Картотека игр
материал по теме
Картотека игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr01.doc | 214 КБ |
kartoteka_igr_s_vodoi.doc | 300 КБ |
kartoteka_palch-igr.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Луковая грядка»
Необходимый инвентарь: стаканчики из под йогурта, вода, луковицы.
- Ребёнок с вашей помощью или самостоятельно разливает воду в йогуртовые стаканчики, затем «сажает» в них луковицы. Стаканчики выставляются на подоконник.
- В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами. Фиксируется появление корней и листьев.
«Поливаем цветы»
Необходимый инвентарь: детская лейка.
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмём
и воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с растительным миром.
«Капли»
Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.
- С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда.
- Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.
- В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель вмещается в одну ячейку, в две и т.д
«Выжми мочалку»
Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.
Игра развивает мелкую моторику.
«Кораблики»
Необходимый инвентарь: тазик, бумага.
Нелейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
«В час по чайной ложке»
Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.
«Налил – вылил»
Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите как можно зачёрпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
«Шарики в воде»
В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.
Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.
- Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.
«Моет трубочиста»
Необходимый инвентарь: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, паралоновая губка.
Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась», и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребёнка НАТО, как скользит в руках намыленная кукла.
Игра способствует развитию моторику, речи.
«Дождик»
Необходимый инвентарь: лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Г. Лагздынь
Игра способствует развитию речи.
«Тонет – не тонет»
Необходимый материал: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.
- В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»
- Тонет сразу
- Тонет после намокания
- Не тонет.
«Волшебное свойство воды»
Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
- Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
«Умываемся»
Умывая малыша, читайте весёлое стихотворение, сопровождая соответствующими действиями:
Аккуратные зайчата?
Лапки?
Мыли!
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые,
Зайчики пушистые.
Г. Лагздынь
В игре ребёнок запоминает названия частей тела.
«Разлить поровну»
Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.
- Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
- Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.
«Взбивание пены»
Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.
- Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.
- Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.
- Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.
«Свойства солёной воды»
Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.
- Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.
- Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.
«Сквозь сито»
Необходимый инвентарь: стакан, сито.
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.
«Поплывёт или утонет»
Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
«Прыгающий шарик»
Необходимый инвентарь: пластмассовый шарик для настольного тенниса.
Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребёнку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.
«Я и река»
Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной водой.
- На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.
- Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.
- Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?
- Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.
- Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.
- Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться
Предварительный просмотр:
КАПИТАН
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой
Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
ДОМИК
Под грибом - шалашик-домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
А на нем - дубовый стол.
Рядом - стул с высокой спинкой
На столе - тарелка с вилкой.
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
(соедините ладони шалашиком)
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
БАРАШКИ
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
ГРОЗА
Капли первые упали,
Пауков перепугали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.
А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
МОЯ СЕМЬЯ
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой
КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).
ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
(ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой
загибает мизинчик на левой руке)
(загибает безымянный пальчик)
(загибает средний пальчик)
(загибает указательный пальчик)
(загибает большой пальчик)
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
этот пальчик гриб нашел,
этот резал,
этот ел,
ну, а этот лишь глядел!
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
(разгибает мизинчик)
(разгибает безымянный пальчик)
(разгибает средний пальчик)
(разгибает указательный пальчик)
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
КТО ПРИЕХАЛ?
Кто приехал?
Мы, мы, мы!
Мама, мама, это ты?
Да, да, да!
Папа, папа, это ты?
Да, да, да!
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да!
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты?
Да, да, да!
Все мы вместе, да, да, да!
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками указательных пальцев
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками средних пальцев)
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками безымянных пальцев)
(хлопает кончиками больших пальцев)
(хлопает кончиками мизинцев)
(хлопает в ладоши)
“ШАЛУН”
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
“БЕЛОЧКА”
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
“ДЕТКИ”
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
“ПО ГРИБЫ”
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
“ПАЛЬЧИКИ”
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
(загибать пальцы, начиная с большого)
(сжимать и разжимать кулачки)
(загибать пальчики, начиная с большого)
“ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
“ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ”
Есть игрушки у меня:
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(хлопать в ладоши)
(загибать поочерёдно пальчики)
(пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе)
(хлопки в ладоши)
(указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки)
(можно произносить имя вашего малыша)
“ПАСТУШОК”
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурёнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Деток
Кашей кормить.
“ОЧКИ”
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
“СТУЛ”
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
“СТОЛ”
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
“ЛОДКА”
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки
“ПАРОХОД”
Пароход плывёт по речке
И пыхтит он, словно печка.
“КОЗА”
У козы торчат рога,
Может забодать она.
(обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".
Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).
ПЧЁЛКИ
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"
Глядь - а червячков уж нет!
Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди
Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
ПЯТЬ УТЯТ
Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут...
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
ВЕТЕР
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).
РЫБКИ
Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”
УЛИТКА
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд.
На цветочек заползёт,
Лепесточки погрызёт.
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.
Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.
Ползёт вперёд по столу.
"Улитка" заползает на "цветочек".
"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".
Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки
Один хлопок над головой
Руки "скатываются" на пол..
Два хлопка.
Три хлопка.
ЧАСЫ
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
Мышь скатилась кувырком.
ПЕРЧАТКА
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала.
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Погладила (отшлёпала) всех
и отправила спать.
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом"
Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
КОТЯТА
У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам
стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
ТАРАКАНЫ
За буфетом под пакетом
десять тараканов. (2 раза)
Самый храбрый таракан
побежал к тебе в карман.
За буфетом под пакетом
девять тараканов.
За буфетом под пакетом
девять тараканов. (2 раза)
и т.д
Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими.
Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот".
Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов.
Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять.
И так далее.
Хлопаем по всему телу ладонями
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела
Щипаем себя, как бы собирая складки.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У ЖИРАФОВ
У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах,
на коленях и носках.
У слонов есть складки, складки, складки,
складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки,
складочки везде.
На лбу, ушах, на шее,
на локтях,
На носах, на животах,
на коленях и носках.
ПОРОСЯТА
Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок
спинку об забор чесал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок
носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок –
лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке
и всех братьев растолкал.
Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Мизинцы.
Безымянные.
"Фонарики".
Сжимаем и разжимаем кулачки
Средние.
Указательные.
Сжимаем и разжимаем кулачки
Большие.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.
На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные.
Держим кисти горизонтально, сближаем руки.
На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха.
На слово "бух" - хлопаем в ладоши.
Роняем руки на колени.
ДВА КОЗЛИКА
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами - бух!
И с моста в водичку - плюх!
ЗАЙЦЫ
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник,
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Хлопаем в ладоши.
Бежим пальчиками по столу или коленям
Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.
Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.
Движения повторяются.
Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
Ладони сомкнуты "ковшом
Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)
Движения повторяются
Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).
Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".
ВЕСНА
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть.
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
А из под старой травки
Уже глядит цветок...
А из под старой травки
Уже глядит цветок
Раскрылся колокольчик
В тени там, где сосна,
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
Динь-динь, звенит тихонько,
Динь-динь, пришла весна.
ЖУЧОК
Этот маленький жучок
По земле гуляет,
Листик сладенький найдёт
И его кусает.
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
Этот маленький жучок
По траве гуляет...
Этот маленький жучок
По кустам гуляет...
Этот маленький жучок
Выше залезает,
Вот он ямочку нашёл,
Лёг и отдыхает.
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
Перебираем пальцами по ступням.
Щипаем ступни.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей). Перебираем пальцами по коленям.
Перебираем пальцами по животу.
Перебираем пальцами по груди
"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.
Пальчики сжимаем в кулаки
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ
Как- то серенький козёл
В огород поесть зашёл.
Посмотрел по сторонам -
Есть еда и здесь и там.
Под копытами - трава,
А над головой - листва.
Наклонись - капусту кушай,
А вверху - большие груши.
Сзади огурцы растут,
Впереди кусты цветут,
Слева - молодой лучок,
Справа - вкусный кабачок.
Здесь - сто ягодок, там - двести,
Козлик крутится на месте.
И, пока он выбирал,
Пёс его в сарай прогнал.
Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд.
Поворачиваемся то в одну, то в другую сторону.
Опускаем подбородок.
Поднимаем подбородок вверх.
Наклоняемся вниз.
Встаём на носочки, тянемся вверх.
Поворачиваемя назад.
Возвращаемся обратно.
Полуобороты вправо-влево.
Наклоны вправо-влево.
Крутимся.
Наклонив голову, убегаем от "пса".
ЗМЕЙКА
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!.
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз,
А ребёночка за нос.
3Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".
Медленно вращаем кистью руки
Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Волнообразные движения рукой
"Змея" хватает за нос партнёра по игре.
ГВОЗДИ
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьём молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются.
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вырывать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.
Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу.
Пальцы - гвозди - согнуты. Пальцы другой руки - клещи. Смыкаются в кольцо (первый-второй, 1-3, 1-4, 1-5, на усмотрение играющих) и "вырывают гвозди" - поочерёдно тянем пальцы другой руки, выпрямляя их.
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ
Эти пальчики щипают,
Эти пальчики гуляют,
Эти - любят поболтать,
Эти - тихо подремать,
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев.
Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.
"Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).
В КОМНАТЕ
Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Мышка подбирает крошки под столом.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Курочка рябая пол крылом метёт
Катя варит кашу для зверят своих
Кашки наварила, с ложки кормит их
ДОМ
Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нём,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял.
Солнце было,
Дождик шёл,
И тюльпан в саду расцвёл
Руки над головой "домиком".
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
"Стряхивающие" движения
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
Кисти прижать к голове, как ушки.
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Указательные пальцы прижаты к губам.
Роем норку (колени).
"Чистим шёрстку".
Руки складываем, кладём под щёку.
Шевелим "ушами".
Сжаться в комочек или спрятаться в мамины коленки.
КРОЛИК
Маленький кролик
с большими ушами,
Розовым носом,
Смешными усами
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками
в мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе
Или спит.
Кролик ушами всегда шевелит
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов
ЧЕРЕПАШКА
Моя черепашка в
коробке живёт,
Купается в ванне,
По полу ползёт.
Её на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре Волнообразные движение кулаком в воздухе.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Руки возвращаются в исходное положение.
Отрицательный жест головой
Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз.
Прижать к ладони кулак другой руки. Большой палец внутри
Поворачиваем "крышку" ладонью вверх.
Резко поднимаем большой палец
ГОРШОК
Под крышкой -
Маленький горшок,
Открыли крышку -
Мышка - скок!
МОИ ВЕЩИ
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
А вот моя книжка
Могу почитать,
Могу вам картиночки
В ней показать.
Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
Его я бросаю
Над головой.
А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мурлычет он так
Для меня одного.
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Раскрываем ладони "книжечкой".
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре).
Поочерёдно гладим одну руку другой.
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Руки сложены над головой крышей.
Нарисовать волну рукой.
Дотронуться до головы.
РАДУГА
Гляньте: радуга над нами,
Над деревьями,
Домами,
И над морем, над волной,
И немножко надо мной.
картотека пальчиковых
игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...