Проект "Профилактика профессиональных кризисов"
методическая разработка на тему

 

    Профилактика профессиональных кризисов за счет активизации компенсаторных, защитных, регуляторных механизмов, обеспечивающих работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_profilaktika_professionalnyh_krizisov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"Профилактика профессиональных кризисов"

Основание для разработки:

 Каждая профессия несет в себе систему определенных требований, под которые вынуждена подстраиваться психика, не вызывает сомнений. Психика перестраивается постепенно: последствия профессионализации не являются просто реакцией на внешние воздействия.

Явления, тесно связанные между собой и определяющие профессиональное развитие психики взрослого человека, в совокупности составляют своеобразный «синдром». Центральным звеном синдрома профессионального развития выступает «дефицит» какого-либо психологического качества. Этот дефицит приводит к возникновению характерной «симптоматики» - набора определенных профессиональных затруднений и проблем.  

    Типичной для отечественной  педагогики  является модель адаптивного поведения учителя.

    Адаптивный тип поведения  педагога является неконструктивным на всех стадиях профессиональной деятельности, особенно на стадии стагнации.

Динамика изменений характеристик личности педагога с разным стажем работы в образовательных учреждениях таковы: в первые 10-15 лет работы  происходит рост показателей компетентности, направленности, эмоциональной гибкости, затем тенденция меняется на противоположную и для педагогов со стажем работы 20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей интегральных характеристик личности педагога.

    Период стагнации характеризуется снижением показателя степени социальной адаптации у трети педагогов до уровня больных неврозами.

    Поэтому одной из центральных задач системы образования является сохранение профессионального здоровья педагога.

    Концепция  «профессиональное здоровье», как процесс научного осмысления практики жизни и труда педагогов, предусматривает разработку комплексной программы по охране и управлению здоровьем  педагогов, подкрепленную во всех звеньях: информационном, профилактическом, диагностическом, оздоровительно-восстановительном, лечебном.

    Ключевой проблемой является низкая престижность здоровья, резко сниженное самосознание учителей о ценности здоровья.

Критерии оценки здоровья педагога

Стиль педагогической деятельности;

Высокая искренность собственного «Я»;

Высокая самоценность человека;

Способность принимать самостоятельные решения;

Создание атмосферы человечности и ответственности;

Принимать и уважать высокую ценность других людей;

Умение сказать «нет»;

Умение порвать со своими переживаниями;

Поиск собственного стиля деятельности;

Способность сделать выбор в любой жизненной (педагогической) ситуации;

Позитивные межличностные отношения в коллективе педагогов;

Создание атмосферы человечности и любви;

Внушение доверия и надежды.

Проблемы педагогов

Проблемы, связанные с собственным Я:

  а) негативное отношение к самому себе;

  б) отсутствие профессиональной составляющей Я;

  в) доминирование в профессиональном Я рутины (проверка тетрадей, проведение родительских собраний);

  г) включение в структуру Я негативных эмоциональных состояний.

 Проблемы, связанные с профессией:

а) отвержение значимых составных частей профессиональной деятельности и профессионально  значимых понятий (хороший учитель, урок, авторитет);

б) устойчивые негативные переживания, связанные с теми или иными составными частями профессиональной деятельности.

. Ценностные проблемы:

 а) деформация смысловой сферы – отвержение или изоляция таких ценностей, как счастье, свобода, призвание.

 б) устойчивые негативные переживания, связанные с такими ценностями, как счастье, свобода, призвание, их ассоциирование с тревогой.

Личная жизнь как проблема:

 а) негативное отношение к личной жизни или близким людям;

 б) ассоциирование личной жизни и близких людей с тревогой.

 Отношение к необходимой профессиональной рутине:

 а) негативное отношение к профессиональной рутине (проверка тетрадей, родительские собрания);

 б) ассоциирование рутины с тревогой  

Профессиональная деформация педагогов

    Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.

        Самое большое влияние на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывает специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.

        Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения.

Что способствует профессиональной деформации

Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.

       

Цель  проекта:

    Профилактика профессиональных кризисов за счет активизации компенсаторных, защитных, регуляторных механизмов, обеспечивающих работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

     ЗАДАЧИ:

-  знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками;                                                         -  овладеть навыками снятия напряжения, эмоционального дискомфорта;                                                                 -  саморегуляция эмоциональных состояний (визуализация, релаксация, дыхательные упражнения …);                                                                                                                                                          -  анализ собственных источников негативных переживаний и выявление ресурсов;                                    

 -   снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки;                                                                                                                                    

Тип проекта: Социально-педагогический

Масштаб: 27 человек, среднесрочный

Участники:

  1. психолог,
  2. педагоги, специалисты МДОУ  групп,

Основные направления деятельности

1 этап - организационный

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Подбор диагностического материала

3. Апробация диагностик в ВТК

4. Выбор психотехник и их апробация на участниках ВТК.

2 этап - реализация и внедрение проекта.

1.Диагностика.     

2.Семинар – практикум   профилактической направленности «Саморегуляция эмоционального состояния»

В результате семинара участники:

— познакомятся с синдромом профессионального выгорания;

— смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;

— освоят методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса (психотехнические упражнения, АТ, АРТ - терапия);

— узнают, что делать, когда синдром уже развивается;

— смогут на основе полученных знаний и умений оказывать помощь своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.

3. Презентация проекта.

Предполагаемый результат: 

Сравнительные данные мониторинга 

Раскрытие новых ресурсов жизненной энергии;                                                                                              

Трансляция проекта:

1.Выступление на педсовете

2. Фотосессия

Литература:

1. Осухова Н.Г. Не думай о клиенте свысока // Школьный психолог, 2003, № 3.

2. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье, 2003, № 9.

3. Самоукина Н.В. Карьера без стресса. — СПб.: Питер, 2003.

4 . Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности // Школьный психолог, 2003, № 7.

5. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная статья полезна как для педагогов так и для психолов ДОУ....

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная презентация является дополнением и иллюстрацией  к стаье по психологии с одноименным названием....

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

     Качество образования находится в прямой зависимости от профессиональной компетентности и мотивированности к результативной деятельности педагогов. Важное мест...