Индивидуальный подход воспитания ребенка в ДОУ и семье.
статья (средняя группа) на тему

Серова Надежда Васильевна

 

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах: добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_podhod_vospitaniya_rebenka_v_dou_i_seme..doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах: добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.

   Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые сведения постепенно расширяются и усложняются, по мере того как малыш растет и развивается.

Семья во многом определяет отношение ребенка к окружающей действительности, культуру его поведения, активность и инициа тивность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности.

Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особен ности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека, является воспитание. Следовательно, и в семье ре бенок должен получать правильное воспитание.

Задача, которую мы поставили перед собой, познакомиться с родителями и другими членами семьи, получить представление об условиях жизни и воспитании ребенка в семье. (При этом не  зада вать членам семьи, официальные вопросы, вести записи или выражать свое неудовольствие). Многое из увиденного, и беседа с родителями подсказали нам, на что в дальнейшем обра тить внимание.

Не прибегая ни к каким расспросам, нужно суметь увидеть и оценить, каково отношение семьи к воспитанию ребенка, какое место выделено для деятельности ребенка.

   Важно было выяснить, придерживаются ли в семье режима дня, чем ребенок любит заниматься, кто больше времени проводит с ребенком. По ответам, мы определяли, что родители считают полезным и хорошим в организации досуга малыша и к чему относятся отрицате льно. (Можно попросить родителей рассказать, какое участие при нимает ребенок в домашнем труде, какие у ребенка обязанности дома, в какие игры играет, чем увлекается).

    Интересовались состоянием игрушек и иг рового материала, местом их хранения. В беседе с родителями стараемся выяснить: «Какими играми увлекается ребенок? С кем играет и с кем дружит?» В ответах родителей всегда можно почув ствовать их понимание значения дружбы и общения ребенка со сверстниками.

Не менее важным является выяснение вопроса о единстве требований к ребенку. Отсутствие единства в воспитании детей в детском саду и семье, а также между членами семьи является серьезным препятствием, мешающим формированию личности ребенка в должном направлении. Чаще всего об этом сви детельствует  противоположное поведение ребенка в детском саду и дома. При выяснении нужных сведений (слуша ется ли ребенок родителей, выполняет ли их требования) соблюдали осторожность,  ибо это очень щепетильный  вопрос.

Выясняли взаимоотношения между родителями также надо с большим тактом, даже в том случае, если кое-что об этих от ношениях уже заранее известно. (Не затрагивая известных фак тов, следует показать родителям, как тяжело отражаются на ребенке, на его развитии и самочувствии все семейные неуря дицы).

Особого умения, чуткости и осторожности при   беседе с  родителями выясняем о недостатках ребенка и о путях исправления его поведения в семье. Прежде всего, мы начинаем  разговор с характе ристики его положительных проявлений, беседуем о его инте ресах, способностях, умениях. (Родители тогда поймут, что вос питатель не выискивает недостатки, а подходит объективно и что устранение нежелательных проявлений поможет ребенку стать лучше. Такой - прием сближает родителей с воспитателем, укрепляет между ними доверие и взаимопонимание).

К сожалению, некоторые родители неоткровенны с воспита телями. Из чувства ложного стыда они тщательно скрывают ис тинное поведение ребенка дома, незаслуженно хвалят его, не редко в его присутствии.

Воспитатель в беседах с родителями должен быть очень внимательным, должен уметь улавливать недосказанное, уметь установить истинное положение вещей. С этой целью мы  также побеседуем с другими членами семьи, где получаем дополни тельные сведения о ребенке.

    Например, ребенок, отличался недисциплинированностью и грубостью. Роди тели в беседах о его поведении высказывали свое удивление: «Неужели?
Ведь дома он послушный, вежливый». Но оказалось, что они скрывали истинное
поведение ребенка, о котором откровенное рассказала его бабушка: ребенок не
признавал никаких запретов, часто засиживался у телевизора, никого не слушался.

Полученную информацию мы ана лизируем, и стараемся использовать в дальнейшей работе благоприятные факторы и вместе с тем постараться изменить то, что является нежела тельным и мешает правильному воспитанию ребенка. Нам нужно убедить родителей в необходимости установления единых требо ваний к ребенку в детском саду и в семье.

(На основе фактов ознакомления с условиями воспитания ре бенка в семье воспитатель может составить таблицу (см.прило жение) в которой отразятся деятельность ребенка в семье, игровая деятельность, единство требований вос питателей и родителей, наличие друзей у ребенка, характер его поведения в детском саду и дома. Таблица окажет педагогу существенную помощь, так как из нее сразу видно, в каких семьях пренебрегают вопросами воспитания, игровой деятельностью или же общением своего ребенка с товарищами, отсюда становится понятнее отсутствие у некоторых детей, интереса к играм, неумение дружить. Это позволит воспи тателю определить, какие доклады и беседы будут полезны для всех родителей, какие — для группы семей, наметить индивиду альную работу с отдельными семьями.

На основании изученного, можно выявить характерные для семей особенности быта и воспитания ребенка и в соответствии с этим выделить такие группы: благополучные семьи, внешне благополучные и явно неблаго получные семьи).

Благополучные семьи. Характерной особенностью такой семьи является единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи, внимание к его запросам, разумное удовлет ворение его интересов, организация режима и условий для развития различных видов  деятельности.

С благополучными семьями проводится как общая, так и ин дивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педа гогических знаний, в знакомстве с новинками. Их волнуют вопро сы о развитии способностей детей, о расширении круга их инте ресов, о том, что читать детям, как организовать их досуг. Конеч но, индивидуальный подход не может иметь застывших форм. Постоянно возникают новые задачи, их ставит сама жизнь, а это в свою очередь требует постоянного пополнения теоретических знаний и практического применения их в работе с каждой семьей, с каждым ребенком.

Число членов семьи, проблема единственного ребенка, «пе дагогика бабушек» не могут быть определяющим фактором пра вильного или же неправильного воспитания ребенка в семье.

Можно привести такой пример.

Единственный ребенок. Кроме родителей, с ним живет и ба бушка, которая его очень любит. В семье следуют в воспитании ребенка педа гогическим советам. Семья трудолюбивая, дружная. Несмотря на небольшой возраст ребенка — 4 года, у него уже есть некоторые обязанности: он аккуратно складывает в определенном месте игрушки, помогает накрывать на стол, вполне самостоятелен в самообслуживании.

Бывают семьи, в которых наряду с общим положительным направлением семейного воспитания наблюдается выпадение од ного или двух существенных звеньев.

Так, у ребенка, жизнерадостного, смышленого мальчика, в детском саду были друзья, с которыми он и дома проводил время в занимательных играх. Родители предоставляли ему для этого место и время, обеспечивали игрушками. Но они неправильно осуществляли трудовое воспитание. Всю работу, включая элементарные обязанности по самообслуживанию, за него выполняли мать и старшая сестра, хотя мальчик нередко проявлял попытки действовать самостоятельно. В семье бытовал неправильный взгляд на участие маль чика в хозяйственном труде, да и отец никогда не занимался домашними де лами. Неблагоприятно на воспитании ребенка отражалось также обстоятель ство, что взрослые довольно долго опекали его, не приучая к самостоя тельности и активности.

Внешне благополучные семьи. Представление о таких семьях дает следующий пример.

В семье на первый взгляд все хорошо. Все дружны, трудо любивы и внимательны друг к другу. Но в беседе с родителями выяснилось, что они недоброжелательно относятся к сверстникам ребенка. Им никто не нравится из воспитанников детского сада, не нравятся и дети соседей. Родители категорически запрещают сыну приглашать к себе то варищей и говорят: «Лучше смотри телевизор или же играй с отцом в шашки, а этим мальчишкам нечего в доме грязь разводить». Правда, в квартире идеаль ная чистота, но именно это препятствует общению ребенка с детьми, воспитанию у него чувства  дружбы. Стало понятно, откуда у ребенка столь высокое самомнение. Признаться, радовали его сообщения о приобретениях семьи: купили новую мясорубку, стиральную машину. Мы считали, что это свидетельствует о хозяйственности ребенка, заботе о матери. На деле же оказалось, что ребенок живет только интересами узкого мирка своей семьи. Родители  живут замкнуто, у них нет друзей, они далеки от  интересов ребенка с нравственной стороны.

Явно неблагополучные семьи. Показателями такого определения являются неустроенность быта, отсутствие строгого режима и единства требований к ребенку. Встречаются и случаи явного пренебрежения к делу воспитания детей и даже отсутствия простого надзора за ними.

В этих семьях воспитанию детей уделяется недостаточно внимания. Родители, не заботясь о том, как воспитать ребенка, и что дети оста ются одни. Когда же родители бывают дома, то обычно занимаются своими делами, детей прогоняли в другую комнату, «чтобы не надоедали». Такое отно шение вредно отражалось на детях: они стали необщительны, молчаливы, отставали в общем развитии.

К семьям, требующим особого внимания, относятся так назы ваемые «неполные» семьи, когда детей воспитывает одна мать, или, что встречается реже, один отец.

Мама старается правильно воспитать своего малыша, прислушивается к советам воспитателя, поддерживает его требо вания к ребёнку, можно такую неполную семью отнести к вполне благополучным. В работе с такими матерями стараемся  пополнять педагогические знания, разъяс няем значение общения с ребенком для его общего развития, привлекаем их к работе в родительском комитете.

Да, наша работа  с семьями — труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характере ребенка, его дальнейшей судьбе. Поэтому, организуя работу с родителями, в первую очередь  уделяем  внимание  семьям ,где имеются трудности в воспитании ребенка стараемся помочь родителям в создании необходимых условий для правиль ного воспитания ребенка.

Формы работы могут быть самые разные, но приоритет остает ся за индивидуальной формой.

Особый подход потребовался, когда родители необоснованно восхищались талантами и способностями своих де тей и тем самым закрепляют у них преувеличенное мнение о себе.

Например,    семья   ребенка — дружная    и    трудолюбивая.

В беседе с воспитателем родители не уставали перечислять таланты дочери: она музыкальна, хорошо танцует. У девочки действительно имелись способности, но у нее была слабая память, она плохо рисовала. Дома же этих недостатков не замечали.

Восхищение девочкой в семье способствовало воспитанию тщеславия: она трудилась ради похвалы, на глазах воспитателя всегда послушна и внимательна и совсем другая, когда воспитатель не стоял рядом.

Мы много беседовали с родителями, давали советы по воспитанию у девочки скромности, говорили о вреде ее восхваления, о том, что нельзя воспитывать у них самомнение.

Родителям показали рисунки и дали их сравнить с рисунками других детей, пригласили на занятие. Родители убедились, что успехи  весьма по средственные, и поняли свою ошибку, нам еще долго пришлось проводить работу в этом направлении, так как родители не всегда были последо вательными.

В работе с семьей большое значение имеет учет, который по могает видеть результаты, а это в свою очередь дает возможность делать педагогически обоснованные выводы и ставить совместно с родителями определенные задачи по воспитанию ребенка.

В своей группе мы наметили конкретные формы работы с семьей.

И один из форм работы это ведение дневни ка (приложение 2).

Нужно  отметить, что первые записи у родителей ( со слов самих родителей) рождаются с тру дом, но в дальнейшем мы надеемся, даже появляется потребность  поразмышлять о характе ре и поведении ребенка, на основании своих записей подумать над методами подхода к нему.

Индивидуальные беседы с родителями проводится в удобное для родителей время, в спокойной обстановке. Такая беседа требует от воспитателя специальной подготовки материала: сведений о ребенке, о его интересах, по ведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает ро дителей более откровенными и разговорчивыми.

Для приобщения родителей к совместной работе по вос питанию детей на родитель ском собрании целесообразно, познакомили родителей с основными теоретическими положениями этой проблемы: как вести наблюдения за поведением детей дома и как на основе конкретных фактов анализировать их поступки.

(Не следует сразу давать родителям большое задание, но чтобы привлечь их к целенаправленному изучению особенностей ребенка, нужно предложить ответить на следующие вопросы: «В чем выражаются положительные проявления ребенка (его спо собности, интересы, отношение к родным, друзьям)? Какие недостатки намечаются у ребенка?»)

Объяснили родителям, что прежде всего необходимо выявить положительные качества ребенка, а это иногда не так уж просто, между тем как отрицательные поступки бросаются в глаза. Но некоторые отрицательные качества тоже бывают глубоко скрытыми и проявляются только в определенной ситуа ции. Рассказали родителям, что важнейшим условием в процессе изучения индивидуальных особенностей детей является умение различать в их поступках и поведении характерное, постоянное и типичное, а также случайное. Всегда нужно определить причину, побуждающую детей поступать именно так.

Как уже говорилось выше, «материалы» полученные от родителей, помогут понять причины тех или иных особенностей ребенка. (Личные наблюдения родителей нужно обсудить с ними в инди видуальных беседах).

Собранные педагогом материалы по изучению условий семей ного воспитания детей помогут  установить причины некоторых явлений, характерных не для одной, а для нескольких семей.

Большое внимание  уделено самообразованию родителей. Это очень важно для поднятия уровня их педагоги ческой культуры. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом. Педагогическая культура родителей определяется их отно шением к воспитанию, а также их уровнем знаний по педа гогике и психологии. Нельзя не включать сюда и нравственную атмосферу семьи.

 Повысить уровень педа гогической культуры родителей поможет специальная литерату ра. Долг воспитателя — подобрать и рекомендовать им интерес ные и полезные статьи  в соответствии со спецификой семейного воспитания и индивидуальных проявлений ребенка. Полезно побеседовать с отдельными родителями о прочитанном.

Но педагогическая культура исчисляется не количеством стра ниц прочитанных книг, а подготовленностью родителей к пра вильному воспитанию своего ребенка. Особенно важно, чтобы родители убедились в силе примера и постарались использовать эту силу для развития у ребенка стремлений ко всему прекрас ному, и прежде всего к красоте человеческих отношений.

Конечно, это только примерная тематика, могут быть и другие вопросы.

Из  всего сказанного  выше  можно сделать такие  выводы:

  1. Работу, как со всем коллективом родителей, так, и инди видуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе звания особенностей быта и воспитания детей в семье.
  2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств де тей, выявить связь между условиями воспитания, формирова нием особенностей поведения и спецификой их проявления.
  3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспи тателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.
  4. Совершенно необходимо, давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особен ностях детей, учить их видеть в своих детях и хорошее, и плохое и анализировать их поступки.
  5. В воспитании детей в семье ведущее место должно занимать нравственное воспитание, развитие у них общественных инте ресов, дружеских отношений с окружающими.
  6. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семь ей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.
  7. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осущест влению индивидуального подхода к детям в воспитании и обуче нии их, в различных видах деятельности.
  8. Работа с семьей является наиболее трудной проблемой педагогики. Это обязывает воспитателей широко использовать теоретическую литературу, анализировать практическую работу и тесно сотрудничать с семьей ребенка.

Приложение 1.

АНКЕТА «Давайте познакомимся»

Уважаемые родители!

        Мы рады, что ваш ребенок будет ходить в наш детский сад! Для знакомства с вами и вашим ребенком, а также для более успешной работы педагогов просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Ф.И.О. ребенка___________________________________________________________
  2. Дата рождения___________________________________________________________
  3. Домашний адрес__________________________________________________________
  4. Состав Вашей семьи_______________________________________________________
  5. Кто больше времени проводит с ребенком____________________________________
  6. Как вы называете ребенка лаского___________________________________________
  7. Что, по вашему мнению, должны знать педагоги о здоровье Вашего ребенка__________________________________________________________________
  8. Занимается ли ваш ребенок еще где-нибудь, кроме детского сада_____________________________________________________________________
  9. Ф.И.О. мамы____________________________________________________________________
  10. Место работы, должность, телефон___________________________________________
  11. Ф.И.О.

 папы____________________________________________________________________

  1. Место работы, должность, телефон___________________________________________

Спасибо за информацию!

Приложение 2.

Вопросы и задания, которые помогут родителям в изучении индивидуальных особенностей ребенка.

  1. Дата проведения наблюдения.
  2. Указать вид деятельности ребенка, во время которого за ним наблюдали.
  3. Что вы заметили положительного в его действиях и поступках.
  4. Являются ли эти проявления постоянными, характерными для поведения вашего ребенка. Что нового, в чем оно выражается.
  5. Что вас огорчило в его поведении, чем это вызвано. Как вы думаете, какие причины побуждают ребенка так поступать.
  6. Как вы старались направить его поведение.
  7. Как ребенок реагировал на ваши замечания и действия.
  8. Приведите примеры из прошлого опыта, в каких случаях ребенок следовал вашим указаниям, а когда нет.
  9. Сопоставьте факты поведения ребенка с тем, каким бы вы хотели видеть его сейчас, в определенной ситуации.
  10. Чем интересуется ваш ребенок. Стойки, постоянны ли его интересы.
  11. Какого отношение ребенка к вам и другим членам семьи, к знакомым, к друзьям.

Примечание: давая задание, необходимо индивидуально побеседовать с ними. Прежде всего, следует, обратись внимание на то, чтобы наблюдая за ребенком, изучая особенности его личности, они в первую очередь отмечали его положительные качества.

 Первое задание по длительности должно быть не более недели. Очень важно также при наблюдении выяснить причину того или иного поведения ребенка.

Приложение 3.

Список детей

Дата

Состав семьи

Игровая деятельность

Трудности в воспитании

Общение со сверстниками

Соблюдение единства требований в воспитании

выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

     Приводимая система записи предоставит возможность составить нужное представление о состоянии семейного воспитания в отношении всей детей группы. Это позволит правильно планировать работу с родителями – как общую, так и индивидуальную.

     Графы таблицы заполняются в соответствии с тем, что выяснено в ходе беседы с родителями наблюдений за ребенком в детском саду. Если воспитатель не успел выяснить тот и или иной вопрос, графа остается пока незаполненной. Из записей должно быть ясно, какая семья, и в какой помощи нуждается немедленно, с какими семьями работа должна быть запланирована на будущее.

     На основании данных таблицы можно наметить групповые формы работы с родителями, выявив сходные затруднения в воспитании детей в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к ребенку"

в воспитание детей с различными индивидуальными особенностями важно операться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательное их проявление....

«Индивидуальный подход к ребенку как фактор компетентности педагога»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ...

Индивидуальный подход к ребенку

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально – психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различн...

Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ

О необходимости индивидуального подхода к ребенку....

Индивидуальный подход к ребенку. Консультация для родителей.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для фор...

ЭССЕ НА ТЕМУ: «ЕДИНСТВО В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ»

«Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…. Человек оставляет себя, прежде всего в человеке. В этом высшее счастье и смысл жизниЕсли ты хочешь остаться в се...

Консультация для воспитателей «Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и в семье»

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функ...


 

Комментарии

Уважаемая Надежда Васильевна. Большое спасибо за опубликованные материалы. Описанные методы и приемы организации семейного патронажа рациональны. Легко примирение в практике. Эффективны для анализа семейных отношений, и взаимодействия родителей с ребенком анкета и система учета. Приведены критерии анализа при организации бесед, в ходе посещений педагогом воспитанников,выделены основные параметры и направления при наблюдении семьи в домашних условиях.Спасибо. С Вашего разрешения порекомендую к изучению, использованию в практике педагогов дошкольников: воспитателей, социальных педагогов и педагогов - психологов дошкольного учреждения. С уважением.