Проект "Семицветик" для неорганизованнных детей
материал по теме
Проект "Семицветик" для неорганизованнных детей дошкольного возраста в летний период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semicvetik.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Название программы: | «СЕМИЦВЕТИК» |
Название организации-заявителя: | МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа», структурное подразделение «Детский сад» Карагайского муниципального района Пермского края |
Ф.И.О. руководителя программы: | Пегушина Елена Викторовна |
Его должность: | Руководитель структурного подразделения |
Ф.И.О. руководителя организации-заявителя | Анянова Наталья Геннадьевна |
Телефон: | 3-53-81,3-51-78 |
Срок и продолжительностьвыполнения проекта: | Июнь 2011 г |
Место реализации проекта: | с. РождественскКарагайского муниципального районаПермского края |
с.Рождественск 2011г.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Описание организации
Структурное подразделение «Детский сад» МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа» расположено на территории Рождественского поселения, в летней оздоровительной кампании села Рождественск принимает участие впервые.
Школа и детский сад находятся в одном здании, где имеются необходимые условия для организации работы с детьми дошкольного возраста. Для полноценного отдыха детей имеется стадион, игровые площадки, столовая, спортивно-музыкальный зал в детском саду, актовый зал в школе, музыкальный центр, телевизор с видеомагнитофоном, компьютерный класс, кабинеты для размещения детей.
В организации отдыха и оздоровления детей планируется привлечь работников ДК, сельской библиотеки, ООО «Рождественская СВА».
Руководитель программы имеет опыт работы с детьми дошкольного возраста и их родителями.
Постановка проблемы
Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных образовательных учреждений, повышением родительской платы за содержание детей в детском саду и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоёв населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу из детского сада и из семьи.
Ситуация на сегодняшний день такова, что многие дети не имеют возможности посещать детский сад. В наших условиях, прежде всего, это дети, которые ждут своей очереди в детский сад, дети, находящиеся под опекой своих родителей, бабушек и дедушек, участники проекта «Мамин выбор» и конечно же дети приоритетных категорий. В селе Рождественск проживает 30 семей, имеющих дошкольников в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих детский сад. Все семьи малоимущие, в том числе неполные и многодетные. Большая часть таких детей, как правило, не получат целенаправленной систематической поддержки, обеспечивающей развитие ребенка. Общей характерной чертой неорганизованных детей является неравномерное развитие познавательных процессов, наличие определенных трудностей в сфере общения, а также несвоевременное выявление недостатков в развитии и оказание психолого-педагогической помощи.
Цель: Создание условий для летнего отдыха и оздоровления детей приоритетных категорий, не посещающих детский сад, развития партнерских отношений между детским садом, родителями и социумом.
Задачи: 1. Изучить социальную ситуацию на территории села, выявить семьи, нуждающиеся квалифицированной помощи специалистов.
2. Организовать услуги дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад, для максимальной реализации их способностей, укрепления физического и психического здоровья, формирования адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками.
3. Установить соответствие уровня развития детей возрастной норме (диагностирование детей и анкетирование родителей).
4. Разработать систему развивающих занятий с детьми и рекомендации для родителей и педагогов.
5. Скоординировать деятельность детского сада с организациями села по привлечению родителей и их детей к участию в мероприятиях программы.
Целевая группа
Разновозрастная группа детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад от 2 до 5 лет. Предпочтение отдается детям приоритетных категорий.
Содержание программы
Миссия нашего детского сада заключается в формировании у ребенка универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям общества; обеспечении для всех детей равных стартовых возможностей развития; сохранении и укреплении здоровья, а также проживание дошкольного детства как самоценного периода жизни.
В настоящее время многие ученые-специалисты отмечают, что «развитие детей практически зависит от родителей, детский сад в этом направлении оказывает им содействие и помощь».
Основными задачами модернизации образования являются:
- максимально полный охват детей различными формами дошкольного образования, повышение его эффективности;
- выравнивание “стартовых” возможностей завтрашних первоклассников;
- достижение нового современного качества дошкольного образования с адресной поддержкой малообеспеченных семей;
- развитие вариативных малозатратных форм работы с неорганизованными дошкольниками.
Для решения этих задач необходима организация новых форм и моделей дошкольного образования, которые органично дополнят традиционные формы, удовлетворят потребности в образовательных услугах детей и их родителей.
В небольшом сельском поселении нет выбора по оказанию услуг дошкольного образования, а тем более дополнительного. Наиболее приемлемым является вариант организации услуг дошкольного образования в летнюю оздоровительную компанию, где дети смогут приобрести навыки сенсорного развития, развития движений, речи (пассивной и активной). Ребенок будет вовлечен в продуктивно-познавательную деятельность, в которой он через различные способы и формы включается в освоение различного практического опыта, пробует себя в качестве творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату). Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и общаясь с взрослыми и сверстниками, малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности ребенка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной.
Непременным условием для детей будет являться комплексное обследование с целью определения уровня физического и актуального развития на данном возрастном этапе и соответствия уровня формирования познавательной и эмоциональной сфер возрасту ребенка. В следствие чему очень важно будет научить родителей построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности своего удивительного возраста.
Для организации деятельности с детьми осуществлен подбор специалистов. Практически у всех педагогов изменена форма и структура занятий. В большинстве случаев они носят комплексный комбинированный характер, что позволяет перераспределить и уплотнить коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные задачи. Работа с детьми будет весьтись индивидуально, малыми подгруппами (2-3 ребенка одной возрастной группы) и группами. Право выбора формы работы принадлежит педагогам и зависит от индивидуальных особенностей детей, целей, которые ставит специалист, а также стадии обучения. Только на музыкальных занятиях и занятиях по физическому воспитанию и развитию игровой деятельности дети объединяются в подгруппы по 6 - 8 человек.
Каждые 15-30 минут предусматривается смена видов деятельности, а между занятиями планируются минуты отдыха и психологической разгрузки: физкультурные паузы, разные виды специальной гимнастики, релаксационные упражнения и специальные виды деятельности, направленные на снятие психического и физического напряжения. Данная работа проводится совместно воспитателем и родителями детей.
В начале работы и в конце - итоговая диагностика уровня развития детей, определяется динамика. На основе этих данных родителям может быть предложено:
- получение специальной помощи специалистов в детском саду;
- посещение клуба выходного дня;
детям:
- обязательное посещение групп детского сада пятилетним воспитанникам;
- занятия со специалистами детского сада в течение следующего учебного года.
Неоспоримым преимуществом программы является включение родителей в педагогический процесс. Обучение родителей доступным им методам оказания помощи детям в условиях семьи является частью технологического процесса программы. Родители приглашаются на занятия для обучения приемам снятия нервно-психического напряжения ребенка, совместной продуктивной деятельности с ребенком. Присутствуя на занятиях, родители перенимают некоторые методы и приемы работы с ребенком. Это, в свою очередь, помогает матери лучше понять проблемы ребенка, научиться адекватно организовывать свое с ним общение дома.
Мы считаем, что основными принципами организации работы являются вариативность форм организации педагогического процесса и интегрированное сочетание различных видов деятельности, выбор приоритета того или иного специалиста в работе с каждым конкретным ребенком, создание условий, при которых ребенок может усваивать и активно применять знания и умения:
№ п/п | Вид деятельности | Формы организации педагогического процесса |
1 | Я-СПОРТСМЕН | Физкультурные занятия, спортивные развлечения, физкультурные досуги, разные виды гимнастик и физических, упражнений. |
2 | Я-ЗНАЙКА | Развитие интеллектуальных способностей, через логические задачи, головоломки, кроссворды, опыты, эксперименты, деятельность с родителями. |
3 | Я-АЙБОЛИТ | Медицинская помощь, консультирование, по детским заболеваниям и профилактическая работа по укреплению здоровья дошкольников. Обмен опытом между семьями по ЗОЖ. Здоровое витаминизированное питание. Закаливание. |
4 | Я-САМОДЕЛКИН | Развитие творческого воображения и обучения техническим навыкам при изготовлении поделок, игрушек, природного, бросового и др. материалов. Конструирование. |
5 | Я-ИГРАЛКИН | Развитие игровых совместных навыков, через дидактические, сюжетно-ролевые, творческие, конструктивные развивающие игры, |
6 | Я-ХУДОЖНИК | Развитие художественных способностей, обучение техническим навыкам пользования карандашами, красками, гуашью и др. материалами. |
7 | Я-АРТИСТ | Средствами музыкального воспитания раскрытие артистических данных, через инсценирование и драматизацию художественных произведений. |
Инновационная модель организации деятельности детей, не посещающих детский сад.
Я-
ИГРАЛКИН
Я-
АРТИСТ
Я-
ХУДОЖНИК
Я-СПОРТСМЕН
Я-
ЗНАЙКА
Я-
АЙБОЛИТ
Я-
САМОДЕЛ-КИН
Материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение
1. Организационное обеспечение
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Согласовать вопросы по набору детей и сотрудников | Март | Руководитель программы |
2 | Составить бюджет программы | Март | Бухгалтер |
3 | Решить вопрос о месте пребывания детей и условиях | Март-май | Руководитель программы |
4 | Произвести набор детей и инструктаж | Май | Руководитель программы |
5 | Согласовать время пребывания детей и работу пищеблока | Март | Руководитель программы |
6 | Решить вопросы комплектования персонала, проверить наличие допуска к работе | Апрель | Руководитель программы, медсестра |
7 | Организовать подготовительную работу | Март-май | Руководитель программы |
8 | Разработать программу, конспекты занятий, игр, сценарии развлечений и праздников, инструкции, другие сопутствующие материалы | Март | Творческая группа |
2. Материальное обеспечение.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Cоздать условия для оптимального использования выделенных денежных средств | Март-май | Начальник лагеря |
2 | Обеспечить персонал материалами для ведения подготовительной работы и проведения работы с детьми | Март-май | Руководитель программы |
3 | Изыскать технические средства, игрушки, игры, реквизит и другие атрибуты, необходимые для организации полноценного пребывания детей. | Март-май | Руководитель программы |
Организация предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
При организации среды учитываются:
- возрастные особенности развития детей;
- уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
- индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
- динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
- использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
3. Кадровое обеспечение.
Важным условием является – подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с детьми и родителями:
- Руководитель структурного подразделения;
- Социальный педагог;
- Педагог-психолог;
- Воспитатель;
- Учитель-логопед
- Инструктор по физическому воспитанию;
- Медсестра.
Распределение функциональных обязанностей участников педагогического процесса
Руководитель структурного подразделения | Социальный педагог | Педагог-психолог | Воспитатель | Учитель-логопед | Инструктор по физическому воспитанию | Медсестра |
Основные общие направления деятельности с детьми | ||||||
Распределение обязанностей между участниками по реализации воспитательно-образовательно-го процесса | Педагогическое сопровожде-ние детей во время развиваю-щих занятий | Психологи-ческое сопровож-дение детей; первичная и итоговая диагностика уровня актуального развития, консульта-тивная помощь при планирова-нии различных видов деятельнос-ти | Реализация воспитатель-но- образовательной программы | Логопедическое сопровождение детей; первичная и итоговая диагностика уровня сформиро-ванности речи | Планирование деятельности детей с учетом возрастных и индивидуаль-ных особенностей и базового плана воспитатель-но-образователь-ной работы, диагностика физического развития детей | Анализ санитарно-гигиенического состояния предметно-развивающей среды и разработка необходимых рекомендаций, проведение и оценка эффективности профилактических и оздоровитель-ных мероприятий. Медицинский контроль за состоянием здоровья воспитанни-ков |
Сотрудничество с семьями воспитанников | ||||||
Совместно с социальным педагогом планирование содержания работы с семьей. Консультирование взрослых участников педагогического процесса. Анкетирование родителей по различным вопросам. Составление семейного портрета семей, социологический опрос. | Участие в работе «родительской гостиной» по запросу | Проведение специально организо-ванных занятий, праздников, развлечений с детьми и родителя-ми, консульта-ция родителей | Проведение специально организованных занятий с детьми и родителями, консультация родителей | Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей | Консульта-тивно-просветительская деятельность с родителями по вопросам профилактики заболеваний, соблюдения санитарно-гигиеничес-ких правил по предупрежде-нию распространения инфекций, лечению заболеваний в домашних условиях, по формирова-нию ЗОЖ |
Планируемый результат
Создание единого пространства детского развития и воспитания через установление принципиально новых отношений, в которых родители выступают как равноправные партнеры и добросовестные воспитатели.
Кратковременное систематическое пребывание ребёнка вместе с родителями в детском саду и других социокультурных объектах села способствует его своевременному полноценному психическому созреванию и ранней социализации в процессе развивающего общения, а также даёт возможность самореализации и обогащения своего опыта.
- Оздоровление и развитие детей приоритетных направлений, не посещающих детский сад в летнюю оздоровительную компанию;
- Выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слое , предупреждение педагогической запущенности;
- Психолого-педагогическое обеспечение ранней социализации детей;
- Оказание помощи семье в выполнении функции воспитания и развития ребёнка;
- Апробация инновационной модели сопровождения детей, не посещающих детский сад, в условиях социокультурного пространства сельского детского сада;
Дальнейшее развитие программы
С начала 2011-2012 учебного года в структурном подразделении планируется работа с неорганизованными детьми. На базе школы будет работать клуб выходного дня для детей и родителей, и адаптационная группа для детей в возрасте с 1,5 до 4 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.) Тема: «День защиты детей». Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей», развивать у детей творческие наклонности
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.)Тема: «День защиты детей».Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном п...