Блоки Дьенеша, как способ развития детей.
статья (подготовительная группа) по теме
Дидактический материал "Логические блоки Дьенеша", как способ развития восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савельева Надежда Юрьевна ГБДОУ № 17 Калининского района
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША»,
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Тема, над которой я работаю, носит название «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша». Я считаю, что эта тема очень актуальна в работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Развитие логического мышления – длительный и сложный процесс. Начинать этот процесс следует уже в дошкольном детстве. Формирование мышления теснейшим образом связано с развитием речи. Речь служит орудием интеллектуальной деятельности и выполняет познавательную функцию. В познавательной деятельности дошкольника особая роль принадлежит восприятию. Развитое восприятие, в свою очередь, является фундаментом мышления. Таким образом, три понятия: восприятие, мышление и речь, тесно связаны между собой и должны развиваться одновременно.
Я считаю, что наиболее эффективным дидактическим материалом, дающим возможность формировать в комплексе восприятие, мышление и речь дошкольника, являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.
В самом начале работы я познакомилась с литературой, посвященной данной теме. Много интересного и полезного материала и знаний я получила изучая книгу «Математика уже в детском саду» польского педагога Марии Фидлер и труды наших отечественных педагогов. Это книга «Давайте поиграем» Абрама Ароновича Столяра и пособие «Логика и математика для дошкольников», в котором автором целого раздела «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал» является доцент Могилевского педагогического института Елена Адамовна Носова.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.
Работу я начала с того, что предоставила возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками, Дети использовали блоки по своему усмотрению в разных видах деятельности: выкладывали силуэты из плоских фигур, сооружали постройки из объемных блоков, использовали в качестве предметов-заместителей в сюжетно-ролевых играх. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства стало возможным перейти к играм и упражнениям с блоками.
Кроме логических блоков для работы используются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков – цвет, форма, размер и толщина. Цвет обозначен цветовым пятном – красным, синим, желтым; величина – силуэтом домика (большой, маленький); форма – соответственно контурами фигуры (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий). Наряду с этими карточками также используются карточки, обозначающие отрицание свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
В своей работе наряду с готовыми играми и упражнениями я использую игры и упражнения, которые разработала и составила сама. В своей работе я придерживаюсь принципа последовательности – от простого к сложному. Поэтому я использую три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:
1. Для развития умений выделять и абстрагировать свойства («Из какой тучки капельки?», «Снеговик» и др.).
2. Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам («Положи конфеты в коробку», «Умные фигуры», «Закрой окошки» и др.).
3. Для развития способностей к логическим действиям и операциям («Пирожки», «Волшебный сундучок», «Подводное царство», «Снежный чемпионат», «Снежинки»).
Каждая группа упражнений имеет три уровня сложности. Упражнения первого уровня сложности развивают у детей умение оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго уровня сложности развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами. Игры и упражнения третьего уровня сложности формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.
В процессе этих игр решаются задачи по развитию речи детей. Расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, и на этой основе развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов и активизируется их использование в речи.
У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам имени существительного с именем числительным, с именем прилагательным. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов, правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Проводимые игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь.
Таким образом реализуются все речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи; и все это в соответствии с эталоном звукопроизношения в зависимости от этапа звукопостановки.
При освоении и закреплении знаний о логических блоках большое место я отвожу игровой деятельности. Для того чтобы вызвать у детей наибольший интерес, я ввела игровой персонаж – Гномик-Математик. Он участвует практически во всех играх и занятиях. Гномик «приносит» на занятия новые игры, сюрпризы, загадывает загадки.
Так же в игровой форме я использую символы-обозначения блоков Дьенеша. Мною разработана и изготовлена игра «Веселые кубики», на гранях которых нарисованы символы, обозначающие свойства логических фигур. С помощью «Веселых кубиков» дети друг другу загадывают загадки про блоки.
Для лучшего закрепления знаний о геометрических фигурах и их свойствах я использую приемы мнемотехники. Мною составлен целый ряд коллажей и мнемотаблиц на темы «Треугольник», «Квадрат», «Круг», «Прямоугольник». При запоминании мнемотаблиц и коллажей дети используют прием – установления логических связей. Приемы мнемотехники позволяют развивать не только восприятие, логическое мышление, память, внимание, но и воображение, доказательную речь, позволяют формировать умение делать простейшие умозаключения, обосновывать свои суждения.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию творческих способностей детей. Этому способствует составление творческих рассказов: «Приключения веселого Треугольничка», «Приключения в веселом городе», «Жил-был Круг».
Мною составлена мнемотаблица «Геометрические фигуры», при запоминании которой используется прием – «оживление» геометрических фигур и составление сюжета.
Таким образом, развитие логико-математических представлений неразрывно связано с обогащением словарного запаса и развитием словотворчества детей.
Большое значение для детей с ОНР имеет достаточная двигательная активность. Поэтому работу по закреплению знаний о блоках Дьенеша я совмещаю с подвижными играми («Умные фигуры»). Еще мною составлен комплекс утренней гимнастики с использованием блоков Дьенеша.
После того, как дети приобрели знания о блоках Дьенеша на достаточном уровне, я предлагаю им использовать в игре в качестве дидактического – «жизненный» материал. Я разработала и изготовила игры «Подводное царство», «Снежный чемпионат», «Снежинки», где используются соответственно набор рыбок, снеговиков или снежинок. Каждый элемент каждого набора, подобно логическим блокам Дьенеша, характеризуется четырьмя свойствами. Таким образом, дети учатся применять полученные знания о блоках Дьенеша на практике.
Прежде чем начать работу с детьми, я установила, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Для этого я использовала авторские игровые упражнения по определению мыслительных способностей детей к логическим операциям: анализа – синтеза, сравнения, классификации, обобщения, разработанные на основе изучения методик Г.А.Урунтаевой, Р.С.Немова, Л.С.Тихомировой и других авторов.
Материал для игровых упражнений я выполнила в трех вариантах с постепенным усложнением. С помощью игровых упражнений первого варианта я проверила умение ребенка видеть одинаковые свойства или признаки предметов; второго варианта – умение ребенка искать различные свойства предметов; третьего варианта – способности ребенка к обобщению и отвлечению, объединению предметов в группы по какому-либо существенному признаку, проведению классификации предметов.
В результате проведенной мною работы у детей наблюдалось увеличение объема памяти, уровня восприятия, изменилось качество знаний. У детей увеличился уровень речевого развития: расширился словарный запас; дети научились правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова; связно, последовательно объяснять свои действия простыми законченными предложениями. Дети показали более высокий уровень мыслительных способностей, они стали затрачивать меньше времени на выполнение игровых упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша в математическом развитии детей».
Вступительное слово.В настоящее время разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложны...
"Роль блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей раннего возраста"
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка.Сенсорными эталонами являются: цвет (цветовой спектр и его оттенки), форма (геометрические плоскостные и объемные фигуры) и вел...
Выступление на семинаре по теме:"Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на семинаре из личного опыта...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье представлен опыт работы по интеллектуальному развитию с детьми старшего дошкольного возраста через использование логических блоков Дьенеша....
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
Представлена картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста, которую может распечатать педагог (воспитатель, учитель-дефектолог и др), залами...
Картотека дидактических игр и упражнений с Блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
Картотека дидактических игр и упражнений с Блоками Дьенеша...
Использование блоков Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Предлагаются игры , которые можно организовать с блоками Дьенеша для интеллектуального развития детей дошкольного развития....