Тема занятия: Уж верба вся душистая
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Цель: Познакомить детей с вербой через продуктивную деятельность квиллинг. (педагога)
Цель: Помочь Красной шапочке сделать подарок к празднику маме (детей)
Задачи:
1.Расширять и систематизировать знания детей о дереве – первоцвете, о его особенностях, изменениях в неживой природе с приходом весны, о пользе для человека.
2.Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.
3.Воспитывать любовь к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Уж верба вся душистая
Цель: Познакомить детей с вербой через продуктивную деятельность квиллинг.
Цель: Помочь Красной шапочке сделать подарок к празднику маме
Задачи:
1.Расширять и систематизировать знания детей о дереве – первоцвете, о его особенностях, изменениях в неживой природе с приходом весны, о пользе для человека.
2.Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.
3.Воспитывать любовь к природе.
Формы работы
-Решение проблемных ситуаций
-Совместные действия.
Методы и приемы
Наглядные:
-Рассматривание иллюстраций вербы
Практические
-Проблемная ситуация «Помочь Красной шапочке»
-Дидактическая игра «На что похоже?»
-Пальчиковая гимнастика
-Показ способа выполнения работы
Словесные
-Беседа о весне;
-Загадки, стихи о вербе
-Проблемные вопросы.
Предварительная работа: наблюдение за вербой, за появлением почек, пушков.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей существительные (ветка, верба, «барашки»), прилагательные (красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).
Подготовительная работа: рассматривание веточек вербы, наклеивание заготовок веток деревьев.
Оборудование и инструменты:
- цветную бумагу, картон - клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, кисточки для клея, салфетки, клеенка, столы, стулья, мольберт, доска, плакаты, образцы объектов труда.
Ход НОД
Красная шапочка: - Мне мама читала книжку, о деревьях, а я крутилась и не внимательно ее слушала. И теперь она просит ей сделать подарок о том, о чем прочитала! Есть такое дерево, которое растет в лесу, что его ветки можно дарить на праздник, а что за дерево и когда его дарят я не знаю? А еще научите меня делать эту веточку из бумаги, чтобы моя мама обрадовалась моему подарку.
Воспитатель: - Вы знаете что это такое за дерево? (Ответы детей)
- Куда нам с вами надо отправится что бы узнать, что за дерево? (Ответы детей)
Воспитатель: А я вам предлагаю отправится в лес! В какой лес мы попали? Какое сейчас время года? Что помогает начаться весне?
Дети: Солнце начинает нагревать землю, тает снег, появляются проталинки, появляются и набухают почки, появляются первоцветы, насекомые и т.д.).
Воспитатель: Весна еще не сшила лесам, лугам рубашки.
Лишь верба распустила кудрявые барашки.
Барашки золотые бегут по тонким веткам –
Веселые живые, как маленькие детки.
После наступления первых весенних деньков еще долго приходится ждать, пока деревья станут усыпаны нежными и красивыми цветами. Однако есть несколько растений, которые начинают радовать глаз своим цветением гораздо раньше остальных. Есть одно очень удивительное, неприхотливое, выносливое дерево, у которого сначала появляются цветы, а затем листья. Что это за дерево? Ответы детей (Показ картинок)
Воспитатель: Какое это дерево?
Дети: Ива, верба.
Воспитатель: Название выходит из древнего слова «вива» значит плести, вить. Слово «верба» в основе имеет корень со значением «вить» «вращать».
А. Фет
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла кругом
В народе живет много поверий и преданий о вербе. В дни, когда распускается верба, люди празднуют торжество весеннего солнца и просыпающейся от зимней спячки природы.
У нее цветочки –
Пушистые комочки.
По весне она цветёт,
Праздник пасхи к нам зовёт. (Верба)
А какой есть праздник с названием этого дерева? (Вербное воскресенье.)
Кто розе, кто березе,
Кто яблоне в цвету,
А наши предки поклонялись
Ракитову кусту.
Вербу раньше называли ракитой, ракитовым кустом.
А сколько пословиц, песен, поговорок есть про иву:
«Дождешься как от вербы яблок»
«Он на вербе груши сказывает» (врет)
Кудри в речку опустила,
И о чем то загрустила.
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
- Где растет ива? (На берегах рек, на опушке леса, около оврагов)
Она растет отдельным деревом? (Растет кустом, дружной семьей)
- Рассмотрим ветки в вазе.
Что вы видите на ветках?
Расскажите о почках. (Ответы детей)
Загадка:
Что за комочки? (почки)
Чем спеленута листва? (чешуйками)
Что да дымок? (серая пыльца)
Что же в начале появляется на ветках? (Не листочки, а пушистые комочки)
Дидактическое упражнение «На что похоже?»
На бусинки, на маленьких серых зайчиков, на капельки росы, на пушинки, на ушки у зайчат.....
Они защищают почку от заморозков, резких колебаний температуры. Почки покрыты чешуйками, напоминающих колпачок. Когда чешуйки отпадут, появляются цветы – сережки. Цветки у вербы очень мелкие. Чтобы быть заметнее, ива собрала их в душистые комочки. Иву очень любят насекомые. Как только они проснуться – ива «зажужжит» на разные голоса. Это отличный медонос.
УТОЧНИТЬ: ее ветки первыми оживают по весне, покрываясь мягкими, пушистыми комочками – сережками.
Ветка вербы в доме весной – обычай древний. Не всякое дерево красиво без листьев. Но ива своими сережками заменит на исходе зимы любой цветочный букет. (Рассмотреть пасхальные открытки)
Раньше люди верили в чародейную силу ветки вербы. Считалось, что ветка вербы, брошенная против ветра, прогоняет бурю, а если ее бросить в пламя пожара, огонь будет укрощен. Ветка, воткнутая в землю, легко приживается. Поэтому ее называют «живучей». Бывает и человек ее вырубит, ветки обломает, звери кору обгрызут, но она все живет. Весной она расцветает раньше всех. С давних времён существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно серёжки. Распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой.
Касаюсь детей веточками вербы да приговариваю: «Как вербочка растёт, так и ты расти».
Давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.
- Какого цвета барашки? (Серые).
- Какой они формы? (Овальные).
- А что ещё можно сказать про барашки, какие они еще? (Маленькие, пушистые, красивые, светлые).
- Как расположены барашки? (Поочерёдно).
- Какие ветки вербы? (Прямые, ровные, не разветвляются).
- Сравним ветки по длине. Какая эта ветка? (Длинная).
- А эта, какая? (Короткая).
Воспитатель. К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветёт и барашки опадут.
А можно ломать деревья? (Ответы детей)
А вот каждый хочет, что бы на праздник «Вербное воскресенье» в доме была веточка вербы!
Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго и что бы на праздники у нас была веточка вербы? (Ответы детей).
- Хорошо, Садитесь за столы. Я вам предлагаю вербу сделать в необычной технике квиллинг.
Квиллинг- это скручивание узких полос бумаги и предавая различную форму
- Как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать и вазу, и длинные ветки вербы? (Вертикально). Покажите, как.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.
Солнышко, солнышко
Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберём
Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
Воспитатель: А сейчас я вам, ребята, предлагаю сделать вербу из приготовленных заготовок.
Воспитатель: С чего начнете выполнение работы? (Накручиваем полоску бумаги на зубочистку в «рол»)
Воспитатель: Что сделаете потом? (Снимаем с зубочистки, расслабляем, разрежаем, конец детали подклеиваем, слегка сдавливаем один конец полученной детали, придавая овальную форму)
Начинаем выполнять работу.
Звучит музыка. Во время самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь.
А знаете ли вы стихотворения о вербе?
***
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
***
Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь – как нежны
Доверчивые первенцы весны!
Ребята, пока наши работы сохнут, давайте немного отдохнём и споём хоровод
«Верба вербочка»
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи
Расти, верба, на межи.
Как во городе царевна
Посреди круга живёт
Никто замуж не берёт.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
Маша скажет: «Милый мой!»
- Наши работы уже наверно высохли, давайте повесим их на доску и полюбуемся веточками вербы.
В конце появляется Красная шапочка и благодарит детей, что они помогли ей вспомнить про ветку вербы, научили его делать поделку для мамы.
Вывешиваем работы на доску.
- Таня, тебе какая работа больше понравилась? Почему?
- Какая верба самая пушистая? Что использовали для этого?
- Чем она тебе понравилась?
Эти ветки вербы останутся с нами надолго, и будут радовать нас.
- Молодцы! Да что это я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком с «барашками» угощу. Бывало в Вербное воскресенье, бабушки запекали в хлебцы барашки вербы и угощали ими всех, кто в гости приходил. И называла эти хлебцы «барашками». И я вам сегодня таких «барашек» напекла. Ешьте, угощайтесь – силы, здоровья набирайтесь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие "Уж верба вся душистая"
Знакомство с пасхальными весенними праздниками....
Занятие по изобразительному исскуству.Аппликация нетрадиционным способом "Уж верба вся душистая".
"Уж верба вся душистая"....
ИЗО Тема: «Весна пришла, верба зацвела ...»
1. Учить рисовать почки на веточке вербы способом пальцеграфии.2.Создавать образ дерева с помощью оттиска....
Занятие по лепке на тему: "Весенняя веточка вербы"
Развивать умение изображать ветку весеннего дерева с помощью пластилина, передавать характерные особенности вербы....
Конспект занятия в средней группе на тему «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин).
Цель: Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.Задачи:1. Уточнить представления детей о частях растения (листья...
Конспект занятия на тему: «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин) в средней группе.
Цель: учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.Задачи:1. Уточнить представления детей о частях растения (листья...