статья
статья (подготовительная группа) по теме
Практический опыт работы учителя-логопеда на тему: " Интегративный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stotya_s_foto.doc | 691.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед:
Коротнева Марина Андреевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 компенсирующего вида Невского района
Санкт - Петербурга
Практический опыт работы учителя-логопеда на тему:
« Интегративный подход в коррекционно-развивающей работе учителя- логопеда с детьми , имеющими общее недоразвитие речи посредством использования малых фольклорных форм.»
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, дразнилки сочинил и передавал из поколения в поколение великий и бессмертный поэт – народ.
Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка.
Посредством использования малых фольклорных форм в работе с детьми я поставила следующие задачи: показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, в результате чего обогащается словарный запас детей, развивается фонематический слух, слуховая память.
Свою работу учителя – логопеда строила в четырёх направлениях:
- повышение квалификации посредством самообразования, изучения новой педагогической литературы;
- практическое взаимодействие с детьми дошкольного возраста;
- тесное сотрудничество и взаимосвязь с воспитателями группы и музыкальным руководителем и учителем – дефектологом;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Из результатов проделанной работы я увидела, что активное использование на своих занятиях фольклорного речевого материала, хороводные игры и элементы рукоделия, значительно улучшают результаты коррекционной работы. Любую лексическую тему можно «украсить» русской народной сказкой, скороговоркой, потешкой. Детям близки образы героев сказок. Они эмоционально на них откликаются. Активно и с большим интересом дети воспринимают народные хороводные игры, считалки, потешки, заклички, прибаутки, скороговорки.
Весь этот материал близок для детей, доступен и эмоционально воспринимаем. А когда ребёнок выполняет задание с интересом, то он достигает больших результатов. Свои инновационные находки мы включаем в индивидуальные и подгрупповые формы работы, охватывая все стороны развития речи. Наши игры развивают координацию движения, увлекают детей, снижают у них утомляемость. Чтобы наша работа была живой, увлекательной, высокоэффективной мы можем и должны использовать народное творчество в своей творческой профессиональной деятельности.
Логопедическая игра – путешествие на тему:
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Актуальность
Цель игры - путешествия: Развитие грамматической стороны речи, просодических ее компонентов, активизация работы артикуляционного аппарата, слухового и зрительного внимания, логики, мышления, координации движения, развития мелкой и общей моторики. Использование заданий по профилактики дисграфии. Формирование произвольности внимания.
Задачи:
Образовательные
1.Систематизация знаний детей о праздновании Нового
года
2.Развивать грамматические функции словообразования
(образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование существительных с суффиксами увеличительности)
3.Развитие мелкой моторики рук в выполнении речи с движением. 4.Развивать способность соотносить темп и ритм речи.
5.Развивать интерес к занятию через использование малых форм фольклора.
Оборудование: волшебный снежок, печка, волшебный сундучок, поясок для плетения, изображение слов для звукового анализа, мольберт, трафареты елочек, мелкие игрушки животных, магнитофон.
Предварительная работа: систематическое разучивание малых фольклорных форм, проведение занятий по теме, разучивание речевого материала с движением.
ХОД ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ
Учитель-логопед вводит детей под русскую народную мелодию «змейкой» в зал.
У.: Я превратилась в сказочницу и приготовила ребята для вас сюрприз. Сейчас я взмахну правой рукой и девочки превратятся в красных девиц (учитель-логопед одевает на девочек кокошники), взмахну левой рукой мальчики превратятся в добрых молодцев (учитель-логопед подвязывает пояски).И отправляемся мы с вами в путешествие, по сказочной стране. Там мы узнаем, как отмечают самый веселый, яркий, волшебный праздник в сказках.
У: Подскажите мне, кто самый долгожданный гость на новогодней елке?
/ Дедушка Мороз и снегурочка/
А какие подарки вы получили от Деда Мороза?
/ответы детей/
Логопед предлагает детям вспомнить стихи о зиме, о праздновании Нового года. Он нацеливает детей на то, что следует говорить четко, выразительно, следить за звукопроизношением.
Ребята, Новый год любят все и даже празднуют этот праздник в сказках. И мы сегодня с вами попали в сказочную страну, где живут гномики. Но гномики необычные - это звуки и буквы.
У: А напомните мне, чем отличается звук от буквы?/ответы детей/
У: Ребята гномы очень любят прятать клад, а чтобы нам найти их клад, необходимо пройти через все препятствия, которые нас ждут в сказочной стране.
А поможет нам в путешествие волшебный снежок.
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.*
/музыкальный проигрыш/
У: Наш снежок остановился. Отгадайте около чего, остановился?
Я зеленая краса
Украшаю все леса
Ну, а праздник Новый год
Без меня уж не пройдет.*
/елочка/
__________________________________________________
*речевой материал - автор Коротнева М.А.
У: Совершено, верно - это елочка, которая украшена игрушками.
Только метель и вьюга смыли на игрушках буквы.
Догадайтесь ребята, какие буквы получаться, если дорисовать не хватающие элементы./ответы детей, какая буква у них получилась/
У: Если продлить наклонную линию, то получиться буква –А- и т.д.
/переворачивают игрушку и проверяют свой ответ/
Молодцы. И эта сказочная страна называется АБВГЕДЕЙКА
У:Давайте ребята, повеселим елочку. Вокруг нашей елочки поводим хоровод./Дети водят хоровод «Выпал беленький снежок»/
Выпал беленький снежок,
Собрались мы все в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
/дети встают в круг, поднимают руки вверх и медленно их опускают/
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся,
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
/дети бегут по кругу/
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех!
/дети идут по кругу, согнув руки в локтях и имитирующих ходьбу на лыжах/
Мы из снега ком лепили
И зверьков слепить решили
Снег, снег, белый снег,
Зайка вышел лучше всех!
/дети выполняют наклоны вперед, имитируют лепку снежков/
У: А наш волшебный снежок покатился дальше
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.
У: И привел нас снежок на лесную полянку. Где выселяться лесные жители.
/логопед предлагает рассмотреть звереё и разделить их названия на слоге (ли-се-нок, е-жик, зай-чо-нок, бел-ка, волк)/
Мед-ве-жо-нок – В этом слове 4 слога и т.д.
У: Назовите самое короткое слова /волк/
У: Самое длинное /ли-сё-нок/
Молодцы. Справились вы и с этим заданием.
У: Волшебный снежок покатился дальше.
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.
/музыкальный проигрыш/
У: Подкатился к волшебному сундучку
Ах, сундучок наш расписной
Ты волшебный вот такой,
Что скрываешь расскажи,
Нам откройся, покажи.*
У: А в нем веселый поясок.
Наш снежок предлагает поиграть с ним и повеселить его.
Мы без дела не сидим
Поясок сплести хотим
Чтобы было веселей
Для себя и для друзей.*
/дети плетут поясок и играют в игру «Это кто такой большой?»/
заяц - зайчище, ветер-ветрище
волк-волчище, кабан - кабанище
мороз-морозище, снежок – снежище
У: А теперь поиграем в игру «ласковое слово»
елка-елочка горка-горочка
ветка-веточка коньки – конёчки
санки-саночки шапка-шапочка
У: Поиграли мы с пояском. Повеселили его.
А наше путешествие продолжается.
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.
/музыкальный проигрыш/
У: Ребята. На нашей волшебной тропинке появилось волшебное слово. Прочитайте его
-ЗИМА-
Назовите все звуки по порядку. (Ответы детей).
У: Ребята, появилось еще одно слово.
-СНЕГ-
/аналогично называют все звуки/
У: А наше путешествие продолжается.
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.
/музыкальный проигрыш/
Наша барышня-сударыня
Толста и бела
Щей да каши наварила
Пирогов нам напекла
/печка/
У: Прикатился снежок к печке. Давайте около неё отдохнем.
/дети ложатся на ковёр /
«Зимняя разогревалочка» (массаж рук)
Если замерзают руки, Начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, Как на печке, разогреть | Медленно растираем одну ладонь о другую | |
Сначала ладошки, Совсем как ледышки, Потом как лягушки, Потом как подушки | Растираем все быстрее и быстрее | |
Но вот понемножку Согрелись ладошки, Горят, и взаправду, А не понарошку. | Вытягивают вперед раскрытые ладони |
-А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Ладушки»
/дети проговаривают потешку/
Ты мороз-мороз-мороз
Не показывай свой нос
/Ребенок читает стихотворение про печку/
Я печка, печка, печка
Пылка и горяча
Люблю все время печь я
Отведай кулича.*
У: Какой звук встречается чаще всего – (Ч)-. Какой это звук?
/звук – Ч- мягкий глухой/
У: Ребята, давайте бросать друг другу снежок и вспомним слова со звуком -Ч- /мяч, чашка, чайка, снегурочка, чайник, булочка/
Ребята, у нашей Новогодней елочки есть елочки подружки.
Смотрите, они спрятались под елкой.
Давайте им поможем одеть праздничный наряд.
/дети подходят к мольбертами и раскрашивают изображения ёлочек,/звучит музыка «В лесу родилась елочка. Дети берутся за руки обходят елку и находят мешочек с подарками/
Ребята, мы с вами молодцы. Мы справились со всеми заданиями, которые приготовили нам жители волшебной страны- гномы. И мы нашли клад гномов.
У: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какие задания вам понравились больше всего?/дети перечисляют/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...