проект по Башкирии
материал по теме
коллективный проект
ПРОЕКТ
«Ознакомление с родным городом Стерлитамак, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Башкортостан, г. Стерлитамак МБДОУ «Детский сад №13» 2011-2012 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Сведения об авторах проекта
2. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)
2. Актуальность выбранной темы
3. Цели и задачи проекта
4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.
5. Принципы
6. Этапы реализации проекта
7. Обеспечение проекта
8. Оценка результатов проекта. Диагностика
9. Предполагаемые результаты
Приложение
- башкирские народные сказки
-конспект занятия в подготовительной к школе группы по патриотическому воспитанию на тему: «Символика Башкортостана»
- тематическое планирование для старших и подготовительных к школе групп
-рекомендации: «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации»
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА – «Ознакомление с родным городом
Стерлитамак, как средство патриотического воспитания
детей старшего дошкольного возраста».
Авторы проекта -
Ануфриева Светлана Поликарповна Алиева Светлана Викторовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №13»
первой квалификационной категории
Мухина Лиля Фердинандовна Боровик Зульфия Мазгаровна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №13 музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №13»
первой квалификационной категории первой квалификационной категории
Мерзлякова Людмила Алексеевна Карнаушенко Татьяна Михайловна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» воспитатель МБДОУ «Детский сад №13»
первой квалификационной категории первой квалификационной категории
Балахнина Галина Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №13»
первой квалификационной категории
Петаева Елена Григорьевна
Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №13
Проект «Ознакомление с родным городом Стерлитамак, как средство патриотического воспитания старшего дошкольного возраста
Законодательная часть:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Закон «О музейном фонде РБ и музеях РФ»;
- Положение «Краеведческого мини- музея МБДОУ «Детский сад № 13 »;
Региональный компонент:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В.А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Актуальность темы
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:
-дети посещали мини - краеведческий музей; детского сада
-участвовали в театрализованной деятельности,
-играли в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с родным городом
-составляли творческие рассказы, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи о родном городе
-занимались художественно-продуктивной деятельностью (рисовали, конструировали)
-ходили на экскурсии в музеи города, совершали целевые прогулки к достопримечательностям города
Цель проекта:
-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города Стерлитамак, местным
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю Башкортостан.
Задачи проекта:
Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное
отношение к краю
Участники проекта
Дети 6-7 лет (подготовительная группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Средней продолжительности
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом Стерлитамак положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини- музей , подобран материал о Башкирском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе Стерлитамак с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города Стерлитамак и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Стерлитамак Республики Башкортостан.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
1. Недостаточно методического материала. 2. Нет перспективного плана по работе с детьми 3. Не создана предметно-развивающая среда по теме 4. Нет диагностики для выявления уровня знаний у детей |
Анализ работы: - выявление затруднений педагогов при работе по данной теме;
|
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Изучение теоретических вопросов проблемы: - самообразование; - разработка форм работы с детьми, родителями, воспитателями - педагогические советы, семинары; - консультации, открытые просмотры; - работа творческой группы; - индивидуальная работа с педагогами;
|
Накопление материала |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- разработка перспективного плана работы - разработка конспектов занятий; - изготовление практического материала (дидактических игр, макетов); - создание, оснащение и оформление краеведческого мини-музея в детском саду; - разработка анкет для воспитателей и родителей; - сбор и оформление наглядного материала; - установление взаимосвязи с учреждениями города - разработка диагностического материала по теме - посещение учреждений города (библиотек, музеев и т.д.) |
1.Разработаны конспекты для старших дошкольников. 2.В краеведческом мини – музее детского сада оформлены тематические экспозиции 3.Разработана диагностика 4.Изготовлены дидактические игры, макеты 5. Театрализация исторических событий 6. Проведение анкетирования, обработка данных анкетирования |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
- Открытие мини- музея в ДОУ «Мой город Стерлитамак» - выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете; - оформление материалов - диагностика детей |
-Обобщение и оформление материалов по проекту
|
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
- Уголки по краеведению в группах
- Макеты
- Картины
- Альбомы, иллюстрации
- Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
- Карты
- Исторические документы, фотографии
- Аудио, видео версии сказок
- Методическая, краеведческая, художественная литература
- Буклеты, наборы открыток
УГОЛКИ В ГРУППАХ
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
· Театрализованные представления
· Встречи с интересными людьми
· Дидактические, сюжетно – ролевые игры
· Отражение полученных знаний в продуктивных видах деятельности
· Выставки творческих работ детей
· Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ В ИГРАХ
ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ГОРОДА
ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ ГОРОДА
ВСТРЕЧА С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ ГОРОДА
УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ
ДИАГНОСТИКА
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе
у детей 6-7 лет.
Задание 1. «Родной город»
Цель:Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)
Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии
Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения:Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно
Задание 2 «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о флаге, гербе родного города.
В 1782 году год императрицей Екатериной II был утвержден герб города: «В верхней части щита герб Уфимский – бегущая куница в серебряном поле, знак таковых зверей изобилия. В нижней – три плавающих серебряных гуся в голубом поле, в знак великого изобилия оных птиц». Сегодняшний герб городского округа – это восстановленный старинный герб, представляющий собой щит c изображением трех серебряных гусей, плывущих по серебряной воде в лазоревом поле. Благодаря его сохранению Стерлитамак входит в число 167 из 45 000 муниципальных образований современной Российской Федерации, которые имеют право пользоваться своими старинными историческими гербами.
Материалы: Герб и флаг города Стерлитамак
Методы: беседа
Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага города Стерлитамак
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Стерлитамакского герба. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется назвать значение цветов, используемых в флаге . Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях Башкирского народа.
Предварительная работа: Беседы, занятия
Условия:Краеведческий мини-музей в ДОУ «Мой город Стерлитамак». Дидактическая игра «Дружный хоровод»
Ход проведения:Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее «дружный хоровод»»
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель:Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Башкирского края; о историко-географическом расположении родного города.
Предварительная работа:Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Стерля»
Ход проведения.Педагог предлагает рассказать о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?
Название города происходит от двух слов: Стерля – река, на которой расположен город, и «тамак», что по-башкирски означает «горло» или «устье». Географическое расположение Стерлитамака уникально: 4 реки несут свои воды через весь город. Это реки Стерля, Белая, Ашкадар и Ольховка. Речка Селеук протекает близко к городу, что также дает повод связывать ее со Стерлитамаком. Город окружают 4 высокие горы-одиночки, называемые шиханами. Это – Юрактау, Куштау, Шахтау, Тратау. Находясь недалеко друг от друга, на правом берегу р.Белой, они представляют из себя окаменелые рифовые массивы. Недра гор таят в себе залежи каменной соли и известняка – сырья для соды, цемента, шифера и другой химической продукции, которую выпускают промышленные предприятия Стерлитамака. Гипс, песок и глина стали основой строительной индустрии города. Кроме того, это замечательное место для туристов и спортсменов.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель:Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Стерлитамак?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Стерлитамакский историко-краеведческий музей"
Музей является старейшим культурным учреждеием города, расположен в историческом центре города, в здании бывшего филиала сибирского купеческого банка. Большой популярностью у посетителей пользуются залы: дореволюционной истории города, естественной природы, этнографическая экспозиция, коллекции минералов и нумизматики. Регулярно проводятся выставки местных художников. Ведется консультационная, просветительская и научно-исследовательская работа. В летнее время организуются и проводятся комплексные экспедиции по Башкирии. При музее работает военно-исторический клуб.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Уровни сформированности знаний о родном городе
у детей 6-7 лет.
Фамилия имя ребёнка | Контрольные задания | ||||
Родной город | Символика родного города | История народной культуры и традиций | Историко- географический и природный компоненты родного края | Личностное отношение к родному городу |
Высокий уровень (13-15 баллов)
Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Стерлитамак , может объяснить символику Стерлитамакского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний уровень (8-12 баллов)
Знает название города, свой домашний адрес; флаг, герб города Стерлитамак ; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (5-7 баллов)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города . Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные терм
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности
- Проявление самостоятельности и творческой активности в театрализованной деятельности
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края
- Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ)
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий
- Практический материал по всем видам детской деятельности
Старший воспитатель:
- Освоение инновационных технологий по патриотическому воспитанию дошкольников
- Разработка анкет для родителей
- Составление перспективного плана работы
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме проекта
- Разработка конспектов занятий досугов и т.п.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ
- Активное участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок
Предметно-развивающая среда:
- Краеведческий мини- музей в ДОУ «Мой город Стерлитамак»
- Уголки по краеведению
ПРИЛОЖЕНИЕ
Башкирские народные сказки
старший возраст
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Башкирия» с использованием инновационных технологий (подготовительная группа)
Задачи:Ø расширять представления детей о родном крае, углублять и уточнять представления о Родине – России;Ø закреплять знания о государственных символах, обогащать представления о родном крае, о людя...
Природоохранная деятельность.Национальный парк Башкирия.
Данная статья содержит размышления автора об уникальной природе Башкортостана, материал о природохранной деятельности, об окружающем мире, о национальных парках Башкирии в работе с детьми дошкольного ...
Краткосрочный проект на тему: «Башкирия - мой край родной!»
Краткосрочный проект на тему: «Башкирия - мой край родной!» . Цель проекта: ознакомление детей с родным краем, воспитания у них любви к малой родине....
Проект "Моя родина Башкирия"
Здесь размещён материал для подготовительной группы по региональному компоненту. ...
Проект «Дружба народов. Башкиры».
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к ...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (башкиры) для детей 5-7 лет.
Проект предусматривает знакомство дошкольников с народными играми, творчеством и промыслами башкирского народа....
Проект с детьми средней группы на тему «Башкиры – жители уральских гор»
laquo;Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем бол...