ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ЗПР
календарно-тематическое планирование по теме

Киселёва Наталья Валентиновна

КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

План

индивидуальной коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

по программе Т.Г.Неретиной «Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Игры и упражнения

                                                                         Январь    

3

Диагностика

Выявить уровень психического и физиологического развития, соотнести с  возрастом.

4

Зима

1. Расширить представление о времени года «Зима».

2. Учить определять место зимы среди других времён года (после…, перед…, до…).

3. Упражнять в нахождении примет зимы в погоде, в неживой и живой природе.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

6. Развивать логическое мышление, память.

6. Воспитывать способность внимательно и терпеливо слушать других.

7. Упражнять в согласовании прилагательных в роде, числе и падеже.  

1. Пальчиковая гимнастика.

2. «Выбери картинки с изображением зимы и докажи свой выбор».

3. «Разложи времена года по порядку» (картинки, символы).

4. «Хорошо плохо».

5. «Сравни по картинке времена года».

6. Физкультминутка. П/и «Добеги до зимы…» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр. 58).

6. «Незаконченные картинки (зима)».

7. «Найди ошибки художника».

8. «Найди отличия (что изменилось?)».

                                                                      Февраль

1

Зимующие птицы

(снегирь-воробей, дятел-синица)

1. Формировать понятие «зимующие птицы», обобщающее понятие «птица».

2. Выявить способы адаптации птиц, позволяющие им выжить в суровых условиях зимы (тёплое оперение, способность питаться в условиях зимы).

3. Формировать представление о распространённых зимующих птицах, учить различать их по внешним характерным признакам (величина, цвет оперения, звукоподражание и т.д.).

4. Дать представление о способах заботы о птицах в зимний период.

5. Воспитывать любовь к птицам.

6.Развивать мелкую моторику пальцев рук, контрастное напряжение и расслабление кистей.

7. Развивать восприятие, слуховое и зрительное внимание, память.

8. Формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Птички пьют водичку».

2. «Сложи картинку» (осколочную).

3. «Узнай по части целое».

4. Релаксация под музыку «Птицы. Утро».

5. «Четвёртый лишний».

6. «Сравни птиц».

7. «Кто где?».

8. «Дорисуй птицу».

9. «Докажи, что это птица» (работа с символикой).

10«Кого здесь быть не может».

11. П/и «Будь внимателен»

(Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр. 54).

2

Я и моё тело

1. Расширять представление об  основных частях тела и лица человека, их назначении.

2. Упражнять в нахождении внешних различий у людей (цвету глаз, длине волос, размеру носа и т.п).

3. Учить понимать и осознавать свой возраст и пол.

4. Формировать навыки здорового образа жизни, через охрану здоровья и гигиену тела. Проверить знания о способах пользования предметами гигиены.

5. Развивать коммуникативные навыки (коррекция в сфере общения).

5. Упражнять в согласовании прилагательных в роде, числе и падеже.

6. Развивать мелкую моторику рук и двигательную координацию.

7.Развивать логическое мышление.

8. Тренировать произвольное внимание.

9. Учить выполнять речевые инструкции.

10 Учить ориентироваться в пространстве.

1. Пальчиковая гимнастика «Семья», «Моем руки».

2. «Сравни лица»

3. «Дорисуй то, чего нет»

4. «Будь внимателен, покажи…).

5. «Зеркало» (повтори).

6. «Путаница» (выполнение заданий с провокацией).

7. Релаксационная пауза «Волшебный сон»

8. «Что для чего?» (опыты с расчёской, мылом, полотенцем).

9. «Чего один, чего два?»

10. Упражнение на пространственную ориентировку (право - лево, верх- низ, вперёд-назад).

11. «Добавь слово» (моргать…, ушами…)

12.

3

Одежда

1.Учить правильно называть предметы верхней одежды и их назначение.

2. Сформировать представление о видах одежды в соответствии с временем года (зимняя, летняя, осенняя, весенняя).

3. Сформировать умение правильно относить 4-5 видов предметов к обобщающему понятию «одежда».

4. Учить различать  и называть детали одежды (воротник, карман, манжет) и фурнитуру (молния, пуговица).

5. Развивать умение различать одежду по половой принадлежности.

6. Дать представление о материалах для изготовления одежды.

7. Воспитывать умение ухаживать за одеждой.

8. Стабилизировать психические процессы, снять эмоциональное и телесное напряжение.

9. Развивать умение быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.

11. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, графические навыки.

10. Развивать связную речь.

1 «Перепутанные картинки» (наложенное изображение).

2. Релаксационная пауза.

3. «Разрезные картинки».

4. «Чего не хватает на одежде?».

5. «Четвёртый лишний».

6. «Часть – целое» (каблук- часть 7отинка, а рукав…).

8. Физкультминутка «Кто быстрее оденется на прогулку»

9. «Узнай количество людей по одежде».

10. «Сравни», «Найди пару».

11. «Чего не стало?».

12. «Запомни ряд».

13. «Что изменилось?».

14 «Оденем Олю на прогулку» (по сезону)

15. «Из чего сшито?».

16. «Что шьют из ...?».

17. Пальчиковая гимнастика

18. Физкультминутка. П/и  «Мяч» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.16).

4

Обувь

1. Уточнить и расширить представление об обуви.

2. Формировать обобщающее понятие «обувь». Учить группировать предметы по общему признаку.

3. Учить разделять обувь по видам.

4. Познакомить с отдельными деталями обуви (каблук, застёжка, молния, пряжки, шнурки).

5. Упражнять в распределении обуви по сезону, по возрастному признаку.

6. Познакомить с материалами для изготовления обуви (резина, кожа, замша и др.).

Формировать умение ухода за обувью (чистка, просушка, ремонт).

7. Совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений.

8. Стабилизировать психические процессы, снять эмоциональное и телесное напряжение, развивать умение переключаться с активной деятельности на пассивную.

9. Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.

10. Продолжать учить согласовывать прилагательные в роде, числе и падеже.

11. Формировать навыки диалогической речи.

1. Релаксация.

2. «Четвёртый лишний».

3. «Что без чего?».

4. «Сложи картинку».

5. «Часть – целое» (каблук – часть…).

6. «Найди пару».

7. Физкультминутка «В свободных движениях мы парим. По команде замрём, в своей позе стоим».

7. «Найди такой же…».

8. «Сравни…».

9. Пальчиковая гимнастика.

10. «Дорисуй (закончи) рисунок».

11. «Соедини по точкам».

12. «Продолжи ряд».

13. «Запомни ряд картинок (слов)».

                                                                               Март

1

Игрушки

1. Систематизировать знания об игрушках.

2. Формировать обобщающее понятие «игрушки».

3. Совершенствовать умение описывать предмет (форму, цвет, размер, части), указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.

4 игрушек (мех, резина, пластмасса, дерево).

5. Расширять знания об игровых действиях и правилах обращения с игрушками.

4. Развивать логическое мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

5. Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие.

6. Развивать мелкую и крупную моторику, двигательную координацию.

7.  Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

8. Активизировать и обогащать словарь за счёт подбора разнообразных глаголов.

9. Развивать тактильное восприятие.

1. Пальчиковая гимнастика. «Фонарики», «Флажки», «Шарик», «Лодочка», «Пароход».

2. «Узнай целое по части».

3. Дорисуй игрушку».

4. «Узнай на ощупь».

5. «Четвёртыё лишний».

6. Физкультминутка. П/и  «Мяч» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.16).

7. «Найди недостающую игрушку».

8. «Сравни игрушки».

9. «Разложи картинки по порядку» (серия сюжетных картинок).

2

Посуда

1. Уточнить и расширить представление о посуде. Ввести обобщающее понятие «посуда».

2. Познакомить с основными предметами посуды, их деталями и назначением.

3. Учить разделять посуду на виды: чайную, столовую и кухонную (через сравнение).

4. Упражнять в определении  материала для изготовления посуды.

5. Познакомить со способами ухода за посудой.

6. Учить составлять рассказ-описание отдельных предметов посуды.

7. Продолжать упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

8. Совершенствовать мелкую моторику рук и координацию движений.

9. Обучить ориентированию в пространстве.

10. Развивать слуховое и зрительное внимание, способность концентрироваться и управлять мысленными образами.

1 Релаксационная пауза (прослушивание успокаивающей музыки «Вода», Поток»).

2. Пальчиковая гимнастика.

3. «Сложи картинку»

4. « Четвёртый лишний».

5. «Разложи по группам».

6. «Добавь слово» (варят в …, жарят на…).

7. «Убавилось, прибавилось».

8. «Что без чего?».

10. Физкультминутка. «Найди чудесный мешочек» (с сюрпризами). (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.81).

11. «Нарисуй по точкам».

12. «Подбери пару».

13. «Чего не хватает?».

14. «Сравни предметы».

15. «Продолжи ряд».

16. «Найди недостающий предмет».

3

Мебель

1. Уточнить и расширить знания об основных видах мебели.

2. Сформировать умение правильно обставлять комнату.

3. Продолжать учить составлять рассказ-описание некоторых предметов мебели.

4. Развивать наблюдательность и зрительную память.

5. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

6. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

7. Воспитывать чувство красоты и бережного отношения к мебели.

1. «Четвёртый лишний».

2. «Расставь мебель в комнате».

3. «Что без чего?»

4. «Сравни».

5. «Перепутанные картинки».

6. «Узнай по части целое».

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Физкультминутка. П/и «Жмурки» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.51).

9. «Продолжи ряд» (найди недостающий предмет).

10. «Часть – целое» (вербальный вариант: дверь- часть комнаты, дверца- часть шкафа).

11 «Запомни ряд» (слуховой, зрительные варианты).

12. «Дорисуй картинку».

13. «Подбери по форме» (соотнесение мебели с формой).

4

Транспорт

(автомобиль, поезд, троллейбус, трамвай, грузовик)

1. Расширять представление о транспорте.

2. Формировать обобщающее понятие «транспорт».

3. Познакомить с группами транспорта: грузовой, пассажирский – наземный.

 4. Закреплять знание основных частей транспорта (колёса, кабина, кузов, багажник, руль и т.д.).

5. Профессии людей управляющих транспортом.

6. Познакомить с правилами дорожного движения (сигналы светофора, переход через улицу).

7. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

8. Формировать способности ясно и чётко излагать, строить полные предложения.

9. Развивать восприятие, логическое мышление.

1. «Собери картинку»

2. «Назови только транспорт» (по картинке).

3. «Что без чего?» (чего не хватает).

4. «Сравни».

5. «Разложи по группам».

6. «Найди такой же».

7. «Запомни в тексте».

8. «Четвёртый лишний».

9. Физкультминутка. П/и «Мяч» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.31).

10.  Пальчиковая гимнастика.

11. «Узнай по детали».

12. Дорисуй картинку».

13. «Кто чем управляет?».

14. «Узнай по силуэту».

15. «Кто быстрее едет».

16. «Что хорошо, что плохо?» (правила поведения в транспорте).

                                                                                       Апрель

1

Продукты

1. Сформировать понятия «еда», «пища», «продукты», «напиток».

2. Познакомить с основными группами продуктов: молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные, овощные, кондитерские.

3. Донести значимость питания для здоровья человека.

4. Упражнять во временном разделении приёма пищи: завтрак, обед, полдник, ужин.

5. Развивать связную речь и способность составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы.

6. Формировать обонятельные, вкусовые и тактильные образы.

7. Развивать мелкую моторику рук, учить контрастно, напрягать и расслаблять кисти.

8. Воспитывать культуру питания.

1.«Четвёртый лишний»

2. «Разложи по группам».

3. «Что из чего?»

4. «Часть-целое».

5. «Плохо-хорошо»

6. «Съедобное – несъедобное» (сырое – варёное).

7. Физкультминутка. П/и «Кот и мыши» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.39).

8. «Сравни».

9. «Что где?» (задание на пространственное расположение предметов)

10. «Что было на столе?» (на развитие зрительной памяти)

11. «Маленький хозяин» (варим овощной суп).

2

Домашние животные

(корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака, овца)

1. Ввести понятие «животные», обобщающее понятие «домашние животные».

2. Уточнить и расширить представление о домашних животных  (внешний вид, повадки, пища, жилище, польза, приносимая людям).

3. Упражнять в названии распространённых домашних животных  (корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака, овца).

4. Расширять представление о повадках животных, способах передвижения, защиты от врагов.

5. Учить узнавать  животных  по контурным изображениям.

6. Развивать знание о детёнышах домашних животных, способах звукоподражания.

7. Совершенствовать мелкую моторику рук координацию движений.

8. Продолжать развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другое.

9. Формировать умение вести диалогическую речь.

10. Продолжать развивать связную речь и способность составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы.

1. «Сложи картинку».

2. «Кого нет?»

3. «Назови одним словом».

4. «Узнай по части».

5. «Сколько животных за забором?» (по количеству ног)

6. «Кто с кем?»

7. «Кто у кого?»

8. «Кто кем был?»

9. «Сравни».

10. Физкультминутка. П/и «Кот и мыши» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.39).

11. «Запомни ряд»

12. «Убавилось - прибавилось» (что изменилось?)

13. Пальчиковая гимнастика

14. «Нарисуй по точкам».

15. «Кто как кричит?» (чей голос?)

16. «Накорми животное».

3

Домашние птицы

(гусь, утка, петух, курица, цыплёнок)

1. Ввести обобщающее понятие «домашние птицы». Упражнять в различении с понятием «домашние животные».  

 2. Познакомить детей с домашними птицами (внешним видом, повадками, звукоподражанием, питанием, какую пользу приносят человеку).    

3.Учить различать домашних у птиц между собой, находить признаки сходства и различия.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание.

5. Формировать активные личностные установки и навыки целенаправленной деятельности.

6. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

7. Продолжать формировать способность ясно и чётко излагать свои мысли, строить полные предложения.

8. Воспитывать бережное отношение к птицам.

1. «Узнай по контуру».

2. «Чья тень?»

3. «Кто где?»

4. «Сложи картинку».

5. «Узнай по части».

6. Физкультминутка. П/и «Жмурки» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.51).

7. «Сколько птиц за забором?»

8. «Что сначала, что потом?» (курица, яйцо, цыплёнок)

9. «Часть-целое»

10. «Что изменилось?»

11. «Подбери пару» (кошка –котёнок, гусь - …).

4

Дикие животные

(белка, ёж, заяц, медведь, лиса, волк)

1. Расширять представление о животном мире.

2. Формировать обобщающее понятие «дикие животные».

4. Уточнять и расширять представление о распространённых диких животных, (внешний вид, повадки, пища, жилище).

5. Учить узнавать и называть животных и их детёнышей.

6. Расширять представление о повадках животных, способах передвижения, защиты от врагов.

7. Развивать умение выделять признаки сходства и различия.

8. Упражнять в умении строить полные предложения, используя глаголы движения и предлоги, в умении вести диалог.

9. Развивать логическое мышление.

10 Учить ориентироваться в пространстве.

11. Воспитывать любовь к животным.

1. «Четвёртый лишний».

2. «Кто спрятался?»

3. «Кого не стало?»

4. «Узнай животное по части?»

5. «Узнай животное» (нестандартное изображение)

6. «Какого животного в ряду не хватает?» (найти закономерность)

7. «Сравни животных»

8. «Цепочка слов» (запомнить названия животных в определённой последовательности).

9. Физкультминутка П/и «Будь внимателен» (Журбина О.А. «Дети с ЗПР» стр.54).

10. «Кто где находится?» (ориентировка в пространстве)

11. «Дорисуй животное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...