Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»
методическая разработка по теме

Салчак Ольга Васильевна

 

Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

 

Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик

 

 

 

Нормативные правовые документы федерального уровня  последних лет, Закон РФ «Об образовании», Типовое положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666), приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных  государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки РФ N 373 от 06.12.2009 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования» внесли  значительные коррективы в определение правового поля содержания  системы дошкольного образования, необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу  разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными  учреждениями  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

 Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

Формирование общей культуры,  предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

Комплексно-тематический принцип и принцип  интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

 Образовательная программа ДОУ должна отвечать определенным принципам:

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога,  который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

  При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.  Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными. Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.

 Основным элементом образовательной деятельности традиционно являлось занятие. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.

 Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

 

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

 1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

 2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

 Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

овладевший необходимыми умениями и навыками.

Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

 

 

 

 

Литература

 Богина Т.А., Терехов Н.Т. Режим дня в детском саду. М., 1987 с 74-77

Белая К.Ю. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Сфера.-М.: 2005

Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/д: Феникс, 2008. 264

Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ – М.: ТЦ. Сфера, 2007. 80с

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgt_i_fgos.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

 Доклад  «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

 Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик

07.04.2012


Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик

 

Нормативные правовые документы федерального уровня  последних лет, Закон РФ «Об образовании», Типовое положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666), приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года N655 «Об утверждении и введении в действие федеральных  государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки РФ N 373 от 06.12.2009 г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального образования» внесли  значительные коррективы в определение правового поля содержания  системы дошкольного образования, необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, поставили задачу  разработки новых основных общеобразовательных программ дошкольными образовательными  учреждениями  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

 Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

Совокупность образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

Формирование общей культуры,  предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

Комплексно-тематический принцип и принцип  интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

 Образовательная программа ДОУ должна отвечать определенным принципам:

развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога,  который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

  При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ педагогам необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.  Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей. Причем все предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными. Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.

 Основным элементом образовательной деятельности традиционно являлось занятие. С введением новых подходов к организации образовательного процесса меняется и роль занятия. Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и  в совместной деятельности с семьей. Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.

 Когда дети участвуют в образовательной деятельности, педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

При организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

 1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.

 2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

 3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.

 Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

любознательный, активный;

эмоционально отзывчивый;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

овладевший необходимыми умениями и навыками.

Таким образом, соблюдения ФГТ позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования, обеспечить преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

Литература

 Богина Т.А., Терехов Н.Т. Режим дня в детском саду. М., 1987 с 74-77

Белая К.Ю. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Сфера.-М.: 2005

Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/д: Феникс, 2008. 264

Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ – М.: ТЦ. Сфера, 2007. 80с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

Доклад «Современные аспекты планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ» Автор: Салчак О.В.., воспитатель МБДОУ «Хунчугеш», с Хемчик   Нор...

Современные подходы планирования воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГТ

Планирование воспитательно - образовательной работы по новым федеральным государственным требованиям...

«Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГТ»

в консультации предоставлены материалы, которые с переходрм на ФГТ позволят повысить качество российского дошкольного образования...

Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы с детьми средней группы в соответствии с ФГТ

В методической разработке комплексно- тематического плана воспитательно- образовательной работы с детьми средней группы содержится: тема недели, развернутое содержание работы с детьми по этой теме, вр...