методическое объединение творчески работающих воспитателей
методическая разработка на тему

Разумеева Ирина Вячеславовна

методическое объединение воспитателей: Системный подход к организации сюжетно-ролевой игры направленный на активизацию свободной самостоятельной игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_mo.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение

 творчески работающих воспитателей

Тема: Системный подход к организации сюжетно-ролевой игры направленный на активизацию свободной самостоятельной игровой деятельности.

Цель: объединить усилия коллектива  для повышения уровня организации игровой деятельности. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.

Задачи:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
  2. Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевых  игр.
  3. Способствовать творческому поиску.
  4. Скорректировать работу по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении.

Все участники при регистрации получают жетон (синий, красный, зеленый) и в соответствии с жетоном занимают места за столами определенного цвета (синий стол знатоков, красный стол знатоков, зеленый стол знатоков). Оценивать работу знатоков будут эксперты.

Ведущий

Я рада приветствовать вас в этом уютном зале, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни.

Наш семинар посвящен сложнейшей и очень актуальной теме –  сюжетно - ролевая  игра.

Но, поскольку, педагог – это не сосуд, которые надо наполнить профессиональными педагогическими знаниями, а прежде всего – это факел, который надо зажечь, мы предлагаем провести методическое объединение  в форме деловой игры, где есть эксперты и команды.

КВН – заседание нашего Клуба Влюбленных в педагогическую деятельность и Надеющихся, что со временем и без нашего участия мир станет лучше и добрее, а взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания и совместной деятельности.

А чтобы это сбылось, надо сейчас, не откладывая на потом, формировать у детей знания об окружающем посредством сюжетно-ролевой игры, наиболее интересной и понятной детской деятельности.

Обоснование темы МО

  1. Тема методического объединения выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведенное для игры заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организованным видами деятельности.

«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаем значения этому призыву, просьбу, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему сегодня из уст ребенка.

«Давай поиграем, ну давай!» И что же он слышит в ответ? – ваше мнение….. (ответы из зала)

«Да некогда мне… не могу…я устала…тороплюсь…не успеваю…»- говорим мы  ребенку.

«Идите, играйте» - говорим мы детям в детском саду.

И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие-то любовные романы… В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит старые, добрые обеды, занимается стиркой, уборкой.

Свадьбы, торговля, договоры, война… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, это мы создаем и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.

Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением.

Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу другой деятельности? Почему взрослые лишают ребенка возможности играть со сверстниками?

Сейчас мы вам предлагаем посмотреть видеоролик, как родители отвечали на вопрос:

«Какое значение имеет игра для вашего ребенка?» (видеоролик )

Нами было проведено анкетирование родителей об игре детей в домашних условиях.

И сейчас мы предлагаем вам результаты анкетирования родителей. (слайд)

Анкетирование показало, что большинство родителей создают условия для игр детей, 44% находят время для совместных игр. И все-таки, 27% детей чаще всего играют одни, 45% большее время проводят за просмотром телевизора или игрой на компьютере, и только в среднем 36% детей играют.

Наша задача – создать единое игровое пространство дома и в детском саду. А как это сделать? Что сделать, чтобы родители осознали важную роль игры, в частности, сюжетно – ролевой? Нам и предстоит с вами ответит на эти вопросы сегодня.

  1. «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется», - эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку.

И сейчас мы вам предлагаем поиграть.

Мозговой штурм «Игра! Игра!» (на экране)

(вопросы на экране)

1)Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием… (Замысла).

2)Что является структурным компонентом игры? (Сюжет, содержание, роль).

3) Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль… (Взрослого).

4)Психические процессы, формирующие в процессе сюжетно-ролевой игры… (Мышление, воображение, память).

5) Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (Сюжет).

6)Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это… (Наличие атрибутов).

  1. «Лучший практик» (на экране)

(Заранее приготовленные перфокарты раздаются участникам.)

Работа  с перфокартами.

(спокойная музыка)

- Специфика игры состоит в том, что она изначально формируется как … (самостоятельная)деятельность детей. Поэтому она требует тактичного и вдумчивого … (руководства)со стороны взрослого.

- Сюжетосложение зависит от ... (возраста) детей и их ...(житейских)умений, от          (уровня) развития игровойдеятельности и ... (личного)опыта.

- В каждой игре есть ... (правила). Постепенно они начинают выделяться дошкольниками как ее центральный момент. От победы сиюминутного желания над ... (правилом)ребенок идет к победе ... (правила):от его слитности с ролью к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры.

  1. «Знатоки программы»

Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.

  1. Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

(от 1,5 до 3,5 лет)

  1. Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником.

(от 3 до 4 лет)

  1. Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

(от 4 до 5 лет)

  1. Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением.

(от 5 до 7 лет)

  1. «Самый сообразительный»

Вопросы.

  1. Процесс формирования мировоззрения, моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
  2. Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих и чужих действий.
  3. Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.
  4. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.
  5. Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.
  6. Гимнастика, позволяющая детям через образ изменить свое поведение или преодолеть негатив.
  7. Отрасль педагогики, изучающая принципы, приемы и средства учебно-воспитательной работы.
  8. Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
  9. Относительно компактная социальная группа, объединяющая детей, занятых решением конкретной общественной задачи.
  10. Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.
  11. Коллективное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными целями.

Сетка кроссворда.

 

9

 

 

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

11

 

 

 

 

 

6

 

 

10

 

 

1

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы.

  1. Нравственность.
  2. Планирование.
  3. Подражание.
  4. Игра.
  5. Правила.
  6. Психогимнастика.
  7. Методика.
  8. Воспитание.
  9. Коллектив.
  10. Роль.
  11. Экскурсия.

  1. «Черный ящик»

                                                       (музыка из что? где? когда?)

                                                        Вопросы записаны на видео

Против знатоков играет старшая медсестра:

Внимание! Вопрос!

- Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры.

Правильный ответ: наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек

А теперь против знатоков играет психолог:

Внимание! Вопрос!

          - Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями      проблемы детской игры

Правильный ответ: Р.И.Жуковская, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко,     В.П.Залогина, Р.А.Иванкова, Е.И.Щербакова, Д.Б.Эльконин        

Против знатоков играет родитель:

Внимание! Вопрос!

          - Сколько игрушек должно быть у ребенка?

Правильный ответ:лучше если у ребенка будет немного игрушек, но относиться он будет  к ним с любовью

Против знатоков играет старший воспитатель:

Внимание! Вопрос!

          - Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру

Правильный ответ: оказать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли

А теперь, предлагаем слово экспертам, которые оценят работу наших знатоков

Номинации:

 - Команда «Всезнайки»

 - «Лучший практик»

 - «Знатоки программы»

 - «Самый сообразительный»

  1. Системный подход к организации сюжетно-ролевой игры направленный на активизацию свободной самостоятельной игровой деятельности  (заведующая) (презентация)
  2. Организация игровой предметно-развивающей среды детского сада (старший воспитатель) (презентация)

  1. Опыт работы воспитателя 2 младшей группы (презентация проекта сюжетно-ролевой игры «Как мы ракету запускали»)
  2. Опыт работы воспитателя средней группы (презентация проекта сюжетно-ролевой игры супермаркет «Дикси»)
  3. Опыт работы воспитателя старшей группы (презентация проекта сюжетно-ролевой  игры «Что нам стоит театр построить»).
  4. Опыт работы воспитателя подготовительной группы (презентация проекта сюжетно-ролевой игры «Путешествие во времени»)

«Слово – эстафета»

(видеоролик ответы воспитателей)

- «Играя с детьми, я поняла…»

- «Играя с детьми, я испытала…»

  1. Уважаемые коллеги семинара! Просим Вас оценить работу нашего МО по 5-бальной шкале (обвести кружком или перечеркнуть балл)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-Класс по гофрокартону "Рамка с цветами" для участников методического объединения "Творческие люди"

Знакомство с материалом "гофрокартон".Изготовление рамочки для фотографии из гофрокартона....

Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.

В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом  современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Методическое объединение педагогов, работающих с дошкольниками – постоянно действующее звено структуры методической службы МДЦК «Золотой ключик», созданное для координации образовате...

Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»

Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа    «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образова...