Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий
«Мальчик-звезда»
Цели:
подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;
воспитывать у детей активную нравственную позицию - совершать добрые поступки;
учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;
учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;
предложить родителям и педагогам несколько специальных проблемных ситуаций для
упражнения детей в добрых поступках.
Материал к занятию:
портрет нищенки-матери;
портрет мальчика-звезды;
картонные сердечки, ярко оформленные;
две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.
Предварительная работа:
чтение сказки Оскара Уайта "Мальчик-звезда"; работа с пословицами (добро - зло).
Ход занятия
Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)
Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)
Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.
Мы с вами читали сказку "мальчик-звезда". Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.
- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.
Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.
Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты.
Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.
Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.
Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?
Нужно видеть смятение детей.
Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда - сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.
Воспитатель читает сказку дальше.
- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)
Игра 1. "Вежливые слова"
Я начинаю фразу, а вы продолжаете.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)
- Зеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)
- Когда бранят за шалости, говорим ... (Прости, пожалуйста.)
- И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят ...(До свидания.) А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Игра 2 «Наше настроение»
2.1 Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.
Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго - настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого - настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
- А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого - плохое? (По выражению лица, мимике).
Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
2.2. Упражнение "Расскажи о своём настроении"
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)).
- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Какого цвета твоё настроение?
- С каким запахом можно сравнить твоё настроение?
- На что похоже твоё настроение?
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:
- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
- А от чего зависит настроение?
-Может ли меняться настроение?
Игра 3 «Хорошо ли быть злым?»
Злой волшебник превращает детей в злых гиен.
Игра "Гневная гиена": гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Выразительные движения: усиленная жестикуляция.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.)
На помощь детям приходит добрый волшебник и "расколдовывает" их.
Беседа с детьми:
- Что вы чувствовали, когда были обезьянками?
- Что вам хотелось сделать?
Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему - помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги.
- Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
- Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй.
- Придумайте интересную, волшебную историю.
По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:
- Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)
- Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского "В мире много сказок".
В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух ... Каждый нам в дороге - настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть Добро навеки побеждает зло!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malchik-zvezda.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий
«Мальчик-звезда»
Цели:
подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;
воспитывать у детей активную нравственную позицию - совершать добрые поступки;
учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;
учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;
предложить родителям и педагогам несколько специальных проблемных ситуаций для
упражнения детей в добрых поступках.
Материал к занятию:
портрет нищенки-матери;
портрет мальчика-звезды;
картонные сердечки, ярко оформленные;
две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.
Предварительная работа:
чтение сказки Оскара Уайта "Мальчик-звезда"; работа с пословицами (добро - зло).
Ход занятия
Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)
Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)
Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.
Мы с вами читали сказку "мальчик-звезда". Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.
- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.
Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.
Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты.
Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.
Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.
Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?
Нужно видеть смятение детей.
Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда - сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.
Воспитатель читает сказку дальше.
- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.
Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)
Игра 1. "Вежливые слова"
Я начинаю фразу, а вы продолжаете.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)
- Зеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)
- Когда бранят за шалости, говорим ... (Прости, пожалуйста.)
- И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят ...(До свидания.) А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)
Игра 2 «Наше настроение»
2.1 Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.
Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго - настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого - настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
- А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого - плохое? (По выражению лица, мимике).
Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
2.2. Упражнение "Расскажи о своём настроении"
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)).
- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?
- Какое у тебя сейчас настроение?
- Какого цвета твоё настроение?
- С каким запахом можно сравнить твоё настроение?
- На что похоже твоё настроение?
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:
- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
- А от чего зависит настроение?
- Может ли меняться настроение?
Игра 3 «Хорошо ли быть злым?»
Злой волшебник превращает детей в злых гиен.
Игра "Гневная гиена": гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Выразительные движения: усиленная жестикуляция.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.)
На помощь детям приходит добрый волшебник и "расколдовывает" их.
Беседа с детьми:
- Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Гиенами?
- Что вам хотелось сделать?
Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему - помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги.
- Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
- Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй.
- Придумайте интересную, волшебную историю.
По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:
- Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)
- Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского "В мире много сказок".
В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух ... Каждый нам в дороге - настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть Добро навеки побеждает зло!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по воспитанию нравственных качеств с использованием сказки Ш.Перро «Золушка»
Через сказку воспитывать нравственные качества: доброту, любовь к человеку, близким, уважение к людям, товарищам, желание помочь им в трудную минуту....
Учебно-методический материал. Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Страна Доброцветиков»
Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять добр...
Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»
Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»...
конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№65 «КОСМОНАВТ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ...
Конспект по развитию речи в подготовительной школе группе «Поможем мальчику — звезде стать добрым»
Конспект по развитию речи в подготовительной школе группе «Поможем мальчику — звезде стать добрым»...
План-конспект занятия в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Моя семья»
Данный конспект занятия можно использовать в старших группах....