Групповые родительские собрания
методическая разработка по теме
Правила проведения родительских собраний в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_provedeniya_roditelskih_sobraniy.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповые родительские собрания в детском саду.
План.
- Актуальность темы.
- Формы проведения родительских собраний.
- Правила проведения.
- Примерные темы родительских собраний.
- Основные этапы подготовки родительского собрания.
- Основные этапы проведения родительского собрания.
Содержание работы педагога с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для неё необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители могут задать вопрос, на который они не знают ответа.
Бывает, что причины трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Иногда общение ограничивается взаимными претензиями.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом, современным родителям оказываем помощь мы, педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в разных формах.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания – встречи, конференции, тренинги, «Круглые столы» и др.
Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания – встречи.
Родительские собрания – целесообразная и действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
К сожалению, истинный смысл собрания (встретиться, чтобы вместе поговорить о проблемах и найти способы решения, узнать о достижениях друг друга) нередко искажается педагогами. Ведя собрания и воздействуя на родителей воспитанников из самых лучших побуждений, педагоги не замечают, что используют в своих выступлениях слова – распоряжения, приказы (нужно, должен, сделайте, принесите, сдайте, слушайте, что я Вам говорю и т. д.), действующие раздражающе. Такое общение педагогов и родителей на собрании можно рассматривать как общение не слышащих друг друга людей.
Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. Это «cлепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.
Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, и как результат – проекты, направленные на новое качество воспитания детей. Педагог, в этом случае не будет диктовать, навязывать свой взгляд; он дает возможность каждому родителю принять участие в обсуждении актуальных проблем воспитания; ориентируется на выявление интересов, чувств родителей и внимательное восприятие высказываемых идей, способных объединить взрослых в коллектив единомышленников.
Диалог порождает новый смысл собрания – встреча партнеров. Такое собрание не может проводиться для галочки в плане работы педагога и быть формальным времяпровождением для родителей.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, такие как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «КВН», «Ток – шоу» и др.
Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».
«Устный журнал» состоит из 3 – 6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Рубрики могут повторять те, что видим мы в известных журналах, например: «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Справочное бюро», «В кругу семьи». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. В проведении «Педагогической гостиной» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
Выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно – аналитические (они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно – информационные.
Какой бы вид собрания ни выбрал воспитатель, следует придерживаться десяти правил:
-собрание должно запомниться;
- должно заставить задуматься;
- настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;
- информационный блок должен быть хорошо подготовлен;
- в присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем;
- на каждого родителя должно хватить времени;
- собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу;
- уважайте свое время и время родителей – собрание не должно длиться более 1ч 20 мин: 20 мин – довести новую информацию,15 – 20 мин выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы. Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения;
- каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству;
- будьте изобретательны – проводите собрание по – новому.
Информационный блок формируется из информации: базовой, актуальной, применимой к данной группе детей.
Базовая информация – то, что известно о проблеме (теме вашего собрания), как она обычно трактуется. Актуальная – последние сведения, результаты исследований, новые подходы к проблеме (теме) собрания. Информация, применимая к данной группе – сведения о детях, ситуациях, проблемах, путях решения, рекомендации воспитателя родителям.
Ответы на вопросы родителей опытному воспитателю давать несложно, день за днем он сталкивается с различными проблемами, разрешает конфликтные ситуации. Если вопрос родителя поставил вас в тупик, следует обозначить готовность помочь и отсрочить решение вопроса: «К сожалению, сейчас я не могу ответить на ваш вопрос. Я проконсультируюсь со специалистом (получу или уточню информацию) и смогу в полном объеме ответить вам через несколько дней».
Как сделать собрание запоминающимся? Для этого надо:
- приводить интересные факты. Например: « Леонардо да Винчи, Мерей Матье, Билл Гейтс – это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;
- спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;
- рекомендовать упражнения, фильмы, книги;
- менять формы собраний.
Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад? Это значит:
- сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;
- приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;
- всегда поощрять наиболее активных родителей.
Чаще смотрите на аудиторию, обращайтесь к родителям жестом, взглядом.
Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.
Темы родительских собраний, где может быть использована нетрадиционная методика
Ясельная группа
“О здоровье — всерьез”.
“Зачем детям нужна мама?”
“Об упрямстве и капризах”.
“Игра — не забава”.
Младшая группа
“Будем знакомы”.
“О гигиене и правилах хорошего тона за столом”.
“О профилактике детского дорожно-транспортного травматизма”.
“Истоки доброты”.
Средняя группа
‘’Мужская рука’’ - встреча отцов.
“Путь к здоровью, силе, бодрости”.
“Пока не поздно” — о воспитании любви к природе.
“О любви к живому”.
Старшая группа
“Труд — лучший воспитатель”.
“Семейные традиции”.
“Азы воспитанности”.
‘’О слове, о речи, о культуре общения”.
Подготовительная группа
“Помочь учиться”.
“О воспитании интереса к чтению”.
“Искусство хвалить”.
Собрание бабушек и дедушек.
Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
I. Анкетирование родителей по теме собрания.
Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.
Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.
Приглашения раздаются за неделю до собрания.
III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.
Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
IV. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.
В конкурсах участвуют дети и родители.
Педагог знакомит родителей с образцами работ.
Все работы выставляются до начала собрания.
Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.
V. Запись ответов детей по теме собрания на магнитофон.
VI. Приглашение сказочного героя на собрание.
VII. Написание плакатов по теме собрания.
VIII. Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания.
Распределение обязанностей по подготовке собрания: ответственный за музыкальное оформление, ответственный за организацию конкурса, ответственный за проведение рейдов проверки, ответственный за оформление группы и столов.
Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.
На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
На столе педагога: магнитофон, материалы для проведения собрания.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
I. Вступление.
Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего.
Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.
II. Дискуссия.
Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.
Не следует упрекать и поучать родителей.
Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
Беседу лучше вести при мягком освещении.
Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
III. Магнитофонные записи.
Включаются на разных этапах собрания.
IV. Самоанализ.
Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда - желтого, не выполняется - синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.
V. Практическая часть.
Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.
VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родите лей в жизни группы, успехи в воспитании детей.
VII. «Острое блюдо».
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.
VIII. Высказывания великих людей — в теме собрания.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.
IX. Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которой родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.
Х. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
XI. Характеристика на детей «Ваши дети — наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь — выдержать доброжелательный тон беседы.
XII. Конкурс на лучшее название.
Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.
XIII. ОКНО — очень короткие новости.
Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.
XIV. Слово — эстафета.
Родители должны продолжать начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я…»). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.
XV. Подведение итогов.
Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.
XVI. Заключительный этап собрания.
Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.
Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.
Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.
Уважаемые родители!
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.
Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.
I. Что побудило Вас прийти на родительское собрание; (нужное подчеркнуть).
1. Ваша дисциплинированность.
2. Интерес к поднятой теме.
3. Просьба ребенка.
4. Уважение к воспитателям.
5. Текст приглашения.
6. Возможное душевное успокоение после собрания.
7. Любопытство.
8. Личное участие в подготовке к собранию.
9. Совместное с ребенком участие в конкурсе.
10. Настойчивые требования родственников.
11. Неоднократные приглашения воспитателей.
12. Не знаю.
II. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собрании всей семьей? Почему?
III. Как по вашему, был ли вызван интерес у детей к родительскому собранию в ходе его подготовки?
IV. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? (Нужное подчеркнуть).
1. Подготовка к конкурсу с участием детей и взрослых.
2. Дни открытых дверей.
3. Анкетирование по теме собрания.
V. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах:
довольны — 3, частично довольны — 2, не довольны — 0.
1. Вступительная часть —
2. Дискуссия —
3. Магнитофонные записи с выступлениями детей —
4. Музыкальное оформление —
5. Работа с памяткой —
6. Рубрика «Ваши дети - наше мнение» —
7. Слово - эстафета —
8. Конкурс на лучшее название —
9. ОКНО - очень короткие новости —
10. Работа с фишками —
11. Участие детей в собрании —
VI. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?
VII. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.
Благодарим Вас за помощь!
Посещать собрания – встречи родителей будут побуждать следующие мотивы: интерес к теме, уважение к педагогам, текст приглашения и такие встречи помогут им разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить. Это есть, подтверждение тому, что данные формы общения себя полностью оправдывают и достойны более широкого применения.
Литература:
Арапова М. А. «Десять золотых правил проведения родительских собраний» // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения № 5, 2007г., стр. 94
Евдокимова Е. С. , Додокина Е. А., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»
Зверева О. А. , Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»
Зверева О. А. , Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое родительское собрание на тему: «Воспитание у детей старшего возраста настойчивости и ответственности в труде»
Вопросы организации жизни ребёнка в детском саду и семье органически входят в работу с родителями, которая ведётся систематически и планово как со всем коллективом, так и индивидуально....
Групповое родительское собрание на тему; « О здоровье вашего малыша».
Групповое родительское собрание на тему; « О здоровье вашего малыша»....
Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»
Детский сад № 2573 Групповое родительское собрание по теме: «Игры нашего детства»...
Групповое родительское собрание на тему: «Роль двигательной активности в развитии ребёнка»
Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей....
"Здоровье ребёнка в ваших руках". Групповое родительское собрание ( для родителей средней группы)
способствовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; обеспечению физического и психического благополучия....
"Забота о здоровье ребенка" Групповое родительское собрание
«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности прео...
Первое групповое родительское собрание в первой младшей группе "Мы вместе"
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе«Мы вместе»Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры р...