Психологическая готовность к публичным выступлениям
материал по теме
Это сообщение о том, как необходимо готовиться к публичным выступлениям,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к публичным выступлениям.
Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление.
Марк Туллий Цицерон
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности педагога, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже, эмпатии, о том, что педагог должен быть оптимистом. Кроме всего этого, работа педагога предполагает частые публичные выступления.
Выступление на родительском собрании, доклад на педсовете, консультации – это все разновидности коммуникации, позволяющей установить интеллектуальный и эмоциональный контакт с большим количеством людей. Эффективность в публичном выступлении определяется степенью подготовленности выступающего, его владением основами риторики, умением управлять аудиторией, регулировать свое собственное эмоциональное состояние и т.д. Выступая перед публикой, очень важно уметь управлять своим психическим состоянием.
Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п. Известный русский издатель И.Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.
Чтобы преодолеть страх необходимо научиться ораторскому искусству - это самый лёгкий путь к уверенности в себе. Как только вы поймете, что сможете встать и толково выступать перед группой людей, логично будет предположить, что и с отдельными людьми, вы можете говорить более уверенно и убедительно.
Не случайно появилось даже такое понятие, как "ораторская лихорадка". Единых рецептов избавления от нее не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.
Педагогу, который выступает необходима хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.
Подготовка к выступлению - очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что "многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь".
Известно, например, как тщательно готовился к своим выступлениям великий физиолог И.П. Павлов. Каждую свою речь он так отшлифовывал, что после выступления, по свидетельству его учеников, ее можно было сразу сдавать в печать.
Очень важно, чтобы подготовка к выступлению была постепенной. Будет здорово, если педагог сможет представить, что ожидает его, как все будет происходить. Это поможет ему внутренне подготовиться, «нарисовать» в своем воображении будущее выступление. Также, стоит прорепетировать свое выступление перед зеркалом, посмотреть на себя «как бы» со стороны. Ведь большую роль играет мимика лица. Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Для этого следует практиковаться перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Необходимо изучать свое лицо, смотреть что происходит с бровями, со лбом?
Желательно знать заранее аудиторию, в которой вы будете выступать, это придаст вам уверенности. Одним из действенных методов борьбы со страхом выступлений является напевание или произношение про себя много раз фразы (аффирмации) текст которых подбадривает, вдохновляет на подвиги, собирает морально. Фразы и тексты должны быть положительными, без отрицаний. Например, "я люблю выступать публично", "публика ждет моего выступления","выступление это радость", "я хорошо выступаю перед публикой". Просто, но проверено учеными экспериментально - работает.
Естественно, лучше всего подготовить для себя небольшие карточки, которые будут служить для вас определенным опорным конспектом, дабы речь была логична и вы не упустили ни одной детали. Возьмите цветные стикеры и тезисно запишите свое выступление. Тезисы не должны быть большими – лишь взглянув на них, вы должны вспомнить, о чем нужно сказать дальше. Некоторые известные ораторы делали себе тезисный конспект на листиках, прибегая к помощи рисунков, это в определенный момент позволяет в памяти освежить материал. Для того чтобы чувствовать себя увереннее, постарайтесь создать для себя внутренний алгоритм поведения на случай, если что-то пойдет не так, как вы задумали. Например, если «я забыл текст – повторю последнюю фразу и начну с нового абзаца», «возникли неполадки с техникой для презентации – пошучу и предложу посмотреть дублирующий раздаточный материал». Сделайте наглядную презентацию. Если на выступлении у вас будет возможность проиллюстрировать свои слова слайдами – воспользуйтесь ею, однако не перестарайтесь. Презентация должна быть сугубо деловой, без лишних деталей, чтобы не отвлекать аудиторию от вашего выступления.
Первое впечатление об ораторе складывается до того, как он начинает говорить по его внешнему виду. Причем внешний вид включает в себя и одежду, и манеру поведения, и походку, и выражение лица, и жестикуляции, и т.д. Ничто в вашей одежде не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти — это помешает слушать, что вы говорите.
На публике очень важно следить за собственными позами, тембром голоса, жестами и т.д. Если оратор будет постоянно потирать руки, всхлипывать носом, чесать затылок и прочее – это внимание публики лишь отвлечет. Обязательно в вашем выступлении должны быть эффектное и эффектное завершение. Можно использовать кольцевой оборот – вернуться к тому, с чего начали, только уже с определенным выводом или итогом. Потом важно спросить, если ли у публики вопросы, ответить на все вежливо и учтиво.
Невозможно быть идеальным и угодить всем, примерно 5 -10 % аудитории всё равно останется недовольной, это вполне нормально, и не стоит на этом зацикливаться и искать идеал, угодить всем невозможно.
Те, кто постоянно выступает, у кого есть практика публичных выступлений, определённый опыт в ораторском искусстве, знают, что начинать надо с малого. Т.е. пересилить себя и начинать выступать, сначала перед маленькой доброжелательной аудиторией- это могут быть близкие, друзья, кружек по интересам, потом более большой, потом еще больше. Сначала можно начать выступать перед малоизвестными людьми, а потом перейти к неизвестным.
В заключение можно с уверенностью сказать, что умение публично выступать необходимо для каждого человека, а особенно для педагогов.
Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.
Очень важно, чтобы каждый педагог творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.
Любое проявление нашей деятельности – это та или иная разновидность общения, но лишь речь является той характерной чертой, которая отличает человека от других форм жизни. Он является единственным представителем всего живого, кто обладает даром речи, и качество речи служит показателем индивидуальности и значимости человека. Если он не в состоянии объяснить, что он имеет в виду, по причине нервозности, застенчивости или неспособности четко сформулировать мысль, это пагубно отражается на его личности.
Уверенность в деловой, общественной и личной жизни прямо зависит от способности человека ясно выразить свои желания и убеждения. Практика же публичных выступлений поможет приобрести эту уверенность.
Если у вас нет большого опыта публичных выступлений, воспользуйтесь чек-листом и вставьте его в свой ежедневник. Он придаст вам уверенности и позволит правильно все подготовить! (см.приложение).
Приложение.
Чек-лист:
Как подготовиться к выступлению
▪ Вступление: мин.
▪ Основные мысли: мин.
1
2
3
Выводы: мин.
Призыв к действию: ____мин.
Дополнительные цифры/факты:
▪ До выступления:
Проговорить выступление вслух
Проверить продолжительность выступления
Подготовить дополнительные факты
Составить план с ключевыми словами
Подготовить раздаточные материалы
▪ Проверить работоспособность техники:
Проектор
Указка
Звук
Экран
Световое оборудование
Совместимость компьютера с техникой в зале
▪ Выбрать место в зале откуда говорить
▪ Сделать резервную копию презентации
Библиография
1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996.
3. Бороздина Г.В.Психология делового общения.-М.: ИНФРА-М, 2001г.
4. Браун Л. Имидж-путь к успеху-СПб.:Питер, 2001.
5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
6. Ресурсы интернета: www.oratorica.ru; www.myfilofax.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...
Консультация для педагогов."Психологический настрой перед публичным выступлением"
Психологический настрой перед публичным выступлением(проведением родительского собрания, чтением лекции, консультации, открытого занятия)...
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной к школе группе «Бабочки» «Психологическая готовность к школе»
В конспекте раскрывается значение термина "готовность к школьному обучению", описываются критерии, по которым она определяется....
Выступление на родительском собрании на тему: «Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе».
Выступление на родительском собрании на тему:«Формирование психологической готовности у дошкольников к обучению в школе». ...
Выступление на родительском собрании на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе»
Что такое психологическая готовность к школе? Какие умения должны быть сформированы у ребенка дошкольника?...
Выступление на семинаре для воспитателей дошкольного отделения "Методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе"
В выступлении представлены методики диагностики психологической готовности дошкольников к обучению в школе, которые использует в своей работе педагог-психолог....
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....