консультация
материал (старшая группа) по теме
Тема: «Роль педагогической оценки в воспитании ребёнка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.doc | 93.5 КБ |
roditelskoe_sobranie_skokova_v.v.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад № 3 «Светлячок»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема: «Роль педагогической оценки в воспитании ребёнка»
Воспитатель: Скокова В.В.
г.Обь 2011
С самых ранних лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми (родителями, воспитателями, детьми). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребёнок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к самовоспитанию. Между тем слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения дошкольника с окружающими.
Самооценка ребёнка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, но ни в коем случае не самой личности, так как дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности на себя в целом.
Категорию оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. В нашей практики воспитания наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:
- Прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании либо действия, либо личных качеств субъекта и адресованная непосредственно субъекту. Например: «Молодец, ты приложил своё старание при выполнении работы, и она получилась замечательной», «Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно», «Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало больно».;
- Косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в порицании определённых моральных качеств и поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки «Два жадных медвежонка»», «Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются»;
- Опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта, например: «Тебя все будут любить, если ты будешь вежливым, как Инна Алексеевна», «Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая сказочная фея»;
- Предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий субъекта: «Ты замечательно прочтешь это стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительные голос» или «Я верю, у тебя всё получится, если ты будешь внимательным»;
- Отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.
Из приведенных примеров можно выделить две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.
Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливая и поэтому не забудешь поблагодарить!» и т.д.).
Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя, по-нашему мнению, педагогический эффект её воздействия гораздо значительнее. Поэтому мы стараемся прибегать именно к такому способу оценивания. Например: «Марина – культурная девочка, поэтому она прикрывает рот во время кашля и просит прощения у всех при этом», «Павлик – молодец, он знает, что ножом мы не накладываем пищу на вилку а только используем его как преграду», «Слава – умница, он вспомнил, что заштриховать фон легче боковой поверхностью мелка», «Жанна – заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребёнка, но и помочь другим детям ориентироваться в правильности своих действий и поступков.
Кроме подобных вербальных оценок, мы разработали специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец действий, т.е. его наглядную модель. Эти дидактические пособия выполнены в виде оценочных карт, где схематически изображены последовательности действий и требование к их качеству. Например, в оценочной карте «Умывание» зафиксированы следующие действия: закатывание рукавов, открытия крана и регулирование напора воды, смачивание мыла водой, намыливание рук, споласкивание и отжимание рук, разворачивание полотенца и вытирание рук, содержание в порядке личных принадлежностей (расчёска, зубная щетка), мытьё рук после посещения туалета.
Фамилия, имя ребёнка | Эмблема | |||||||
Их изображения понятны для дошкольников. Кроме этого в карте перечислены имена детей, а для не читающих воспитанников представлены их индивидуальные значки-картинки. Каждому ребёнку в соответствующую графу ставится значок-оценка, свидетельствующий об успехе или неуспехе в освоении им того либо иного действия.
Пособие используется для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При этом учитываются данные психологических исследований, касающихся проблемы оценки. Так, дети среднего возраста оценивают успех и неуспех своей деятельности, переживая их. Неуспех, поражение отрицательно влияют на них и не стимулируют проявления настойчивости. Поэтому негативных оценочных знаков детям среднего возраста лучше не ставить, а оценивать только их успехи. Для старших детей успех является хорошим стимулом для преодоления трудностей в дальнейшем. Наряду с этим на часть детей и неуспех не только не оказывает отрицательного влияния, а напротив, стимулирует их – потерпев неудачу, дошкольники не прекращают деятельности, а с ещё большей энергией пытаются преодолеть трудности.
Такие карты разработаны для развития навыков культуры еды, самообслуживания, ухода за растениями, трудовых навыков и т.д. Они одновременно являются планом работы педагога и диагностикой сформированности навыков детей. Кроме этого данные пособия помогают повысить самоконтроль и самооценку детей. Решению этой задачи способствуют и другие наши пособия, например «Абажур «Культурный ребёнок»», где в качестве опорных сигналов изображены правила культурного поведения. Пособие представляет собой клуб на ножке. Тае его легко можно повернуть любой из 4 граней, на каждой из которых изображены способы культурного приема пищи:
- Умение правильно держать ложку;
- Пользоваться ножом и вилкой;
- Пользоваться салфеткой
Каждая картинка снабжена рифмовкой, вызывающей положительный эмоциональный настрой. Абажур «Культурный ребёнок» способствует сохранению в группе доброжелательной атмосферы во время приёма пищи. Педагог не делает детям замечания, призывая соблюдать то или иное правило культурного поведения за столом, а просто поворачивает абажур перед ребёнком нужной гранью, ориентируя на его выполнение. Это побуждает дошкольника соотнести свои действия с изображенными и оценить их. Такие пособия в большей степени являются ориентирующими.
В настоящее время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств личности. Основной способ их решения – помощь детям в усвоении моральных норм, регулирующих поведение. Ребёнок овладевает ими под влиянием образцов и правил поведения.
Образцами служим мы, взрослые, наши поступки, взаимоотношения. На собственном примере мы демонстрируем нравственные качества и их влияние на взаимоотношения («В нашей группе доброжелательная, спокойная обстановка, потому что мы все вежливы и внимательны друг к другу», «У нас в группе чисто, светло, уютно, потому что наша няня заботливая и трудолюбивая», «Инна Алексеевна никогда не кричит и не разговаривает грубо, так как она тактичный и культурные человек» и т.д.).
Понять и оценить качества и поступки людей детям помогает художественная литература и мультфильмы. Слушая сказку или просматривая мультфильм, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой. Дошкольники не терпят в этом отношении никакой неопределённости и нередко пытаются с этой точки зрения оценить даже неодушевлённые предметы. Эта особенность позволяет формировать их представления о нравственности и оценочные способности, а ребёнку – соотносить свои поступки и поступки героя, представлять себя в подобной ситуации.
Усвоению норм поведения способствует созданное нами наглядное пособия «Хорошо – плохо», где в качестве образца используется изображение различных ситуаций, в которых герои совершают положительные или отрицательные поступки. Цель пособия: качественная оценка поступка, оценочная классификация, соотнесение представляемого и реального.
Для косвенной оценки мы принимаем наглядные пособия с изображением неправильного действия, которое перечёркнутое красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запрещающим знаком, например «Бегать нельзя», «Громкие звуки запрещены» и т.д. Выполнение правил для малышей является игрой, в которой постепенно формируется привычка следовать указанным нормам, а к старшему дошкольному возрасту появляется осознанное их выполнение, основанное на понимании.
Разновозрастное комплектование групп в нашем детском саду способствует оптимизации работы в данном направлении: старшие дети на только сами выполняют эти правила, но и обучают им малышей.
Наш опыт показывает, что важнейшим условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий является единство в оценке окружающих. Если оценка противоречива, ребёнок выбирает для себя любую из них, чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.
Принимая во внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная механизмы ее воздействия на психику ребёнка, её необходимо целенаправленно использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №3 «Светлячок»
Родительское собрание в старшей группе
«Как организовать игровую деятельность ребёнка»
Воспитатель: Скокова В.В.
гОбь 2012
Дорогие мамы и папы!
Играть, мы любим очень: вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребёнку никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем – сегодня новый век.
Без знаний и учёбы нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают и все хотят понять:
Чего нам не хватает, ну чем нас развлекать?
Хотите узнать, чем можно заинтересовать и увлечь своего ребёнка?
Пригашаем Вас на родительское собрание.
Тема: «Как организовать игровую деятельность ребёнка»
Мир игры открывает двери свои.
Приходите скорей,
Здесь узнаете вы:
1. Педагог-психолог познакомит с традициями и формами игрового досуга в семье.
2. Посмотрите выставку «Играют дети, играем вместе с детьми».
3. Узнаете итоги конкурса «Игр и игрушек, сделанных своими руками».
4. И многое другое.
Ждём Вас 23 мая 2012г в 17.30 в нашей группе.
С Нас весёлое настроение с Вас 1 час свободного времени.
Как организовать игровую деятельность ребёнка
Задачи:
- раскрыть родителям значение игр в семье для развития ребёнка;
- познакомить с традициями и формами игрового досуга в семье;
- рассмотреть правила организации игровой деятельности.
Форма проведения: собрание–совещание.
Участники:
- воспитатель;
- родители;
- педагог-психолог.
Материал:
- литература по темам «Играют дети», «Играем вместе с детьми»;
- жетоны (круги, квадраты) разных цветов;
- игры и игрушки, сделанные своими руками (оформление выставки).
Подготовка к собранию:
- подбор и классификация игр, соответствующих дошкольному возрасту;
- разработка памятки для родителей;
- изготовление приглашений на собрание для родителей;
- проведение конкурса игр и игрушек, сделанных своими руками;
- изготовление именных сертификатов для родителей-экспертов по организации игровой деятельности детей;
- подбор литературы для выставки «Играют дети, играем вместе с детьми».
Ход собрания
I. Организационная часть.
Воспитатель. Сегодня у нас не обычное родительское собрание, а совещание на тему «Как организовать игровую деятельность ребёнка».
Кажется, очень просто: дал ребёнку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей считают, что чем больше игрушек у детей, тем лучше. Но вы наверняка замечали, что это не всегда бывает именно так. Вот сейчас мы и постараемся разобраться с нашим экспертом – педагогом-психологом, что значит игра в жизни ребёнка, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребёнка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребёнка.
Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка она может изменить отношение детей ко всему, поможет родителям включить активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.
Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника, через игру он познаёт мир. Подробнее об этом расскажет педагог-психолог.
II. Основная часть
1. Сообщение педагога-психолога «Об игре и игрушках»
Педагог-психолог Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры: одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость и силу, третьи – коммуникативные навыки.
Сегодня мы обучимся играм развивающего характера, воздействующим непосредственно на психологические качества личности ребёнка.
Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:
- Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью ребёнка.
- Игра требует чувства меры и осторожности. Она не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
- Не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не отвлекайте ребёнка, не критикуйте, не прерывайте. Или учитесь играть вместе с ним, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или не мешайте ему. Добровольность – основа игры.
- Не ждите от дошкольника быстрых и замечательных результатов. Самое главное – это те минуты и часы, что вы проводите со своим ребёнком.
- Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети – большие фантазёры. Творческая игра так захватывает ребёнка, что он испытывает наслаждение от новой фантазии.
- Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья.
- Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребёнка.
Ещё в начале нашего собрания было сказано об игрушках. И правда, далеко не всегда они заменяют детям игры вместе со взрослыми, общение. На вопрос о том, сколько же нужно ребёнку игрушек, отвечу вам так: мало. И много-много внимания, терпения, творчества, такта, заботы и любви.
Все знают, что игрушка – лучший подарок для ребёнка. Но мало кто из родителей задумывается гад тем, какое это сложное дело – выбор подарка. Поэтому постарайтесь быть внимательными и чуткими к просьбам детей. Не всегда дети просят купить им самые дорогие игрушки. Часто им милее какие-нибудь бруски, верёвки, лоскутки – всё то, что мы принимаем за ненужный мусор. А купив дорогую электрическую машину, мама и папа нередко обижаются, когда видят, что у ребёнка быстро пропал интерес к ней. Так невнимательность родителей, их несерьёзное отношение к игровым потребностям ребёнка лишают его удовольствия от обладания новой игрушкой, даже огорчают.
2. Обсуждение примеров.
Педагог-психолог. Уважаемые участники, я попрошу вас привести примеры из жизни, когда купленная игрушка оказывалась, что называется, «не к рукам». Не обязательно рассказывать о собственном ребёнке, может быть, подобное происходило с вашими знакомыми.
Первый участник. Воспитатель. Хочу рассказать о том, как мама, купив ребёнку новую игрушку, стала играть с ней сама, не учитывая эмоциональное состояние малыша и не поддерживая его инициативу. Пример показывает, как важно проявлять терпение и такт в общении с собственным ребёнком.
Мама купила Соне куклу с набором одежды. Девочка спешит нарядить куклу и сразу же берётся за платье. Мама прерывает её: «Нет! Сначала нужно рубашечку». Девочка надела рубашечку и опять к платью. Мама советует: «Теперь надо штанишки надеть!». Девочка не в силах выпустить платье из рук, она спешит, кукла падает. Мама сердится, дочка заливается слезами. Игра превращается в неприятность.
Педагог-психолог. Но ведь все педагоги говорят, что надо приучать детей правильно выполнять последовательность действий. Мама хотела научить свою дочь игровому действию. Это конечно верно. Однако воспитание , особенно в игровой деятельности, должно быть продуманным не только в содержании, но и в методах воздействия. В данной ситуации мама явно не учитывала эмоциональное состояние ребёнка, вполне понятное возбуждение девочки, её радость. Гораздо эффективнее было бы сначала понаблюдать за игрой, дать ребёнку насладится новой куклой, а уж потом осторожно посоветовать, как лучше играть, или показать игровое действие. Для развития игры полезно рассказать, как мама помогает дочке одеваться, разъяснить мысль действий. И очень скоро игра ребёнка станет разнообразной и содержательной с теми же игрушками.
Второй участник. Родитель. В доме появилась новая игрушка – железная дорога. Сын так мечтал о ней! Теперь они с отцом разбирают рельсы, достают из коробки вагончики. Мальчик волнуется, спешит. Ему так сильно хочется увидеть бегущий по рельсам вагончик. Но папа хочет всё объяснить сыну, он внимательно читает инструкцию, разбирается, как нужно управлять движением вагонов, как переводить стрелку. Папа сам увлёкся и забыл что сыну всего лишь 5 лет и он устал от волнения и ожидания. Мальчик не слушает, отвлекается, не понимает объяснений. Папа нервничает. Сын чувствует, что им недовольны, но не может понять почему. Ведь они с папой так мечтали о железной дороге.
Педагог-психолог. Ещё раз повторю, что дети играют с одними и теми же игрушками по-разному, в зависимости от уровня развития игры. Нельзя торопить ребёнка. Позвольте детям использовать игрушку так, как им хочется. А если вы хотите играть вместе и научить ребёнка новым игровым действиям, то сначала пусть дети покажут вам, как нужно играть. И только после этого вы можете предложить свой вариант игры с учётом возможностей ребёнка. Пусть он осознает себя в игре умелым и сильным. Ведь пока только игра даёт дошкольникам возможность почувствовать равенство со взрослыми. Поэтому так необходимо дать ребёнку возможность пережить радость от успешно выполненного игрового действия: «Смотри! У меня получилось как у папы!».
3.Блиц-опрос родителей «Лучший знаток игровой деятельности ребёнка».
Воспитатель. Многие из присутствующих на собрании родителей часто и подолгу играют со своими детьми и могут выступать в роли знатоков. Они посмотрят, умеют ли остальные участники организовывать игровую деятельность ребёнка. Чтобы выбрать лучших знатоков среди родителей, предлагаю провести блиц-опрос. За каждый правильный ответ участник получает жетон. Так, кто набрал наибольшее количество жетонов, и становиться знатоком-экспертом из числа родителей.
Педагог-психолог в быстром темпе задаёт вопросы участникам и раздаёт жетоны за правильные ответы. Воспитатель фиксирует ответы в тетради.
Предлагаются следующие вопросы:
- Какие игры можно организовать для ребёнка, если вы заняты делом на кухне?
- Можно ли играть с ребёнком в карты?
- Назовите подвижные игры, в которые вы играете с детьми?
- Назовите подвижные игры, в которые дети играют самостоятельно (без участия взрослых)?
- Чем вы руководствуетесь покупая игрушки?
- Есть ли в вашей семье игры сделанные своими руками?
- Какие игры можно организовать для большой группы детей?
- Чем можно занять ребёнка в ожидании приёма в парикмахерской, у врача и т.д?
4. Подведение итогов конкурса игр и игрушек, сделанных своими руками.
Воспитатель. В начале месяца мы объявили конкурс игр и игрушек сделанными своими руками. На конкурс поступило много работ. Замечательно, что в нём приняли участие мамы и папы, бабушки и дедушки, ближайшие родственники, но главное - сами дети.
На занятиях каждый ребёнок рассказывал о своей игре или игрушке (как в неё играть, способ изготовления). После такой демонстрации дети могли поиграть все вместе.
В течении месяца мы наблюдали за реакцией детей на данную выставку – в какую игру или игрушку они хотели играть больше всего, учитывали эстетическую сторону изготовления, а также безопасность игры или игрушки для детей.
Воспитатель доводит до родителей результаты конкурса (церемония награждения победителей состоялась до проведения собрания на занятии детей), поощрили каждую игрушку. На собрании были вручены именные сертификаты родителям – экспертам по организации игровой деятельности детей (по итогом блиц-опроса и конкурса игр и игрушек).
5. Игровой практикум.
Воспитатель. Сегодня мы хотели бы пополнить вашу копилку игр, в которые вы можете поиграть со своими детьми на прогулке, дома, а также с расширенным количеством участников.
«Путаница»
Все встают в круг и берутся за руки. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, участники игры меняют своё положение. Водящий возвращается и старается распутать игроков не рассоединят рук.
«Пантомима»
Участники игры становятся по кругу. Каждый по очереди выходит на середину круга и с помощью пантомимы показывает какое-то действие. Остальные участники должны отгадать, какое действие показано.
«Испорченный телефон»
Играющие делятся на две команды. Ведущий шёпотом произносит скороговорку первым игрокам команды. Те шёпотом передают её следующим участникам. Команда, участники которой передали скороговорку быстрее и правильнее, выигрывают.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель. Традиционно мы предлагаем игровой калейдоскоп где представлены развивающие игры для дошкольников. Вы можете найти его в уголке родителей.
Также хочу обратить ваше внимание на выставку «Играют дети, играем вместе с детьми». Там представлены не только пособия для родителей по организации игровой деятельности, но и подписные журналы, где вы найдёте много полезной информации, в том числе и игровые настольные игры для детей дошкольного возраста.
Особо отмечу издания:
- Журнал для родителей и педагогов «Игра и дети».
- Журнал «Творчество в детском саду».
- Журнал «Непоседа».
- Скоролупова О.А. Играем? Играем?... Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2006.
И не забудьте, пожалуйста, ознакомится с памяткой «Организация игровой деятельности детей» располагающейся так же в уголке для родителей. Успехов вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....