рабочая программа для воспитателей
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольное образование – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Задача современной педагогики – реализовать в воспитательном процессе самоценность дошкольного возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.
Рабочая программа построена на системе воспитания детей, которая ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом удовлетворяла бы запросы и родителей, и взрослых.
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Главными приоритетами рабочей программы являются укрепление здоровья, обеспечение благоприятных условий для развития всех детей, уважение прав ребенка на сохранение своей индивидуальности. Важными компонентами программы и педагогического процесса в соответствии с ней являются построение режима и место игры в детском саду, гигиенические условия организации жизни, профилактика заболеваний.
Содержание программы представлено в виде раскрытия целей и задач воспитания и обучения, направлений педагогической деятельности, перечня тем занятий; порядок ознакомления с конкретным содержанием на каждом этапе работы с детьми, с учетом режима пребывания в детском саду, времени года и т.д.
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельной деятельности.
Рабочая программа составлена с учетом интеллектуального развития детей в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений. Содержание игр направляет на организацию игрового взаимодействия ребенка со сверстниками, учит правильно выстраивать отношения в игровых ситуациях, самостоятельно или с помощью воспитателя организовывать трудовую деятельность и т.д.
Данная программа позволяет обеспечить гармоническое, всесторонне развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей.
Рабочая программа включает в себя комплекс занятий для ознакомления ребенка с окружающим миром, развитие речи, художественной литературой, формирование элементраных математический представлений, формирование нываков в изодеятельности.
Колличество занятий в год
Ребенок и окружающий мир | 36 |
ФЭМП | 36 |
Рисование | 72 |
Аппликация | 18 |
Лепка | 18 |
Конструировние\ручной труд | 36 |
Ручной труд | 18 |
Развитие речи | 36 |
Художенственная литература | 36 |
- Раздел «Ребенок и окружающий мир», включает в себя занятия по общему представлению предметного окружения, явлению общественной жизни, природным явлениям. В этот раздел входят 36 занятий по 20 минут.
- Раздел «Формирование элементарных математических представлений», включает в себя знакомство с цифрами и числами до 10, примять на практике метод измерения, закрепляет навыки порядкового счета в пределах 10. В этот раздел входят 36 занятий по 20 минут, занятия проводятся по методики Новиковой В. П. «Математика в детском саду»
- Раздел «Развитие речи», включает в себя знакомство детей со звуками, развивает навыки составления рассказа по иллюстрациям и по собсвенному опыта детей, учит детей пересказывать небольшие рассказы. В этот раздел входят 36 занятий по 20 минут. Для реализации этого раздела используется «Развитеи речи 5 – 6 лет»: Программа, методические материалы, конспекты игр и упражнений / Авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 272 с. - (Тропинки).
- Раздел «Художественная литература» включает в себя 36 занятий по 20 минут. В этом разделе детей знакомят с летиратурными произведениями различных авторов, с формами фольклорного творчества, учит быстро запоминать стихотворения с использованием мнемосхем. Мною используется программа, созданная О. С. Ушаковой, А.Г. Арушановой, Ф.И. Максакова и др.
- Раздел «Рисование» включает в себя 72 занятия по 25 минут. В этом разделе знакомят детей с различными приемами работы кистью, привильно шриховать предметы карандашем; дети учаться составлять самостоятельно композициии выбирать в соответствии материал для изображения этой композиции, и т.д. Наряду с традиционной методикой Т. С. Комаровой, используется методика по изобразительной деятельности И. А. Лыковой.
- Раздел «Аппликация» включает в себя 18 занятий по 25 минут. В этом разделе дети учатся вырезать формы фигур самостоятельно, без помощи воспитателя, и составлять композиции из этих фигур. Наряду с традиционной методикой Т. С. Комаровой, используется методика по изобразительной деятельности И. А. Лыковой.
- Раздел «Лепка» включает в себя 18 занятий 25 минут. Дети учатся использовать приемам сглаживания, прищипывания, вытягивания и т.д., используя пластелин или соленое тесто для работы. Наряду с традиционной методикой Т. С. Комаровой, используется методика по изобразительной деятельности И. А. Лыковой.
- Раздел «Конструирование\ручнгой труд» включает в себя 36 занятий по 25 минут. Дети учатся моделировать поделки из строителя, природного материала, бумаги. Для занятий используется методика З. В. Лиштван «Конструирование». Внедрила программу по оригами С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина «Весёлые уроки оригами в саду и дома». Дети на занятиях учатся моделировать фигуры из бумаги.
Сроки поведения диагностического обследования за весь учебный год запланирован на май. По результатам диагности составляется педагогический анализ развития детей.
ЦЕЛЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ: обеспечить своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, а также систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
ЗАДАЧИ:
Развитие речи
- Развитие понимания детьми речи и активизировать словарь на основе расширения ориентировки детьми в ближайшем окружении.
- Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, различных частей речи несложных фраз.
- Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
- Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.
- Учить понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы без показа, помогать отвечать на вопросы.
- Способствовать освоению диалогической формы речи, учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них.
Ознакомление с окружающим
- Формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»).
- Формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях.
- Формировать экологические представления (люди; растения; животные: строение, способы передвижения, питание, взаимодействие со средой; отношение человека к растениям и животным).
- Формировать представления о предметах быта, необходимых человеку (одежда, обувь, посуда и др.).
- Развивать сенсорно-перцептивные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.
Развитие речи:
- Учить воспринимать сказки и рассказы без наглядного сопровождения, следить за развитием действия, понимать содержание.
- Способствовать развитию у детей умения эмоционально реагировать на прочитанное.
- Учить составлять и персказывать рассказы.
ФЭМП
- Формировать представления о числовом ряде до 10.
- Учить измерять объем с различными видами материала.
- Закреплять порядковый счет в пределах 10.
Изобразительная деятельность и конструирование:
- Вызывать у детей интерес к рисованию, лепке, обучать их элементам воспроизведения, учить изображать предметы и явления окружающей жизни.
- Развивать художественное восприятие.
- Продолжать знакомить детей с основными формами строительного материала и развивать конструктивные умения из строителя, природного материала, бумаги.
Перспективно – тематический план по развитию раздела «Ребенок и окружающий мир»
тема | содержание | Методическая работа |
сентябрь | ||
Родина, Мой родной город, явления общественной жизни | День города, улица, на которой я живу, домашний адрес. Здания разного назначения: жилые дома, школа, библиотека, парикмахерская, поликлиника, больница, аптека, банк, магазин. | Рассматривание иллюстраций с изображением зданий разного назначения, фотографий зданий ближайшего окружения. Беседы: «Наша улица», «Дома бывают разные», « Что есть в городе для детей». Чтение: Я.Аким « Улица», «Разноцветные дома», Э.Кац «Мы живём в Москве». Дидактические игры и упражнения: «Я живу на улице..», «Мой адрес..», «Жилое и нежилое, пословицы, поговорки о дружбе, загадки про городские здания. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по улице». Продуктивная деятельность: « Наша улица», «Построим разные дома». |
Семья, детский сад | Закрепление знаний о самом себе, своей семье | Рассматривание картин из серии «Моя сем семейных фотографий. Беседа «У нас дружная семья». Чтение: Р.Гамзатов «Мой дедушка», Д.Крупская «Портрет», С.Махоткин «Фотография, Ю.Яковлев «Мама». М.Яснов «Я рисую маме». Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: « Подарки близким людям». |
Труд людей | Труд работников просвещения: детский сад, школа, праздник День воспитателя | Рассматривание иллюстраций. Беседа «На чём люди ездят». Чтение: О.Бедарев « Если бы…», В. Берестов « Про машины», Э.Огнецвет «Кто начинает день». Я.Пишумов «дорожные азбука». Дидактические игры: «Угадай вид транспорта по описанию», «Кто чем управляет», настольно- печатные игры. |
1сентября - День знаний. | Школьники начинают учиться | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Скоро мы пойдём в школу». Чтение: А.Барто «Стали грамотными», В.Лифшиц «Первоклассник», М.Пляцковский «Чему учат в школе». Сюжетно-ролевая игра «Школа». Продуктивная деятельность: «Первое сентября» |
октябрь | ||
Грибы | Грибное царство | Рассмотривание иллюстраций с изображением грибов. Беседа «Съдобные несъдобные грибы». Оригами «Мухомор» |
Комнатные растения | Растения нашего уголка природы | Рассматривание иллюстраций с изображением комнатных растений. Экскурсия в оринжерею детского сада. Дидактическая игра «Найцди комнатное растение» |
Животные | Классификация животных | Рассматривание животных на иллюстрациях. Беседа о животных. Чиенме сказки К. Чуковского «Айболит», определение и классификация самими детьми животных на домашкие и дикие. |
Дары природы | Овощи и фрукты | Уточнение представлений о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов. Познакомить со спообами использования их а пищу. Закреплять знания о значении свежих плодов для здоровья человека. Учить готовить салат. |
транспорт | На чем люди ездят | Закрепление видов транспорта. Дать понятие что такое транспор Коллективная работа «Транспорт на проезжей трассе» |
ноябрь | ||
Признаки осени | Осень – золотая пора | Рассматривание иллюстраций с изображение осеннего времени года. Заучивание стихотворений об осени. Продуктивная деятельность «Оссений лес», коллективная работа с использование оригами |
Деревья | «Дуб» береза | Познакомить детей с названиеями деревьяв. Знакомство детей с дубам (Где растет, как называется лес, где много дубов - дубрава), рассматривание иллюстраций с изображение дуба. Продуктивная деятельность «Расскрашивание листочков клена, березы, дуба». Знакомтво с деревом. Рисавоние березовой ветки. |
Человек | Знакомство детей с частями тела | Рассмотривание иллюстраций с изображением человека. Назвать части тела человека, уточнить как эти части тела использует человек Нарисовать человека |
Перелетные птицы | Куда улетают птицы | Познакомить детей с названиями переленых птиц. Рассматривание иллюстраций с изборажением этих птиц Активизировать словарный запас ребенка |
декабрь | ||
Зима | Зимние признаки | Плознакомить детей с зимними меяцами. Рассказать приметы о зиме. Выучить сдетьми стихотворения о зимних месяцах. Научить применять ассоциации в речи. |
Одежда | Различение одеждя по сезонам | Рассматривание иллюстраций с изолбражение разных видов одежды. Учить детей классифицировать виды одежды по сезону. Учить детей делить одежду на части (ворот, рукова, пояс, брючина и т.д.) |
Зима | Зимующие птицы | Рассматривание картинок с изображением птиц. Знакомить с названием этих птиц. Рассказать как надо ухаживать за птицами зимой. |
Зимние забавы | Закрепять название зимних игр и забав. Научить детей определять те принадлежности, которые нужны для игр. | |
январь | ||
Дикие животные | Знакомство с дикими животными. | Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Учить находить различия между дикими и домашкими животными. Закреплять названия детенышей. |
Домашние животные | Знакомство с домашими животными. | Рассматривание иллюстрпций с изображением домашних животных. Закреплять названия домашних животных и их детенышей. Учить выделять признаки домашних животных. Определять какое домашнее животное, где живет. |
Домашние птицы. | Знакомство с домашними птицами. | Объяснить детям, почему этих птиц называют домашними. Закреплять названия птиц и х птенцов. Обратить, что не все птенцы называются так, как взрослые. Дать представление о том, какая птица где живет. |
февраль | ||
мебель | Виды мебели | Дать представление о том, из чего сделана мебель. Рассматривание картинок с избражением мебели. Познакомить детей с тем, кто делает мебель. Определить с детьми для чего нужна мебель. |
транспорт | Виды транспотра | Закреплять название транспорта. Учить детей классифицировать транспорт на водный, наземый, подземный, воздушный. |
профессии | Где мои родители работают. | Познакомить детей с различными видами профеесий. Попросить детей спросить, где работают их рабители и кем они являются по должности. Учить детей называть профессии, которые они знают. |
инструменты | Музыкальные и не музыкальные. | Дать детям представления о интрументах. Рассказать им о том, что интументы бывают не только те которые люди используют в повседневной жизни для удовлетворения своих потребностей, но и музыкальные, на которых люди воспроизводят произведения для эстетического развития. Рассмотреть инструменты и научить их классифицировать на музыкальные и не на музыкальные. |
март | ||
зоопарк | Животные зоопарка | Дать представленя о том, какие животные находтся в зоопарке. Учить детей распределять животных на животных севера, жарких стран, российких мивотных и т.д. Дать понятия чем питаются животные в зоопарке, почему они туда попадают и как люди за ними ухаживают. |
рыбы | Морские и речные рыбы | Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Закреплять название рыб и их классификацию на морских и на речных Коллективная работа «Аквариум» |
весна | Признаки весна | Рассматривание иллюстраций с изображением весны. Учить составлять рассказ о весне с ипользованием мнемосхем. Закреплять названия месяцев весны с использованием видеофильма. |
Перелетные птицы | Рассматреть илююстрации с изображением птиц. Объяснить, почему их называют перелетными. Игра «Человек - птица». Оригами «Журавль» | |
цветы | Рассмотреть иллюстрация с изображением цевтов. Дать определения для комнатрных и садовых растений. Учить детей их классифицировать. Коллективная работа «полевые цветы» | |
насекомые | Рассмотреть иллюстрации с насекомыми. Рассказать зачем нужны насекомые. Определить с детьми какие насекомые полезные, а какие наносят вред человека. | |
школа | Школьные принадлежности. | Определить с детьми, что должен с собой брать будущий первоклассник в школу. Рассматриванпие картинок с изображением со школьными принадлежнастями. Игра «Собери портфель» |
Лето | Летние признаки | Рассматривание иллюстраций с изображением лета. Учить составлять рассказ о лете с ипользованием мнемосхем. Закреплять названия месяцев лета с использованием видеофильма. |
май | ||
Закрепление пройденного материала. Маниторинг полученных знаний за учебный год. |
К концу года дети ребенок должен уметь:
- Различать и называть виды транспарта, предметы, облегчающие труд людей в быту.
- Безошибочно определять размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, ина основе этого описывать их.
- Классифицировать предметы, опредялять материал из которго они сделаны, самостоятелльно характеризовать свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск и т.д.
- Называть членов семьи по ФИО, правильно называть домашний адрес, знать название родного города, страны, столицы нашей Родины, ФИО призедента.
- Знать правила дорожного поведения: улицу переходить на строго определенном месте, называть знаки, знать сигналы светофора, проявлять интерес к изучению правил дорожного движения.
Формирование элементраных матматических представоений
сентябрь | |
Счет до 5 | Упражнять в счете до 5. Учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний. Учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление слова : слева, справо, перед, за, сбоку. |
Квадрат | Учить составлять квадрат из счетных палочек. Упражнять соотносить число с цифрой и карточкой с кружками. Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движениея словами: слева, справа, сверху, вниз и т.д. |
Сравнение предметов по лине | Учить сравнивать предметы по длине путем складывания попалам и с помощью условной мерки. Упражнять в счете до 5. Учить увеличивать число на одну единицу. Формировать представление о том, что число не зависит от велиины и цвета предмета. |
Четырехугольник | Познакомить детей с признаками четырехугольник. Учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направлние: слева, стправо. Закрплять названия частей суток: утро, вечер, день, ночь. |
октябрь | |
Число и цифра 6 | Познакомить детей с образование числа пять и с цифрой шесть. Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами. Учить словами определять положение предметов: рядом, сбокую Находить в окружении предметы четырехугольной формы. |
Составление предметов из треугольников | Учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направления: слева, справа, вверху, внизу. Упражнять в счете в пределах шести. Развивать воображение. |
Трапеция, ромб | Учить классифицировать фигуры по разным признакам. Познакомить с трапецией и ромбом. Упражнять в счета в пределах шести. Учить на глаз определять длинну предмета. |
Число и цифра семь | Познакомить детей с образование числа семь и цифрой семь. Учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом. Упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: слева, справа. |
ноябрь | |
Геометрические фигуры | Упражнять в счете в пределах семи. Учить составлять четырехугольники из счетных палочек, узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. Закреплять понятие: вчера, сегодня, завтра. |
Измерение | Учить детей измерять длину с помощью условной мерки. Упражнять в счете в пределах семи. Учить водоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. |
Близко - далеко | Учить детей делить квадрат на четыре части путем его складывания по диагонали. Составлять предметы из четырех частей. Измерять протяженность с помощью условной мерки. Развивать представление о расстоянии: далеко, близко. |
Число и цифра восемь | Познакомить с образование числа и цифры восемь. Учить соотносить цифру с числом. Считать в перделах восьми. Закреплять временные представления: утро – вечер, день – ночь. |
Измерение | Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки. Упражнять в счете в пределах восьми. |
декабрь | |
Четырехугольник | Учить составлять четырехугольник из палочек. Упражнять в счете в пределах и в счете на слух. |
Измерение. | Упражнять в измерении с помощью условной мерки. Изготовление фонарика. Упражнять в счете в пределах восьми. |
Календарь | Познакомить детей с календарем. Рассказать о разных видах календарей. Вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю. Упражнять в счете в пределах восьми. Продолжать учить разлдичать и называть геометрические фигуры. |
Неделя | Познакомить детей с названием дней недели. Учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскасти. Составлять силуэт из четырех равнобедренных трегольников. |
январь | |
Неделя | Познакомить детей с названием дней недели. Учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскасти. Составлять силуэт из четырех равнобедренных трегольников. |
Число и цифра 9 | Познакомить детей с образованием числа девять и с цифрой девять. Учить считать в передлах девяти. Называть дни недели по порядку. Формировать представлние о том, что число не зависит от расположения предметов. |
Измерние | Упражнять в измерении крупы с помощью условной мерки. Упражнять в счете в пределах девяти. |
Число и цифра 0 | Познакомить с нулем. Упражнять в счете в пределах пяти. Учить различать количественный и порядковый счет в пределах пяти. Учить составлять группу из отдельных предметов. |
февраль | |
Число 10 | Познакомить с образованием числа десять. Учить ситать в пределах десять, соотносить цифры с числом. Упраднять в обратно счете. Упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек. Развивать воображение детей. Зевреплять название дней недели. |
Месяц | Учить называть последовательно дни недели. Познакомить с понятием «Месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим). Упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам, закреплять названия дней недели. |
Измерение | Упражнять в измерении протяженности с помощью условной мерки. Упражнять в счете в пределах 10. Учить соотносить число с цифрой. Различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «сколько», «который». Составлять число из единиц. Развивать умение считать с помощью тактильного анализатора. |
Измерение | Учить с помощью условной мерки определять объем жидклсти. Продолжать упражнять в разичении и нащывании геометрических фигур. Упражнять в умении увеличивать и уменьшать числа на одну единицу. |
март | |
Ориентировка в пространтве | Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Усить задавать вопросы, используя слова: сколько, наверху, внизу, слева, под, между. Складывать силуэт без образца. Развивать воображение детей. Продолжать учить развичать и называть цифры в пределах десяти. |
Четырехуголиники | Упражнять в изменении протяженности с помощью условной мерки. В увеличении и уменьшении числа на одну единицу. Продолжать учить конструировать фигуру из счетных палочек. |
Ориентировка во времени | Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: слева,справо, сколько, внизу, вверху. Упаржнятьв счете в пределах 10. В названии последовательности дней недели. Познакомить с название следующего месяца. |
Ориентировка в пространстве | Упражнять в ориентировке на ограниченной поверхности. Учить задавать вопросы, используя слова: слева,справо, между, внизу, вверху. Упражнять в измерении протяженности с помощью мерки (размеров пальцев, ступни, шаг) Учить употреблять слова: ближе, дальше. Упрожнять в счете. |
апрель | |
Измерение | Упражнять в изменении протяженности с помощью условной мерки. Упражнять в прямом и обратной счете. Учить сравнивать предметы по длине путем наложения, приложения. |
Геометрические фигуры | Продолжать составлять фигуры из счетных палочек. Упражнятьв счете в пределах 10. Учить классифицировать предметы по разным признакам. |
Измерение | Упражнять в сравнении объемов жидкостей с помощью измерения. В увеличении и уменьшении числа. Закрепить название частей суток. Продолжить учить различать и называть геометрические фигуры. |
Ориентировка в пространстве | Упражнять в деление квадрата по диагонали на четрые чаксти. Учить показывать одну четвертую. Составлять предмет из четырех равнобедренных треугольников. Ориентироваться в пространстве. |
май | |
Повторение пройденного материала. Монитаринг полученных знаний. |
К концу года дети должны:
- Называть дни недели по порядку.
- Называть месяц года.
- Ститать в пределах 10 прямым и обратном счетом.
- Самостоятельно решать поставленные задачи, выбирать приемы и средства в решении этих задач,проверять правельностьрешения задачи.
- Должны хорошо ориетироваться на листе бумаги и ограниченной плоскости, составлять силуэты из геометрических фигур.
- Использоватьт условные символы в решениии поставленных задач.
- Уметь увеличивать и уменьшать числа на одну единицу.
- Сравнивать предметы различными путями.
- Уметь задавать вопросы, используя слова: сверху, снизу, мжду, над, под и т.д.
Развитие речи
сентябрь | |
Чтение английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц. | Посмотреть обложку книги, познакомить с название сказки. После чтения задаются вопросы по материалу, изложенному в сказве. Игра «Как я (от лица поросенка) испугался волка». Показ иллюстраций, закрепление пройденного материала. |
Заучивание стихотворения С. Когана «Листики» | Рассмотреть иллюстрации с изображением осени. Беседа по иллюстрациям. Чтение стихотворения. Беседа «О чемговорится в стихотворении». Заучивание стихотворения. Анализ выразительности чтения. |
Заучивание стихотворения «Осень» | Рассмотреть иллюстрации с изображением осени. Беседа по иллюстрациям. Чтение стихотворения. Беседа «О чемговорится в стихотворении». Заучивание стихотворения. Анализ выразительности чтения. |
Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам | Беседа «Какие сказки вы знаете» Знакомство с пословицами и поговорками. Оассмоатривание иллюстраций с изображением сказки. Рассказывание истории «Как старушка догадалась, чья игрушка». Беседа по рассказу. Учить разделять загадки от пословицы. |
октябрь | |
Пересказ сказки «Лиса и рак» | Загадывание загадки про лису. Беседа о лисе. Рассматривание иллюстрации «Лиса и лисята». Чтение сказки «Лиса и рак» Дидактическая игра «Детеныши зверей» |
Рассказывание по картинке «Кошка с котятами» | Учить составлять рассказа по картинке. Развивать умение отмечать и называть четры различия и сходства кошки и котят при сравнении их внешнего вида, действий; учить подбирать точные слова, характеризоующие действия (активизоция употребления глаголов в речи). Формировать умение самостоятельно образовывать клички животных. Закреплять правильное произношение звуков с и з; учить деференцировать их на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса; закреплеплять умение самостоятельно подбирать слова, быстро и громко произносить их, влушиваться в их звучание. |
Рассказывание на основе личного опыта впечатлений на тему «Наши игрушки» | Учить детей описывать внешний вид игрушек, как можно сними играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, испльзовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно, вычеслять эти звуки из слов, слова с этими звуками из слососочетаний; упражнять детей в регулировании силы голоса, произносить фрызы на однос выдохе; учить слышать в словах разные звуки и находить слова с заданным звуком независимо от того, какой части слова он стоит. |
Состаление рассказа по скороговорке | Учить детей составлять короткий рассказ по скороговорке. Закреплять в использование в речи сложно – подчиненных предложений. Закреплять правильно произносить звуки с и ц; учить детей дефференцировать эти звуки на слух и произноситьслова и фразы с этими звуками; развивать умение произносить фразы в различном темпе и с различной силой голоса. |
ноябрь | |
Пересказ рассказа Н. Калининой. «Разве так играют?» | Учить детей пересказывать текст, передавая интонацию при характеристике персонажей. Активизировать употребление в речи глаголов, учить соотносить предмет и производимое с ним действие. Упражнять в образовании названий детенышей животных в едиинственном и множественном числе, обращать внимание детей на то, что они не всегда являются производными от названий взрослых животных. |
Рассказывание по картинке «Строим дом» | Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; придумывать события, завершающие изображенное на картинке, давать ей название. Учить подбирать слова при характеристике дейстия персонажа, изображенного на картинке. Закреплять правильное произношение звуков ш и ж; учить детей дефференцировать эти звуки, отчетлливо и внятно произносить их в слова; учить делить двухсложные слова на части; четко произносить каждую часть слова; показывать последовательность звучания слогов в слове. |
Составление рассказа по скороговрке | Учить детей связанно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Закреплять представление о том, что не всегда название детенышей можно образовывать от названий самих животных; активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений. Учить вычесляять слова со звуками ш и ж; из предложений, четко произносить фразы с этими звуками; развивать умение произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произнося каждую часть слова; учить определять последовательность звучания слогов в слове. |
Составление короткого рассказа на предложенную тему | Учить детей составлять короткий рассказ на предложенную тему. Закреплять умение образовывать названия детенышей животных в иминительном и родительных подежах множесвенного числа; закреплять о том, что некоторые детеныши животных имеют специальные названия; активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений. Уметь подбирать слова, сходные по звучанию. |
декабрь | |
Пересказ рассказа Е. Черушина «Лисята» | Учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов. Учить придумывать загадки; Подбирать определения и действия к одушевленным существительным. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Развивать умение детей правильно использовать восклицательную интонацию. |
Рассказывание по картинке «Ежи» | Учить детей составлять расскзаз по картинке с опорой на имеющиеся у них знаний о жизне животных. Активизировать употребление в речи сложноподчиненных предложений. Закреплять произношение звуков ч и щ; учить детей различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с ними, выделять эти звуки в словах. |
Рассказывание на тему «Наш живой уголок» на основе личного опыта | Учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать умение отбирать для рассказа интересное содержание. Формировать умение образовывать форма родительного подежа множественнго числа существительных в трудных случиях; учить задавать друг другу вопросы. Учить детей выделять во фразах слова со звуками ч и щ; четко и правильно произносить фразы, насыщенные этими звуками, громко и тихо. |
Составление короткого рассказа по содержанию стихотворения «Обед» | Учить детей составлять короткий рассказ по содержаниб стихотворения «Обед», а так же описатльный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размеру, назначению, правильно называя определения – прилагательные; активизировать употребление в речи слов противоположного значения (антонимов); закреплять умение классифицировать предметы по качеству. Учить образовывать одноструктурные наименования предметов посуды. |
Перессказ рассказа Н. Калининой «Про снежныйц колобок» | Учить передавать содержание литературного текста связно, последовательно, выразительно, без наводящих вопросов. Развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных. Закреплять умение образовывать формы родительного подежа множественного числа существительных в трудных ситуациях. Закреплять умение громко и четко произносить слова. |
январь | |
Рассказывание по картинке «Речка замерзла» | Развивать умение детей составлять рассказ по картинке; учить приописании событий указывать место и время действия. Развивать умение понимать оттенки значения слова. Закреплять произношение звуков с и ш; Уучить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе, отчетливо и внятно произносить эти слова; закреплять умение делить слова на части – слоги. |
Рассказывание по теме «Игры зимой» | Учить детей составлять связанный рассказ о своих впечатлениях, не отступая от заданной темы. Упражнять в употреблении предлогов с пространственным значением. Развивать умение отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш; учить детей пользоваться разной громкостью голоса, изменять интонацию, темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова. |
Составление коротких рассказов по скороговорке. | Учить детей связанно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Учить вычеслять слова со звуками з и ж; из предложений, четко произносить фразы с этими звуками; развивать умение произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произнося каждую часть слова; учить определять последовательность звучания слогов в слове. Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. |
Пересказ сказки «Петух и собака» | Учить детей выразительно передавать диалог действующих лиц при пересказе сказки без наводящих вопросов. Учить подбирать определение к одушевленным существительным. Развивать умение использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения при пересказе; закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными; закреплять знание об окончаниях прилагательных мужского женского и среднего рода, закреплять умение образовывать формы родительного подежа множественного числа. Упражнять детей в подборе слов, сходных по звучанию, в заданном ритме. |
февраль | |
Составление описательного рассказа «Зима» | Учить детей при описании событий указывать время действия с использованием разных типов предложений. Закреплять умение подбирать определения к заданным сущесвительным. Совершенствовать структуру предложенийв связанной речи с использование ситуации письменной речи; учить детей отвечать на вопросы. Добиваться четкого произношения слов и фраз, включающих звуки ц и ч; развивать умение правильно пользоваться вопросительной интонацией; учить детей разделять на слоги трехсложные слова. |
Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | Учить детей рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно передавать разговор лисы с кувшином. Учить подбирать синонимы к глаголом, составлять предложения с определенными словами, правильно сочетая их по смыслу. Учить в процессе игры ставить слова по порядку, чтобы предложение было понятно по смыслу. Развивать умение произносить предложения с разной интонацией. |
Рассказывание по картинке «Лошадь с жеребенком» | Учить детей составлять описательный рассказ по картинке; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы, подбирать детьми при сравнении лошади с жеребенком. Упражнять детей в отчетливом произнесении скороговоркив разном темпе и с разной силой голоса. |
Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился» | Подвести детей к самостоятельному продолжению и завершению рассказа, начатого воспитателем. Учить последовательно заменять слова предложения; после замены кажждого слова, какое предложение получилось. Закреплять знания детей о слоге и ударении. |
март | |
Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» | Учить детей связано, последовательно, выразительно рассказывать текст без наводящих вопросов воспитателя. Учить подбирать определния, близкие и противоположные по смыслу слова. Упражнять детей с составлении предложений - путаниц. Развивать у детей чувство ритма и рифмы при составлении шуток – чистоговорок. |
Составление рассказа по игрушкам. | Учить детей составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующие персонажи; развивать умение описывать и давать характеристику персонажа, вводить в повествование диалог. Учить детей подбирать определение к заданным существительным при описании игрушек; ознакомить с предложением; упражнять детей в составлении предложений из набора слов, учить самостоятельно придумывать предложения ихз двух – трех слов. |
Рассказывание по картинке «Зайцы» | Учить детей составлять рассказ по картинке, ключая в него описанике персонажей и их характеристики. Учить образовывать существительные, указывающие на род занятий и профессию. Учить определять местонахождение ударения в двухсложном слове. |
Чтение главы из сказки А. А. Милна «Винни – Пух и все – все - все» | Развивать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. |
апрель | |
Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленный» | Учить детей понимать характеры и поступки героев. Замечать и понимать образные выражения. Познакомить детей с новыми фразеологизмами. |
Рассказывание русской народной сказки «Хвосты» | Учить детей осмысолевать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки, обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями, упражнять в подборе синонимов. |
Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка» | Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов. Учить замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. |
Стение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа» | Развивать у детей умение чувствовать и пониматьт характер образов произведения, устанавливать взаимосвязь описательного с реальностьюю Развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения. Учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. |
май | |
Повторение пройденного материала. | |
Маниторинг полученных знаний за учебный год |
К концу года дети должны:
- Добиться точности, правильности, связанности, выразительности речи, включать в речь ассоциативные связи.
- Уметь употреблять слова и словосочетиния в соответствии с контектом, речевой ситуацией, свободно вибирать языковые средства при простроении связанного высказывания.
- В процессе речевого разития должен употреблять прилагательные, местоимения, наречия, числительные.
- Соответствовать целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы высказывания и слушателей, окружающей обстановке, плавно излагать свои мысли в речь.
- Активизировать словарный запас; понимать м уместно употреблять в речи слова и словосочетания, применять разнообразные языковые средства; выбирать слова, которые передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности; выбирать языковые средства, соответствующие условиям и задачам общения.
- Владеть эмоциональным словарем, уметь составлять связанные высказывания на тему о правилах поведения.
Лепка и аппликация
Лепка | Аппликация |
сентябрь | |
«Грибы» Развивать восприятие, умение замечать отличия от оснавной эталонной формы. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, авальной, дискообразной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев | «На лесной полянке выросли грибы» Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника. Учить вырезать большме и маленькие грибыпо частям, составлять не сложную красивую компазицию. Учить разрывать неширокую полоску бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов. |
«Вылепи оовощи и фрукты для игры в магазин». Закреплять умение детей предавать в лепке форму разных овоще. Учить сопоставлять форму овощей с геометрической фигурой, находить сходство и различие. Учить предавать в лепке характерные особенности каждого овоща, пользуясь приемами раскатывания, сгаживания пальцами, прищипывания, оттягивания. | «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы овальной и краглой формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию обоих рук. Закреплять навык аккуратно наклеивать изображение. |
октябрь | |
«Красивые птички» (на основе дымковской игрушки) Развивать эстетическое восприятие. Вызвать положительное эмоциональное отношение к народным игрушкам. Закреплять приемы: раскатывания, оттягивание, сплющивание, прищипование. | «Осенний ковер» Продолжать отрабатывать умение вырезать части круглой и овальной формы. Учить составлять изображения из частей (грибы, ягоды, листья). Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие. Воспитывать навыки коллективной работы. |
«Лепка по замыслу» Учить детей задумываться о содержании работы. Намечать последовательность ее исполнения, способы изображения. Воспитытвать творческое отношение к лепке, уметь доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение рассказывать о своей работе. | «Вырежи и наклей игрушку» Закреплять умение выпезать изображение предметов, используя приемы резания по прямой, косой, огругляя углы квадратов и прымоугольников. Упражнять в наклеивании. Развивать творческие способности. Учить выберать наиболее интересные работы и обосновывать свой выбор. |
ноябрь | |
«Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съели». Учить создавать в лепке сказочные образ. Лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другну. Подводить к выразительному изображению персонажа сказки. Развивать воображение. | «Автобус» Учить передавать характерные особенности формы автобуса. Закреплять умение резать полоску на олинаковые прямоугольники, срезать углы, вырезать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями. |
«Вылепи свою любимую игрушку» Учить создавать в лепке образ любимой игрушки. Закреплять разнообразные приемы лепки: лодошкой и пальцами. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Формировать эстетическое отношение к своим работам, учить оценивать их. | Сюжетная аппликация «Наш город» Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды попалам. Совершествовать вырезание по косой, по прямой линиям и по сгибам. Развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать дома рядом, начиная сверху и частично перекрывая изображение. |
«Наш любимый мишка и его друзья» Учить создавать избражение игрушки из частей, правильно предавая их форму и относительную велечину. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы из квадрата и прямоугольника, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагая его на листе бумаги. | |
декабрь | |
«Котенок» Учить детей создавать в лепке образ животного. Закреплять умение лепить фигурку разными приемами. Соотносить части тела по велечине и отношению друг к другу. | С элементами конструировани «Елоки - красавицы» Вызывать желание создаватьпоздравительную открытку своими руками. Закреплять способ симметричного вырезания сложной формы по нарисованному контуру. Познакомить детей с техникой объемной аппликации. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приемы. |
Из соленого теста «Снеговик» Учить детей создавать поделки из слоеного теста. Совершенствовать технику создания снеговика – создание трех шаров. Показывать прием скрепления частей снеговика. Соотносить по размеру части. Выкдалывать пуговицы, глаза и небольшик бусенок. Расскрашивание снеговика красками. | с элементами рисования «Снеговики в шапочках и шарфиках» Вызвать интерес к зимней тематике. Учит создавать выразительный образ снеговика. Продолжать закреплять способ вырезания круга из квадрата путем закругления угловю побуждать декоративно оформлять свои работы. Учить содавать композиции и предавать в них пространвенные отношения. Развивать глазомер, чувтво формы и пропорции. |
Январь | |
«Белый заяц». Прподолжать учить детей создавать выразительные образы конструктивном способом. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количествао деталей, лепить последоватьно, начиная с крупных деталей. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции. | «Петрушка на елке» Учить лдетей создавоть изоюражения из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежны из бумаги, сложанной вдвое. Закреплять умение вырезать на глаз мелкие детали, аккураьтно наклетвать изображение на большой лист бумаги. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета и композиции. |
«Лепка по замыслу» Учить детей задумываться о содержании работы. Намечать последовательность ее исполнения, способы изображения. Воспитытвать творческое отношение к лепке, уметь доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение рассказывать о своей работе. | |
Февраль | |
«Щенок» Учить детей изображать собак. Закреплять приемы лепки: раскатавание, оттягивание, соединение частей с помощью прижимания и сглаживания мест скрепления. | «Пороход» Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частий корабля и деталий разнообразной формы. Упражнять в вырезывание одиноковых частей из бумаги, сложанной грамошкой. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. |
Лепка по замыслу Учить детей задумываться о содержании работы. Намечать последовательность ее исполнения, способы изображения. Воспитытвать творческое отношение к лепке, уметь доводить начатое дело до конца. Воспитывать умение рассказывать о своей работе. | Предметно – декаротивная «Галстук для папы» Вызвать интерес к подготовке подарков и сувениров. Показать способы изготовления галстука из бумаги. Учить состалять украшения на галстуке самостоятельно. |
Из слоеного теста «Кружка для папы» Учить лепить посуду, точно передавая форму, велечину и пропорцию в соответствии с названиепредмета. Воспитывать заботливое отношение к членам свое семьи. | «Сказочная птица» Закреплять умение детей вырезать чатси предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части с помощью декаротивного пластелина. Закреплять умение вырезать симметричные части и сложанной вдвое бумаги. Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, расскзывать о них. |
Март | |
«Кувшинчик» Учить детей создавать изображение посуды. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме. | «Подарок для мамы» Учить делать поздравительные открытки. Продолжвть детей знакомить с эломентами объемной аппликации. Закреплять умение вырезать детаоли по контуру. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приемы. |
Из слоеного теста «Весенний ковер» Продолжать знакомить с видами народного декоративно – прикладного исскуства. Учить лепить ковер из жгутов, имитируя техники плетени. Развивать мелкую моторику и сенхронизацию обеих рук. | «Вырежи и наклей какую хочешь игрушку» Учить задумывать несложный сюжет для передачи в аппликиции. Учить выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объянять свой выбор. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество. |
Апрель | |
«Сказочные животные» Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных. Передавать основные части и детали. Упражнять в сглаживании поверхности. Развивать воображение и творчество. | «Нежные подснежники» Учить в своих работах представлять образы первоцветах. Совершенствовать в составлении аппликативный цветок из отдельных элементов, старая передать особенности внешнего вида растения. Формировать композиционные умения. Развивать чувтсво формы и цвета. Воспитывать бережно отношение к природе. |
«Зоопарк для кукол» Отрабатывать обощенные способы создания изображения животных в лепке. Продолжать учить передавать характерные особенности животных. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание и вырабатывтать умение создавать необходимые атрибуты для игр. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и ее результата. | «Наш аквариум» Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов. Активизировать способы вырезания кругов и валов. Развивать комбинаторские и композиционные умения. Обогащать отпыт сотрудничества и сотворчества при выполнении коллективной работы. |
май | |
Маниторинг полученных знаний |
К концу года дети должны:
В лепке
- Лепить предметы разной формы, использу условные приемы и способы.
- Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.
- Создать изображения по мотивам народных игрушек.
В аппликации
- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезывания, обрывания бумаги мелкими пальцевыми движениями.
Рисование
Сентябрь | |
«Лето красное прошло» | Учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатление о лете. Познакомить детей с новым способом создания абстрактной композиции – свободные, безотрывное движение карандашами или фломастерами. Совершенствовать технику рисавания акварелью. |
«Космея» | Развивать у летей эстетическое восприятие, чувтчо цвета. Учить предавать характерные особенности цветов космеи: форму лепесков и листьев, их цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, в способах работы с ними. |
«Укрась платочек ромашками» | Учить детей созлавать узор на квадл\рате, заполняя углы и середину; использовать приемы примакивания, рисование концом кисти. Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, композиции . продолжать учить рисовать красками |
«Яблоня с золотыми яблоками в волшебном лесу» | Учить детей созлавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передава кроны фруктовых деревьев; изображать яблоки. Закреплять умение рисовать красками. Развивать эстетичесоке воприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображение на листе. |
«Чебурашка» | Учить детей составлять в рисунке образ любимого героя. Учить рисовать контур простым карандашом. Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение. |
«Что больше всего ты любишь рисовать» | Учить задумывать содержание свого рисунка, вспоминать необходимые способы изображения; воспитывать сремление доводить замысел до конца. Развивать изобразительное творчество. Учить анализировать и оценивать свои рисунки и рисунки товарища |
По содержанию загадок «Загадки сгрядки» | Учить рисовать овощи по их описанию в загадках. Создавать выразительные цветовые образы. Самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. |
«Осенний натюрморт» | Учить детей составлять композиции по образцу. Совершествовать работу простым карандашом. Закреплять навык расскрашивания. Развивать чувство композиции. |
Октябрь | |
«Идет дождь» | Учить детей образно отображать в оисунках впечатление об окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для предачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании цветными карандашами. |
«Моя любимая игрушка» | Продолжать учить создавать образ олюбимой игрушки, предавая характерные особенности. Закреплять умение делать легкий набросок простым карандашем, закрагшивать гуашью, не выходя за контур. |
«Веселые игрушки» | Развивать образные представления и воббражение. Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой. Учить выделять выразительные средства этого вида народных игрушек. Воспитывать интерес и любовь в народному творчеству. |
«Фартук дымковской барышни» | Продолжать знакомство с декаротивно – прикладным народным творчестов. Закреплять знания об особенности узора и колорита дымковской игрушки. Закреплять навык работы гуашью |
«Осенний лес» | Учить отображать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Учить по разному изображать деревья, траву, листья. Закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать октавность, творчество. |
«Осенние листья» | Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и цвет листьев. Совершенствовать изобразительную технику. Поощрять детей в выплощении задуманного образа. |
«Дымковские лошадки» | Закреплять у детей знания о дышковской игрушке. Учить правильно воспроизводить узоры декаротивно – прикладного творческова. |
Рисование по замыслу | Продолжать способствовать возникновению и реализации замысла, завершать работу. Учить выбирать материалы для выполнения в соответствии с замыслом. |
Ноябрь | |
«Что нам осень принесла» | Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи, фрукты, передавая их формы, цвет, характерные особенности. |
«Знакомство с городецкой росписью» | Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять яркий нарядный колорит. Учить рисовать эти элементы кистью. Вызывать желание создавать красивый образ. |
«Городецкаяч роспись» | Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цветов. |
«как мы играем в игры кошки мышки» | Продолжать формировать образное представление. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в различных приемах рисования, в использовании разных материалов. |
«Дымковская слобода» | Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знание детей о дымковских игрушках, росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декаротивному искусству. Развивать навыки коллективной работы. |
«Сказочный домик» | Учить рисовать сказочный домик, передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш, для получения разных оттенков. |
«Закладка для книги»(городецкий цветок) | Продолжать обогащать представления о народном декаротивном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание на яркость росписи. Учить составлять ее элементы, подбирать цвет, приемы композицию для создания образа. Учить располагать узор на полосе. |
«Моя любимая сказка» | Учить детей предавать в рисунке эпизоды из любимой сказки. Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу. |
Декабрь | |
«Грузовая машина» | Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольниной, квадратно и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности, правильно располагать части в изображении. Закрепять навыки рисование вертивкальных и горизонтальных линий, правильного размащения предметов. |
С элементами аппликации «Белая береза под моим окном…» | Вызывать интерес к созданию выразительного образа по мотиву стихотворения. Учить сочитать разные изобразительные техники для предачи характерных особенностей зимней кроны и стройного столба с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать техничесике умения. Развивать чувство цвета. |
«Зима» | Учить детей предавать в рисунке картину зимы в лесу. Закреплять умение рисовать деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы и техники. Развивать образное восприятие, представление, творчество. |
По замыслу | Прордолжать способствовать возникновению и реализации замысла, завершать работу. Учить выбирать материалы для выполнения в соответствии с замыслом. |
«Еловые веточки» | Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и цвет веток. Совершенствовать изобразительную технику. Поощрять детей в выплощении задуманного образа. |
«Большие и маленье ели» | Учить детей располагать изображения на широкой полосе. Учить передавать различие по высоте старых деревье и молодых, их окраску и характеристики строения. |
«Синие и красные птицы» | Учить передавать в рисунке поэтический образ, подбирать цветовую гамму, красиво располагать птиц на лите бумаги. Закреплять умение рисовать акварелью, правильно пользоваться красками и кистью. |
«Снежинка» | Учить детей рисовать узор на бумаге в форме розеты; располагать узор в соответствии с данной формой; придумывать детали узора. Закреплять умение рисовать концом кисти. |
Январь | |
«Что мне понравилось на Новый год» | Учить детей отражать впечатление от новогоднего праздника. Рисовать один, два или более предметов. Передавать в рисунке формы замысла. |
«Городецкая роспись» | Продолжать знакомить с городецкой росписью. Развивать художественный вкс. Учить приемам узора городецкой росписи, закреплять умение рисовать кистью и красками. |
«Нарисуй свое любимое животное» | Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить передавать в рисунке образ животных. |
С элементами аппликации «Начинается январь, открываем календарь…» | Составление гармоничных цветовых композиций, передающих впечатление о разных временах года. |
«Красивое развесистое дерево» | Учить детей создавать в рисунке дерево, находить композиционное решение. Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи темных и светлых оттенков. |
«Золотая хохлома» | Знакомство детей с хохломской росписью, рисование элементов узоров из растительных элементов по мотивам хохломской росписи. |
«Веселый клоун» | Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении и спередачей мимики. |
Февраль | |
«Узоры на стекле» | Учить рисовать детей узоры, которые они наблюдали на стекле. Закреплять навыки рисования фломастерами. Развивать воображение. |
«Фантастические цветы» | Рисавание цветов по мотивам экзотическиз растений. Освоение приемов видоизменения и декорирования леписков и венчиков. |
«Наша группа» | Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада. |
«Домик трех поросят» | Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характеные особенности. Закреплять умение удачно располагать изображение на листе. |
«хохлома» | Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломкой росписью. Учить выделять элементы узора цвет, колорит. |
Папин портрет | Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека. |
«Милой мамочки портрет» | Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека. |
Март | |
«Картинка маме на 8-е Марта» | вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку. Закреплять умение изображать на листе бумаги задуманныей образ, соблюдая пропорции и колорит. |
Рисование по замыслу | Продолжать способствовать возникновению и реализации замысла, завершать работу. Учить выбирать материалы для выполнения в соответствии с замыслом. |
По мотивам сказки «Лиса и заяц» | Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характеные особенности. Закреплять умение удачно располагать изображение на листе. |
Знакомство с гжельской росписью | Познакомить детей с исскуством гжельской росписи. Развивать умние выделять ее специфику. Формировать уменеи передавать элеименты росписи. Закреплять умение рисовать акварелью. |
Нарисуй какой хочешь узор | Учить задумыать и выполнять узор в стиле народной росписи., передавая ее колорит, элементы. Закреплять умение строить узор. |
«Солнышко, нарядись» | Рисование солнышка по мотивам декаротивно – прикладного искусства и книжной графики. |
«Солнечный цвет» | Экспериментальное освоение цвета, расширение цветовой политры «солнечных оттенков». |
«Весеннее небо» | Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому» |
Апрель | |
«Гжельские узоры» | Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элеиенты, характерные росписи. |
Рисование по замыслу | Продолжать способствовать возникновению и реализации замысла, завершать работу. Учить выбирать материалы для выполнения в соответствии с замыслом. |
«Цветут сады» | Закреплять умение детей рисовать картины природы, передавая ее характеные особенности. Учить располагать изображение по всему листу. Развивать умение рисовать разныими красками. |
«Цветные страницы» | Учить детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца. Закреплять умение рисовать разным материалом для рисования. Учить разбовлять краски водой. Развивать воображение и творчество. |
«Роспись петуха» | Учить расписовать вылепленную игрушку по мотивам дымковской росписи. Развивать эстетичесоке чувство, восприятие. Развивать творчество. Воспитывать уважение к труду народных мастеров. |
«Морская азбука» | Изготовление коллективной азбукиина морскую тему: рисование морских животных и растений, название которых будут начинатся на различные буквы алфавита. |
«Я рисую море…» | Создание образа моря различными нетрадиционными техниками. Экспериментирование с художественными матриалами и интрументами |
Радуга - дуга | Самостоятельное, творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно- выразительными средствами |
Май | |
Повторение пройденного материала. Маниторинг полученных знаний |
К концу года дети должны:
- Уметь различать произведения изобразительного исскуства (живопись, книжная графика, народное декаротивное творчество).
- Выделять выразительные средства в разных видах исскуства.
- Знать особенности изобразительных материалов.
- Создавать изображение предметов (с натуры, по представлению), сюжетные изображения.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительного образа.
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного исскуства.
Список использованной литературы
- «Комплексные занятия для старшей группы» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – Волгоград, 2011г.
- «Развитие речи детей 5 – 6 лет», программа «Тропинки», Москва, изд. Центр «Вентана - Граф», 2008г.
- «Знакомство дошкольников с литературой для старшей группы», О. В. Ушакова, Н. В. Гавриш, Москва, изд. Центр «Вентана - Граф», 2008г.
- «Занятие по изобразительной деятельности в старшей греппе детского сада», Т. С. Комарова, изд. «Мозаика - Синтез», Москва, 2008г.
- «Изобразительная деятельность в детском саду для старшей группы», И. А. Лыкова, творческий центр СФЕРА, Москва, 2008г.
- «Математика в детском саду», В. П. Новикова, изд. «Мозаика - Синтез», Москва, 2008г.
Утверждаю:
заведующая МБДОУ црр
д\с №7 «Солнышко»
Шипилова Л. А. ___________
Принято на заседании педсовета
Дата____________
Протокол №_________
Рабочая программа по обучению и воспитанию детей старшей группы №11 «Кораблики»
(5 – 6 лет)
Воспитатель:
Рыцарская Наталья Владимировна
2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для воспитателей дошхольных образовательных учреждений старшей группы
Рабочая программа была разработана и реализована в процессе разнообразных видов детской деятельности . Цель программы: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развит...
Рабочая программа для воспитателей дошкольных учреждений средняя группа
Рабочая программа была разработана и реализована в процессе разнообразных видов детской деятельности. Цель программы : забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развит...
Рабочая программа для воспитателей дошкольного младшего возраста.
Рабочая программа построена на системе воспитания детей, которая ориентирована на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка, а в целом удовлетворяла бы запро...
Модель рабочей программы деятельности воспитателя в соответствии с ФГОС
В методических рекомендациях представлена модель рабочей программы деятельности воспитателя, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программой дошкольного об...
Рабочая программа для воспитателей младшей группы
В помощь педагогам...
Рабочая программа деятельности воспитателя второй младшей группы «АБВГДейка» 3- 4 года Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Настоящая рабочая программа для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения...
Рабочая программа деятельности воспитателя средней группы «АБВГДейка» 4 - 5 лет Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Настоящая рабочая программа для детей средней группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до шко...
Комментарии
рабочая программа для детей старшей группы в ДОУ
У ког есть рабочая программа
У ког есть рабочая программа для средней группы по всем разделам ?Помогите пожалуста,очень надо)))Аттестация прхожу.
Зайдите ко мне на сайт, у
Зайдите ко мне на сайт, у меня есть рабочие программы! Не забудьте оставить комментарии.
.
ю