Наблюдения
материал (младшая группа) по теме
Что можно наблюдать с малышами. Собрано из разных источников. Не отредактировано, извините.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dublyor.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Наблюдения.
Сентябрь
3 число - собирание грачей в стаи,
14 - начало листопада, появление летающей паутины:
Висит сито, не руками свито.
Тоньше этой пряжи не найдёшь в продаже.
Не по рыбам сети расставляет (паук).
Кто ткёт без станка и без рук?
15- полное изменение окраски листьев клёна.
Крылатки. Однажды Ветерок устал летать и присел отдохнуть вот на это дерево - клён. И вдруг он увидел удивительные создания с одним очень тоненьким, нежным крылышком (берёт в руки и показывает детям семечко клёна – крылатку). «Вы кто?» - спросил их ветерок. «Мы – крылатки, мамы-клёна любимые ребятки. Мы очень любим летать». «Как же вы летаете с одним крылышком?» - удивился ветерок. «А ты дунь на нас, мы тебе покажем, как мы умеем летать», - предложили весёлые крылатки.
Ветерку стало интересно, он взял и дунул на одну крылатку. И она действительно полетела (воспитатель подбрасывает крылатку, и дети смотрят, как она летит). Ветерок смотрел на полёт крылатки и любовался: «Как красиво она кружится в воздухе! Я так не умею, но обязательно научусь!»
Педагог предлагает детям найти крылатку и рассмотреть её, убедиться в том, что у неё действительно есть тонкое и нежное крылышко. Показывает место (утолщение), где спит маленькое зёрнышко; говорит, что из этого семечка может вырасти новое деревце – клён.
Кукла Маша. Картонная кукла, картонная одежда. Одеваем по погоде, выставляем «гулять» в календарь природы.
1 неделя) Рассматривание растений: у травки есть корешки, они пьют водичку и держат травку, чтобы она не падала.
Изменения в погоде: светит солнце и греет землю, травку, всех детей, птиц, животных. Всему живому нужно тепло.
В синей чаше алый мяч,
Он и светел, и горяч (солнце).
2) Рассматривание деревьев (ствол, ветки, листья). Деревьев много, они разные: высокие, низкие. Поисковая ситуация: почему деревья стоят и не падают?
Различное состояние неба: ясное, голубое, чистое (в солнечный день). В пасмурный – серое.
3) Рассматривание комнатных растений: они разные, у всех есть стебли и листья. Как вы думаете, что ещё есть у комнатных растений? – корень. Для чего нужны корешки? Растения любят заботливые руки и чуткое сердце человека.
За ветром: дует, качает деревья. Если ветер сильный, то деревья раскачиваются больше.
Ветер щёки толстые
Надул, надул, надул,
На деревья пёстрые
Подул, подул, подул! (И.Михайлова)
Листья. Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.
Октябрь: в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печи подбирайся.
12 число - первый день со снегом,
25- конец листопада,
28- начало снегового покрова.
1 неделя) Рассматривание окраски листьев: жёлтые, красные, оранжевые, коричневые (серые). Листья опадают, кружатся. Падают с ветки золотые монетки.
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
Как обидно, как обидно!
Листьев нет – лишь ветки видно. И.Михайлова
3) Рассматривание на клумбах цветов: цветы яркие, красивые, разноцветные. Осенью созревают семена цветов.
Неживая природа: почему качается берёза? Почему не падает? В какую сторону дует ветер? «Жёлтые мышки» В.Орлов
За окном ветерок веселится:
То попрыгает, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно жёлтые мышки от кошки.
Ноябрь
- Рассматривание дуба, формы листьев дуба. Листья дуба опадают и темнеют, шуршат. Раз, два, три, к дубу беги!
- Нежив. Связь явлений природы: идёт дождь, земля мокрая, грязь (мягкая). Выглянуло солнце, земля высохла, стала твёрдой.
- Лишь кое-где увидишь не сбитый ветром жёлтый листок, да красная дробь рябиновых ягод радует глаз. Если для человека это главным образом украшение, то для птиц рябина – обильный и лакомый корм. Птицы красотой своей сочетаются с красотою куста рябины, увешанного угощеньем. Лесную рябину клюют многие птицы: тетерева, рябчики, глухари, дрозды, скворцы, снегири, свиристели. Едят рябину, прежде чем залечь в берлогу, медведи. Лоси, задрав головы, ловят губами сочные гроздья.
Нежив. Наступают холодные дни. Первые заморозки, буреют цветы, трава. Намокший лес чёрен. Появляется иней.
- Нежив. Становится холоднее. Почему? Солнце светит реже. Солнце светит, но меньше греет. Последние дни предзимья.
Декабрь. Зима – не лето, она в шубу одета.
1) Как узнать ель (ёлку)? Найдите берёзу. Посмотрите на неё: ветки уже голые, совсем без листьев, нет их и на земле (она покрыта снегом). А это что за дерево? Может быть, берёза? … Это ель или ёлка. Это тоже дерево, и очень красивое, даже зимой зелёное. Дотроньтесь до еловых лап – они колючие.
- Рассматривание деревьев: все ли сбросили листья? Какое стоит зелёное? Рассматривание хвои. Загадка: зимой и летом одним цветом. Что есть у ели? Найдите ствол, потрогайте его руками. Покажите ветви, изобразите руками их величину. Ветви на ели разные: внизу большие, раскидистые, вверху маленькие, редкие. Ель – очень стройное, красивое дерево. Она похожа на игрушечную пирамидку.
Ах, какая ёлочка!
Зеленее всех!
Здесь под этой ёлочкой,
Снег, как белый мех.
Может, ночью заинька
От лисы сбежал
И под этой маленькой
Ёлочкой лежал?
Белыми метелями
Тропки замело.
Под густыми елями
Тихо и тепло.
Нежив. Снег ожидают, как светлую благодать. И он однажды приходит. Проснёшься – за окнами посветлело. И сразу в жизни как будто что-то переменилось. Белое обновленье земли волнует и радует всех. Все зачарованно глядят, как побелели, обозначились крыши, как изменилась улица. Домовитые люди выносят на снег и чистят ковры. Ребятишки сходят с ума от восторга. Валяется в чистом белом пуху собака. В рыхлый морозный снег глубоко залезают вороны и дятлы, распушают перья, встряхиваются – чистят перья, как люди ковры.
Побелевший в ноябре заяц до смерти рад – теперь-то он невидимка. Тетерева на ночь зарываются в снег – тепло. Укрыто под снежным одеялом всё, что боится мороза, - посевы хлеба, корни деревьев и трав. Чем снегу больше, тем надёжней тепло, тем больше влаги впитывает весною земля. Много снега – много хлеба, так всегда говорили.
Рассмотрим снег: белый, холодный, пушистый, скрипит под ногами. Всегда ли скрипит? (установка на длительное наблюдение).
- За птицами. Какие остались зимовать? (воробьи, вороны, горлянки). Какие воробьи? Какие вороны?
Зимние метели
Замели опушки.
Птицы прилетели
К людям на кормушки.
Нежив. Холодно. Подышать на морозе (идёт пар), воздух холодный. Береги нос в большой мороз. Скрипит ли снег в холодный день? Можно ли слепит снежный комочек?
Поможем ёлке – она живая. Ель не человек – говорить не может, но мы с ней поздороваемся, скажем ей ласковые слова: красавица наша, мы пришли посмотреть на тебя и позаботиться. Стряхнём снег с твоих лап, чтобы тебе стало легче. Прикопаем побольше снега к стволу, чтобы корни не замёрзли. Воспитатель сам осторожно стряхивает снег, дети помогают набросать его под ёлку.
Сравнение живой и игрушечной ёлки. Искусственную ёлку ставят рядом с живой. Находим ствол, ветви, трогаем руками, гладим лапы и иголки, нюхаем. Называем различия: живая растёт на участке, стоит на одном месте, корнями уходит глубоко в землю, приятно пахнет, красивая от инея и снега; искусственную ёлку сделали на заводе, она похожа на живую ель – у неё тоже есть ствол, ветви и иголки, но она не пахнет, не растёт, её можно переносить и ставить в любое место, наряжать елочными игрушками; искусственная ёлка не осыпается. Посмотрите на красоту живой ели: она зелёная, хорошо видна на белом фоне снега, её украшают иней и снежные хлопья; она сверкает на солнце, приятно стоять около неё и смотреть на неё. Искусственную ёлку можно отнести в группу и украсить новогодними игрушками – она тоже будет красивой, но по-другому.
3) Снегопад. Рассматривание снежинок. Они падают сверху вниз и укрывают землю, деревья, крыши.
Белая, узорная
Звёздочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. З.Рождественская
Снег сегодня белый-белый,
От него кругом светло.
Рукавички я надела,
в зимней шубке мне тепло.
Никого не оставляет равнодушным белоснежный наряд природы. Пушистый, сверкающий, завораживающий! Люди лепят снежную бабу, чтобы возвеличить, умилостивить, задобрить Зиму. В сказках она то добрая матушка-зима, то злая Снежная королева, то седая колдунья-чародейка, то юная Снегурочка.
Январь. День прибавляется «на воробьиный скок».
- За голубями: они большие, сизые, т.е. серо-голубые, крупнее воробьёв, воркуют, живут на крышах, ищут тепло около труб, трудно добывать корм.
Наступили холода. Пришло время зимы. Белая красавица щедра на снег, метели, порывистые ветры. Но не хлебосольна она: не может дать ни овощей, ни фруктов, ни грибов, ни ягод. Всё живое знает об этом, и каждый по-своему готовится к встрече зимы: кто засыпает, кто улетает, кто запасы собирает. Но есть такие, кто на милость зимы всё-таки рассчитывает – воробьи, вороны, синицы. Будет зима мягкая и тёплая – они выживут, а будет лютая – трудно им придётся! Под снегом нелегко корм добывать, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и тянутся птицы зимой поближе к жилью человека, надеются на его доброту, сострадание, помощь. Ведь не так уж много и надо зимующим птицам: хлебные крошки, горстка зерна да кусочек сала.
Нежив. Снежинки: форма, строение. Посмотрите, что у вас на пальто, на шапках, на рукавичках. Давайте посмотрим, на что они похожи. Посмотрите лучи у снежинок. Что будет, если подуть на снежинку? Подержать на ладони. Что случилось? Почему?
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые… снежинки.
3) Растения уголка природы. Посадка лука в ящике. Ящики стоят на солнечной стороне. Почему?
Нежив. За солнцем. Светит, но не греет, светит редко. Чаще небо затянуто тучами.
Рыбки. Детям показывают картинку с изображением рыбки. Что изображено на картинке? Какие они, рыбки? Малыши должны сами максимально перечислить характерные особенности внешнего вида рыб: хвост, глаза, рот и т.п. Всю остальную информацию о внешнем виде рыб педагог даёт только после высказываний детей (у рыб нет рук и ног, но есть плавники; у рыб нет шерсти, они покрыты чешуёй).
Где живут рыбы? Правильно, рыбы живут в воде, но не в любой. Могут жить рыбы в лужах? Кроме воды рыбам нужно многое другое: свет, тепло, растения, корм. Людям всегда хотелось дружить с рыбами, любоваться ими, и они придумали для них специальные водяные домики – аквариумы.
Вот и мы, воспитатели, сделали в группе аквариум и пригласили рыбок поселиться в нём.
- За подкормкой птиц. Какие птицы прилетают на кормушку, как клюют зёрна?
Рыбки: форма, цвет, чешуя, плавают, ловят корм. Уточнение среды обитания: живут только в воде.
Рыбки плавают, ныряют
В своей чистенькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Февраль – полузимний и полувесенний месяц. С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна… В феврале весна с зимой встретятся впервой. Месяц частых метелей и морозов.
- Нежив. Внести снег в группу в широкой белой посуде. Что случилось? Почему? В талой воде есть мусор, она грязная
На дворе горой,
А в избе водой.
- Кто прилетает на кормушку? Появляются ли новые птицы? Наблюдение игрушечных птиц (части тела).
Нежив. За оттепелью: снег становится мягким, рыхлым. Почему?
Вода льётся из крана. Дома вода появляется, если открыть водопроводный кран – она льётся из него струёй. Вода прозрачная, сквозь неё видны руки, мыло. Вода в кране бывает тёплая и холодная.
Посадка репчатого лука. Воспитатель сажает детей за большой общий стол, показывает луковицу: что это такое? Лук едят, он полезный овощ. Две-три луковицы даёт детям потрогать. Лук круглый, твёрдый, в светло-коричневых чешуйках, они шуршат. Показывает верх и низ (донце) луковицы. Можно вырастить зелёный лук, очень полезный для всех. Для этого надо луковицу поместить в банку с водой. Воспитатель наливает воду из лейки в банку, сажает донцем луковицу. Также сажают лук в землю.
- За ростом лука. Отмечаем изменения в ящиках-грядках. Затем рассм. банку с луковицей. Смотрите, что появилось снизу луковицы в воде – это корни начали расти. Наша луковица ожила, пошла в рост. Корнями она пьёт воду. Она будет расти. Мы добавим ей воды – пусть пьёт. Без воды лук зелёный не сможет вырасти.
Нежив. За погодой: тепло или холодно? Есть ли солнце? Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные.
Февраль – месяц лютый:
Спрашивает, как обутый.
Февраль три часа дня прибавит, «на лошадиный шаг».
- Срезать несколько веточек и поставить в воду для длительного наблюдения. Здесь тепло, мы не оставили веточки без воды и света, поэтому почки раскроются. Сравнение оживших в тепле почек с почками на улице.
Нежив. Сосулек: потрогать, убедиться, что это лёд. Из чего получается лёд? Когда? Почему появились сосульки?
Вода холодная и горячая. Различать, правильно обозначать, радоваться воде (холодная – освежает, бодрит; тёплая – согревает, ласкает).
Второе наблюдение за растущим луком.
Март – весна света, он зиму кончает, весну начинает. Март у зимы шубу купил, а через три дня её продал.
16 число - начало весеннего таяния снегового покрова. Земля сбрасывает своё белое платье, потекут ручейки, сплетая причудливые узоры.
Лежал, лежал,
А весной в реку побежал.
18 - появление проталин,
19 – прилёт грачей,
24 – появление кучевых облаков,
30- прилёт скворцов. Увидел скворца – весна у крыльца.
- Развитие почек на ветках. Наблюдение за появлением грачей. Увидел грача – весну встречай.
Нежив. Первые проталины. Знамо, теперь снежок-нележок. Пригорок почернел. Прощай, зима! Уточнение причины: сильнее греет солнышко. Яркое солнце ласкает природу. Изменился цвет снега. Не скрипит под ногами, рыхлый.
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает,
Когда это бывает?
Вода – помощник человека. В тёплой воде можно мыть посуду, игрушки – они станут чистыми. Вода нужна для того, чтобы мыть разные предметы. Воспитатель обращает внимание на то, как няня моет посуду, спрашивает, в какой воде – холодной или тёплой – она моет её. Няня показывает детям сначала грязную тарелку, затем чистую, говорит, что вода – её добрый помощник. Вода – это друг человека, она ему помогает во всём; воду надо беречь, экономить, следить, чтобы зря не утекала, закрывать кран, если вода не нужна.
- Появление травки.
Разноцветная вода. Вода прозрачная (сквозь неё всё видно), но её можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной, сквозь неё ничего не видно. Из такой красивой воды можно сделать цветные льдинки, разлив по формочкам.
Воспитатель готовит 5 банок краски, поднос с формочками для изготовления льдинок. Дети сидят за одним большим столом. Банки заполнены водой до половины. Дети рассматривают банки с водой, убеждаются, что она прозрачная. Затем воспитатель бросает в банки мелкие предметы (пуговицы, шарики и пр.), предлагает рассмотреть их сбоку и сверху, объясняет, почему их хорошо видно. Уточняет: вода прозрачная, не имеет цвета, но её можно сделать цветной, если добавить краски. Воспитатель подкрашивает воду в четырёх банках в красный, зелёный, синий и жёлтый цвета. Каждую банку дети рассматривают, любуются цветной водой, называют цвет. Затем педагог обращает внимание на то, что предметы в банках «исчезли», их уже не видно; поясняет: цветная вода стала непрозрачной, через неё ничего не видно, из такой воды можно сделать красивые льдинки. Разливает воду по формочкам, говорит, что вынесет их на улицу или поставит в морозильник – вода замёрзнет, превратится в лёд.
Разноцветные льдинки. Показать, что цветная вода на морозе превратилась в цветной лёд (твёрдый, холодный, блестящий, не льётся, имеет форму той посуды, в которой замёрз; хрупкий, при падении может расколоться на куски). Цветные льдинки красивые, блестящие, сверкают; с ними можно играть.
Наблюдение за луковицей в банке (последнее).
Айболит проверяет здоровье детей. В группе появляется Айболит, здоровается с детьми. Он ходит по д/с; осматривает детей, выясняет, здоровы ли они, знают ли, что болеть плохо, что надо беречь здоровье, укреплять его. Айболит каждого просит посмотреть на себя в зеркало – на румяные щёки, весёлые глаза, улыбку. Гладит детей по голове, по руке, хвалит за то, что они не болеют. Советует особенно беречься весной. Для этого нужны витамины, их много в овощах и фруктах. Очень много витаминов в зелёном луке. (Рассматривание ящиков с луком). Срезанную луковую зелень срезают и съедают за обедом.
- Первых цветов: подснежники, пролески.
«Пролески»
В лесу светло и по-весеннему пусто. Деревья стояли голые. Землю устилали посеревшие за зиму прошлогодние листья. Они шуршали под ногами. Казалось, ничего ещё не проснулось после зимней спячки.
- А я пролеску нашёл! – остановился дедушка.
- Где? Где?
Вдруг Вася тоже увидел два узких нежно-зелёных листика. А между ними на верхушке тоненького стебелька смущённо голубел цветок-колокольчик.
- И я нашёл! – крикнул Вася и руку протянул, чтобы сорвать.
А дедушка сказал:
- Пролески под снегом всю зиму ждали прихода весны. Хотели порадоваться солнышку, теплу. А ты рвать собираешься.
Мать-и-мачеха. Этот золотистый цветок распускается до выставки ульев, до вылета первых пчёл. Цветёт около двух месяцев. Его иногда называют «цвет-кашель», лекарство от простуды.
Нежив. За весенним небом: лазурно-голубое, красивые кучевые облака и первые грозы. Воздух насыщен ароматом тепла и свежести.
Пушистая вата Плывёт куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. | Подходила, грохотала, Стрелы на землю метала. Нам казалось, шла с бедой, Оказалось, шла с водой. Подошла и пролилась. Клумба вдоволь напилась. Туча. |
Знакомство с новым деревом – тополем. Уточнить, где ствол, где ветки, сравнить с берёзой. Срезать ветки тополя, поставить в группе.
- Прилетел кулик из заморья,
Принёс весну из неволья.
Птицы возвращаются, летят, прилетели (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки). Птицы вьют гнёзда, ищут пустые скворечники. Несмолкаемый шум от птиц и говорливых ручьёв. Вот она, первая песня весны!
Нежив. За почвой: снег растаял, земля подсыхает.
Продолжаем полив ящика с луковицами – зелень может вырасти ещё раз. В земле у луковок есть корни – такие же, как и у луковицы, которая росла в банке. Корнями они всасывают (пьют) воду, поэтому у них и появляются зелёные стрелки.
Ветки тополя в группе. Познакомить с тополем, сравнить с берёзой – они не похожи.
Уголок прир. Расширить представления о растениях. Учить различать листья, стебли, цветы; знать, что корни в земле. Растения живые, им нужны хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света (в таких условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют – у них не сохнут и не вянут листья). Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями всасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся ещё красúвее. Всем детям и взрослым хорошо от того, что в группе есть растения – на них приятно смотреть, ими можно любоваться.
Рассм. комнатного растения. Название. Показ цветов. Какого они цвета? Почему их легко заметить? Что ещё есть у комнатного растения (листья, стебли)? Что ещё есть у растения, чего не видно (корни)? Все растения живые, им нужны вода, питательные вещества, тепло и свет. Тепло уже есть – в группе тепло, можно без пальто ходить. Света тоже много – окна большие. А вот вода… Воду растениям надо специально давать, надо поливать их. Как приятно смотреть на растения! Они красивые.
Апрель
3 число - вылет бабочек-крапивниц,
4 - начало движения сока у берёзы,
17 – зацветание мать-и-мачехи – весна в разгаре!
22 – зацветание вербы,
24 – начало урчания лягушек, распускание почек черёмухи,
Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родúлáсь в воде,
А живёт на земле (лягушка).
25 – распускание почек сирени,
27 – начало пахоты под яровые хлеба,
29 – зацветание фиалок, распускание почек рябины,
30 – распускание почек берёзы. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. Первое кукование кукушек
- Нежив. За состоянием погоды: светит солнце, дни становятся теплее.
- Деревья: появляются листья – маленькие, клейкие, нежные.
Нежив. Длительное наблюдение: идёт то снег, то дождь, но снова появляется солнце и всё подсыхает.
- Рассм. одуванчиков. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Нежив. Весеннее небо: чистое, голубое. Стайками плывут облака. А небо похоже на море. И самолёт – на земле большой, а в небе – игрушечный. Он не тонет, он плавает по небу и оставляет белые волны.
Май
Май – весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин. Март – весна света, апрель – весна воды… Но вот пришёл май и началось буйное цветение растений. Окружающий нас растительный мир меняется на глазах. Природа ткёт красочный ковёр из самых разнообразных цветов. Сотни тонких ароматов напоили воздух. Оживились порхающие опылители: пчёлы, шмели, бабочки.
На юге страны уже распускаются первые розы. В городских скверах и парках полыхают причудливые свечи каштанов. А на просторных полянах, по обочинам дорог золотой зернью по малахитовой зелени рассыпались одуванчики. Май красивый, по праздничному радостный месяц года. Вместе с теплом, птичьим пением, первыми дождями и первой радугой на небе нас всегда радуют в это время утопающие в белой пене цветов сады, цветущие луга и поля. Торжество обновления природы. Волшебный май.
2 число – распускание почек клёна,
7 – распускание почек жёлтой акации,
9 – зацветание берёзы,
10 – появление гусениц,
11 – вылет майских жуков, распускание почек дуба,
12 – прилёт ласточек, распускание почек липы.
13 – зацветание одуванчика,
15 – соловьиный день, разливается песня лучшего солиста певчего хора.
18 – зацветание черёмухи,
20- зацветание клёна,
22 – зацветание бузины,
23 – зацветание дуба,
24 – зацветание яблони,
25 – зацветание акации жёлтой,
26 – зацветание ландышей,
27 – зацветание сирени,
29 - зацветание рябины.
- Нежив. За грозой. Прислушаться к грому.
- За появлением насекомых, за тем, что делает жук, муравей, стрекоза, бабочка (среда обитания).
Нежив. Длительное наблюдение: когда теплее – утром, днём или вечером. Почему?
- Птицы: что делают, чем питаются, появились ли птенцы? Прислушаться к кукованию кукушки.
Нежив. Ветер: весной дует тёплый ветер.
Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой;
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
Подул ветер, колышет травку. На что это похоже? Как волны на озере.
- Солнце: светит ярко - солнышко чистое, яркое, лучистое. Оно горячее, жгучее? Солнышко греет щёку, руки, пригревает нас, греет и воздух, и землю, и всё живое. Вам приятно, ребята? Как же ещё можно сказать о солнышке? Какое оно? Ласковое, доброе, приветливое, оно улыбается нам. На что похоже? С чем можно сравнить?
Июнь. Пришёл июнь-разноцвет – от работы отбоя нет. В июне солнце высоко и с утра до вечера далеко. Июньское тепло милее шубы.
Тополь развесистый пышно цветёт,
Пух тополиный пустился в полёт.
1 число – зацветание красного клевера,
2 – колошение ржи,
9 – зацветание ночной фиалки,
12 – зацветание малины, шиповника,
26 – созревание земляники.
- Цветущие растения: ромашка, одуванчик, колокольчик, шиповник. У цветов есть корень, стебли, листья; место обитания. Запах цветущего шиповника полезен.
Пришёл июнь.
«Июнь! Июнь!» -
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится. С.Я. Маршак
Рос шар бел,
Дунул ветер –
И шар улетел. (Одуванчик).
Нежив. Изменения в погоде. Солнце сильно греет. Почему утром дети играют на солнышке, а днём в тени?
В синей чаше алый мяч,
Он и светел, и горяч (солнце).
По голубому блюду золотое яблоко катится.
Голубой платок, алый клубок по платку катается, людям улыбается.
- Нежив. Уточнение признаков лета: ярко светит солнце, все деревья и кусты зелёные, много цветов, люди легко одеты.
Солнце светит ярко,
Стало жарко-жарко.
Разлетались голубые,
С переливом золотые
Бабочки, стрекозы.
Раскраснелись розы.
Лето наступило! –
Весело и мило!
- Летний дождь. Чтение стихотворения «Дождь» А.Босев
Тёплый дождик лил да лил,
Дело делал, не шалил:
Вымыл крышу у скворешни,
Вымыл ягоды-черешни…
Протянули мы ладошки,
Дождик их помыл немножко…
4. Бабочки, жуки, кузнечики. Люди рады лету, а пчёлы цвету. Жуки ползают и летают. Бабочки летают, садятся на цветы, пьют сладкий сок. Кузнечики поют в июне.
Нежив. Свойства песка: сухой – светлого цвета, мокрый – тёмного; сухой сыпется, из мокрого можно строить.
Июль. Воздух пьянит чудным запахом травостоя!
1 число – начало сенокоса:
Июнь с косой по лугам прошёл,
А июль с серпом по хлебам побежал.
22 - пожелтение ржи,
13 – зацветание липы, июль – липень.
30 – начало уборки ржи.
- Растения после дождя. Всё поднялось, посвежело, листья стали чистыми.
Нежив. Дождь: небо закрыли тучи, загремел гром, сверкнула молния, пошёл дождь.
2. В середине июля зацветает красный клевер, радует нас своими красными головками. Форма цветка – шарик.
3. Растения в жаркий день: поникшие, с опущенными головками. Днём поливать нельзя – только вечером. Сделать вывод после поливки.
Нежив. Почва. Земля сухая, её высушило солнце.
Погода. Стало очень тепло, дети ходят в панамках. Потрогать камни и металлические предметы (нагреваются к вечеру).
Воздух. Ощутить воздух, какой он (свежий, холодный, тёплый, влажный, пахнет дымом, цветами, прозрачный).
Камушки, какие они: гладкие, шершавые, большие, маленькие, холодные, тёплые, их создала природа.
За солнцем: греет, всем тепло, высыхают лужи, сушится бельё.
Август. В августе ночь длинна, вода холодна и яблоками пахнет, он на зимний стол готовит разносол.
12 число – конец уборки ржи,
20 – сев озимой пшеницы,
В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.
26 – начало пожелтения листьев у берёзы. Праздник берёз! Молодое, чистое, дивно-светлое золото берёз! Весной берёзы только трогательны. Сейчас царственно прекрасны. Лист с берёзы опадает постепенно, даже в октябре берёзки с листьями.
1. Птицы перестали петь, потому что заняты заботой о птенцах.
Нежив. За погодой, изменения в природе, приближение осени. Солнце стало светить меньше, начинают желтеть листья.
Погрустнело лето:
Осень на пороге,
А за нею где-то
И зима в дороге.
- Нежив. Нагрев воды на солнце.
- Цветы на клумбах: астры, розы. Запах.
Нежив. Обратить внимание на то, что утром на траве капельки воды – роса. Она появилась потому, что ночью холодно, утром – тепло.
Зимой лежал, весной в реку побежал. (Снег)
В шубе летом, а зимой раздеты . (Деревья)
Рядом с дворником шагаю,
разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"
Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...
Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".
Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....
«Наблюдения на экологической тропе. Конспект наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста в осенний период»
Наблюдения в природе осенью....
Наблюдение «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца ,старший дошкольный возраст»
Наблюдение за птицами в течение месяца....
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами с детьми средней группы: Тема: «Наблюдение за елью»
Цикл наблюдений за елью...
Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.
Актуальность темы: • Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...
Наблюдения на прогулке "Наблюдения за цветущими растениями клумб"
Конспект занятия- наблюдений на прогулке...