преемственность дошкольного и начального школьного образования
материал по теме
Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир. Еще в 70 е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух "формаций" эпохи детства - дошкольного и младшего школьного возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
преемственность дошкольного и начального школьного образования | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Дошкольное и начальное образование - единый развивающий мир. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства - дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Исторически постановка данной проблемы совпала с моментом введения в детский сад систематического обучения в форме занятий. А то, что в настоящее время детские сады переименованы в дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) можно считать практической реализацией и свидетельством безоговорочного принятия тезиса, что именно обучение ведёт за собой развитие. С учётом этого преемственность дошкольного и школьного звена подразумевается нами в области обучения детей.
Преемственность между детским садом и начальной школой заключается в формировании у дошкольников логического мышления и предпосылок к учебной деятельности. Проблема преемственности возникает по нескольким причинам и является составной частью проблемы преемственности дошкольного и начального образования, которая, в свою очередь, является одной из сложившихся и до конца не решённых проблем общего образования.
Поиск путей решения рассматриваемого вопроса затрагивает и проблему педагогических кадров, и проблему содержания и форм организации дошкольного обучения. Перед методистами стоит задача решить вопрос преемственности программ дошкольного и начального школьного образования, с одной стороны, и подготовить квалифицированные кадры для работы по этим программ, с другой стороны. ….
Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она (готовность) должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.
В соответствии с различными действующими программам старшие дошкольники довольно много времени уделяют систематическим занятиям, что, однако, в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает ни реального развития детей, ни их полноценной готовности к школьному обучению. Психологами, педагогами, медиками отмечается опасная тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников вследствие откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой без достаточного учёта природных законов развития ребёнка. В результате вместо полноценного развития и подготовки к школьному обучению многие дети на момент поступления в школу не только заметно снижают учебную мотивацию, но и в значительной степени исстрачивают свои физические и психические ресурсы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребёнка-дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются - в их содержании начинает зримо проступать черта учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольника пытаются сформировать её элементы. С другой стороны, начальная школа, по выражению В.В.Давыдова, «подхватывает» и утилизирует наличный репертуар дошкольных форм познания (житейские, эмпирические познания действительности).
Подготовка к обучению не должна дублировать программу первого класса, иначе процесс обучения в школе перестанет быть познавательным и развивающим для учеников. Но в то же время дети должны быть готовы к успешному освоению школьной программы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Стратегия РФ в области развития образования на период до 2008 г.» в структуру общего образовании вводится предшкольная ступень, в рамках которой обучение осуществляется с 5-5,5 лет. В связи с более ранним началом систематического образования особого внимания требует решение нескольких задач:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желание учиться;
- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Таким образом, выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-6 лет должен прежде всего определяться тем, что они - дошкольники, т.е. только готовятся к систематическому обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность дошкольного и начального школьного образования
Условием преемственности в методах обучения в детском саду и в школе выступает единство их направленности на личностное развитие ребенка. Основой педагогического процесса, построенного на комплексно-т...
Преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить эту проблему? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовате...
Проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования
В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса....
Семинар «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО» с участием педагогов ДОУ и педагогов начального школьного образования
Цель семинара: повысить эффектвность работы по программе «Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования в русле реализации ФГОС ДО»....
Выступление на областной научно-практической конференции по преемственности дошкольного и начального школьного образования "Формирование логических приёмов мыслительной деятельности будующих школьников"
"Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли". А.С. Выготский....
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Аннотация. В статье раскрываются особенности преемственности дошкольного и начального школьного образования на примере АНО СОШ «Баярд» и АНО ДО «Берлек».Abstract....
Преемственность дошкольного и начального школьного образования.Проблемы реализации преемственности.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования.Проблемы реализации преемственности....