Рекомендации для педагогов
материал по теме
Использование музыки в режиме дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkcionalnaya_muzyka_v_rezhime_dnya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« Функциональная музыка в режиме дня детского сада»
Применение музыкального сопровождения в течении дня существенно повышает эффективность воздействия на настроение человека. Для этого не рекомендуется использовать модные шлягеры или популярные новинки.
Опыт показывает, что достаточно универсальное эмоциональное воздействие без эффектов « пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, Ф.Шопена, К.Глюка, Л.Бетховена и др.
Одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки является ритм. Чередование долгих и кратких, « легких» и « тяжелых» звуков обычно вызывает выраженные ассоциации с физическими движениями. Однако музыка вызывает не только моторные ассоциации, но и целую гамму эмоционально- психических переживаний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна. В процессе психологической разгрузки обычно используются музыкальные произведения, исполняемые в медленном темпе.
Для того, чтобы вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие его настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желательной переменой.
Выбираются в первую очередь музыкальные композиции, в которых преобладает
мелодия с выраженным ритмом.
Для моделирования настроения можно порекомендовать следующие музыкальные произведения: « Утро» Грига, «Полонез» Огинского ( при переутомлении и нервном истощении), « Аве Мария» Шуберта ( при угнетенном настроении), « Сентиментальный вальс» ( при выраженной раздражимости).
« Времена года» П.Чайковского, « Грезы» Шумана ( при снижении сосредоточенности и внимания).
Расслабляющее воздействие оказывают такие произведения как « Баркарола» Чайковского, «Лебедь» Сен-Санса, и др.
Программа тонизирущего воздействия реализуется с помощью « Чардаша» Монти, « Кумпарситы» Родригеса, « Шербургских зонтиков» Леграна.
При составлении комплексов музыкальных произведений в соответствии с целевым назначением желательно изучение привязанности и вкуса детей к определенным музыкальным произведениям.
Существенное значение в достижении положительного эффекта функциональной музыки имеет разнообразие и варьирование репертуара. Как правило, новый репертуар порождает особый эмоциональный всплеск, вызывает ориентировочную реакцию, которая внешне выражается в переключении внимания и активизации восприятия. Однако , учитывая особенности психического развития и восприятия детей дошкольного возраста, целесообразно сочетать новые элементы музыкального сопровождения с повтором знакомой музыки.
Музыкальное сопровождение при изучении нового материала, интенсивных физическими нагрузками желательно подбирать из знакомых произведений, несложных по содержанию и музыкальной форме.
Включение необычных произведений с дополнительной вербальной информацией и песен нежелательно , так как отвлекает внимание и ведет к ошибкам. В тех случаях , когда необходимо целенаправленное переключение внимания на новый вид деятельности, напротив. Подбирается музыка из незнакомых ранее произведений.
Симфоническая музыка плохо согласуется с ритмом выполняемых на занятиях (особенно физическими упражнениями) видов деятельности и рабочими шумами.
Поэтому ее применение наиболее целесообразно для снятия психофизического напряжения. А также при необходимости иллюстративного использования на занятиях познавательного цикла.
Экспериментальный режим использования функциональной музыки в д/саду.
Режимные моменты Формы работы | Содержание деятельности | Вид функциональной музыки |
1.Прием детей 2.Утренняя гимнастика | ОРУ в сочетании с элемента- ми психогимнастики, аэробикой, корригирующими упр. Настрой на хороший день. | Встречающая Встречающая. |
Физкультурные занятия на воздухе и в зале. | ОРУ, ОВД, подвижные игры, дыхательная гимнастика, релаксация; | Лидирующая, успокаивающая, провожающая, « музыка природы». |
Танцевальная пауза между занятиями. | Современные танцы, бальные и т.д. | Фоновая в сочетании с танцем. |
Занятия по развитию речи, познавательного цикла, по изо и др. | В соответствии с видом деятельности | Фоновая музыка в соответствии с темой занятия. (народная, «музыка природы», фольклорная, воспроизводящая музыкальными средствами природные явления идр.) |
Прогулка | Подвижные игры, элементы спортивных игр, лыжи, бадминтон, футбол и т .д. | Лидирующая, успокаивающая. |
Дневной сон | Музыка для релаксации и засыпания. | |
Музыкальные побудки, упражнения , поднимающие тонус | Пробуждение под музыку, бег босиком, закаливающие процедуры. | Активирующая. |
Лечебная гимнастика | Корригирующие упражнения, релаксация. | Музыка для релаксации. |
Спортивные досуги | В соответствии с программой | Лидирующая, и в зависимости от заданий. |
День здоровья | Выезд детей на природу, подвижные игры, спортивные соревнования. | Лидирующая, « музыка природы», в зависимости от заданий. |
Произведения рекомендуемые для включения функциональной музыки.
Музыка успокаивающего характера: П.И. Чайковский «Сладкая греза»;
Х.Глюк. Мелодия из оперы « Орфей и Эвридика»; П. Понсе. «Эстраллита»;
Я. Сибелиус. « Грустный вальс»; Ф. Шопен. Фантазия экспромт», Вальс №3, Вальс №7, Вальс №9, Вальс № 10, Вальс № 12, Прелюдия №7; А. Моцарт. «Адажио из 12-й фортепьянной сонаты»; Д. Шостакович. Романс из кинофильма « Овод»; Ш.Гуно. « Прелюдия»; А. Дворжак.Славянский танец № 2; А. Глазунов. Антракт из балета «Раймонда»; К. Дебюсси. « Лунный свет»; Ф. Шуберт. « Аве Мария»; Р. Шуман. « Грезы», Г. Гендель. « Ария»;
Музыка стимулирующего характера: П. И. Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»; А. Бородин. « Половецкие пляски» из оперы « Князь Игорь»;
Народные, русские, фольклорные казачьи песни, танцевальные мелодии разных народов; М. Минков. Музыка к мультфильму « В порту».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...
Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"
В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»
Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...
Методические рекомендации для педагогов «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»
Методические рекомендации для педагогов...