Формирование основы музыкальной культуры детей при взаимодействии семьи и МБДОУ в процессе культурно - досуговой деятельности.
статья по теме
В статье идет речь об определении путей оптимизации ,использования инновационных технологий работы с семьей в процессе формирования основ музыкальной культуры.
Объект исследования взаимодействие семьи и ДОУ при формировании музыкальной культуры ребенка.
Предмет исследования культурно – досуговая деятельность как средство музыкального развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_mgpu.doc | 122.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Е.П.Мешалкина
Формирование основы музыкальной культуры детей при взаимодействии семьи и ДОУ в процессе культурно - досуговой деятельности.
Семья и дошкольное образовательное учреждение - два важных института социализации детства. Их воспитательные функции различны , но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Ребенок не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Современная семья переживает серьезный кризис: это и ослабление внимания к духовным ценностям. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, толерантности, гражданственности, патриотизме.
Ослабление культурных традиций ослабление связи времен и поколений, основанные на гражданских позициях, на принципах органического соединения семейного и общественного воспитания.
И отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли в воспитании музыкальной культуры. При том , что дошкольный возраст - важнейший этап в развитии музыкальной культуры личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов , миром природы и собственным внутренним миром [1; 5].
Наиболее актуальным в работе по теме является:
* Преодоление разрыва культурных традиций поколений.
* Преодоление нетерпимости и непонимания различных оценок восприятия жизни.
* Расширение и насыщение процесса образования в культурно – досуговой деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. По мнению Л.С. Выготского, Н.В. Запорожца, Н.Н Поддъякова, С.Л.Рубинштейна творчество рассматривается как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего, природного и социального мира.
Отечественные психологи и педагоги Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский , Н.Н. Поддъяков доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности.
Новые образовательные программы и технологии обусловлены современными тенденциями развития социокультурной ситуации в стране, которые порождают возрастающий интерес к творчеству вообще и каждого человека в частности справедливо указывали Л.С. Выготский , А.В. Запорожец «лишь согласованное функционирование двух сфер, интеллектуальной и эмоциональной , их единства способны обеспечить полноценное развитие ребенка».
Специфика развития дошкольника связана с присвоением элементов человеческой культуры, что происходит в особых условиях – условиях социальной ситуации развития, создающей зону ближайшего развития ребенка. А.В.Запорожец ввел понятие «амплификации развития», что подразумевает максимальное расширение и насыщение процесса образования различными видами детских деятельностей и расширение способов взаимодействия ребенка дошкольника со взрослыми. Насытить жизнь ребенка различными видами «формами активности», сделать жизнь ребенка эмоционально насыщенной , привлекательной и интересной, что возможно только во взаимодействии с семьей, создании и внедрении системы направленного сотрудничества с семьей.
Вовлечение родителей в разные формы технологий взаимодействия : детский сад - семья ,Семья и семья , созданию детско-взрослого сообщества «дети – родители-педагоги».Технологии взаимодействия с семьей строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка.
«Концепция дошкольного воспитания», «Национальная доктрина образования в РФ» раскрывает различные аспекты работы по изучению семьи, работы с семьей , бережное отношение к семье в методах работы: установление атмосферы доверия и сотрудничества, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи, и детского сада.
Познание мира, основ музыкальной культуры, развитие творческих способностей ребенка осуществляется эмоционально - практическим путем взаимодействия со взрослыми в естественных для ребенка видах деятельности : игре, общении ,речевой, театрализованной, культурно -досуговой деятельности. Эта работа требует совершенствования содержания и поиска эффективных инновационных технологий взаимодействия с семьей, требует знакомства с программами и технологиями, которые используются в работе с детьми ,вовлекая родителей в воспитательно - образовательный процесс, ибо от того «как прошло детство ,кто вел за руку в детские годы ,что вошло в разум и сердце ребенка от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»[5; 7]
Такие компоненты музыкальной культуры как музыкальное восприятие, музыкальные интересы ,чувства, суждения доступны детям дошкольного возраста и формируются в повседневной жизни и от занятия к занятию. Развитие восприятия является центральным : слушать, видеть, ощущать ; дети впитывают и познают мир телом , мыслью и сердцем. Технологии взаимодействия взрослых (родителей - педагогов) раскрывает индивидуальности каждого ребенка, позволяет интегрировать различные виды музыкально – художественной деятельности, воспитывать искренний интерес к настоящему искусству.
Цель исследования состоит в определении путей оптимизации ,использования инновационных технологий работы с семьей в процессе формирования основ музыкальной культуры.
Объект исследования взаимодействие семьи и ДОУ при формировании музыкальной культуры ребенка.
Предмет исследования культурно – досуговая деятельность как средство музыкального развития ребенка.
Гипотеза исследования:
- культурно – досуговая деятельность будет выступать как средство творческого развития ребенка в том случае если:
1. ее содержание опирается на опыт ребенка, взаимодействие с родителями в практической и игровой деятельности;
2. в процессе интеграции музыкальной культуры с другими видами художественно – творческой деятельности;
3. постоянного пополнения впечатлений ребенка семьей педагогами – в театрах , музеях, студиях, общении с творческими людьми.
Методы психолого-педагогического исследования:
- анализ и синтез научной литературы;
- экспериментально-эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетный опрос родителей.
Решение поставленных задач потребовало проведения трех этапов исследования:
1 этап - теоретический, посвящен изучению и анализу научной психолого – педагогической и научно – методической литературы по проблеме исследования;
2 этап – практический, посвящен разработке комплекса мероприятий с целью углубления и систематизации работы по формированию музыкальной культуры ребенка.
3 этап – обобщающий ,направлен на анализ изучения, обобщения результатов исследования ,формулировку общих выводов.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов работы в практике работы педагогов с семьей по использованию инновационных технологий взаимодействия:
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ посредством культурно-досуговой деятельности,
- консультативно – рекомендательные, практические занятия с родителями ,
- семинары практикумы, дни открытых дверей, совместные занятия ,праздники ,развлечения для родителей и детей,
- презентация досуговой деятельности за год,
- участие в игровых и музыкальных семейных конкурсах.
Авторская программа Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика» - это программа по ритмической пластике, это технология, в основе которой лежит музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности ребенка, предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
Практические семинары с родителями позволяют использовать ритмические композиции на вечерах досуга, повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке. Они являются эффективной психогимнастикой. Пользуясь предложенной фонограммой ,родители используют игровые ,танцевальные композиции в качестве физкультминуток, бодрящей гимнастики, что позволяет повысить настроение детей. С этой целью рекомендованы композиции «Птички и Ворона», «Едем к бабушке в деревню», «Птичий двор», «Красный сарафан».
Авторская программа «Ладушки» Каплуновой И.М. , Новоскольцевой И.Н. превращает каждое занятие в маленький праздник.
Девиз программы: «Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!». Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости , вырастает более устойчивым и менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Положительно себя зарекомендовали себя родительские «семейные» клубы. Вся работа клуба направлена на результативность встреч, на объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка и дает возможность родителям общаться, делиться опытом семейного воспитания. Тематический план работы клуба «Веселинка», строится на принципах личной заинтересованности и взаимоуважения:
«Семья сильна своими традициями », «Из истории песен », «Сядем рядком да поговорим ладком», «Праздничная суматоха».
Работа клуба направлена на формирование желания активно участвовать, формирует потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности вместе с детьми.
Представляется актуальным в работе родительского клуба «Веселинка » обращение к опыту народной педагогики. Пестушки , потешки передавались на уровне эмоционального взаимодействия с ребенком в процессе игры. Так пальчики превращаются в дружную семейку ,где у каждого свои обязанности. Жанры фольклора , содержащие в себе пословицы и поговорки, задиристые дразнилки, остроумные частушки, поучительные притчи несут информацию о чертах характера народа, его нравственных ценностях, дают представления о добре, красоте ,правде . Родители и дети – участники сезонных музыкально-игровых праздников: «Ярмарка», «Именины березки», «Встреча птиц». Особое внимание обращаем на подготовку праздника: знакомимся с предметами народно – прикладного искусства, народным костюмом, народными играми, хороводами. Родители – участники продуктивной деятельности детей в изделиях из пластилина, бумаги, картона, творя совместные маленькие «произведения», оформляем выставки «Мастера- умельцы»,
Собираем мини-музей «Бабушкин сундучок» - это путешествие в прошлое семьи, рода. На выставку собираются экспонаты совместной деятельности бабушек , дедушек ,родителей и детей. «Предпраздничные посиделки» в работе клуба знакомят родителей с новыми хороводами, песнями, шутками и правилами гостеприимства народа.
Формы взаимодействия наполнились новым содержанием: «Музей одной картины» дает возможность выставлять семейные рисунки о совместных праздниках и развлечениях. Фотовыставки «Новогодние и рождественские праздники» ,«Ух ты, Масленица!», «Мама, папа, я – музыкальная семья» способствует установлению доброжелательных отношений. «Именинная гостиная», показ веселых концертов с участием детей и взрослых, создание мини – музеев в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции - положительно влияют на развитие детско-родительских отношений.
Практические семинары позволяют родителям освоить организацию игр , интересных сюрпризов ,используемых на развлечениях «Вот какая бабушка», «Ладушки в гостях у бабушки» , «Масленица».
Совместная деятельность играет положительную роль в развитии детско-родительских отношений, координирует подходы к воспитанию в семье и ДОУ.
За основу изучения были взяты данные комплексной «Программы воспитания обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой». Это послужило основой для всестороннего развития психических и физических качеств ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями по формированию базовой культуры личности,
Общей и музыкальной культуры. При взаимодействии с родителями дети хорошо ориентируются в правилах культуры поведения, занимаются интересной, насыщенной положительными эмоциями игровой и культурно-досуговой деятельностью. Отличаются активностью, понимают эмоциональное состояние других.
Совершенствуя знания , умения ,навыки дети повышают уровень исполнительства(в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах).
Сравнительный анализ полученных исследовательских данных показал эффективность технологии взаимодействия, партнерства педагогов – родителей по обеспечению детям психологического комфорта, а согласованность действий взрослых позволила детям интегрировать музыкальный материал в различные виды деятельности, способствующие творческому самовыражению.
эмоциональная оценка, включение родителей в воспитательно- образовательный процесс.
начало года | окончание | |
Посещение родительских собраний | 80% | 95% |
Участие родителей в культурно – досуговой | 10% | 15% |
Оказание помощи в подготовке к праздникам, развлечениям | 70% | 75% |
Мониторинг результатов работы по выполнению программы музыкального воспитания, формированию основ музыкальной культуры, развитию основ музыкальной культуры , развитию музыкальных, двигательных , творческих , певческих способностей детей говорят о положительном результате.
ПЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
|
Принцип взаимодействия позволил преодолеть разрыв культурных традиций, нетерпимость и непонимание различных оценок восприятия жизни, конфликты между людьми разных поколений и разных жизненных установок.
Технология взаимодействия позволила, созданной взрослыми развивающей среде, способствовать творческому мышлению, воображению, фантазии детей. Партнерство семьи и ДОУ воспитывает потребность вести постоянный творческий поиск. Вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства: фольклора, который несет информацию о чертах характера народа, семьи , ее нравственных ценностях, дает представления о добре и зле, красоте , классического искусства, постоянно заниматься в творческих группах ,студиях, родительских клубах.
Можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза: культурно-досуговая деятельность – средство творческого развития ребенка ,при выполнении инновационных технологий взаимодействия семьи и ДОУ ,способствует успешному осуществлению развития музыкальной культуры подтвердилось.
Литература
- Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольника в процессе музыкальных игр. – М.,1958.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.,Магистр,1993.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1999.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.,Владос, 1997.
- Сергеева А.А. Музыкальная психология и психология музыкального образования. – Мурманск,2004.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. –СПб.,2000
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.Н. Ладушки – СПб.,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей.
Выпускная квалификационная работа слушателя программы повышения квалификации "Московского городского педагогического университета" на тему: "Творчество в музыкально -ритмических движениях как средство...
Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной
В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....
«Творчество в музыкально –ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей .»
«Творчество в музыкально –ритмических движенияхкак средство формирования основ музыкальной культуры детей .»...
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Проблема познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет н...
Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через обучение игре на детских музыкальных инструментах
В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы, учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности.Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деяте...
Индивидуальный план профессионального развития педагога Тема: «Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствуетразвитию творчества, является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид деятельности с точки зрения форми...