Проект "Семицветик" для неорганизованнных детей
материал по теме

Пегушина Елена Викторовна

Проект "Семицветик" для неорганизованнных детей дошкольного возраста в летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semicvetik.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Название программы:

«СЕМИЦВЕТИК»

Название организации-заявителя:

МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа», структурное подразделение «Детский сад» Карагайского муниципального района Пермского края

Ф.И.О. руководителя программы:

Пегушина Елена Викторовна

Его должность:

Руководитель структурного подразделения

Ф.И.О. руководителя     организации-заявителя

Анянова Наталья Геннадьевна

Телефон:

3-53-81,3-51-78

Срок и продолжительность

выполнения проекта:

  Июнь  2011 г

Место реализации проекта:

с. Рождественск

Карагайского муниципального района

Пермского края

с.Рождественск 2011г.


«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Описание организации

Структурное подразделение «Детский сад» МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» расположено на территории Рождественского поселения, в летней оздоровительной кампании села Рождественск принимает участие впервые.

Школа и детский сад находятся в одном здании, где имеются необходимые условия для организации работы с детьми дошкольного возраста. Для полноценного отдыха детей  имеется стадион, игровые площадки, столовая, спортивно-музыкальный зал в детском саду, актовый зал в школе, музыкальный центр, телевизор с видеомагнитофоном, компьютерный класс, кабинеты для размещения детей.

В организации отдыха и оздоровления детей планируется привлечь работников ДК, сельской библиотеки, ООО «Рождественская СВА».  

Руководитель программы имеет опыт работы с детьми дошкольного возраста и их родителями.

Постановка проблемы

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных образовательных учреждений, повышением родительской платы за содержание детей в детском саду и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоёв населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу из детского сада и из семьи.

Ситуация на сегодняшний день такова, что многие дети не имеют возможности посещать детский сад.  В наших условиях, прежде всего,  это дети,  которые ждут своей очереди в детский сад, дети, находящиеся под опекой своих родителей, бабушек и дедушек, участники проекта «Мамин выбор» и конечно же дети приоритетных категорий.  В селе Рождественск проживает  30 семей, имеющих дошкольников в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих детский сад. Все семьи малоимущие, в том числе неполные и многодетные. Большая часть таких детей, как правило, не получат целенаправленной систематической поддержки, обеспечивающей развитие ребенка. Общей характерной чертой неорганизованных детей является неравномерное развитие познавательных процессов, наличие определенных трудностей в сфере общения, а также несвоевременное выявление недостатков в развитии и оказание психолого-педагогической помощи.

Цель: Создание условий для летнего отдыха и оздоровления детей приоритетных категорий, не посещающих детский сад, развития партнерских отношений между детским садом, родителями и социумом.

Задачи: 1. Изучить социальную ситуацию на территории села, выявить семьи, нуждающиеся  квалифицированной помощи специалистов.

 2. Организовать услуги дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад,  для максимальной реализации их способностей, укрепления физического и психического здоровья, формирования адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками.

3. Установить соответствие уровня развития детей возрастной норме (диагностирование детей и анкетирование родителей).

4. Разработать систему развивающих занятий с детьми и рекомендации для родителей и педагогов.

5. Скоординировать деятельность  детского сада с организациями села по  привлечению  родителей и их детей к участию в мероприятиях программы.

Целевая группа

Разновозрастная группа детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад от 2 до 5 лет. Предпочтение отдается детям приоритетных категорий.

Содержание программы

Миссия нашего детского сада  заключается  в формировании у ребенка универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям общества; обеспечении для всех детей равных  стартовых возможностей развития; сохранении и укреплении здоровья, а также проживание дошкольного детства как самоценного периода жизни.  

В настоящее время многие ученые-специалисты отмечают, что  «развитие детей практически  зависит от родителей, детский сад в этом направлении оказывает им содействие и помощь».  

Основными задачами модернизации образования являются:

 - максимально полный охват детей различными формами дошкольного образования, повышение его эффективности;

 - выравнивание “стартовых” возможностей завтрашних первоклассников;

 - достижение нового современного качества  дошкольного образования с адресной поддержкой малообеспеченных семей;

 - развитие вариативных малозатратных форм работы с неорганизованными дошкольниками.

 Для решения этих задач необходима  организация новых форм и моделей дошкольного образования, которые органично дополнят традиционные формы, удовлетворят потребности в образовательных услугах детей  и их родителей.

В небольшом сельском поселении нет выбора по оказанию услуг дошкольного образования, а тем более дополнительного. Наиболее приемлемым является вариант организации услуг дошкольного образования в летнюю оздоровительную компанию, где дети смогут приобрести навыки    сенсорного развития, развития  движений, речи (пассивной и активной). Ребенок будет вовлечен в продуктивно-познавательную деятельность,  в которой он  через различные способы и формы включается в освоение различного практического опыта, пробует себя в качестве творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь с взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности ребенка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной.

Непременным условием для детей будет являться  комплексное обследование с целью определения уровня физического и актуального развития на данном возрастном этапе и соответствия уровня формирования познавательной и эмоциональной сфер возрасту ребенка. В следствие чему очень важно будет научить родителей построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности своего удивительного возраста.

Для организации деятельности с детьми осуществлен подбор специалистов. Практически у всех педагогов изменена форма и структура занятий. В большинстве случаев они носят комплексный комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Работа с детьми будет весьтись индивидуально, малыми подгруппами (2-3 ребенка одной возрастной группы) и группами. Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения. Только на музыкальных занятиях и занятиях по физическому воспитанию и развитию игровой деятельности дети объединяются в подгруппы по 6 - 8 человек.

Каждые 15-30 минут предусматривается смена видов деятельности, а между занятиями планируются минуты отдыха и психологической разгрузки: физкультурные паузы, разные виды специальной гимнастики, релаксационные упражнения и специальные виды деятельности, направленные на снятие психического и физического напряжения. Данная работа проводится совместно воспитателем и родителями детей.

В начале работы и в конце -  итоговая диагностика уровня развития детей, определяется динамика. На основе этих данных родителям может быть предложено:

- получение специальной помощи специалистов в детском саду;

- посещение клуба выходного дня;

детям:

- обязательное посещение групп детского сада пятилетним воспитанникам;

- занятия со специалистами детского сада в течение следующего учебного года.

Неоспоримым преимуществом программы является включение родителей в педагогический процесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса программы. Родители приглашаются на занятия для обучения приемам снятия нервно-психического напряжения ребенка, совместной продуктивной деятельности с ребенком. Присутствуя на занятиях, родители перенимают некоторые методы и приемы работы с ребенком. Это, в свою очередь, помогает матери лучше понять проблемы ребенка, научиться адекватно организовывать свое с ним общение дома.

Мы считаем, что основными принципами организации работы являются вариативность форм организации педагогического процесса и интегрированное сочетание различных видов деятельности, выбор приоритета того или иного специалиста в работе с каждым конкретным ребенком, создание условий, при которых ребенок может усваивать и активно применять знания и умения:

№ п/п

Вид деятельности

Формы организации педагогического процесса

1

Я-СПОРТСМЕН

Физкультурные занятия, спортивные развлечения,    физкультурные досуги, разные виды гимнастик и физических, упражнений.  

2

Я-ЗНАЙКА                    

Развитие интеллектуальных способностей, через логические задачи, головоломки, кроссворды,   опыты, эксперименты, деятельность с родителями.

3

Я-АЙБОЛИТ                

 Медицинская помощь, консультирование, по детским

заболеваниям и профилактическая работа по укреплению здоровья  дошкольников. Обмен опытом между семьями по  ЗОЖ. Здоровое витаминизированное питание. Закаливание.

4

Я-САМОДЕЛКИН    

Развитие творческого воображения и обучения техническим навыкам при изготовлении поделок, игрушек, природного, бросового и др. материалов. Конструирование.      

5

Я-ИГРАЛКИН

Развитие игровых совместных навыков, через дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, конструктивные развивающие игры,

6

Я-ХУДОЖНИК              

Развитие художественных  способностей, обучение техническим  навыкам пользования карандашами, красками, гуашью и др. материалами.

7

Я-АРТИСТ                    

Средствами музыкального воспитания раскрытие артистических данных,                                             через инсценирование и драматизацию художественных произведений.

 

Инновационная модель организации деятельности детей, не посещающих детский сад.

Я-  

ИГРАЛКИН

Я-

АРТИСТ

Я-

ХУДОЖНИК

           Я-СПОРТСМЕН            

                Я-

ЗНАЙКА

Я-

АЙБОЛИТ

Я-  

САМОДЕЛ-КИН

Материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение

  1. Организационное обеспечение

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Согласовать  вопросы по набору детей и сотрудников

Март

Руководитель программы

2

Составить бюджет программы

Март

Бухгалтер

3

Решить вопрос о месте пребывания детей  и условиях

Март-май

Руководитель программы

4

Произвести набор детей и инструктаж

Май

Руководитель программы

5

Согласовать время пребывания детей и работу пищеблока

Март

Руководитель программы

6

Решить вопросы комплектования персонала, проверить наличие допуска к работе

Апрель

Руководитель программы, медсестра

7

Организовать подготовительную работу

Март-май

Руководитель программы

8

Разработать программу, конспекты занятий, игр, сценарии развлечений и праздников, инструкции, другие сопутствующие материалы

Март

Творческая группа

2. Материальное обеспечение.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

Cоздать условия для оптимального использования выделенных денежных средств

Март-май

Начальник лагеря

2

Обеспечить персонал материалами для ведения подготовительной работы и проведения работы с детьми

Март-май

Руководитель программы

3

Изыскать технические средства, игрушки, игры, реквизит и другие атрибуты, необходимые для организации полноценного пребывания детей.

Март-май

Руководитель программы

Организация предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».

При организации среды учитываются:

  1. возрастные особенности развития детей;
  2. уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
  3. индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
  4. динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
  5. использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

3. Кадровое обеспечение.

Важным  условием является – подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с детьми и родителями:

  1. Руководитель структурного подразделения;
  2. Социальный педагог;
  3. Педагог-психолог;
  4. Воспитатель;
  5. Учитель-логопед
  6. Инструктор по физическому воспитанию;
  7. Медсестра.

Распределение функциональных обязанностей участников педагогического процесса

Руководитель структурного подразделения

Социальный педагог

Педагог-психолог

Воспитатель

Учитель-логопед

Инструктор по физическому воспитанию

Медсестра

Основные общие направления деятельности с детьми

Распределение обязанностей между участниками по реализации воспитательно-образовательно-го процесса

Педагогическое сопровожде-ние детей во время развиваю-щих занятий

Психологи-ческое сопровож-дение детей; первичная и итоговая диагностика уровня актуального развития, консульта-тивная помощь при планирова-нии различных видов деятельнос-ти

Реализация воспитатель-но- образовательной программы

Логопедическое сопровождение детей; первичная и итоговая диагностика уровня сформиро-ванности речи

Планирование деятельности детей с учетом возрастных и индивидуаль-ных особенностей и базового плана воспитатель-но-образователь-ной работы, диагностика физического развития детей

Анализ санитарно-гигиенического состояния предметно-развивающей среды и разработка необходимых рекомендаций, проведение и оценка эффективности профилактических и оздоровитель-ных мероприятий.

Медицинский контроль за состоянием здоровья воспитанни-ков

Сотрудничество с семьями воспитанников

Совместно с социальным педагогом планирование содержания работы с семьей.

Консультирование взрослых участников педагогического процесса.

Анкетирование родителей по различным вопросам.

Составление семейного портрета семей, социологический опрос.

Участие в работе «родительской гостиной» по запросу

Проведение специально организо-ванных занятий, праздников, развлечений с детьми и родителя-ми, консульта-ция родителей

Проведение специально организованных занятий с детьми и родителями, консультация родителей

Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей

Консульта-тивно-просветительская деятельность с родителями по вопросам профилактики заболеваний, соблюдения санитарно-гигиеничес-ких правил по предупрежде-нию распространения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, по формирова-нию ЗОЖ

Планируемый результат

Создание единого пространства детского развития и воспитания через  установление принципиально новых отношений, в которых родители выступают как равноправные партнеры и добросовестные воспитатели.

Кратковременное  систематическое пребывание ребёнка вместе с  родителями в детском саду и других социокультурных объектах села способствует его своевременному полноценному психическому созреванию и  ранней социализации в процессе развивающего общения, а также   даёт возможность самореализации и обогащения своего  опыта.

- Оздоровление и развитие детей приоритетных направлений, не посещающих детский сад в летнюю оздоровительную компанию;  

- Выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слое , предупреждение педагогической запущенности;

- Психолого-педагогическое обеспечение ранней социализации детей;

- Оказание помощи семье в выполнении функции воспитания и развития ребёнка;

- Апробация инновационной модели сопровождения детей, не посещающих детский сад, в условиях социокультурного пространства сельского детского сада;

Дальнейшее развитие программы

С начала 2011-2012 учебного года в структурном подразделении планируется работа с неорганизованными детьми. На базе школы будет работать клуб выходного дня для детей и родителей, и адаптационная группа для детей в возрасте с 1,5 до 4 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.) Тема: «День защиты детей». Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей», развивать у детей творческие наклонности

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с  3.06..24 -7. 06.24 г.)Тема: «День защиты детей».Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном п...