Гендерное воспитатние дошкольников
методическая разработка по теме

Мастер-клаас по гендерному воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisenkova.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное   учреждение

«детский сад» № 7 г.Хвалынск

 

            Лисенкова Татьяна Андреевна,

                              воспитатель детского сада

 

 

Мастер – класс  «Гендерное воспитание дошкольников». Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда  проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек; притупление или потеря чувства гендерной принадлежности; повышение неадекватности форм поведения среди молодежи. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является  младший  дошкольный  возраст.     Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

 

Мастер – класс  «Гендерное воспитание дошкольников»

  1. Выступление педагога – мастера: обоснование актуальности проблемы гендерного воспитания, представление опыта работы.

     Полоролевое   или   гендерное    воспитание?  Есть   ли   разница?  Полоролевое   воспитание   детей  в   России   осуществлялось   естественно. Девочки  были    большую   часть  времени  с    мамой,  а  мальчиков  с  трёх  лет   воспитывал  папа.  Дети   постоянно  общались со  своими   родителям и  в  результате  у  них  формировались  стереотипы  поведения,  характерные  для  мужчин  и  женщин.   При   многочисленных    исследований  учёные   пришли  к   выводу,  что   в   настоящее  время  ориентироваться  только  на   биологический  пол   нельзя,  и  ввели   использование   междисциплинарного   термина  «гендер» (род),  который  обозначает  социальный  пол, пол  как  продукт   культуры.

     Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна,

современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным.

     А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

     Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек  и  мальчиков,    одинаково способных к самореализации.

     Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда  проблем:

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.

     Что делать? Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.

     Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является  младший  дошкольный  возраст.     В результате   анализа   психолого-педагогических  исследований,   проведенных   в России и за  рубежом,  было  установлено,  что  именно  в период    дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира   происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний.  Происходит  мощное  развитие  интеллекта.  В  этот  период    очень  важно  воспитание  вежливости, скромности. Дети  должны  знать  не  только  свои  права, но  и  обязанности.

     

    Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

  1. Средство
  2. Методы
    3.Формы

Средства

•   игры

  1. народные сказки
  2. пословицы
  3. колыбельные песни

Методы:

  1. игры        
  2. познавательно-развивающие этические беседы
  3. проблемные   ситуации
  4. схемы-действия

Форма  

  1. игровая деятельность
  2. экспериментальная
  3. проблемно- поисковая

Для     того,     чтобы     предоставить     равные     возможности     в  обучении существует:

3 типа  мотивации

• игровая (стимулирует   детей,   если   в   содержание   включены   способы построения)

  1. личная   заинтересованность   детей   к  деятельности (предлагая сделать что-то  в  подарок  или для  игры)
  2. общение  детей   со   взрослыми   (будет  стимулировать  детей   в том,   случае,   если   воспитатель   сумеет   убедить девочку   или мальчика,  что  без  их  помощи  ей  не  обойтись).

     В    младшем дошкольном  возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения  в психике  ребёнка.

Для  детей  игра -  радость  (положительный  эмоциональный  фон),  Увлечённость (положительная  мотивация),  ощущение  лёгкости  задания  -  даёт  всем  без  исключения  возможность  преодолеть  стеснительность,  активизирует  речевое  общение  и  действие.  Поэтому,  игра – это  не  только  оптимальный  метод  процесса  обучения  детей,  но  прежде  всего,  эффективный  приём   раскрепощения  образного  мышления,  активизации  воображения  и  творческой  деятельности.

 Какие  педагогическими  задачи  являются  главными?  Это:

  1. оказание   детям  помощи в приобретении  игровых умений обогащение их  игрового опыта;
  2. расширение детских  представлений   о  предметах, событиях  и  явлениях окружающего  мира, которые  потом  могут быть  отражены  в  игре;
  3. поощрение  инициативы детей  при  развёртывании  индивидуальных, парных  и  коллективных  игр;
  4. создание условий   для  проявления детьми  игровой   активности  в течение дня.

     Уже  в младшем  возрасте дети  подражают  взрослым,  копируют их деятельность.    Исследования  в области   гендерных  взаимоотношений, формирующихся  в  процессе  игры,  рассматривается  как один  из важных факторов  в формировании половых стереотипов.  Именно  в  игровой деятельности   особенно заметны различия девочек  и  мальчиков.

     Девочкам достаточно маленького «уголка»,  так как они раскладывают свои  «богатства»  перед собой играют  в ограниченном  пространств. Мальчикам наоборот - необходимо более большее  пространство,

как  правило, неограниченное  и  незамкнутое, они бегают, бросают  предметы в  цель; разбирают,  собирают игрушки.
    Шумные, игры  наполненные движением вызывают у   воспитателей  раздражение, так  как они,  считают, что такие  игры  бессмысленны  и  могут привести  к травме.   резко   прерывают, лишая радости,  которую  они  при этом  испытывают.  

Необходимо    организовать игры,  в  процессе которых дети  могут действовать  сообща , но в соответствии  с гендерными  особенностями.

     Особенности: 1. В  игровых  ситуациях: формирую умение описывать свой  внешний  вид (кто  я, какой я); побуждаю рассказывать о  своих  предпочтениях (что  мне  нравится и  не нравится); развиваю  способности  распознавать эмоциональные  состояния свои  и  окружающих (на  примере  основных эмоций:  радости,  страха, грусти,  злости); ориентирую  ребенка   на  определение  внешних  признаков различия   и  сходства  себя  со  сверстниками.  Это  способствует снятию психического  напряжения,  усталости  детей,  обеспечивает формирование устойчивого  интереса   к самому себе. В  играх  реализуются  желания детей, освобождаются   от чувства  одиночества, ребёнок познаёт радость близости  и сотрудничества.

     При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому  в  начале  работы   по  гендерному  воспитанию я предложила детям   персонажа:  зайчика  и  зайчиху- маму. Провела беседу с родителями на тему: «Полоролевое различие младших дошкольников»    Родители  меня  поддержали    и приобрели симпатичных зайчиков. Дети были в восторге.  Цикл  занятий  -  взяла  из  пособия  «Девочки  и  мальчики  в  семье  и  детском  саду». С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки я могла «удержать» детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность. Придумывала игровую мотивацию  например:»  У  мамы-  зайчихи  день  рождение, нам  нужно  сделать  подарок « Это стимулировало  детей к выполнению задания. В конце занятия   или  игры  приходила  всегда мама-зайчиха. Оценивала результат и давала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей (например: покатать на машине, покормить).

Воспитывая  и  формируя  качества  и  черты  характера, присущие определённому  полу,  мы  не должны  создавать жестокую примитивную модель сильного  мальчика  и  слабой  изящной  девочки.   Мальчики могут быть  и защитниками  и  задумчивыми мечтателями,  а девочки  не   только  принцессами, но  и девочка-воин,  капитан  космического  корабля.

     Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

 

 II.Совместная   деятельность   педагога – мастера  с детьми  младшего  

возраста  возраста

по гендерному воспитанию  

 

     Вид деятельности:  игра

     Тема: «Сказочная страна мальчиков и девочек».

             Задачи развития:

               1.Познавательное развитие: помогать познавать самих себя систематизировать знания в

                поло-ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения, высказывать своё к ним

               отношение.

               2.Социально-моральное развитие: формировать стремление утвердится в половой

                принадлежности.

               3.Физическое развитие: продолжать учить детей идентифицировать свою половую

               принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки / мальчика,  мужчины/          

                 женщины.

               4.Речевое развитие: продолжать рассказывать о себе, как о представителе определённого

                пола, передавать словами жизненные впечатления .Развивать связанную и диалогическую

                речь.

               5.Креативное развитие: учить детей творчески использовать возможности способов игры.

Предварительная работа:

разучивание стихотворений о девочках/мальчиках, вежливых словах;

отгадывание загадок-обманок; проведение символических игр; разучивание пальчиковой гимнастики «Дружба», психогимнастики; рисование способами нетрадиционной техники.

Материал и оборудование: Аудиозапись песни: «Улыбка»; пение птиц; строительный набор; мяч; игрушки для мальчиков и девочек; два панно с изображением Жар- птицы без хвостиков; краска голубого и розового цвета; карточки -символы.


Ход  игровой деятельности.

 Дети слушают аудиозапись песни: «Улыбнись».

-«Какая замечательная песенка! Вам нравится? На улице весна, светит       яркое солнышко! Я вижу ваши добрые улыбки! Какие красивые, весёлые в нашей группе дети.

Я  знаю, вы  очень любите играть.  Хотите поиграть в игру:  «Мальчики и девочки»? Я буду бросать вам мяч, а вы расскажите какие вы? Начинают девочки. Какие наши мальчики ? (сильные, смелые, ловкие, весёлые). А  какие наши девочки? (аккуратные, нежные, ласковые). Кто из девочек, прочитает стихотворение о себе?

«Мы - девчонки, это значит- скромные, приятные

И во всех делах очень аккуратные.

Любим в кукол и посуду мы с подружками играть

И подснежники весною на пригорке собирать

А поплачем мы немножко - это не считается.

Потому, что мы - девчонки ,нам это разрешается.

Воспитатель: Мальчики, что вы расскажете о себе?

Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра

И мокрые шляпы: кап-кап.

Но мы ведь мужчины реветь без причины

Нельзя нам по чину никак.

Ведь мы же мальчишки, а значит - мужчины.

Мы слёз не покажем никак!

Воспитатель: Да, мальчики и девочки очень отличаются друг от  друга. Девочки не плачут по любому поводу, стараются быть нежными. Девочки не лезут в драку и сами никогда её не начинают. Мальчик, который хочет быть сильным, никогда не обидит девочку. Такой мальчик умеет защищать девочек, прощать обиды. Расскажите, а чем вы любите заниматься?

Символическая /игра:  «Больше всего я люблю...; Когда я вырасту я...; Когда стану папой я...; Мне радостно, когда я..; Если бы я был девочкой».

Воспитатель: Молодцы. А  вы, любите сказки? Предлагаю, взявшись за руки отправиться в сказочную страну Мальчиков и Девочек. Аудиозапись: «Пение птиц». «Когда-то очень, очень давно Мальчики и Девочки в этой стране жили дружно и весело. Однажды они поспорили, кто из них главнее. И  поссорились так сильно, что стали жить отдельно друг от друга, и построили вот эту высокую кирпичную стену, чтобы никогда не видеть друг друга. Вы хотите, помочь им подружиться и никогда не ссориться? Дети, посмотрите здесь карточки - задания. Нам нужно постараться выполнить все задания правильно:  1 карточка  Игра:  «Надо дружно играть вместе».

-Мальчик и Девочка не могут играть вместе, потому, что мальчику не нравятся игрушки девочек, а девочке - игрушки мальчиков. Найдите игрушки, которые понравятся им обоим.

2 Карточка.  Д/и:  «Нужно делиться с друзьями «Найдите такую картинку». Давайте вспомним историю про жадного пса.

Физкультминутка:  «Жадный пёс» (имитация движений).

Жадный пёс дров принёс,

Воды наносил, тесто замесил

Пирогов напёк, в уголочке сел

И сам всё съел

Воспитатель: -Хотели бы вы иметь такого жадного друга? У нас есть такие в группе? Дети подумайте и скажите, а какими вещами нельзя делится даже с самым лучшим другом (личными). Молодцы.

Воспитатель: (идём по тропинке). Знак  «Вежливый» Игра: « Я- вежливый».

« Зазеленеет старый пень, когда услышит…. Добрый день!»

«Если больше есть не в силах, скажем доброе....Спасибо!»

« Когда ругают за шалости, мы говорим....Прости, пожалуйста!»

Молодцы. Давайте вспомним стихотворение, которое называется «Щедро дарите»

 ( рассказывают все дети).

«До свидания!», «Спасибо», «Простите!», «Пожалуйста!», «Здравствуйте!». Щедро дарите!

Дарите прохожим, друзьями и знакомым

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

Воспитатель: -Посмотрите, а  стена треснула! Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Мальчики и девочки помирились и теперь они опять вместе. Скажите, а вы - дружные ребята? (дружные). Какими бывают дружные дети? (не ссорятся, делятся игрушками, говорят друг другу добрые слова).

Психогимнастика «Птенчик».

Дети, мой хороший друг нарисовал эту сказочную жар-птицу и попросил вас дорисовать её, а потом подарить мальчикам и девочкам этой сказочной страны. Вы, согласны? Разогреем ладошки?  Пальчиковая гимнастика: «Дружба».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики

(ритмическое касание пальцев обеих рук)

Раз .два, три, четыре, пять начинай считать опять

(поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать

(руки вниз -встряхнуть кистями рук).

Дети рисуют хвост жар-птицы. После выполнения работы рассматривают хвост  выполненный ручками  мальчиков  и  девочек, отмечают их  отличие.

Воспитатель: Нам пора возвращаться. Мальчики и девочки

возьмитесь за ручки и скажите друг другу приятные слова. Игра: «Комплимент».

Закроем глазки, повернёмся на месте и скажем: «Повернись, покружись, дома окажись». Беседа:   где мы были, что узнали, чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ

Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитатние

Консультация  для  воспитателей  и  родителей....

Опыт работы "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитатния дошкольников"

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреж...

экологическое воспитатние дошкольников.

экологическое воспитатние дошкольников....

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

беру в копилочку спасибо