Пальчиковые игры. Их роль в развитии ребенка .
материал на тему
В данном реферате широко раскрыт термин - пальчиковые игры, описаны виды, их влиянии на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnim_iz_pokazateley_normalnogo_fizicheskogo_i_nervno.docx | 46.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.
Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
1.Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.
2.Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.
3.Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.
4.Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев. Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию-осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей)- исследуют.
Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала.
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. У новорожденного ребенка кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, то их плотно сжимает. Малыша можно немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет в последнем сознательно выполнять движения.
Значения хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоровительную методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено много акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник, безымянного на почки и печень, мизинца - на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоровительным и тонизирующим организм эффектом. Регулярность упражнений с шарами улучшает память, умственные способности ребенка, устраняет его эмоциональное напряжение, улучшает деятельность сердечнососудистой и пищеварительных систем, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживает жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с греческими орехами. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждает связь развития рук и развития мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивают речь ребенка.
Исследования М.М. Кольцова доказали, что каждый палец рук имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые функции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все должны знать, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев,- говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи.
Сейчас можно только догадываться о том, как люди стали применять массаж в лечебных целях. Вероятно, вначале он заключался в инстинктивном поглаживании и растирании больного места. Однако уже в третьем тысячелетии до нашей эры предпринимались попытки описать приемы массажа и раскрыть их лечебное действие на организм.
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. При этом мышечная ткань интенсивно снабжается кислородом и активно освобождается от продуктов распада. Кроме того, снижается содержание молочной кислоты в мышцах, выводятся органические кислоты, что эффективно снимает утомление после физической нагрузки.
В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, граблеобразные поглаживания и просто глажение.
Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью, а также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.
Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивавание, встряхивание, потряхивание и т.д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью (сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые вращения) и пальцами (сведение и разведение, сгибание и разгибание).
Кроме того, в пальчиковых играх часто применяется прием разминания, при котором происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, фалангами согнутых пальцев, буграми больших пальцев, кулаком, основанием ладони.
При массаже тыльной стороны кисти следует применять прямолинейное поглаживание и граблеобразное растирание. Последний прием также можно выполнять кругообразно подушечками пальцев, зигзагообразно основанием ладони.
В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев.
Самомассаж- один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день.
«Помоем руки под горячей струей воды»- движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки»- большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты»- движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки»- движения, как при растирании рук.
«Молоточек»- Фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки забивать гвозди.
«Гуси щиплют травку»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Массаж рук с помощью подручных предметов также широко используется в младшем дошкольном возрасте.
1.Упражнение с круглой щеткой для волос.
Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник»
2.Упражнение с решеткой для раковины.
Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили.
И смотрели всех подрят:
Медвежат, волчат, бобрят».
3.Упражнение с пробками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
4.Упражнение с грецким орехом.
- Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
-Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.
После выполнения самомассажа можно приступать к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного такта.
1.«Горячо-тепло-холодно».
Ребенок должен на ощупь сравнить степень нагрева предметов (грелка- лед - мягкая игрушка- металлическая ложка…)
2.«Пальчиковый бассейн».
В большую коробку с бортиками поместить несколько предметов, различных по форме и величине и знакомых ребенку. Ребенок должен опустить кисти рук в «бассейн», найти предметы, ощупать и узнать их.
3.«Волшебный мешочек».
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной,- это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения следует давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений.
В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статические и динамические движения. В пальчиковых играх используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих игр. Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием наглядности и атрибутики.
1 группа - пальчиковые игры без предметов;
2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики;
3 группа - пальчиковые игры с предметами;
4 группа – тактильные игры;
5 группа – гимнастические игры;
6 группа – творческие игры.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ.
В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что нужно делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются при непосредственном участии педагога.
Игра « Мальчик-осьминожег».
Цель: развивать содружество пальцев рук.
Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.
Упражнение сопровождается чтением стихотворения:
«Это мальчик-осьминог,
У него так много ног.
Успевает он везде,
И в учебе, и в труде.
Потому что осьминожка-
Это просто многоножка».
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АТРИБУТОВ.
В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки, на каждом пальчике которых вышиты глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью резинки.
Игра «Физкультурник»
Цель: развивать ловкость и дифференцированность движений рук.
На основания среднего и безымянного пальцев надевают головку человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы - это ножки, указательный палец и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони.
«Физкультурник на дорожке
Тренирует свои ножки.
Высоко их поднимает
Бодро, весело шагает.
Руки в стороны развел
И тихонечко пошел.
Руки вниз, затем вперед,
Прыгнул, сделал поворот.
Физкультурой заниматься
Любит маленький народ».
Выполняется показ выполнения упражнения.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ.
Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами.
Упражнение «Горошина».
Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.
Ребенок выбирает в чашке горошину и выполняет следующие манипуляции:
А) кладет горошину на ладонь и раскатывает ее другой;
Б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;
В) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:
«Мы горошину помнем,
О горошине споем».
Г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:
«Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошинка, к нам в лукошко.
Ты катись, горошинка, по столу,
Развлекай, горошинка, детвору».
Упражнение «Вертушка».
Цель: развивать координацию движений.
Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Выполняется показ проведения упражнения.
ТАКТИЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Тактильные пальчиковые игры - это новый вид пальчиковых игр. Основная задача тактильных пальчиковых игр - развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка при контакте (ощупывании) разнофактурных поверхностей. Хотя тактильные пальчиковые игры по своей сути - игры предметные (так как проводятся с привлечением предметов, разных по качеству своих поверхностей), их все же стоит выделить в отдельную группу.
В отличие от предметных игр, работающих на развитие координации движений рук ребенка и практической умелости пальцев, тактильные пальчиковые игры развивают именно ощущения, моторное (кинестетическое) чувство, восприятие. Они учат определять и узнавать, сравнивать и различать и являются чрезвычайно полезными для общего развития ребенка. Этим тактильные пальчиковые игры отличаются от массажа рук. Кожные ощущения, получаемые в тактильных пальчиковых играх,- это пища для ума, стимул для размышления о свойствах самых разных поверхностей.
Игра « Платочки»
Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам.
«Вот платочек гладкий-гладкий,
Ну а этот, словно в складках!
Он шершавый, жесткий даже.
Ну, кому мы их покажем?».
Игра «Прятки».
Ребенок речками достает из тазика мелкие игрушки, засыпанные фасолью.
«Кто там прячется от нас?
Кто залез в глубокий таз?
Разгребем, разроем ямку,
А потом еще одну.
Никому мы не позволим
Просто так пойти ко дну!».
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Основная цель гимнастических пальчиковых игр - это приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений. Процесс подготовки к активным играм со сменой различных пальчиковых позиций должен быть основательным и включать важные составные элементы, лежащие в основе любой пальчиковой игры: сгибание, сжатие и соединение пальцев.
Игра « Человечки».
Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые одеты куколки из шариков для пинг-понга.
«Здравствуй, здравствуй, бабушка!
Здравствуй, здравствуй, дедушка!
Приходи, чаек попьем!
Чай попьем, потом споем!».
Игра «Клювики».
Под чтение стихотворения ребенок пальчиками, сложенными «клювиками» «клюет» бумажные шарики.
«Мы на ярмарке бывали
И колечки увидали:
Это - Гале, это - Нине,
Это – Тане, это – Лине,
Ну а это – для Настюши.
Все подарки вез Петруша!».
ТВОРЧЕСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
Творческие пальчиковые игры укрепляют технические навыки владения разными инструментами, материалами, прежде всего бумагой и пластической массой (соленым тестом, пластилином, глиной). Основной принцип творческих пальчиковых игр – многократные повторы движений при изображении линии, элемента, получении определенного результата. Все это помогает формировать у ребенка обобщенные представления о движении. Пальчики продолжают свою тренировку в удерживании и ведении инструментов и вместе с этим начинают планомерно упражняться в использовании для преобразования материала (ножницы, ножичек и лопаточка-стека для работы с пластичной массой). Ведущими «исполнителями», конечно же, являются самые активные пальчики руки: большой, указательный, средний.
Игра «Полянка».
Ребенок режет ножницами бумажную ленту под чтение стихотворения, это будут «травинки».
«Чик! Чик! Чик!
Травинок больше!
Чик! Чик! Чик!
Травинки гуще!
Чик! Чик! Чик!
Травинке лучше!».
Нарезанные «травинки» наклеиваются на альбомный лист. Это будет «полянка». Ее украшают шариками, которые ребенок получил, разрывая бумагу на кусочки и сомнув ее.
Игра «Бабочки».
Ребенку предлагается обвести бабочек, нарисованных на альбомном листе- «полянке». Затем «полянка» украшается цветочками, которых ребенок рисует плюсиками и крестиками из пересекающихся вертикальных, горизонтальных и наклонных черточек.
«Вот цветочек, вот еще!
Расцвела полянка!
Сколько бабочек слетелось
Утром спозаранку!».
Для развития мелкой моторики ребенка рекомендуется использовать следующие упражнения:
- запускать мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки (можно поиграть в то, что кулачок- это бутон цветка, утром он проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие кулачки, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто кто-то бежит (упражнение проводится сначала левой, а потом правой рукой);
- показать отдельно только один палец - указательный, затем два - указательный и средний, далее три, четыре, пять;
- показать отдельно только один палец - большой;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики» (дети показывают, будто они «вкручивают» лампочку);
- хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались);
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- наматывать проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
- завязывать узелки на толстой веревке или шнуре;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
- закручивать гайки, шурупы;
- играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывать матрешки;
- играть с рамками- вкладышами (планшетами, которые содержат набор фигурок-вкладышей с изображением овощей, фруктов, животных и т.д.)
- рисовать в воздухе;
- играть с песком, водой;
- рисовать ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем.
Пальчиковые игры используются на физкультурных занятиях. Они выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу, сидя на гимнастических мячах.
«Ну-ка, братцы, за работу, Поочередно разгибать пальцы,
Покажи свою охоту: начиная с большого.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть,
А потом всем песни петь.
Песни петь, да плясать, Энергично шевелить всеми пальцами.
Наших деток забавлять».
С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.
«Кто зубы не чистит,
Не моется с мылом,
Тот вырасти может
Болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями
Только грязнули,
Которые сами
В грязи утонули.
У них вырастают
Противные бяки,
За ними гоняются
Злые собаки.
Грязнули боятся
Воды и простуд.
А иногда и вообще не растут!».
В конце физкультурного занятия традиционно проводится комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?».
«Как живешь?
-Вот так! Большие пальцы вверх, другие сжаты в кулак.
А плывешь?
-Вот так! Руками изображать движения пловца.
Как бежишь?
-Вот так! Руки согнуты в локтях, движение вдоль туловища.
Вдаль глядишь?
-Вот так! Поочередно прикладывать ладони ко лбу.
Машешь вслед?
-Вот так! Энергичные движения кистями рук.
Ночью спишь?
-Вот так! Ладони под голову.
А шалишь?
-Вот так!» Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки. Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создает благоприятный музыкальный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять, развивает память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности, помогает воображать и фантазировать, стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей, формирует образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества. Народные потешки и песенки очень нравятся детям. Этот жанр им близок, понятен и интересен. Хорошо, когда и в дошкольном учреждении, и дома дети слышат простые и доступные песенки, проговорки, потешки. Взрослые выразительно читают потешки или напевают короткие песенки, сопровождая их определенными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют. Это способствует тому, что у детей развивается речь, мышление, память, расширяется их кругозор. Дети запоминают интонации, учатся выполнять разнообразные характерные движения ногами, руками, пальчиками. Кроме того, с самого раннего детства приобщаются к фольклору.
***
«Прилетели птички, Плавные движения руками в стороны,
Принесли водички. соединить ладошки , сделать «лодочку»,
Надо просыпаться, потянуться: поднять руки, широко расставить паль-
Надо умываться, цы, выполнять круговые движения ладошками
Чтобы глазки блестели, перед лицом,
Чтобы щечки горели, провести ладошками под глазками,
Чтоб смеялся роток, круговые движения по щечкам,
Чтоб кусался зубок» . широко улыбнуться и показать зубки.
* **
«Сорока-белобока, Выполнять плавные движения руками - птички
Где была? машут крыльями,
- Далеко! пожать плечами и посмотреть вдаль - сделать
Печку топила, «козырек» - приставить ладошку ко лбу,
Кашку варила, выполнять круговые движения кулачком одной
Хвостиком мешала, руки по ладошке другой руки,
На порог скакала, покрутить бедрами,
Деток покликала: попрыгать на двух ногах,
Детки, вы детки, тыльной стороной обеих рук выполнить приглаша-
Собирайте щепки! ющие движения,
Наварю я кашки, выполнять круговые движения кулачком одной ру-
Золотые чашки!». ки по ладошке другой руки.
***
Пальчиковые игры с детьми присутствуют во всем режиме дня. Они проводятся утром с небольшой подгруппой или индивидуально. Для создания положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром».
«Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки поочереди
Здравствуй, небо голубое! «здороваться» с пальцами левой руки,
Здравствуй, вольный ветерок! похлопывая их кончиками.
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю!
Я вас всех приветствую!».
Во время утренней гимнастики перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами детям предлагают «поиграть с предметами», например, передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?». Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок».
« На двери висит замок Ритмичное соединение пальцев в замок,
Кто открыть бы его смог?
Потянули, руки тянутся в стороны,
Покрутили, круговые движения пальцами от себя,
Постучали, основания ладоней стучат друг о друга,
И открыли!» разомкнули пальцы.
На прогулке в теплое время года, после наблюдения за живыми и неживыми объектами, детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить эти объекты.
«Гусь».
«Гусь гнездо свое чинил,
И считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет,
Заучить считалку хочет».
«Зайчик-кольцо».
«Прыгнул заинька с крылечка,
И в траве нашел колечко,
А колечко непростое-
Блестит словно золотое».
Так же пальчиковые игры используются перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу, в зачине подвижной игры или в ходе, на физкультминутках и в другой организованной деятельности.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели лицо взрослого, но и чтобы взрослые видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно мешать детям слушать.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность.
Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в маленькие спектакли. Они очень увлекают детей и приносят им столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых. Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством эстетического воспитания.
Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условия театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни дети начинают судить о достоинствах и недостатках героев из стихотворений, используемых с пальчиковой гимнастикой, и это доставляет им удовольствие. Дети научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
«Если мы хотим, чтобы жизнь доставляла радость, этого нужно добиваться самим, принося радость в нашу жизнь», - писал Герхард Бранстер, автор книги «Все радости мира».
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное произношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительных эффект активного умственного и физического развития.
Список использованной литературы:
- Гризик Т.И. Развитие речи детей.- М,2005.
- Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. - М.,Риполклассик,2010.
- Жукова О.Развитие руки: просто, интересно, эффективно.//Дошкольное воспитание.-2006.,№11,с 14-17.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб, Издательский дом «Литера»,2005.
- Кузнецова В.М. Минуты здоровья. – Мурманск,2001.
- Максимова Е.А. Готовим пальчики к письму. – Обруч,2011.
- Мальцева И.В. Пальчиковые игры от рождения до трех лет. – Издательская Группа «Азбука – классика»,2009.
- Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников.//Дошкольное воспитание.- 2005.,№1,с.60-65.
- Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. – Феникс,2011.
- Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- Аст, 1999.
- Узорова О.Н. Пальчиковые игры. – М,2006.
- Шанина С.А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка. – М,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"
Консультация была организована с целью ознакомления родителей о развивающем воздействии пальчиковой гимнастики...
Консультация "Загадки играют важную роль в развитии ребенка"
Загадки - прекрасное средство развития речи, мышления, памяти, воображения ребенка....
Рекомендация для родителей. Дневной сон играет важную роль в развитии ребенка.
Для исследования влияния сна на память детей, учеными были прослежены изменения биофизиологии, которые происходят в головном мозге. Для этого были приглашены 14 детей, дошкольного возраста, котор...
Пальчиковые игры. Их роль в развитии ребёнка.
Пальчиковые игры – для чего они нужны? Цель пальчиковых игр и их роль в развитии ребенка.О пользе пальчиковых игр известно с глубокой древности. Короткие стихотворения наподобие «Сороки-во...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста"
Пальчиковые игры - важный момент в развитии ребенка дошкольного возраста...
Пальчиковые игры. Их роль в развитии ребёнка.
материал по теме...
Пальчиковые игры. Их роль в развитии ребёнка.
материал по теме...