методическое объединение творчески работающих воспитателей
методическая разработка на тему
методическое объединение воспитателей: Системный подход к организации сюжетно-ролевой игры направленный на активизацию свободной самостоятельной игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_mo.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение
творчески работающих воспитателей
Тема: Системный подход к организации сюжетно-ролевой игры направленный на активизацию свободной самостоятельной игровой деятельности.
Цель: объединить усилия коллектива для повышения уровня организации игровой деятельности. Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре.
Задачи:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
- Повышать методический уровень педагогов по организации сюжетно-ролевых игр.
- Способствовать творческому поиску.
- Скорректировать работу по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Все участники при регистрации получают жетон (синий, красный, зеленый) и в соответствии с жетоном занимают места за столами определенного цвета (синий стол знатоков, красный стол знатоков, зеленый стол знатоков). Оценивать работу знатоков будут эксперты.
Ведущий
Я рада приветствовать вас в этом уютном зале, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни.
Наш семинар посвящен сложнейшей и очень актуальной теме – сюжетно - ролевая игра.
Но, поскольку, педагог – это не сосуд, которые надо наполнить профессиональными педагогическими знаниями, а прежде всего – это факел, который надо зажечь, мы предлагаем провести методическое объединение в форме деловой игры, где есть эксперты и команды.
КВН – заседание нашего Клуба Влюбленных в педагогическую деятельность и Надеющихся, что со временем и без нашего участия мир станет лучше и добрее, а взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания и совместной деятельности.
А чтобы это сбылось, надо сейчас, не откладывая на потом, формировать у детей знания об окружающем посредством сюжетно-ролевой игры, наиболее интересной и понятной детской деятельности.
Обоснование темы МО
- Тема методического объединения выбрана не случайно. К сожалению, наши дети стали меньше играть. Исследования показывают, что у ребят отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Педагоги стремятся выполнить «социальный заказ» родителей, т.е. обучить и подготовить к школе. Время, отведенное для игры заполняется чтением книг, подготовкой к праздникам, организованным видами деятельности.
«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаем значения этому призыву, просьбу, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далекого детства и звучащему сегодня из уст ребенка.
«Давай поиграем, ну давай!» И что же он слышит в ответ? – ваше мнение….. (ответы из зала)
«Да некогда мне… не могу…я устала…тороплюсь…не успеваю…»- говорим мы ребенку.
«Идите, играйте» - говорим мы детям в детском саду.
И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие-то любовные романы… В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит старые, добрые обеды, занимается стиркой, уборкой.
Свадьбы, торговля, договоры, война… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, это мы создаем и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.
Многие родители считают игру ненужным, пустым времяпрепровождением.
Возникает вопрос: почему воспитатели и родители спокойно жертвуют временем для игры в пользу другой деятельности? Почему взрослые лишают ребенка возможности играть со сверстниками?
Сейчас мы вам предлагаем посмотреть видеоролик, как родители отвечали на вопрос:
«Какое значение имеет игра для вашего ребенка?» (видеоролик )
Нами было проведено анкетирование родителей об игре детей в домашних условиях.
И сейчас мы предлагаем вам результаты анкетирования родителей. (слайд)
Анкетирование показало, что большинство родителей создают условия для игр детей, 44% находят время для совместных игр. И все-таки, 27% детей чаще всего играют одни, 45% большее время проводят за просмотром телевизора или игрой на компьютере, и только в среднем 36% детей играют.
Наша задача – создать единое игровое пространство дома и в детском саду. А как это сделать? Что сделать, чтобы родители осознали важную роль игры, в частности, сюжетно – ролевой? Нам и предстоит с вами ответит на эти вопросы сегодня.
- «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется», - эти слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку.
И сейчас мы вам предлагаем поиграть.
Мозговой штурм «Игра! Игра!» (на экране)
(вопросы на экране)
1)Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием… (Замысла).
2)Что является структурным компонентом игры? (Сюжет, содержание, роль).
3) Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль… (Взрослого).
4)Психические процессы, формирующие в процессе сюжетно-ролевой игры… (Мышление, воображение, память).
5) Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (Сюжет).
6)Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это… (Наличие атрибутов).
- «Лучший практик» (на экране)
(Заранее приготовленные перфокарты раздаются участникам.)
Работа с перфокартами.
(спокойная музыка)
- Специфика игры состоит в том, что она изначально формируется как … (самостоятельная)деятельность детей. Поэтому она требует тактичного и вдумчивого … (руководства)со стороны взрослого.
- Сюжетосложение зависит от ... (возраста) детей и их ...(житейских)умений, от (уровня) развития игровойдеятельности и ... (личного)опыта.
- В каждой игре есть ... (правила). Постепенно они начинают выделяться дошкольниками как ее центральный момент. От победы сиюминутного желания над ... (правилом)ребенок идет к победе ... (правила):от его слитности с ролью к полному его осознанию и выполнению, а затем к самостоятельному формулированию до начала игры.
- «Знатоки программы»
Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.
- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
(от 1,5 до 3,5 лет)
- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником.
(от 3 до 4 лет)
- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
(от 4 до 5 лет)
- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением.
(от 5 до 7 лет)
- «Самый сообразительный»
Вопросы.
- Процесс формирования мировоззрения, моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.
- Разработка поэтапного и целенаправленного продумывания своих и чужих действий.
- Произвольное или непроизвольное воспроизведение чьих – либо движений, действий, манер и т.п., играет большую роль в овладении общественно-выработанных норм поведения.
- Основной вид деятельности детей дошкольного возраста, заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.
- Условия, которые обязательно должны выполняться всеми участниками конкретного действия.
- Гимнастика, позволяющая детям через образ изменить свое поведение или преодолеть негатив.
- Отрасль педагогики, изучающая принципы, приемы и средства учебно-воспитательной работы.
- Процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.
- Относительно компактная социальная группа, объединяющая детей, занятых решением конкретной общественной задачи.
- Образ, созданный и воплощенный ребенком – актером в своей игре.
- Коллективное посещение достопримечательностей, музеев и пр. с учебными целями.
Сетка кроссворда.
| 9 |
|
| ||||||||||
2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
| |||||||
|
|
|
| 7 |
|
|
| 11 |
| ||||
|
|
|
| 6 |
|
| 10 |
|
| ||||
1 |
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
| |||||||||||
|
|
| |||||||||||
|
| ||||||||||||
| |||||||||||||
| |||||||||||||
|
Ответы.
- Нравственность.
- Планирование.
- Подражание.
- Игра.
- Правила.
- Психогимнастика.
- Методика.
- Воспитание.
- Коллектив.
- Роль.
- Экскурсия.
- «Черный ящик»
(музыка из что? где? когда?)
Вопросы записаны на видео
Против знатоков играет старшая медсестра:
Внимание! Вопрос!
- Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры.
Правильный ответ: наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек
А теперь против знатоков играет психолог:
Внимание! Вопрос!
- Назовите отечественных педагогов и психологов, занимающихся исследованиями проблемы детской игры
Правильный ответ: Р.И.Жуковская, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, Н.Я.Михайленко, В.П.Залогина, Р.А.Иванкова, Е.И.Щербакова, Д.Б.Эльконин
Против знатоков играет родитель:
Внимание! Вопрос!
- Сколько игрушек должно быть у ребенка?
Правильный ответ:лучше если у ребенка будет немного игрушек, но относиться он будет к ним с любовью
Против знатоков играет старший воспитатель:
Внимание! Вопрос!
- Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно-ролевую игру
Правильный ответ: оказать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли
А теперь, предлагаем слово экспертам, которые оценят работу наших знатоков
Номинации:
- Команда «Всезнайки»
- «Лучший практик»
- «Знатоки программы»
- «Самый сообразительный»
- Системный подход к организации сюжетно-ролевой игры направленный на активизацию свободной самостоятельной игровой деятельности (заведующая) (презентация)
- Организация игровой предметно-развивающей среды детского сада (старший воспитатель) (презентация)
- Опыт работы воспитателя 2 младшей группы (презентация проекта сюжетно-ролевой игры «Как мы ракету запускали»)
- Опыт работы воспитателя средней группы (презентация проекта сюжетно-ролевой игры супермаркет «Дикси»)
- Опыт работы воспитателя старшей группы (презентация проекта сюжетно-ролевой игры «Что нам стоит театр построить»).
- Опыт работы воспитателя подготовительной группы (презентация проекта сюжетно-ролевой игры «Путешествие во времени»)
«Слово – эстафета»
(видеоролик ответы воспитателей)
- «Играя с детьми, я поняла…»
- «Играя с детьми, я испытала…»
- Уважаемые коллеги семинара! Просим Вас оценить работу нашего МО по 5-бальной шкале (обвести кружком или перечеркнуть балл)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-Класс по гофрокартону "Рамка с цветами" для участников методического объединения "Творческие люди"
Знакомство с материалом "гофрокартон".Изготовление рамочки для фотографии из гофрокартона....
Мастер-класс для участников методического объединения «Творческие люди» «Изготовление ёлочки методом мокрого валяния»
Знакомство с техникой мокрого валяния из непрядёной шерсти...
Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.
В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...
Выступление на методическом объединении руководителей и воспитателей на тему:«Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольное детство важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследова...
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА 2017/2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Методическое объединение педагогов, работающих с дошкольниками – постоянно действующее звено структуры методической службы МДЦК «Золотой ключик», созданное для координации образовате...
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
План проведения семинара...
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»
Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образова...