Развитие творческих, физических и психических способностей дошкольников при игре на народных музыкальных инструментах и игрушках.
статья на тему

Пехотина Ксения Алексеевна

Игра с использованием народных инструментов или игрушек -особая форма игровой деятельности детей, которая помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребенка. Игра на народных инструментах обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Она способна  оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_.docx17.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих, физических и психических способностей дошкольников при игре на народных музыкальных инструментах и игрушках.

 В дошкольном возрасте ребенок-сама эмоция и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творчество души», как качество личности. 
Годы жизни, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.
       Так как игра является привлекательным для ребенка видом деятельности, то эффект ее воздействия на развитие ребенка, становление его, как личности, исключительно высок.
      Игра с использованием народных инструментов или игрушек -особая форма игровой деятельности детей, которая помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребенка. Игра на народных инструментах обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Она способна  оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности.
 

        Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на народных музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего виды музыкального слуха:
- звуковысотный
- метроритмический
- ладогармонический
- тембровый
- динамический
      Кроме того, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя  мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность и внимание.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в I—II вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, петуха, собаки, утки и т. д.).
Еще в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки- трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.п. Они развивали у детей, сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем- интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что эти игрушки-инструменты являлись своего рода посредниками в процессе адаптации ребенка к окружающему миру в условиях традиционной культуры. В каждом крае бытовали свои игрушки, в которых нашли отражение местные культурные и этнические традиции. Красота, самобытность и доступность помогали войти ребенку в мир родной культуры, в мир творчества и гармонии.
      Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, то есть имели практическую предназначенность. Например, рубель применялся в качестве гладильной доски; сторожевая колотушка- как средство охранной сигнализации; пастуший барабан, свирель, жалейка были необходимыми атрибутами пастухов; хлопушка- своеобразная версия щипцов-прищепок. Народные умельцы, эксперементируя с предметами домашнего обихода, давали им новую жизнь, превращая в музыкальные инструменты. Происходило соединение быта и искусства, обретение предметами нового предназначения.
      В процессе исполнительства на народных музыкальных инструментах создается благоприятный психологический климат, способствующий раскрытию индивидуальных свойств личности каждого ребенка, чувства коллективизма и ответственности перед товарищами, развитию у детей музыкально- эмоционального восприятия, фантазии, общей сенсорной и исполнительской культуры. Слушая звучание инструментов, знакомясь с историей их создания, дети постигают культуру своего народа.
Тем самым музыкальные игрушки выступают в роли источников информации и своими названиями наталкивают детей на развитие логического мышления:
- «рожок» (сделан из рога животного)
- «звонница» (звон)
- «шаркунок» (шаркать)
- «копытца» (перестук копыт)
- «свистульки» (свистеть) и т.д.
Играя на инструменте с понятным названием, ребенок подсознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фантазии в творческий процесс, учится выделять и распознавать отдельные свойства народных инструментов, а впоследствии и формировать их по определенным признакам.
      Происходит расширение чувственно-эмоционального опыта детей. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает  определенные чувства и ощущения, которые воплощаются в придуманные образы, таким образом,  народные музыкальные инструменты помогают создавать эмоциональную связь. Эмоциональное воздействие музыкальной игрушки усиливается, когда ребенок, взяв ее в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа.
 
Музыкальные занятия с использованием народных игрушек проходят, как правило, на высоком творческом, эмоциональном и познавательном уровне, что благоприятствует развитию психического здоровья ребенка:
-  творческого мышления
-  образного сознания
-  большой внутренней и моральной силе, побуждающей к созидательной          деятельности.
Задания и упражнения имеют дидактическую и воспитательную направленность, учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка.
С самых первых занятий дети включаются в активную музыкальную деятельность, получая творческий импульс к эмоционально-эстетическому и музыкальному развитию.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощущает в себе «родные корни».Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, мелодии, формы пронизывают его насквозь. И он осознает, что является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры, тем самым происходит развитие нравственного и духовного здоровья детей.
Логоритмические и пальчиковые игры, театрализованные игры и этюды, упражнения-имитации с палочками и упражнения для правильного управления куклами разных стилей, разучивание разных приемов игры на ложках и других музыкальных инструментах способствуют развитию физического здоровья, а именно:       
- мелкой моторики
- координации движений
- локтевого и кистевого суставов
- гармонии физиологических процессов

    Музыкальные занятия способствуют развитию здорового образа жизни:
-благоприятное социальное окружение
- духовно-нравственное благополучие
- культура движений
-положительные эмоции.
   Есть возможность предположить, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные изменения в развитии творческих, физических и психологических способностей  у детей дошкольного возраста посредством использования возможностей народной инструментальной культуры, а также
 при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ обучения, предполагающих изучение каждого ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

Мастер-класс "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста через игру на народных деревянных инструментах"

Тема: « Развитие ритмического слуха, через игру  на деревянных  музыкальных инструментах».Цель:  Обогащение  духовной культуры детей через игру на народных  деревя...

Развития музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Материал предназначен для педаг...

Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах   ...