Как проявляется заикание.
статья на тему

Захаренкова Валерия Владимировна

Материал данной статьи может быть полезен и родителям, и педагогам, которые работают с детьми, имеющими недостатки  речевого развития. В статье обозначены взгляды некоторых авторов на различные  нарушения, выявленные в ходе обследования у заикающихся детей, отмечаются особенности и отклонения в характеристике внешних проявлений речи заикающегося ребёнка, раскрывается понятие о речевой судороге - наиболее типичном и обязательном симптоме заикания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._kak_proyavlyaetsya_zaikanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Как проявляется заикание.

У заикающихся детей различными авторами отмечаются следующие нарушения:

  1. В.С.Кочергина – выявила у многих детей различные нарушения высшей нервной деятельности и физического здоровья: повышенная раздражительность, обидчивость, плаксивость, негативизм (стремление всё делать наперекор, без всякой мотивировки действий, вопреки разумным основаниям), различные нарушения аппетита и сна, повышенное потоотделение, склонность к простудным и инфекционным заболеваниям, физическая ослабленность, энурез (ночное недержание мочи)
  2. Доцент, врач, Б.И. Шостак – обнаружила значительные нарушения общей и речевой моторики (системы двигательных реакций). Помимо судорог в речевом аппарате у заикающихся детей нередки случаи насильственных (непроизвольных) движений (судороги, тики) в мышцах лица, шеи, рук.

Выявила целый ряд разнообразных произвольных движений, так называемых, уловок, к которым ребёнок прибегает с целью замаскировать или облегчить свою неправильную речь.

  1. Часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость движений.

В характеристике внешних проявлений речи заикающихся детей можно отметить следующие отклонения:

  1. Прежде всего, обращает на себя внимание нарушение плавности речи, темпа, ритма и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, или вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний, или просто затруднённое начало фраз.
  2. У многих обнаруживаются речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия).
  3. Речевая активность у многих детей снижена, общение с окружающими ограниченное, что говорит о нарушениях коммуникативной функции речи.
  4. У заикающихся детей (особенно раннего возраста) нередко наблюдаются в речи физиологические несовершенства произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз, неразвитость связной речи и т.д.

Итак, заикание – это не только расстройство речевой функции, но прежде всего это расстройство нервной системы, соматического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, при наличии психологических особенностей. Перечисленные отклонения  в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному. Тем не менее, одно связано с другим, питает друг друга, усложнение одного из перечисленных отклонений неизбежно усугубляет другое.  

Наиболее типичным и обязательным симптомом заикания

 является речевая судорога.

Речевой поток как бы с разбега наталкивается на невидимый барьер, который нарушает плавное течение речи.  Речевые судороги при заикании различаются по форме, месту и частоте.

  1. По форме речевые судороги могут проявляться:

- в навязчивом повторении одинаковых речевых движений: та-та-та-та-тарелка;

- в сильном, длительном сковывании движений: п’…….пила;

- в смешанном проявлении.

  1. В зависимости от места возникновения речевые судороги различаются:

-  артикуляционные (судорога поражает мышцы языка, губ или мягкого нёба – свободный речевой выдох как бы запирается, обычно это происходит на смычных согласных: бу-бу-бумага и т.д.));

- голосовые (судорога охватывает мышцы гортани – голосовые связки или плотно, или прерывисто смыкаются, удерживая выход гласного звука: а-а-апельсин; или голосовые связки остаются разомкнутыми, тогда гласный звук произносится шёпотом);

-  дыхательные (из-за судорог в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки в момент речи воздух задерживается, и человек как бы замирает с открытым ртом; или, наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу, и фраза произносится на явно недостаточном выдохе).

- смешанные, когда имеют место все виды судорог.

  1. Частота речевых судорог является своеобразным и характерным для заикания и обычно зависит от целого ряда причин:

  -  на отдельных трудных звуках и сочетаниях;

       -  зависят от формы речи говорящего;

       - от условий, окружающей обстановки, где приходится общаться;    

         заикающимся  обычно  легче  говорить  в  хорошо  знакомой,  спокойной

         обстановке или в одиночестве и значительно труднее – при посторонних и      

         незнакомых людях, в общественных местах.

          Понимание своего недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от заикания или хотя бы замаскировать его нередко порождают у заикающихся детей определённые психологические особенности: стеснительность, вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетённости и постоянные переживания за свою речь. Иногда бывает и наоборот – расторможенность, показную разболтанность и резкость.        

Литература:

В.И. Селиверстов  Заикание у детей, Москва «Просвещение», 1982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...