Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период
методическая разработка (младшая группа) по теме
Адаптационный период в ДОУ, как его пройти менее болезненно для всех участников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_s_pedagogami.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период
Адаптация дошкольников к ДОУ нередко проходит с осложнениями.
Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.
Речь идет не только о мероприятиях, проводимых педагогами для детей
и их родителей. Как показывает опыт, заведующий, педагог-психолог
и старший воспитатель должны контролировать готовность воспитателей к детскому к приему новых воспитанников. Лишь с учетом этих требований привыкание детей максимально саду пройдет легко.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.)
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации родителям перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
Между тем период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.
Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Во-вторых, старший воспитатель и психологическая служба должны контролировать знания и действия самих педагогов, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.
В связи с этим психологическая служба МДОУ должна организовать свою работу по трем направлениям:
- с родителями;
- педагогами;
- воспитанниками.
Для этого в работе можно использовать соответствующие материал:
- для родителей:
- папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);
- информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;
- для педагогов:
- альбом с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". (В начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью.); Уточнить, для кого же это: для педагогов или все-таки родителей?
- анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами;
- план работы по адаптации детей в ДОУ (приложение).
Работа с родителями может проходить в несколько этапов, которые сходны с этапами подготовки родителей во многих ДОУ:
- первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения путем взаимодействия с районной поликлиникой;
- второй этап – социально-гигиенический скрининг семьи, составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду (начинает действовать по окончании адаптационного периода);
- третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Построенная таким образом работа позволяет:
- сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением;
- показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.
На всех этапах должна прововодиться просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Во-первых, в коридорах и группах ДОУ должны находиться информационные стенды, на которых могут быть расположены документы из уже упоминавшегося пакета для родителей.
Во-вторых, родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу ДОУ, цели которой:
- сбор информации о семье;
- выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
- установление партнерских, доброжелательных отношений.
Кроме того, на консультации собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету.
С этой же целью родителям можно предложить написать сочинение о своем ребенке "Мой ребенок. Какой он?".
На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
Еще одна важная цель встречи – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами. Например, пока один педагог-психолог беседует с мамой, второй играет с ребенком яркими, красочными игрушками. Если малыш пожелает, его можно отвести в сенсорную комнату. Кроме того, педагог-психолог наблюдает, как ребенок вступает в контакт, а также проводит, по согласованию с родителями, диагностику его нервно-психического развития.
Как показывает опыт, подобное изучение ребенка до его поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
После консультации педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.
Наконец, заведующий проводит групповое собрание, на котором еще раз объясняется родителям, что ребенку проще привыкать ко всему постепенно, поэтому рекомендуется:
- заранее, до поступления в ДОУ, прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы предварительно ознакомиться с местом будущего пребывания;
- договориться о времени, когда можно будет посетить группу, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с малышом, а ребенок – изучить нового для него взрослого человека;
- совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что "его бросили", когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.
Очень важная часть подготовки детей к детскому саду – работа с воспитателями, которая осуществляется совместно старшим воспитателем и педагогом-психологом.
В первую очередь составляются планы работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится работа в доаптационный и адаптационный периоды.
Кроме того, между педагогами проводится диспут по вопросам адаптации. Его цели:
- выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми второго и третьего года жизни;
- пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.
Обычно воспитатели очень активны при подготовке и обсуждении вопросов диспута. При моделировании разных ситуаций, игровых моментов и т. д. педагоги активно используют имеющиеся знания и практические умения.
Еще одной немаловажной составляющей работы с воспитателями является осмотр групп, их оформления. Он проводится старшим воспитателем, педагогом-психологом и воспитателями групп.
В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся:
- "полочка для любимых игрушек", где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома;
- веселые, детские панно;
- мини-игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
- подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.
В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.
Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек.
Главное же направление адаптации детей к ДОУ – работа с ними.
Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (1 й, 2 й, 3 й, 4 й, 8 й, 16 й, 32 й и при необходимости 64 й (по методике К. Печоры)) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.
В первые же дни можно дать совет маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
Приводить ребенка лучше не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы.
Например, можно предложить приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку.
Известно, что в стрессовой ситуации дети нередко засовывают себе пальцы в рот. Такое переключение на древнюю пищевую реакцию затормаживает ранее возникшие отрицательные эмоции.
Чтобы предотвратить возникновение вредной привычки, но при этом помочь ему снять эмоциональное напряжение, можно поставить на видном месте воду и блюдо с сухариками, сушками и печеньем.
Однако если привычка сосать палец (соску) у ребенка устойчива, ни в коем случае нельзя отучать от нее в адаптационный период.
Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
В ДОУ предлагаются специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:
- хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;
- затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как нанизывание шариков на шнур, резиновые игрушки-пищалки, крупные детали конструктора "Лего" и др.
- подбираются игрушки-забавы, куклы Бибабо.
Также используются наиболее популярные и эффективные игры. Например, игра "Мой любимый садик" позволяет показать все лучшее, что есть в детском саду.
В группе помещается небольшой стенд, посвященный ДОУ. В центре стенда располагается фотография учреждения. Рядом приклеиваются лепестки, на которых делаются записи. В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи( детские рисунки), сделанные ребенком, о том, что хорошего, интересного произошло в детском саду за прошедший день.
Часто проводится игра "Солнышко", которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально, если в этой игре будут принимать участие родители.
Игра начинается с того, что педагог переключает детское внимание на ребенка словами: "Посмотрите, что то наш (имя) совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!"..
Все дети усаживаются в круг, а в центр ставится названный ребенок. Все получают по одному цветному карандашу – лучику солнца. Его дарят "озябшему" с добрыми словами о том, что каждому нравится в нем. Тот, кого "согревают", должен не забыть сказать "спасибо". Во время игры "согреваемый" ребенок обязательно должен смотреть на говорящего.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум расширенного состава – заведующий, старшие воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, врач, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Анализ результатов показывает, что в течение последних лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.
Фазы адаптационного процесса
- острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
- подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3–5 месяцев);
- фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Вопросы к диспуту по проблемам адаптации
- Адаптация, что этот такое?;
- Виды адаптации;
- Приемы, облегчающие адаптацию;
- Признаки того, что ребенок адаптировался.
Преимущества игры перед другими средствами расслабления
- позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
- помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
- помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
- развивает искусство общения;
- помогает управлять своими чувствами;
- дает возможность пережить массу эмоций.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
- они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
- не должны быть слишком длительными (лучше играть
с детьми по нескольку раз в день, но понемногу); - должны использоваться копии реальных предметов,
а не их заместители; - всем детям предлагаются одинаковые предметы;
- инициатором игры выступает взрослый.
Памятка по организации педагогического процесса
в период адаптации
(для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
Необходимо подготовить "полочку любимой игрушки", где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям.
Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
План работы по адаптации детей
(для воспитателей первой, второй, третий групп раннего возраста)
Направление и содержание работы | Срок | Ответственные | Исполнители |
Изучение соответствующей литературы | Июнь | Старший | Воспитатели |
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период | Июнь | Старший | Воспитатели |
Работа с родителями | |||
Использование видеозарисовки из приемов работы с родителями в период адаптации как учебное пособие | Постоянно | Старший | Воспитатели |
Использование фотоальбомов для предварительного знакомства ребенка с детским садом | Постоянно | Педагог | Воспитатели |
Предоставление родителям папки передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?". Проведение консультации, предоставление анкет для заполнения | Постоянно | Старший воспитатель, педагог | Воспитатели, старший воспитатель, педагог |
Организационные мероприятия по формированию материально-технической базы | |||
Подготовка места для приема детей: подбор мебели; подготовка и дидактического материала в соответствии с возрастом. Оформление приемной: вынос новых, ярких игрушек; изготовление "полочки любимых вещей" ребенка; изготовление ярких подвесок | Июнь | Старший воспитатель, | Воспитатели |
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна (представить фонотеку на совещании при заведующем) | До 10 июня | Старший воспитатель, музыкальный руководитель | Воспитатели |
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей | До 10 июня | Старший | Воспитатели |
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке) | Июнь | Старший | Воспитатели |
Обеспечение детей играми, в которых задействуются кисти рук | Постоянно | Старший | Воспитатели |
Работа с детьми | |||
Использование для общения с детьми игровых методов взаимодействия | Постоянно | Старший | Воспитатели |
Неукоснительное соблюдение режима дня для второй группы раннего возраста, смены видов деятельности, сна и прогулок! | Постоянно | Старший | Воспитатели |
Обеспечение индивидуальных игр занятий с детьми разных возрастных групп по их потребностям | Постоянно | Старший | Воспитатели |
Своевременное введение ежедневных игр занятий с детьми, прошедшими период адаптации | Постоянно | Старший | Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА Ребенок-родители-педагоги
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удо...
Организация методической работы с педагогами и психопрофилактических мероприятий с детьми и родителями в адаптационный период
Практический материал в копилку старшего воспитателя. Представлена разработанная на базе ГКУЗ г. Москвы "Детский санаторий №62 ДЗМ" система индивидуального сопровождения ребенка в период адаптации к к...
Консультация для педагогов "Взаимодействие с родителями в адаптационный период"
Поступление в д\с - это не только переломный момент для детей, но и для родителей....
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей
Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте. Для ребенка детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым он знакомится. Детский сад — это новое окр...
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей
Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте. Для ребенка детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым он знакомится. Детский сад — это новое окр...
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детейМногие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте. Для ребенка детский сад является первым воспитате...
Проект по организации работы педагога с детьми раннего возраста и их родителями в адаптационный период
Взаимодействие педагога с родителями в адаптационный период детей раннего возрастаИзменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. ...