе, следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

           Более глубокие изменения во взаимодейсвии семьи и д ошкольного  учреждений произошли в 90 годы. Это было связано и с реформой образования, и с изменением в государственной политике. Признавалась положительная роль семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В это время начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообщества и детского сада.

        В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центр этой перестройки стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

  1. Современные подходы к организации взаимодейсвия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
  1. В основе новой концепции семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призвавны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

          Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяеться понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

          Главный момент в контексте «семья -  дошкольное учреждение»  - личное взаимодейсвие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

         Переейти к новым формама отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты научных исследований позволяют охарактризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь и открытость наружу».

         Придать дошкольному учреждению открытость значит сделать педагогический процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой -то деятельности. Пример открытости демонстрирует педагог. Общаясь с родителями, педагог не скрывает что в чем — то сомневается, просит совета, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности собеседника.

         Личной готовностью открыть самого себя педагог заражает детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение и они делятся своими тревогами, просят помощи и предлагают свои услуги.

          Открытость детского сада — это вовлечение родителей в образовательный процесс. Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Одни родители с удовольствием примут участие в выставке, другие помогут с ремонтом, третьи  примут участие в эпизодическом мероприятии.

          Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего дети. И не только потому что они узнают что -то новое. Важно другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап и мам, бабушек, которве оказываются так много знают, умеют, так интересно рассказывают.  Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер своей помощи, а иногда просто поучиться.

           Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Поэтому педагогу необходимо создавать условия для развития положительный черт развития личности, привлекать к этому внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетенции, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств ( заботливость, внимание к людям, доброта).

           В условиях открытого детского сада родители имеют возможность прийти в группу, понаблюдать чем занят ребенок, поиграть с детьми.

Педагоги не приветствют такие визиты, принимают их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри начинают понимать объективность многих трудностей ( мало игрушек, тесная умывальная комната и др.) и тогда вместо претензий к педагогу у них вознивает желание помочь, принять участие в улучшении условий. А это первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Также важным результатом таких посещений является то, что у родителей есть возможность изучить своего ребенка в непривычной для них обстановке, подметить как он ведет себя, как общается со сверстниками. Идет невольное сравнение не отстает ли он в развитии, запускается рефлексивная деятельность: все ли я делаю как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться.

           Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей». Для экономии сил и времени «обучение велось в коллективных формах ( на собраниях, коллективных консультациях). Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе строны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка тенденций его развития. Отсюда — поворот к взаимодейсвию с каждой семьей, следовательно предпочтение индивидуальных форм работы ( индивидуальные беседы, консультации, посещение семей).

          Взаимодествие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

          Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят украшения, подарки, при этом кто — то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

          Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей, спортивные развлечения, чаепития.

          Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями, педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг в другом своими потребностями и совместно их решать.

         Взаимодествие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

  1. приобщение родителей к педагогическому процессу
  2. расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения.
  3. пребывание родителей на занятиях в удобное для них время.
  4. создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей и детей.
  5. информационно — педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой.
  6. разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей
  7. объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию  и развитию ребенка, эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка
  8. появление терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
  9. Уважительнве взаимоотношения семьи и образовательные учреждения.

     Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

              Внедрение современных подходов к организации взаимодейсвия родителей и нашего дошкольного учреждения мы начали с изучения состояния работы с родителями в нашей группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили что в группе один раз в три месяца проводятся родительские собрания, анкетирования, индивидуальные консультации, развлечения, чаепития.

            С целью изучения готовности взаимодействия родителей с детским садом мы провели анкетирование (блан анкеты прилагается).

            Анализ ответов показал следующее. На вопрос какие проблемы воспитания остаются для вас менее изученными? - большинство родителей ответили :взаимоотношения детей и родителей. Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтвердил ответ на следующие вопросы «Читаете ли вы педагогическую литературу? Читаете ли вы  газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания? Большинство родителей не читают эту литературу, а некоторые не знают о ней. Подавляющее большинство родителей занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с ДОУ, но готовы взаимодействовать. Так, большинство родителей хотели бы получать информацию только на родительских собраниях. Многие откликнулись на  на предложение вести кружок.

          По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи:

продолжать устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитаника, объединить усилия для развития и воспитания детей.

создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки в проблемах друг друга.

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

          Решение этих задач связано с осознанием родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком. В психологии такая форма переосмысления называется рефлексией.

          Нами используется рефлексивная модель общения педагога с семьей, которая ставит своей целью переосмысление родителями своих воспитательных установок и стереотипов. В понятие « педагогическая рефлексия» нами было включено умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины, как своих педагогических неудач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на ребенка, соответствующие его особенностям и конкретной ситуации.

         Принципы взаимодействия с родителями:

осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку с уважением относиться к родителям.

Помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми

 воспитывать у детей уважение к родителям и взрослым

учитывать пожелания родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.

С уважением относится к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, лепка, рисунок)

регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать вопросы связанные с воспитанием и развитием детей.

проявлять понимание и деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

    Авторитарные методы « воспитания» родителей исключаются. Следует заинтересованно и с любовью к ребенку взаимодействовать с родителями. Что бы у воспитателей и родителей нашлось время для такого взаимодействия, его надо специально организовать. Каждое направление развития ребенка предполагает особые содержания и формы общения воспитателей с родителями, в процессе которых и будет повышаться их психолого — педагогическая культура.

  1. Итоги.

   В данной консультации нами были рассмотрены вопросы о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

    Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке к школе.

     Семья является для ребенка институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредовательного или формального окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все эти этапы тесно связаны между собой.

      В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышеннын требования.

     Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, идет перестройка системы дошкольного воспитания и в центре этой перестройки стояит гуманизация педагогического процесса.

      Основная цель всех форм и видов деятельности ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания.

В данной таблице предоставлены все преимущества и недостатки семейного и общественного воспитания,сделан вывод....

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА СЕМЕЙНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образ...

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания...

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования

Взаимодействие семейного и общественного воспитания на современном этапе развития дошкольного образования...

«Плюсы и минусы семейного и общественного воспитания»

Домашняя контрольная работа по «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками  ДОУ» Тема: «Плюсы и минусы с...