Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – «Детский сад № 91 «Яблонька»
Интеллектуальная игра
«По следам великого земляка»,
посвященная 300-летию со дня рождения
М.В.Ломоносова
(подготовительная группа)
воспитатели:
Нистратова Н.В.
музыкальный руководитель:
Попова М.А.
МДОУ №91 «Яблонька»
г. Северодвинск
2011год.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов о жизни и творчестве М.В. Ломоносова
- Рассматривание иллюстраций, книг по теме
- Работа с картой Архангельской области, знакомство с расположением и названиями городов и сел Архангельской области
- Разучивание музыкального репертуара
Материал:
- Выставка книг о М.В. Ломоносове
- Портрет М.В. Ломоносова
- Аудиозапись Северного Академического хора
- Материал к опытам
- Скрипичный ключ
- Деревянные ложки
- Две магнитные доски и магниты, схемы мозаик
- Мультимедийная установка, презентация на тему
« М.В. Ломоносов»
Ход интеллектуальной игры
«По следам великого земляка»
Дети заходят в зал под песню «Архангельский край» в исполнении «Северного академического хора»
Вед1: Наш земляк известен в мире,
Он ученый и поэт,
Владел секретами мозаики,
Венеру изучал, был математиком,
Он человек-университет,
Он знаменит на целый свет.
- Ребята, кто это? (ответы детей)
Вед2: В этом году мы будем отмечать 300-летие М.В, Ломоносова. Я вас приглашаю посмотреть фильм о жизни М.В. Ломоносова
Презентация « М.В. Ломоносов»
Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой Ломоносовым.
Сын крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова, Михайло до 10 лет жил в доме дяди отца, Луки Леонтьевича, морехода и зверобоя. Только в 1722 году смог его отец приобрести собственный дом и закрепить за собой 34 сажени пахотной земли. Но главной гордостью семьи стало новое судно «Святой Архангел Михаил» построенное крестьянином соседней волости.
На этом судне юный Михайло Ломоносов ходил с отцом в моря. В этих трудных походах на промысел морского зверя закалялось его сердце и мужал характер. Ломоносов рано научился грамоте, прочел все книги, которые мог достать.
Ломоносов имел отца по натуре доброго человека и злую, завистливую мачеху, которая не понимала его стремления к знаниям, поэтому, М.В. Ломоносов был вынужден покинуть отчий дом.
Морозным декабрьским днем 1730 года отправился девятнадцатилетний юноша с рыбным обозом в Москву, выпросив у соседа Фомы Шубного кафтан и заняв три рубля. Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка.
Через полгода он был переведён в следующий класс. За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. После учебы в университете, а так же за границей М.В. Ломоносову было присвоено звание профессора химии.
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик.
Ломоносов интересовался вопросами астрономии. Он с увлечением занимался сам наблюдениями за небесными светилами. Необыкновенная широта и многообразие астрономических знаний учёного поражают.
Сегодня во многих городах и селах есть памятники, посвященные
М.В. Ломоносову, улицы и площади, названные в его честь.
На родине М.В.Ломоносова в центре села стоит одноэтажное здание. По преданию, оно поставлено на месте дома Ломоносовых. Сейчас в здании разместился музей. От музея недалеко до здания школы, перед которым с 1958 года стоит памятник М.В. Ломоносову.
Средства на памятник М.В. Ломоносову в городе Архангельске собирала вся Россия.
В Северодвинске есть площадь имени М.В. Ломоносове, в центре которой стоит памятник великому ученому. Самая длинная улица нашего города названа в честь нашего земляка – улицей Ломоносова
Вед 1: А сейчас я приглашаю ребят прочесть стихотворение Владимира Виноградского о М.В. Ломоносове:
1 ребенок: Той странной верности науке
Дивятся люди до сих пор…
Шел, от мороза пряча руки,
В Москву ходок из Холмогор.
2 ребенок: Крутая вьюга замела
Обоза северного след,
И ничего ещё не знала
Москва про университет.
3 ребенок: В котомке лук и корка хлеба,
Но он предвидел эту быль,
Когда в распахнутое небо,
Вонзился твой высокий шпиль,
Когда смирится космос грозный,
Разымет атомы рука,
И встанет он одетый в бронзу
Перед Россией на века.
Вед1: Много великих людей родилось в нашем красивом северном крае.
И сейчас я всем детям предлагаю исполнить замечательную песню, которая так и называется «Наш край»
Песня «Наш край»
музыка Д.И Кобалевского
слова А. Пришелец
Вед2: Богат и красив наш край поморский, здесь живут люди с сильным характером, смелые, умные, такие как был М.В. Ломоносов.
Большинство из вас и ваших родителей тоже родились на этой земле.
Сегодня мы предлагаем вам показать себя и проверить ваши знания.
Вед1: В нашей игре принимают участие две команды. И сейчас мы вам их представим: первая команда – «Поморы»
Вторая команда – «Университет».
Вед2: М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие русской словесности. Он писал оды и издал первую грамматику на русском языке.
Первый конкурс нашей игры так и называется «Конкурс словесности».
В этом конкурсе мы проверим вас, знаете ли вы, что означают некоторые северные слова.
- Кто такие поморы? Правильный ответ
(люди, живущие на побережье Белого моря)
- Почему Белое море называют Белым?
(Легенда: Поморы рассказывают, упала звезда в море, и осветила его воды своим светом, вот поэтому вода в нем светлая.)
- Что означает слово берея?
- музыкальный инструмент
- собирательница ягод
- похлебка
4. Что такое грабилка?
- грабли для сбора листвы
- черпак для сбора ягод.
(Раньше человека, идущего из леса спрашивали: «Много ягод награбил?»)
- Что такое сиверко?
-северный ветер
-северное сияние
- Ветряк- это:
-лесная ягода
-мельница с деревянными крыльями
- Сполохами называют:
-веселых скоморохов
-северное сияние
8. Шаркунок – это:
- музыкальный инструмент
- обувь для старых людей
Вед 2: Молодцы ребята! Умеете вы вслушиваться в слова. Пока жюри подводит итоги, мы объявляем музыкальную паузу (выставляется скрипичный ключ)
Ребенок: Мы на Севере живем,
Вкусны шанежки печем,
И частушек много знаем,
Все сейчас перепоем.
Северные частушки:
1 Ой, подружка дорогая,
Выходи со мной плясать.
Мы заставим гармониста,
Полтора часа играть.
2 У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая,
Вся семья весёлая.
3 Пойду плясать,
Головой качну,
Потом карими глазами,
Завлекать начну.
4 Я не папкин сын,
Я не мамкин сын,
Я на ёлке рос,
Меня ветер снёс.
5 Я не папкина,
Я не мамкина,
Я на улице росла
Меня курица снесла.
6 Ой, топну ногой,
Да притопну другой
Сколько я не топочу,
Всё равно плясать хочу!
- Мне не надо сто горошин,
А одну горошину,
Мне не надо сто девчонок,
А одну хорошую.
- Уморили гармониста,
Гармонь просит выходной,
Забираем гармониста,
Отправляемся домой.
Вед1: У М.В.Ломоносова была своя лаборатория, где он любил проводить опыты по физике и химии.
Сегодня свое мастерство представят семьи:…
После представленного эксперимента вы должны задать вопрос своим соперникам.
Конкурс «Хочу все знать»
На конкурсе были представлены следующие эксперименты:
- с магнитом «Почему самолет летает за рукой?»,
- с яйцом «Почему яйцо всплывает в соленой воде?»,
- «Как разделить сахар и молотый перец?» на образование статического электричества,
- «Как взять монетку, не задев ее руками?» выпрямление согнутой спички
Вед2: Сколько интересного мы узнали на этом конкурсе, предлагаем жюри оценить выступление команд. Объявляется музыкальная пауза.
(выносится скрипичный ключ)
Песня «Отчий край»
музыка В. Журавлева
слова Е. Ерошенко
Вед2: М.В. Ломоносова интересовало буквально все, что его окружало: почему сверкает молния, куда исчезает пар. А теперь многие ученые изучают его творчество, его жизнь.
И в следующем конкурсе капитаны команд продемонстрируют нам свои знания о великом земляке.
Конкурс капитанов.
Вопрсы капитанам команд задаются по очереди
- Где родился М.В. Ломоносов?
- В какой город М.В. Ломоносов отправился с обозом?
- Со скольки лет Михайло ходил в море с отцом?
- Назовите известную мозаику, выполненную М.В. Ломоносовым
- Какую планету изучал наш земляк?
- Чем прослвился М.В.Ломоносов?
И на последний вопрос могут ответить оба капитана: Что названо именем М.В. Ломоносова в нашем городе?
Вед1: Объявляем музыкальную паузу (выносится скрипичный ключ)
Вед2: Раньше в поморских селеньях не только умели хорошо работать, но и весело отдыхать.
На гуляньях девушки и парни любили поиграть. А вы хотите поиграть?
Выходи честной народ,
Да, вставай, в хоровод!
Хоровод « Северный хоровод»
русская народная песня
Вед1: Итак, продолжим нашу игру. М.В. Ломоносов внес большой вклад в такую науку, как астрономия. Он любил наблюдать за звездным небом. И одним из первых открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Среди нас тоже есть юные астрономы. О созвездиях и звездах нам расскажут…
Конкурс астрономов
(ребенок совместно со взрослым показывает изображение созвездия и рассказывает о нем. Дети составили рассказы о созведиях под которыми они родились)
И первыми приглашаем команду «Университет».
А в команде «Поморы» в качестве юного астронома выступит …, и поможет ему в этом мама…
Вед2: А сейчас переходим к последнему конкурсу.
Разноцветную мозаику изобрел великий мастер,
Он ваял царя Петра, знатных дам, баталий битв,
Умер с ним искусства древний вид.
Командам предстоит собрать в технике мозаики свои рисунки. А мы посмотрим, кто быстрее справиться с этим заданием.
Конкурс «Мозаика»
(выставляется две магнитные доски, магниты, на магнитных досках прикреплены схемы мозаик)
Вед1: Вот и закончилось наша игра. Предоставим слово нашему ученому совету, то есть жюри.
(выступление жюри, награждение команд)
Вед2: заключительный танец мы посвящаем нашим участникам и гостям.
Танец «Байновская кадриль»
диск «Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворовой
В конце праздника на память всем детям вручаются медали с изображением М.В. Ломоносова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"
....................................................................
Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"
М.В.Ломоносов интелектуальная игра...
Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"
М.В.Ломоносов интелектуальная игра...
Интеллектуальная игра "По следам великого земляка"
М.В.Ломоносов интелектуальная игра...
Викторина в старшей группе «Вопрос –ответ» «Наш великий земляк – К. В. Иванов»
Актуальность.«В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. В Чувашии этот год объявлен Годом Константина Васильевича Иванова, основоположника современной...
Проект «Ломоносов – помор и наш великий земляк»
Отсутствие знаний у детей о жизни и деятельности великого земляка Михайло Васильевича Ломоносова, о традициях поморов....
Презентация для детей "Великие земляки. Анна Николаевна Королькова"
126 лет назад родилась Королькова Анна Николаевна, писательница-сказочница.В 1933 г. Королькова переехала вместе с семьёй в Воронеж.С 1937 г. начала сочинять сказки.В 1941 г. в Воронеже вышел первый с...