Играем на свирели
статья (подготовительная группа) на тему
Статья из опыта работы музыкального руководителя детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_na_svireli-szhataya.docx | 443.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Волокитина Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель.
Место работы: ГБДОУ детский сад №95 Невского района г. Санкт-Петербурга.
Тел.:8-921-770-75-25 e-mail: volockitina.tania@yandex.ru
«Играем на свирели».
Из опыта работы музыкального руководителя
ГБДОУ №95 Невского района г. Санкт-Петербурга
Волокитиной Т.Н. с детьми логопедических групп.
О том, сколько удовольствия и пользы получают дети от игры на детских музыкальных инструментах известно всем. Это, прежде всего, расширение сферы самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка, развитие его музыкальных способностей, мелодического, ритмического, динамического слуха. Игра на духовом инструменте очень близка к пению и поэтому непосредственно влияет на развитие певческого голоса и слуха. Она позволяет, если можно так выразиться, «попробовать на вкус» точную высоту звука, ощутить его длительность, протяжность наряду с ритмическим рисунком мелодии. Это прекрасное средство не только музыкального развития, но и развития мышления, памяти, творческой активности, слухового внимания и способности контролировать дыхание.
Игра на свирели является упражнением, одновременно развивающим и музыкальные способности, и мелкую моторику, и дыхание, что очень важно именно в работе с детьми речевых групп. Ребёнок в естественной, непринуждённой и привлекательной форме выполняет дыхательную гимнастику, на слух контролирует правильность выполнения и самостоятельно или с помощью взрослого исправляет ошибки. Для правильного звучания свирели необходим ровный, умеренно наполненный выдох. При слабом выдохе звук исчезает, при слишком резком или напряжённом – свирель «пищит». Нельзя забывать о том, что развитие и укрепление дыхательной системы ребёнка – это развитие и укрепление его здоровья.
Со свирелью Э. Смеловой я познакомилась много лет назад, но тогда она меня не заинтересовала, её сложно использовать в детском оркестре, так как она звучит в другой тональности. К тому же, это инструмент индивидуального пользования, а в нашем оркестре дети часто меняются инструментами, хочется поиграть на всех.
Когда в детском саду появились логопедические группы, мы столкнулись с некоторыми трудностями в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах. Игра в ансамбле или в оркестре требует развитого чувства ритма, слухового внимания и согласованности. А у большинства детей этих групп развитие ритмического слуха оказалось на низком уровне, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация движений. Добавляло сложности и то, что в группе были дети двух, иногда трёх, возрастов. Игрой на инструментах оставалось заниматься только в индивидуальном порядке. Тут-то нам на выручку и пришла свирель. С помощью родителей мы приобрели свирели на всех детей и воспитателей логопедических групп. Все инструменты были подписаны и хранились в группах в индивидуальных футлярах в зонах музыкальной деятельности.
Прежде чем начать обучение детей игре на свирели, на занятиях знакомим их с такими свойствами музыкального звука, как высота и длительность, используя различные музыкальные произведения, упражнения и музыкально-дидактические игры («Весёлый паровозик», «Коробочка», «Шарики». Особое внимание уделяем упражнениям на развитие дыхания и мелкой моторики.
Начинаем знакомство со свирелью с рассказа об инструменте, знакомим с его звучанием. В роли исполнителя выступает музыкальный руководитель или играет воспитатель под аккомпанемент фортепьяно. Можно загадать музыкальные загадки – исполнить мелодии знакомых песен. На следующем занятии каждый получает в руки свой инструмент и последовательно учится правилам обращения с ним. Все задания выполняются по показу музыкального руководителя, воспитатель помогает детям, у которых возникли затруднения. Рассматриваем строение, составные части, считаем отверстия. Дети пытаются самостоятельно поиграть на свирели и замечают, что «дырочки не работают». Объясняем, что свирель – это дудочка с секретом, и мы постепенно научимся на ней играть.
Дети уже знакомы с музыкально-дидактическими играми «Весёлый паровозик», «Шарики»; на следующих занятиях играем в них на свирелях, исполняем песенки на одном открытом звуке. Плотно закрываем первую дырочку указательным пальцем и играем те же песенки. Учимся закрывать две, три, четыре отверстия. На общих занятиях ограничиваемся этими звуками, закрывая отверстия указательными и средними пальцами.
Очень любят дети упражнение «Птичка» - это подготовка к игре песенок на двух соседних звуках. Упражнения «Кукушка», «Баю-баю» - два звука через один пропущенный. Постепенно переходим от самых простых мелодий к более сложным. Наши ноты – воздушные шарики. Маленькие круглые шарики – короткие звуки, восьмые; продолговатые побольше – четверти. Цифры на шариках обозначают, сколько надо зажать дырочек, шарики расположены на высоте, соответствующей относительной высоте звука. Пауза – ниточка от шарика (улетел). При необходимости используем знак репризы – повторения. С детьми старшей подгруппы во втором полугодии разучивали 2-хголосные мелодии (р.н.м.«Как у наших у ворот»). Сложные мелодии делили на фразы и исполняли подгруппами, при оркестровке добавляли другие инструменты: гитарайки, металлофоны, цимбалы (р.н.м.«Светит месяц», «Калинка»).
При разучивании новой мелодии обычно придерживаюсь следующих ступеней:
- Пение с текстом.
- Пение по «шарикам» на звуке «у» - акцентирую внимание на ритме.
- Пение по шарикам, называя цифры – мелодический рисунок.
- Играем по «шарикам» на свирели.
- Поём цифровку по памяти.
- Играем по показу взрослого.
- Самостоятельно с фортепьянным сопровождением.
В зависимости от этапа разучивания, сложности мелодии и уровня подготовки детей использую на одном занятии часть этих ступеней. Например: начальный этап 1-4; средний 1,3,4; завершающий этап 4-7; 4,6,7; 5,6; 3,7 и др.
Наблюдения показали, что при использовании «нот-шариков» все дети группы научились играть на свирели, быстрее запоминали мелодии, проявляли активный интерес. Выявилась значительная динамика в развитии мелодического и ритмическогослуха.
В самостоятельной музыкальной деятельности дети играют знакомые мелодии по нотам-шарикам и по памяти, пытаются исполнить по «нотам» новые песенки. У них появляется желание придумать и нарисовать свою песенку, но здесь обычно требуется помощь взрослого.
Очень нравятся детям игры «Цепочка» (исполнение одного мотива по очереди) и «Присоединяйся» (играть начинает один, постепенно присоединяются остальные). Допустивший ошибку становится последним.
Все получают от занятий удовольствие, всем хочется играть на свирели, но продолжительность особенно коллективной игры на свирелях надо контролировать и не допускать переутомления слуха и дыхания. Не забывали мы и о правилах гигиены, этот чудесный инструмент не боится мыла и воды.
В результате многие родители приобрели свирели для домашнего пользования и даже сами научились на них играть под руководством своих сыновей и дочерей.
«Шарики-ноты»
«Коробочка» -- пропеваем простые ритмические рисунки, играем их на свирели на одном звуке ( надуваем маленькие и большие шарики). Удары молоточка акцентируют ритм. | |
«Смелый пилот» - песенка на одном звуке из «Музыкального букваря»: « Вырасту, буду лётчиком смелым. Нет для мальчишки лучшего дела». Играем на открытом звуке. Название и иллюстрация на обратной стороне, не отвлекает внимание и может использоваться, как загадка. | |
«Сорока» русс.нар. п. «Сорока, сорока, где была? – Далёко». Цифры на шариках – количество закрытых отверстий. | |
«Дождик» русская народная песенка. «Дождик, дождик, пуще, Станет трава гуще». Дырочки закрываются указательным и средним пальцами одной руки. |
«Василёк» русская народная песенка. Василёк, василёк, Мой любимый цветок, Скоро ль, ты мне скажи, Засинеешь во ржи. Третье отверстие закрыть указательным пальцем другой руки. | |
«У кота-воркота колыбелька хороша» Русская народная песенка. Сравнить строчки. Большой зелёный шарик разделился на два маленьких. | |
«Ходит зайка» русс. нар.мел. Ходит зайка по саду, по саду, Щиплет травку лебеду, лебеду. | |
Мы идём дорожками, Мы идём тропинками, Мы идём с лукошками, Мы идём с корзинками. Четвёртое отверстие закрываем средним пальцем другой руки. |
«Светит месяц» русская народная мел. Первая половина. Появился знак репризы – повторить всё от знака до знака. Исполняется с аккомпанементом, так как в партии свирели не все звуки мелодии. | |
«Светит месяц». Продолжение. Ноль можно не обозначать, но так предложили дети. | |
«Куры, гуси да индюшки Наклевалися петрушки, Закусили лебедой, Побежали за водой». Русс.нар.п. Играли со старшей подгруппой. Указа-тельный, средний, безымянный пальцы обеих рук закрывают 6 отверстий. | |
«Калинка» русская народная мел. Запев, последняя фраза. Начинали запев самые младшие – глиссандо на струнных. Эту фразу исполняли только те, кто мог закрыть все дырочки. | |
«Калинка». Припев. Дети младшей подгруппы играют на бубнах, ложках, трещётках. Когда мелодия хорошо усвоена, большое удовольствие доставляет исполнение с ускорением. |
«Как у наших у ворот» русс.нар.мел. Первая партия. Исполняется старшей подгруппой. | |
«Как у наших у ворот». Вторая партия. Младшая подгруппа. Каждую партию разучиваем подгруппами, затем объединяем. | |
Песенка «Путаница» из «Музыкального букваря».
Воробушек прибежал и коровой замычал: «Му! Му!».
Прибежал медведь и давай реветь: «Кукареку! Кукареку!»
Карточки-картинки используются для распределения ролей или как отгадка.
Роли исполняются индивидуально или группой детей. Можно предложить одному из детей исполнить любую фразу. Остальным – угадать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра на свирели - как средство развития музыкальных способностей детей с нарушением речи.
Конспект содержит материалы опыта работы по обучению детей логопедической группы игре на свирели....
Авторская программа по дополнительному образованию (обучение детей игре на свирели) "Свирелька"
Есть слово – и оно едино, Россия. Этот звук – свирель. ...
Рекомендация для родителей "Почему нужно и важно научить ребенка играть на свирели".
Дорогие родители. Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание и формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, начиная с ...
«О пользе игры на свирели»
Выступление на родительском собрание о пользе игры на духовых инструментах детей на примере игры на свирели....
"Я играю на свирели" Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Конкурсное задание "Педагогическая находка" .Освоение игры на свирели в условиях детского сада ....
Игра на свирели и блокфлейте, как форма приобщения детей к музыкальному творчеству.
Этот вид деятельности на уроках музыках обрел свою популярность не зря. Игра на свирели способствует всестороннему развитию ребенка с физической и умственной точки зрения.Данная работа является актуал...
"Игра на свирели как средство музыкального развития детей"
Из опыта работы...