Статья "Здоровье педагога- залог профессионального долголетия"
статья по теме
2010 год в России назван годом учителя. И в очередной раз необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье педагога – залог профессионального долголетия
«Человек не в силах преобразовать мир,
но в силах преобразовать себя
и сохранить этот мир»
Лыткин В.В.
2010 год в России назван годом учителя. И в очередной раз необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]:
- психическое здоровье;
- социальное здоровье;
- физическое здоровье.
В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.
Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).
Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.
Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.
Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д.
Истоки отношения к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10]
Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.
Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании велика роль и педагогов, окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы.
Человек должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия.
«Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.
И.И. Соковня – Семенова [4] выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни:
- Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни».
- Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».
- Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
- Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
- Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».
Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности, как
- педагогическая направленность;
- компетентность (коммуникативная);
- педагогическая гибкость;
что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности.
Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя:
- теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний;
- практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7]
В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога:
- перцептивные и диагностические;
- рефлексивные;
- прогностические;
- коммуникативные;
- психотерапевтические и психокоррекционные;
- определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение;
- оценка темперамента детей;
- оценка одаренности воспитанников.
В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия, вот некоторые из них[9]:
- смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;
- внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;
- понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
- умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;
- сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;
- усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.
Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.
Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое и профессиональное творческое долголетие.
Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
Литература
1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.
2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998.
4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000.
5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998.
6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., Академия, 2004.
7. Коломинский Я.Л. Психологическая адаптация подрастающего поколения. 1994.
8. Практическая психология и образование / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.
9. Основы профессионального самосовершенствования педагога./под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.
10. Управление ДОУ/научно-практический журнал №1,2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-208287-1361693883.jpg)
Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога - залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ
В настоящее время к речи педагога дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования....
Консультация "Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности"
Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности де...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/05/picture-937997-1501918771.jpg)
«Профессиональная компетентность педагога - залог формирования успешной и целостной личности».
Статья для работников дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/02/picture-1015064-1643780506.jpg)
содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»
содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/26/picture-936988-1501045712.jpg)
Мастер-класс «Совместная деятельность наставника и молодого педагога по проектированию повышения квалификации, как залог профессионального роста молодого специалиста»
Цель: содействовать повышению квалификации молодого педагога....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-1393644-1705400576.jpg)
Консультация для педагогов «Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности»
Профилактика эмоционального выгорания педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/12/picture-1477833-1726120580.jpg)
Консультация для педагогов «Психологическое здоровье педагога залог успешного профессионального роста»
Консультация для педагогов«Психологическое здоровье педагога залог успешного профессионального роста»...