Развитие коммуникативных навыков у детей сЗПР в процессе трудовой деятельности в природе.
статья по теме
Дошкольный возраст - важнейший этап в жизни личности. Это период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с различными сферами бытия. Как никогда актуальным является вопрос адаптации детей с нарушениями в развитии к условиям жизни в современном обществе. У детей с задержкой психического развития коммуникативные навыки и умения, являющиеся неотделимой частью жизни, отличаются неустойчивостью и не сформированностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_navykov_microsoft_office_word.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ
Стрельникова Стефанида Ивановна
учитель-дефектолог, МДОУ №20 «Дельфин»,
г. Саяногорск, Республика Хакасия.
Дошкольный возраст - важнейший этап в жизни личности. Этот период начальной социализации ребёнка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с различными сферами бытия.
С каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии, с задержкой психического развития. Поэтому, как никогда актуальным является вопрос адаптации детей с нарушениями в развитии к условиям жизни в современном обществе. Коммуникативные умения и навыки являются неотделимой частью этой жизни. Но у детей с ЗПР данные умения и навыки отличаются неустойчивостью и несформированностью. Дети с отклонением нуждаются в особом внимании и заботе и, по нашему мнению, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходимо включать их в различные виды деятельности, в том числе и трудовую. Целью такой деятельности является помощь детям в приобретении опыта социально уверенного поведения и развитие в процессе обучения их социальных способностей к сотрудничеству. С момента рождения человек вынужден вступать в общественные отношения. Сначала с матерью, затем с окружающими его близкими, сверстниками, воспитателями, педагогами в школе. В концепции М.И.Лисиной (1980) отношение и общение рассматриваются как особый вид деятельности – коммуникативная деятельность. Она имеет свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы. Предметом деятельности общения является другой человек – партнёр по общению.
Потребность в общении состоит в стремлении к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самосознанию и самооценке. Установление контактов и действий в ситуации коммуникации предполагают умения: устанавливать связь, вступать в контакт с другими детьми, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, излагать собственное мнение и слушать другого.
У детей с ЗПР часто не сформированы культура общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками из-за отсутствия мотивации общения. Нарушения речи, часто сопровождающие ЗПР, способствуют проявлению неуверенности, замкнутости. Создание условий для повышения эффективности взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми способствуют укреплению уверенности ребёнка в себе и своих возможностях. Природа – важный источник познания, а труд в природе является богатейшим полем для деятельности как обучающей, так и развивающей, что позволяет успешно решать задачи по формированию многообразных умений и навыков, в том числе и коммуникативных. Труд доступен ребёнку уже с малых лет. Поначалу это навыки самообслуживания, постепенно переходящие в «Труд для другого». Ребёнок готов к бескорыстной деятельности в природе (посев семян для рассады: украсим участок д/сада, чтобы было красиво; поможем дворнику и уберём сломанные веточки на своём участке и участке малышей и т.д.) Эту детскую особенность мы используем для решения задач развития коммуникативных навыков у детей с ЗПР. Безусловно, в процессе работы возникает ряд трудностей, связанных с особенностями психики детей. Обращает на себя невысокий уровень самоорганизации, что обусловлено недостатками эмоционально – волевой и мотивационной сфер и проявляется в психофизической расторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию.
Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но оценивают их поверхностно, без учета особенностей. Если дети выполняют какую – либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится все сделать по – своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Часто дети отказываются работать даже в случае правильного выполнения заданий из-за утраты интереса к работе, не стремятся к завершению начатого. Поэтому необходимо постоянно поддерживать этот интерес, переключать внимание ребенка, видя угасание заинтересованности. Безусловно, все операции дети выполняют с помощью и под контролем взрослого.
Детям очень нравится наблюдать за птичкой. Многие хотят ее покормить, налить воду в поилку, но почистить клетку или вымыть кормушку желают немногие. Мы ввели дежурство. Сначала по два человека из числа желающих, затем постепенно подключаются все. Дежурным надеваем нарядные фартуки с карманами, в которые можно положить различные предметы: чистые тряпочки, ложечку, которой удобно насыпать корм в кормушку и т.д. По окончании дежурства, в благодарность от птички вручаем «Медальки»: картинки с изображением веселой красивой птицы. Но предупреждаем, что птичка радуется только тогда, когда о ней позаботились. Постепенно, вводя различные атрибуты, приучаем детей к стремлению выполнять трудовые операции и доводить начатое до конца.
Поначалу действия малышей отличаются однообразием и копируют действия воспитателя. Дети не стремятся к работе в паре и тем более в мини группе. В этом случае нам помогает традиционный «Зимний огород». Мы приучаем детей парами ухаживать за одним растением, каждый раз меняя поручения: сегодня один поливает растение, другой - рыхлит землю. Завтра – наоборот. Или договариваться, если что-то не устраивает в расстановке обязанностей. Постепенно, когда дети научаются работать в паре, можно приучать их к совместному труду в мини группе: высадить отдельные кустики рассады, за которыми ухаживали по – двое, на маленькую клумбу, объединив тем самым четыре или шесть детей и распределять обязанности, учитывая увеличившееся количество ответственных. Сотрудничество связано с поиском точек соприкосновения, сходства, общности и выражается у дошкольников в потребности сопереживания со стороны сверстника, согласования с ним мнений и оценок, слаженности действий.
Мы считаем, что использование такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагающей необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к коллективной деятельности. Это дает возможность удовлетворить все основные коммуникативные потребности дошкольников: во взаимопонимании, в оценке результата индивидуального этапа работы, в равноправном участии в делах. Постепенно наши дети, работая в паре, становятся более уверенными, переходят от повтора действий взрослого к самостоятельным действиям, проявляют инициативу, чувствуют ответственность друг перед другом за успех общего дела. Они становятся способными договориться, распределить работу. У них формируется способность видеть сверстника, обращать на него внимание. Неумение видеть и воспринимать сверстника – основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. На коллективных занятиях появляется возможность создавать благоприятные условия для формирования у детей таких качеств, как ответственность, организованность. Общее задание, которое мы им даем, создает предпосылки к переходу от труда для себя к труду для сверстников, малышей и т.д.
Как итог хочется сказать следующее: коммуникативные возможности детей с ЗПР отличаются несформированностью навыков общения и взаимоотношения. Для того чтобы помощь им была более эффективной, необходимо включать детей в различные виды деятельности, в том числе и трудовую. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта (отношения, знания, умения и т.д.). Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, пристальным вниманием педагогов, психологов и родителей к вопросу развития у детей тех или иных навыков и умений.
Конечно, нам предстоит еще много работы в этом направлении. Не всегда у детей присутствует мотивация и устойчивый длительный интерес, стремление к сотрудничеству, но неуклонно растет желание общаться со сверстниками, взрослыми; возникают предпосылки взаимопомощи, доброжелательного отношения к окружающему. Мы видим, что наши усилия не пропали даром. Дети успешно приобретают положительный социальный опыт, уверенность в себе.
Литература:
1.Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. М., «Школьная Пресса», 2004.
2.Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О., «Ступени общения: от года до семи лет», М., Просвещение 1992.
3.Егоренков В.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М. «ВЛАДОС» 2001.
4.Игнатьева С. А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонением в развитии. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи.
Развитие коммуникативных навыков у детей с особенностями развития в процессе коррекционно-развивающей работы Службы ранней помощи....
"Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность"
В данной статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты основные понятия: коммуникативные навыки, социализация детей с ОВЗ. т...
Развитие коммуникативных навыков у детей 2–3 лет в процессе игровой деятельности
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство д...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и пере...
Семинар-практикум для педагогов на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Основной целью семинара является повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализо...
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социа...
«Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста через игровую деятельность»
Игровая деятельность является ведущий деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. По средствам игры ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и обществен...