Семинары-практикумы для родителей
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Материал сделан в форме презентации для удобства использования в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.pptx1.08 МБ
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.pptx135.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развиваем и обогащаем словарь ребёнка»

Слайд 2

Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях. План: Сообщение темы. Информационная часть. Практическая часть. Обучение практическим умениям родителей: Игра «Волшебный мешочек» Педагогический диктант: «Ассоциации» Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ» Заключение. Рефлексия.

Слайд 3

Одна из основных особенностей детей коррекционных групп – значительное отставание пассивной и активной речи. Даже формально развитая активная речь оказывается самым слабым звеном. Словарь детей отличается ограниченностью и бедностью, также нарушены грамматический строй и звуковая сторона речи. Речь у детей настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения. Дети плохо понимают жесты, употребляют лишь примитивные стандартные жесты. В результате к школьному возрасту дети с нарушениями интеллекта приходят с существенным речевым недоразвитием.

Слайд 4

Дети имеют ограниченный словарный запас, но способны называть предметы и некоторые действия. Используют только простые предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Трудности с использованием предлогов. Отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа). Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети имеют нарушение речевого развития.

Слайд 5

Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Слайд 6

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Слайд 7

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Слайд 8

Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов. Сюжетно-ролевые игры с другими детьми или членами семьи помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

Слайд 9

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д. Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

Слайд 10

Обучение практическим умениям родителей Игра «Волшебный мешочек». Цель : Практическое обучение родителей приемам активизация словаря. Ход : Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например : лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: виноград, апельсин, банан, арбуз, зайчик, лошадка, лягушка и т.д.

Слайд 11

Карточки для самостоятельной работы: «Ассоциации» Цель : Познакомить родителей со способами активизация словаря. Ход : Родителям предлагаются карточки с изображением какого-либо предмета. Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному на карточке предмету и записать их. Когда все игроки справятся с заданием, разбираем его в форме диалога. Машина (большая, синяя, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

Слайд 12

Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают…). Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…). Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…) Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

Слайд 13

Педагогические ситуации в упражнениях «Придумай рассказ» Цель : Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа. Ход : Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ. За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето…

Слайд 14

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Рефлексия . После выполнения практических заданий педагог предлагает родителям обменяться впечатлениями о проделанной в течении вечера работе в виде игры «Незаконченная фраза». Родителей просят закончить начатое педагогом предложение:

Слайд 15

«Сегодня я впервые узнал, что:…» «Меня удивило, что:…» «Меня порадовало то, что:…» «Мне кажется, такие встречи с родителями нужны, потому что:….» «Я думаю, гораздо полезнее для нас, родителей, будут такие формы работы, как:…» «Хотелось бы еще узнать о :…» В завершение вечера педагог благодарит родителей за совместно проделанную работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Готовимся к школе в игре»

Слайд 2

Задачи: 1. Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе. 2. Развивать у родителей навыки рефлексии. 3. Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю. 4. Показать родителям важность психических процессов для успешного обучения ребенка в школе. 5. Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

Слайд 3

Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. Спасибо , что дела свои отложили, В зал наш светлый поспешили. Пошутить и поиграть, Много нового узнать. А пригласила я вас, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей к школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Слайд 4

« Самопрезентация » - оформление визиток. Для того, чтобы нам легче было общаться друг с другом, предлагаю вам сделать визитную карточку. Каждому из вас предоставляется удивительная возможность, обычно недоступная в реальной жизни – выбрать себе имя. Ведь часто бывает – кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями, кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, или хочется, чтобы обращались необычно и ласково. У вас есть 10 минут для того, чтобы выбрать для себя игровое имя и оформить визитку, следуя принципу: зеленый цвет означает: «Владею достаточной информацией по вопросу готовности ребенка к школе»; желтый цвет: »Владею недостаточным объемом информации по вопросу готовности ребенка к школе»; красный цвет : «Не владею информацией по вопросу готовности ребенка к школе». Возьмите на столах все, что вам нужно, оформите свой бейджик и прикрепите к одежде.

Слайд 5

«Буква имени» - знакомство. Сейчас будем знакомиться. Я по кругу буду передавать игрушку, у кого игрушка окажется в руках, отвечает на два вопроса: - Как зовут + 1-2 качества, присущие вам, но начинающиеся на первую букву имени. - Почему бейджик оформлен именно так? Попытаться объяснить, почему использовали такой цвет? Игра-ассоциация «Школа» Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово «Школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «школа» и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу). После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

Слайд 6

Упражнение «Снежинка» Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие : не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: Сложите лист пополам. Оторвите правый верхний уголок. Опять сложите пополам. Снова оторвите правый верхний уголок. Сложите лист пополам. Оторвите правый верхний уголок. Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые. Нашли? Как вы думаете, почему? Вывод : одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Каждый из вас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков . Вы использовали разные цвета, по-разному украсили свои визитки.

Слайд 7

Также и ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял . Упражнение « Цветик-семицветик » Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет ваших житейских «взрослых» проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство, чудо. Вспомните девочку Женю из сказки « Цветик-семицветик ». Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок.

Слайд 8

Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце учебного года? Запишите свои желания на разноцветных лепестках цветика-семицветика . (Выполняют задание). - Кто из вас хочет озвучить свои желания? Кто хочет что-то дополнить? Наши дети, конечно же, верят в чудеса и волшебство. Но мы с вами уже, к сожалению, твердо усвоили простой, но жизненно важный урок: чтобы наши желания сбывались, нужно хорошо потрудиться нам самим. Поэтому сбываться наши прогнозы будут не по щучьему велению, а только тогда, когда мы все вместе приложим свои усилия и способности, будем каждый день маленькими шажками и конкретными делами приближаться к намеченной цели. Как же реализовать наши желания? Как подготовить ребенка к школьному обучению? Психологи в этом вопросе единодушны: готовить к школе нужно в игре.

Слайд 9

Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игра – это ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста. Игра – это не только удовольствие и радость, это жизнь ребенка, его существование, это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.

Слайд 10

С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение - психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.

Слайд 11

Игра «Действуй по инструкции» Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте. Инструкция: встаньте, потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»! - Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? - Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве. Игра «Загружаем баржу» Нам нужно загрузить баржу именами, начинающимися на звук [ А ] . Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы и т.д.)

Слайд 12

Игра «Необитаемый остров» «Давайте представим с вами, что мы будто бы плыли по морям и океанам на корабле. И вдруг однажды посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть... Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи?

Слайд 13

Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочке. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь». Затем взрослый достает из мешочка по одному предмету и предлагает подумать и сказать, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты. Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета , спички, дискета, колпачок от дезодоранта, ножик канцелярский, пластмассовая ложка, пакет целлофановый, стеклянный пузырек из-под духов, бутылка пластмассовая из-под шампуня, неисправный фотоаппарат (родители отвечают).

Слайд 14

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? - Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? Эта игра способствует развитию у детей воображения, мышления, восприятия и внимания. Кроме того, играя в «Необитаемый остров», дети имеют возможность научиться быстро думать, высказывать самые смелые и невероятные гипотезы и предложения, творчески подходить к решению проблем. Пытаясь осмыслить игровую ситуацию, дети вспоминают опыт, полученный во время просмотра кинофильмов и мультфильмов, чтения книг. Размышляя о каждом предмете, дети учатся внимательно его изучать, анализировать все его свойства (форма, материал, явное или неявное предназначение, размер) и находить ему применение. Это развивает их целенаправленное и дифференцированное восприятие, аналитическое мышление и воображение.

Слайд 15

Рефлексия «Все у меня в руках» А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. - Больше всего мне понравилось… - В дальнейшем я буду использовать… - Здесь я сегодня узнал(а) нового… - Я и раньше знала то, что сегодня услышала о … - Неожиданным для меня сегодня было… Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Слайд 16

Берегите друг друга, Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте! Берегите друг друга, Суету позабудьте. И в минутку досуга Рядом вместе побудьте! Желаю успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...