Формирование здоровьесберегающей среды в группе.
статья (подготовительная группа) на тему
Выступление по формированию здоровьесберегающей среды в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zdorovesberegayushchey_sredy_v_gruppe.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающей среды в группе.
Педагогическая среда имеет огромное значение для здоровья ребенка, потому что ребе нок находится в ней большую часть времени бодрствова ния. При этом среду детского сада необходимо рассматри вать не только как социальную среду, но и как простран ство, в котором формируется и укрепляется психологичес кое и физическое здоровье.
Детский сад создаёт все определенные условия для формирования здоровьесберегающей среды в группе.
Задачами формирования здоровьесберегающей среды являются:
- создание экологической и психологической комфорт ности образовательной среды;
- создание игровой развивающей среды;
- обеспечение безопасности жизни детей;
- обеспечение условий для укрепления здоровья и зака ливания организма каждого из них.
Самостоя тельная двигательная активность детей на шестом-седьмом году жизни все больше ограничивается созданными усло виями в детском саду и в семье (увеличивается продолжи тельность образовательной деятельности, родители определяют детей в дополнительные школы). В связи с этим именно у детей этого возраста уже может сформироваться привычка к малоподвижному образу жизни.
Следует сделать вывод, что необходимо научиться управлять процессами здоровьесбережения!
Развивающая среда в нашей группе организована с учётом потребностей и интересов детей. Мы эстетично оформили ин терьер групповой, раздевальной, спальной комнат, чтобы дети чувствовали себя комфортно в уютной обстановке. В приёмной детей и родителей всегда встречают все персонажи УМК «Предшкола нового поколения» (оформлен уголок для родителей). Почти в каждом уголке группы и игровой зоне «живёт» персонаж УМК. В уголке природы Маша помогает ребятам наблюдать за погодой и отмечать её особенности, а Маленькая Корова следит за порядком среди комнатных растений, где ребята стараются бережно за ними ухаживать. В «царстве» сюжетно – ролевых игр хозяйничает Маленький Барашек и очень с ребятами любит играть в «Школу». В патриотическом уголке всегда рада видеть ребят Белка, а в уголке космонавтики много интересного может ребятам рассказать Миша. Эмоциональное благополучие ребёнка дости гается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлека тельных развлечений, подвижных игр, тематических досугов, праздников.
В группе, силами воспитателей и родителей, оборудова н «уголок уединения», где дети могут рассмотреть коллекции: открыток, различных фантиков, марок, календариков, фотографии своей семьи (оформлены альбомы «Генеалогическое древо моей семьи», поиграть с любимой игрушкой, расслабиться на диванчике. В этот уголок ребята любят брать с собой Кронтика и его друзей. Очень нравится играть детям в пальчиковый театр с персонажами УМК «Предшкола нового поколения», где они обыгрывают различные ситуации.
Снижение утомляемости ребёнка на занятиях достигаем мотивацией к занятию, построением занятия на интересе ребён ка и индивидуальный подход к каждому ребёнку, проведением динамических пауз, физкультурных минуток. Ребята с удовольствием занимаются дыхательной гимнастикой и релаксацией под музыку.
Занятия мы строим таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Обязательно проведение зрительной гимнастики в сочетании с двигательной активностью, особенно на занятиях, предполагающих большую зрительную нагрузку (составление рассказов по серии картинок или рассматривание картины, раскрашивание карандашами сюжетных картинок и т.п.). Для проведения зрительной гимнастики используем Кронтика на палочке, предлагая детям проследить глазами за движущимся персонажем; игры на развитие глазомера «Закинь шарик».
Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется у нас в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, систематическое проветривание помещения, соблюдение режима дня, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Ежедневно проводим утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. Создали картотеку упражнений «Гимнастика после сна и релаксация».
В нашей группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности.
Уголок оснащен оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Все приобретенное и изготовленное самостоятельно оборудование отвечает санитарно-гигиеническим нормам, эстетично выполнено и безопасно в использовании.
В уголке доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. При создании оборудования учитывали взаимосочетание отдельных атрибутов по форме, цвету, величине. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в любое занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому мы внедряем в практику нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия. Дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям.
Нестандартное оборудование используется в нашей группе во всех видах деятельности. Оно стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
К созданию нестандартного оборудования привлекали детей, чтобы они почувствуют себя маленькими творцами.
Свою работу проводим в тесной связи с медицинским персоналом, соблюдая все нормы СанПиН, применяя работу по профилактике и снижению заболеваемости детей (дети принимают аскорбиновую кислоту, используют аксолиновую мазь).
Также используем различные виды закаливания. Под закаливанием понимаем использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям.
Дети систематически поласкают рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов.
Весь повседневный быт ребенка строим так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.
Закаливание воздухом – это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения, поддерживания в нем оптимальной температуры воздуха + 200 С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже + 160 С.
Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к формированию здоровьесберегающей среды в группе. В связи с этим мы провели анкетирование родителей по теме «Растём здоровыми?». Анкетирование показало, что укреплением здоровья ребенка занимается в основном детский сад, дома же дети большую часть времени проводят в статическом положении у компьютера, за столами. Всего в двух семьях имеются спортивные уголки, родители признались, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе.
Для родителей подготовили статьи: «Формирование правильного дыхания у детей», «Профилактика плоскостопия», «Оздоровительная минутка!». Провела с родителями консультации на тему: «Закаливание детей в семье», «Негативное влияние компьютера на здоровье». Работа с родителями способствовала обогащению здоровьесберегающей среды в группе, созданию в семье нестандартного спортивного оборудования и его использование.
Подведя итог вышеизложенному, можно сказать, что в группе созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, высвобождено пространство для организации двигательной активности детей, создан спортивный уголок с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу.
Литература:
1. Научно - практический журнал «Управление ДОУ», 2011г., №1
2.«Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий» авт.-сост. М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. - Волгоград: Учитель, 2009.
3. Овчинникова Т. С. «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография». - СПб.: КАРО, 2006.
Воспитатель
I квалификационной категории
МБДОУ детский сад №65 г. Балаково
Кулак Светлана Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей«Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ»
Консультация для воспитателей«Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ»...
Формирование здоровьесберегающей среды через реализацию проекта "Мы будущие олимпийцы"
Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.Именно поэтому появилась ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПОСРЕДСТВОМ ВАЛЕОЛОГИИ
Консультация для педагогов с практической частью...
Формирование здоровьесберегающей среды в детском саду
1) Данные об ухудшении здоровья детей2) Причины ухудшения здоровья3) Компонентиы здоровьесберегающей среды4) Основные направления создания здоровьесберегающей среды в детском саду5) Переспектива работ...
Мастер-класс для педагогов «Особенности использования релаксационных упражнений в процессе формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ»
Мастер – класс для педагогов «Особенности использования релаксационных упражнений в процессе формирования здоровьесберегающей среды в ДОУ»...
Долгосрочный проект "Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО" «Гибкие пальчики»
Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» с учетом здоровьесберегающих технологий....
Долгосрочный проект «Формирование здоровьесберегающей среды и внедрение здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС ДО Профилактика плоскостопия.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, пост...
Комментарии
Спасибо
Спасибо