Семинар-практикум «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМОВ И АТРИБУТОВ ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ:
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМОВ
И АТРИБУТОВ
ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ»
Старший воспитатель
МДОУ д/с 3
Пилюгина.А.
Январь 2009г.
Цель:
Расширить знания воспитателей о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовать навыки изготовления атрибутов и костюмов для театрализованных игр.
Задачи:
1.Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
2. Закрепить знания о способах организации и педагогического руководства театрализованной деятельностью в детском саду
3. Развивать творчество и фантазию воспитателей в процессе изготовления атрибутов и костюмов для театрализованных игр
План семинара:
- Вступительное слово старшего воспитателя о значении театрализованной деятельности.
- Блиц – опрос воспитателей
- Задачи по развитию театрализованной деятельности в каждой возрастной группе и особенности педагогического руководства театрализованной игрой.
- Домашнее задание: презентация костюмов и атрибутов для театрализованных игр. (оценивается жюри)
- Творческое задание (работа в микрогруппах)
- Подведение итогов презентации.
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир». В этих словах из программы Мерзляковой «Волшебный мир театра» отражается вся суть и значение театрализованной игры.
Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр дошкольников.
В душе у каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям- осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. Рубенштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам».
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Вопросы блиц – опроса:
- Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы. Назовите их. (Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами)
- Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)
- Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, развлечения)
- Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно – ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру(строение). Назовите основные элементы этой структуры? (замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое взаимодействие, правила)
- В чём проявляется творчество в данных видах игр?
- Назовите различие между сюжетно-ролевой и театрализованной играми. (в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В С/Р игре нет конечного продукта, а в театрализованной- поставленный спектакль, инсценировка)
Все театрализованные игры, согласно исследованиям Л.В. Артемьевой, делятся на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры – драматизации.
К режиссёрским играм относится:
- настольный театр,
- теневой театр,
- театр на фланелеграфе.
В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра относятся стенд – книжка, театр на фланелеграфе, теневой театр.
К играм – драматизациям Артемьева относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
- Каким образом может быть организована театрализованная деятельность в детском саду?
- Во время занятий педагог включает ТИ как игровой приём и форму обучения детей.( Петрушка, Карлсон, Незнайка и др.)
- Свободная совместная деятельность детей и взрослых на прогулке, вне занятий.(чтение худ. литературы с последующим обыгрыванием в течение дня, строит игры с драматизацией.
- Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей.
Большое влияние на детей оказывает не всё услышанное и увиденное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру дети переносят только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться если:
- Взрослые осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребёнка,
- В воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности,
- Детям отводят место и время для самостоятельных игр,
- Создаётся окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры,
- Воспитатели являются образцами творческого поведения, владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами.
Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.
Ещё К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребёнка, его личности. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей даёт педагогу массу информации, как об игре ребёнка, так и о нём самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства творческой игрой.
Сейчас мы поговорим об особенностях руководства ТИ для каждой возрастной группы.
Какие задачи определены программой М.А. Васильевой и программой «Развитие»
(Слово воспитателям ясельных групп, 2 младшей, средней, старшей, подготовительной групп)
Вы получили домашнее задание изготовить и продемонстрировать различные виды театров и атрибуты для театрализованной деятельности. Ваша задача презентовать и как можно подробнее рассказать о своих произведениях.
Чтобы оценить работы нам необходимо выбрать компетентное жюри из числа гостей.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.
Я предлагаю Вам окунуться в мир детства, проявить творчество и фантазию. Ведь только творческий педагог может воспитать творческую личность.
(Работа воспитателей в микрогруппах, демонстрация результатов творческой работы)
Подведение итогов семинара.
Задания для микрогрупп:
Ранний возраст:
Сказка «Колобок» со счастливым концом
2 младшая группа:
В сказку «Заюшкина избушка» ввести новый персонаж. (один или несколько)
Средняя группа:
Используя приём инверсии (наоборот) изменить сказку «Кот, петух и лиса»
Старшая группа:
Объединить героев двух сказок в одну (например «Красная шапочка» и «Два жадных медвежонка»)
Подготовительная группа:
Сочинить сказку, в которой следующие герои: добрая лошадь, злой поросёнок, маленький слонёнок, большая мышь.
Критерии оценки домашнего задания:
- Оригинальность замысла
- Эстетичность
- Новизна
- Практичность
- Многофункциональность
- Простота изготовления
- Простота использования
- Богатая фантазия
- Творческий подход
- Не стандартный подход
- Эмоциональность представления
- Артистизм представления
- Соответствие гигиеническим требованиям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум: «Изготовление театральных костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности детей».
Семинар - практикум: «Изготовление театральных костюмов и атрибутов для театрализованной деятельности детей»....
Семинар-практикум "Использование предметов-заместителей в игровой деятельности детей раннего возраста"
цель; совершенствование умений воспитателей по данному вопросу...
Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...
Семинар - практикум «Планирование и проведение исследовательской проектной деятельности детей дошкольного возраста»
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ем...
Семинар-практикум для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет"
Цель семинара: расширить знания воспитателей об организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников....
Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...