Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Нистратова Наталья Владимировна

М.В.Ломоносов...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra.doc_lomonosov.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 91 «Яблонька»

Интеллектуальная игра

«По следам великого земляка»,

посвященная  300-летию со  дня рождения

М.В.Ломоносова

(подготовительная группа)

воспитатели:

Нистратова Н.В.

музыкальный руководитель:

Попова М.А.

МДОУ №91 «Яблонька»

                                        г. Северодвинск

                                                2011год.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов о жизни и творчестве М.В. Ломоносова
  2. Рассматривание иллюстраций, книг по теме
  3. Работа с картой Архангельской области, знакомство с                           расположением и названиями  городов и сел Архангельской области
  4. Разучивание музыкального репертуара

Материал:

  1. Выставка книг о М.В. Ломоносове
  2. Портрет М.В. Ломоносова
  3. Аудиозапись Северного Академического хора
  4. Материал к опытам
  5. Скрипичный ключ
  6. Деревянные ложки
  7. Две магнитные доски и магниты, схемы мозаик
  8. Мультимедийная установка, презентация на тему

    « М.В. Ломоносов»

Ход интеллектуальной игры

«По следам великого земляка»

Дети заходят в зал под песню «Архангельский край» в исполнении «Северного академического  хора»

Вед1:          Наш земляк известен в мире,

  Он  ученый и поэт,

  Владел секретами мозаики,

  Венеру изучал, был математиком,

  Он человек-университет,

  Он знаменит на целый свет.

- Ребята, кто это? (ответы детей) 

Вед2:  В этом году мы будем отмечать 300-летие М.В, Ломоносова. Я вас приглашаю посмотреть фильм о жизни М.В. Ломоносова

Презентация « М.В. Ломоносов»

Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой Ломоносовым.

Сын крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова, Михайло до 10 лет жил в доме дяди отца, Луки Леонтьевича, морехода и зверобоя. Только в 1722 году смог его отец приобрести собственный дом и закрепить за собой 34 сажени пахотной земли. Но главной гордостью семьи стало новое судно «Святой Архангел Михаил» построенное крестьянином соседней волости.
        На этом судне юный Михайло Ломоносов ходил с отцом в  моря. В этих трудных походах на промысел морского зверя закалялось его сердце и мужал характер. Ломоносов рано научился грамоте, прочел все книги, которые мог достать.
 

Ломоносов имел отца  по натуре доброго человека и злую, завистливую мачеху, которая не понимала его стремления к знаниям, поэтому, М.В. Ломоносов был вынужден покинуть отчий дом.

Морозным декабрьским днем 1730 года отправился девятнадцатилетний юноша с рыбным обозом в Москву, выпросив у соседа Фомы Шубного кафтан и заняв три рубля. Несмотря на его взрослые лета, Михайло   определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка.
         Через полгода он был переведён в следующий класс. За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языкам.
 После учебы в университете, а так же за границей М.В. Ломоносову было присвоено звание профессора химии.

В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик.     

  Ломоносов интересовался вопросами астрономии. Он с увлечением занимался сам наблюдениями за небесными светилами. Необыкновенная широта и многообразие астрономических знаний учёного поражают.

Сегодня во многих городах  и селах есть памятники, посвященные
М.В. Ломоносову, улицы и площади, названные в его честь.

На родине М.В.Ломоносова в  центре села  стоит одноэтажное здание. По преданию, оно поставлено на месте дома Ломоносовых. Сейчас в здании разместился музей. От музея недалеко до здания школы, перед которым с 1958 года стоит памятник М.В. Ломоносову.

  Средства на памятник М.В. Ломоносову в городе Архангельске собирала вся Россия. 

В  Северодвинске есть площадь имени М.В. Ломоносове, в центре которой стоит памятник великому ученому.  Самая длинная улица нашего города названа в честь нашего земляка – улицей Ломоносова

Вед 1: А сейчас я приглашаю ребят прочесть стихотворение Владимира Виноградского о М.В. Ломоносове:

 

1 ребенок: Той странной верности науке

                  Дивятся люди до сих пор…

                  Шел, от мороза пряча руки,

                  В Москву ходок из Холмогор.

2 ребенок: Крутая вьюга замела

                   Обоза северного след,

                   И ничего ещё не знала

                   Москва про университет.

3 ребенок: В котомке лук и корка хлеба,

                   Но он предвидел эту быль,

                   Когда в распахнутое небо,

                   Вонзился твой высокий шпиль,

                   Когда смирится космос грозный,

                   Разымет атомы рука,

                   И встанет он одетый в бронзу

                   Перед Россией на века.

Вед1: Много великих людей родилось в нашем красивом северном крае.

И сейчас я всем детям предлагаю исполнить замечательную песню, которая так и называется «Наш край»

Песня «Наш край»

музыка Д.И Кобалевского

слова А. Пришелец

Вед2: Богат и красив наш край поморский, здесь живут люди с сильным характером, смелые, умные, такие как был М.В. Ломоносов.

Большинство из вас и ваших родителей тоже родились на этой земле.

Сегодня мы предлагаем вам показать себя и проверить ваши знания.

Вед1: В нашей игре принимают участие две команды. И сейчас мы вам их представим: первая команда – «Поморы»

                      Вторая команда – «Университет».

Вед2: М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие русской словесности. Он писал оды и издал первую грамматику на русском языке.

Первый конкурс нашей игры так и называется «Конкурс словесности».

В этом конкурсе мы проверим вас,  знаете ли вы, что означают некоторые северные слова.

  1. Кто такие поморы? Правильный ответ

(люди, живущие на побережье Белого моря)

  1. Почему Белое море называют Белым?  

(Легенда: Поморы рассказывают, упала звезда в море, и осветила его воды своим светом, вот поэтому вода в нем светлая.)

  1. Что означает слово берея?

- музыкальный инструмент

- собирательница ягод

- похлебка

      4. Что такое грабилка?

           - грабли для сбора листвы

           - черпак для сбора ягод.

         (Раньше человека, идущего из леса спрашивали: «Много ягод награбил?»)

  1. Что такое сиверко?

-северный ветер

-северное сияние

  1. Ветряк- это:

-лесная ягода

-мельница с деревянными крыльями

   

  1. Сполохами называют:

-веселых скоморохов

-северное сияние

      8. Шаркунок – это:

            - музыкальный инструмент

            - обувь для старых людей

Вед 2:   Молодцы ребята! Умеете вы вслушиваться в слова. Пока жюри подводит итоги, мы объявляем музыкальную паузу (выставляется  скрипичный ключ)

Ребенок:     Мы на Севере живем,

                    Вкусны шанежки печем,

                    И частушек много знаем,

                    Все сейчас перепоем.

Северные частушки:

1  Ой, подружка дорогая,

    Выходи со мной  плясать.

    Мы заставим гармониста,

    Полтора  часа  играть.

2  У меня четыре  шали,

    Пятая пуховая,

    Не одна я боевая,

    Вся семья весёлая.

3  Пойду  плясать,

    Головой  качну,

    Потом карими  глазами,

    Завлекать  начну.

4  Я не папкин сын,

    Я не мамкин сын,

    Я на ёлке рос,

    Меня  ветер  снёс.

5  Я не папкина,

    Я не мамкина,

    Я на улице  росла
   Меня  курица  снесла.

6  Ой, топну  ногой,

    Да притопну  другой

    Сколько я не  топочу,

    Всё  равно  плясать хочу!

  1. Мне  не надо  сто  горошин,

     А  одну  горошину,

     Мне  не надо сто девчонок,

      А одну  хорошую.

  1. Уморили  гармониста,

      Гармонь  просит выходной,

      Забираем  гармониста,

      Отправляемся  домой.

Вед1:  У М.В.Ломоносова  была своя лаборатория, где он любил проводить опыты по физике и химии.

Сегодня свое мастерство представят семьи:…

После представленного эксперимента вы должны задать вопрос своим соперникам.

Конкурс  «Хочу все знать»

          На конкурсе были представлены следующие эксперименты:

- с магнитом «Почему самолет летает за рукой?»,

- с яйцом «Почему яйцо всплывает  в соленой воде?»,

- «Как разделить сахар и молотый перец?» на образование  статического электричества,

- «Как взять монетку, не задев ее руками?» выпрямление согнутой спички

Вед2: Сколько интересного мы узнали на этом конкурсе,  предлагаем жюри оценить выступление команд. Объявляется музыкальная пауза.

(выносится скрипичный ключ)

Песня «Отчий край»

 музыка В. Журавлева

слова Е. Ерошенко

Вед2:  М.В. Ломоносова интересовало буквально все, что его окружало: почему сверкает молния, куда исчезает пар. А теперь многие ученые изучают его творчество, его жизнь.

И  в следующем конкурсе капитаны команд продемонстрируют нам свои знания о великом земляке.

 

Конкурс капитанов.

Вопрсы капитанам команд задаются по очереди

- Где родился М.В. Ломоносов?

- В какой город М.В. Ломоносов отправился с обозом?

- Со скольки лет Михайло ходил в море с отцом?

- Назовите известную мозаику, выполненную М.В. Ломоносовым

- Какую планету изучал наш земляк?

- Чем прослвился М.В.Ломоносов?

И на последний вопрос могут ответить оба капитана: Что названо именем М.В. Ломоносова в нашем городе?

Вед1:  Объявляем музыкальную паузу (выносится скрипичный ключ)

Вед2:  Раньше в поморских селеньях не только умели хорошо работать, но и весело отдыхать.

На гуляньях девушки и парни любили поиграть. А вы хотите поиграть?

 

Выходи честной народ,

Да, вставай, в хоровод!

Хоровод  « Северный хоровод»  

русская народная песня

Вед1:  Итак, продолжим нашу игру. М.В. Ломоносов внес большой вклад в такую науку, как астрономия. Он любил наблюдать за звездным небом. И одним из первых открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Среди нас тоже есть юные астрономы. О созвездиях и звездах  нам расскажут…

Конкурс астрономов

(ребенок совместно со взрослым показывает изображение созвездия и рассказывает о нем. Дети составили рассказы о созведиях под которыми они родились)

И первыми приглашаем команду «Университет».

А в команде «Поморы» в качестве юного астронома выступит …, и поможет ему в этом мама…

Вед2: А сейчас переходим к последнему конкурсу.

       Разноцветную мозаику изобрел великий мастер,

       Он ваял царя Петра, знатных дам, баталий битв,

       Умер с ним искусства древний вид.

Командам предстоит собрать в технике мозаики свои рисунки. А мы посмотрим, кто быстрее справиться с этим заданием.

Конкурс «Мозаика»

(выставляется две магнитные доски, магниты, на магнитных досках прикреплены схемы мозаик)

Вед1: Вот и закончилось наша игра. Предоставим слово нашему ученому совету, то есть  жюри.

(выступление жюри, награждение команд)

Вед2:  заключительный танец мы посвящаем нашим   участникам и гостям.

Танец «Байновская кадриль»

диск «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой

В конце праздника на память всем детям вручаются медали с изображением М.В. Ломоносова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"

....................................................................

Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"

М.В.Ломоносов интелектуальная игра...

Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"

М.В.Ломоносов интелектуальная игра...

Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"

М.В.Ломоносов интелектуальная игра...

Викторина в старшей группе «Вопрос –ответ» «Наш великий земляк – К. В. Иванов»

Актуальность.«В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. В Чувашии этот год объявлен Годом Константина Васильевича Иванова, основоположника современной...

Проект «Ломоносов – помор и наш великий земляк»

Отсутствие знаний у детей о жизни и деятельности  великого земляка Михайло Васильевича Ломоносова, о традициях поморов....

Презентация для детей "Великие земляки. Анна Николаевна Королькова"

126 лет назад родилась Королькова Анна Николаевна, писательница-сказочница.В 1933 г. Королькова переехала вместе с семьёй в Воронеж.С 1937 г. начала сочинять сказки.В 1941 г. в Воронеже вышел первый с...