Развитие коммуникативных навыков у детей сЗПР в процессе трудовой деятельности в природе.
статья по теме

Дошкольный возраст - важнейший этап в жизни личности. Это период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с различными сферами бытия. Как никогда актуальным является вопрос адаптации детей с нарушениями в развитии к условиям жизни в современном обществе. У детей с задержкой психического развития коммуникативные навыки и умения, являющиеся неотделимой частью жизни, отличаются неустойчивостью и не сформированностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov_microsoft_office_word.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ

                                                                                       Стрельникова Стефанида  Ивановна                  

                                                                  учитель-дефектолог, МДОУ  №20 «Дельфин»,

                                                                                   г. Саяногорск, Республика Хакасия.

            Дошкольный возраст  - важнейший этап в жизни личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления  начальных отношений с различными сферами бытия.

        С каждым годом увеличивается  число детей с различными отклонениями в развитии, с задержкой психического развития. Поэтому, как никогда актуальным является вопрос адаптации детей с нарушениями в развитии к условиям жизни в современном обществе. Коммуникативные умения и навыки являются неотделимой частью этой жизни. Но у детей с ЗПР данные умения и навыки отличаются неустойчивостью и несформированностью. Дети с отклонением нуждаются в особом внимании и заботе и, по нашему мнению, чтобы помощь этим детям была более эффективной,  необходимо включать их в различные виды деятельности, в том числе и  трудовую.  Целью  такой деятельности  является  помощь детям в приобретении опыта социально уверенного поведения и развитие в процессе обучения их социальных способностей к сотрудничеству. С момента рождения человек вынужден вступать  в общественные отношения.  Сначала с матерью, затем с окружающими его близкими,  сверстниками,  воспитателями, педагогами в школе.        В концепции М.И.Лисиной (1980) отношение и общение рассматриваются как особый вид деятельности – коммуникативная деятельность. Она имеет свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы. Предметом деятельности общения является другой человек – партнёр по общению.

Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самосознанию и самооценке. Установление контактов и действий в ситуации коммуникации предполагают умения: устанавливать связь, вступать в контакт с другими детьми, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, излагать собственное мнение и слушать другого.

        У детей с ЗПР часто не сформированы культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками из-за отсутствия мотивации общения. Нарушения речи, часто сопровождающие ЗПР, способствуют проявлению неуверенности, замкнутости. Создание условий для повышения эффективности взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми способствуют укреплению уверенности ребёнка в себе и своих возможностях. Природа – важный источник познания, а труд в природе является богатейшим  полем для деятельности как обучающей, так и развивающей, что позволяет успешно решать задачи по формированию многообразных умений и навыков,  в том числе и коммуникативных. Труд доступен ребёнку уже с малых лет. Поначалу это навыки самообслуживания, постепенно переходящие в «Труд для другого». Ребёнок готов к бескорыстной деятельности в природе (посев семян для рассады: украсим участок д/сада, чтобы было красиво; поможем дворнику и уберём сломанные веточки на своём участке и участке малышей и т.д.) Эту детскую особенность мы используем для решения задач развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР. Безусловно, в процессе работы возникает ряд трудностей, связанных с особенностями психики детей. Обращает на себя невысокий уровень самоорганизации, что обусловлено недостатками эмоционально – волевой и мотивационной сфер и проявляется в психофизической расторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию.

 Дети часто длительно не включаются в предложенную им  проблемную ситуацию или наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но  оценивают их поверхностно, без учета особенностей. Если дети выполняют какую – либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится  все сделать по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Часто дети отказываются  работать  даже  в случае правильного выполнения заданий из-за утраты интереса к  работе, не стремятся к завершению  начатого.  Поэтому необходимо постоянно поддерживать этот интерес, переключать внимание ребенка,  видя  угасание заинтересованности.  Безусловно, все операции дети выполняют  с помощью и под  контролем взрослого.

          Детям  очень нравится наблюдать за птичкой. Многие хотят ее покормить, налить воду в поилку, но почистить  клетку или вымыть  кормушку желают немногие.  Мы ввели дежурство. Сначала по два человека из числа желающих, затем постепенно подключаются все.  Дежурным надеваем нарядные фартуки с карманами, в которые  можно положить  различные предметы: чистые тряпочки, ложечку, которой удобно насыпать корм  в кормушку и т.д.  По окончании дежурства, в благодарность от птички вручаем  «Медальки»: картинки с изображением  веселой красивой птицы.  Но предупреждаем, что птичка радуется только тогда, когда  о ней позаботились. Постепенно, вводя различные атрибуты, приучаем  детей к стремлению выполнять трудовые операции и доводить начатое до конца.

           Поначалу действия малышей отличаются однообразием и копируют действия воспитателя. Дети не стремятся к работе в паре и тем более в мини группе. В этом случае нам помогает традиционный «Зимний огород». Мы приучаем детей парами ухаживать за одним растением, каждый раз меняя поручения: сегодня один поливает растение, другой - рыхлит землю. Завтра – наоборот. Или договариваться, если что-то не устраивает в расстановке обязанностей. Постепенно, когда дети научаются работать в паре, можно приучать их к совместному труду в мини группе: высадить отдельные кустики рассады, за которыми ухаживали по – двое, на маленькую клумбу, объединив тем самым четыре или шесть детей и распределять обязанности, учитывая увеличившееся  количество ответственных. Сотрудничество связано с поиском точек соприкосновения, сходства, общности и выражается  у дошкольников в потребности сопереживания со стороны сверстника, согласования с ним  мнений и оценок, слаженности действий.

          Мы считаем, что использование такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагающей необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет  избежать конкуренции и подготовить ребенка к коллективной деятельности. Это дает возможность удовлетворить все основные  коммуникативные потребности  дошкольников: во взаимопонимании, в оценке результата индивидуального этапа работы, в равноправном  участии в делах.  Постепенно наши дети, работая в паре, становятся более уверенными, переходят от повтора действий взрослого к самостоятельным действиям, проявляют инициативу, чувствуют ответственность друг перед другом за успех общего дела.  Они становятся способными договориться, распределить работу.  У них формируется способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение  видеть и воспринимать сверстника – основной  источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. На коллективных занятиях появляется возможность создавать благоприятные условия для формирования у детей  таких качеств, как ответственность, организованность. Общее задание, которое мы им даем, создает предпосылки к переходу от труда для себя к труду для сверстников, малышей и т.д.

          Как итог хочется сказать следующее: коммуникативные возможности детей с ЗПР отличаются  несформированностью навыков общения и взаимоотношения.  Для того чтобы помощь им была более эффективной, необходимо включать детей в различные виды  деятельности, в том числе и трудовую. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком  социокультурного опыта (отношения, знания, умения и т.д.). Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, пристальным вниманием педагогов, психологов и родителей к вопросу развития у детей тех или иных навыков и умений.            

          Конечно, нам предстоит  еще много работы в этом направлении. Не всегда у детей присутствует мотивация и устойчивый  длительный интерес, стремление  к сотрудничеству, но неуклонно растет желание общаться со сверстниками, взрослыми; возникают предпосылки взаимопомощи, доброжелательного отношения к окружающему. Мы видим, что наши усилия не пропали даром.  Дети успешно приобретают положительный социальный опыт, уверенность в себе.

Литература:

1.Борякова Н.Ю. Психологические особенности  дошкольников с задержкой психического развития. М., «Школьная Пресса», 2004.

2.Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О., «Ступени общения: от года до семи лет», М., Просвещение 1992.

3.Егоренков В.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М. «ВЛАДОС» 2001.

4.Игнатьева С. А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонением в развитии. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.

Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....

"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"

В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...

Развитие коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство д...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и пере...

Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социа...

«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста через игровую деятельность»

Игровая деятельность является ведущий деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. По средствам игры ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и обществен...