Жизнь в игре
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Конспект сюжетно-ролевой игры
Тема:«Путешествия на воздушном шаре».
Цель:
- Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
- Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;
- Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
- Формирование доброжелательных отношений между детьми.
Оборудование:большой воздушный шар, игрушечный компас, карта России, пилотки, фуражка для капитана, игрушечные наборы «Аптечка», «Посуда» и комплект «Ловись, рыбка», состоящий из пластмассовой удочки и рыб с магнитами.
Ход игры.
Организационный момент. Недавно мы прочитали книгу Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Как звали друзей Незнайки? Почему их так звали? Кто помнит, как они готовились к путешествию на воздушном шаре?
Давайте мы тоже отправимся в путешествие. Вы можете сделать воздушный шар? Давайте построим его из стульев и отправимся в путешествие! Только сначала нужно распределить роли. Кто может подобрать подходящую роль для своего товарища? Почему ты так думаешь? Спроси сначала, согласен ли он быть таким умным, как Цветик. Послушайте, какое стихотворение сочинил Цветик. (Воспитатель читает стихотворение из книги Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей» о воздушном шаре.)
Какие необходимые вещи нужно взять в дорогу? Высоко над землей, в облаках, холодно даже летом. Нужно взять теплые вещи. Командир будет указывать дорогу. Ему нужны компас и карта. Повара должны собрать в дорогу продукты и посуду. В путешествии может кто-нибудь заболеть, врачам нужно позаботится о медикаментах. (Дети подбирают предметы-заместители, необходимые в путешествии.)
Развитие сюжета. Начинаем готовится к полету. Незнайка, как поставить внутри стулья, чтобы внутри получился круг? Каждый сам возьмет себе стул. Круг поход на дно корзины? Что можно подстелить? (Газету). Знайка, зачем вам нужны мешки с песком? Где же их найти? Пока наши сильные мальчики принесут мешки с песком (предметы-заместители – набивные мячи) и положат их в корзину, девочки сошьют шар из лоскутков. Возьмите иголки и нитки (предметы-заместители – карандаши и ленточки). Работайте вместе. Вы должны делать это очень аккуратно!
Теперь все готово! Надуваем шар. (Большой воздушный шар надувает воспитатель и привязывает его к одному из стульев.) командир сядет первым, потом лоцман, штурман, наблюдатель и все остальные. Проверьте ремни безопасности! Полетели!
- Лоцман, у тебя нет руля! Как же ты будешь управлять воздушным шаром? Представь, что ты держишься за веревки обеими руками. В какую сторону тебе скажут повернуть, с той стороны тяни веревку вниз.
- Штурман, следи за направлением полета! Куда поворачивать?
- Капитан, проверь, если ли опасность? Спроси у наблюдателя.
- Кто скажет, какой под нами город? Посмотрите на карту. Вот столица нашей Родины. Что вы видите, пролетая над Москвой? (Дети говорят, что они видят свой дом, детский сад, под руководством педагога называют достопримечательности Москвы.)
- Кто-нибудь взял с собой фотоаппарат? (Имитация фотографирования с помощью жестов.)
- Летим дальше на север. Если взять компас и положить его на ладонь, то синяя стрелка всегда будет указывать на север. Проверьте направление полета воздушного шара! (Дети берут компас и определяют, где север.)
- Наш шар стал терять высоту! Нужно сбросить мешки с песком! (дети берут мячи и бросают через стулья.) Теперь можем продолжать полет.
- Ребята! Мы терпим крушение! Наш воздушный шар падает. Попробуем набрать высоту. Встаньте все как можно ближе друг другу, так чтобы все стояли на газете. Мы продолжаем падать! Давайте сложим газету пополам и постараемся удержаться на ней. (Дети стоят на газете на одной ноге, стараются удержать друг друга.)
- Воздушный шар продолжает опускаться! Приготовьте парашюты. Будем прыгать! (Дети отодвигают стулья и прыгают как можно дальше.)
- Все приземлились? Командир должен определить, где мы находимся. (Командир рассматривает карту.) Радист, проверь, работает ли рация. Передай в штаб, где мы находимся и попроси, чтобы прислали помощь. Нужно разбить лагерь. (Дети раскладывают вещи, которые они собрали в дорогу.) Врачи, проверьте, не получил ли травму. (Врачи обустраивают медицинский пункт.) Мальчики должны собрать дрова, развести костер и наловить рыбы на ужин. Поварам нужно приготовить уху.
На этом месте этапе руководство педагога игрой ослабевает или прекращается. Дети продолжают развивать сюжет самостоятельно, используя игровые приборы «Аптечка» и «Ловись, рыбка»…
Как долго мы будем жить здесь? Как нас спасут? (Выбирается один из вариантов, предложенными детьми.) Хорошо. Пусть будет так: за нами прилетел вертолет! Он вернет нас домой. Нужно сворачивать лагерь. (Дети убирают игрушки.)
Итоги игры. Понравилось вам путешествие? Какие роли вам больше всего понравились? Кто лучше всех справился со своей ролью? А настоящим ли он другом себя показал, пока играл эту роль? Поднимите руки те, кто смог позаботится о своих товарищах в то время, когда он играл свою роль. Молодцы. Что нового узнали во время путешествия? Куда отправимся в следующий раз? Просьба дома нарисовать к следующему разу карту путешествий, чтобы знать наверняка, какие приключения нас там ожидают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_v_igre.docx | 13.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь в игре.
Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Воплощение жизненных впечатлений в игре - процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В "Программе воспитания в детском саду" указано, что игра - самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»
1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО
Консультация для воспитателей...
Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"
По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого"
Проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной компетентности педагогов ДОУ...