Гендерное воспитатние дошкольников
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«детский сад» № 7 г.Хвалынск
Лисенкова Татьяна Андреевна,
воспитатель детского сада
Мастер – класс «Гендерное воспитание дошкольников». Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем: снижение уровня здоровья мальчиков и девочек; притупление или потеря чувства гендерной принадлежности; повышение неадекватности форм поведения среди молодежи. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Мастер – класс «Гендерное воспитание дошкольников»
- Выступление педагога – мастера: обоснование актуальности проблемы гендерного воспитания, представление опыта работы.
Полоролевое или гендерное воспитание? Есть ли разница? Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно. Девочки были большую часть времени с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал папа. Дети постоянно общались со своими родителям и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. При многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна,
современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным.
А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.
Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда проблем:
1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.
2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.
3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи.
Что делать? Ученые считают: нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.
Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является младший дошкольный возраст. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей живущих в разных странах мира происходит принятие гендерной роли: к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний. Происходит мощное развитие интеллекта. В этот период очень важно воспитание вежливости, скромности. Дети должны знать не только свои права, но и обязанности.
Механизмом гендерного воспитания детей младшего возраста выступают личностно-ориентированные технологии:
- Средство
- Методы
3.Формы
Средства
• игры
- народные сказки
- пословицы
- колыбельные песни
Методы:
- игры
- познавательно-развивающие этические беседы
- проблемные ситуации
- схемы-действия
Форма
- игровая деятельность
- экспериментальная
- проблемно- поисковая
Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует:
3 типа мотивации
• игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)
- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
В младшем дошкольном возрасте игра - основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка.
Для детей игра - радость (положительный эмоциональный фон), Увлечённость (положительная мотивация), ощущение лёгкости задания - даёт всем без исключения возможность преодолеть стеснительность, активизирует речевое общение и действие. Поэтому, игра – это не только оптимальный метод процесса обучения детей, но прежде всего, эффективный приём раскрепощения образного мышления, активизации воображения и творческой деятельности.
Какие педагогическими задачи являются главными? Это:
- оказание детям помощи в приобретении игровых умений обогащение их игрового опыта;
- расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
- поощрение инициативы детей при развёртывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
- создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня.
Уже в младшем возрасте дети подражают взрослым, копируют их деятельность. Исследования в области гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры, рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков.
Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой играют в ограниченном пространств. Мальчикам наоборот - необходимо более большее пространство,
как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.
Шумные, игры наполненные движением вызывают у воспитателей раздражение, так как они, считают, что такие игры бессмысленны и могут привести к травме. резко прерывают, лишая радости, которую они при этом испытывают.
Необходимо организовать игры, в процессе которых дети могут действовать сообща , но в соответствии с гендерными особенностями.
Особенности: 1. В игровых ситуациях: формирую умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я); побуждаю рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится); развиваю способности распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радости, страха, грусти, злости); ориентирую ребенка на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к самому себе. В играх реализуются желания детей, освобождаются от чувства одиночества, ребёнок познаёт радость близости и сотрудничества.
При обучении детей младшего возраста на основе игры возникает трудность, связанная с тем, что дети данного возраста не могут действовать в воображаемом плане, и им необходим реальный объект для осуществления игровых действий. Поэтому в начале работы по гендерному воспитанию я предложила детям персонажа: зайчика и зайчиху- маму. Провела беседу с родителями на тему: «Полоролевое различие младших дошкольников» Родители меня поддержали и приобрели симпатичных зайчиков. Дети были в восторге. Цикл занятий - взяла из пособия «Девочки и мальчики в семье и детском саду». С помощью персонажей зайчика – мальчика, зайчика-девочки я могла «удержать» детей при выполнении учебной задачи. Будь-то режимные моменты или организационная деятельность. Придумывала игровую мотивацию например:» У мамы- зайчихи день рождение, нам нужно сделать подарок « Это стимулировало детей к выполнению задания. В конце занятия или игры приходила всегда мама-зайчиха. Оценивала результат и давала детям направление дальнейшей игровой деятельности с учетом гендерных особенностей (например: покатать на машине, покормить).
Воспитывая и формируя качества и черты характера, присущие определённому полу, мы не должны создавать жестокую примитивную модель сильного мальчика и слабой изящной девочки. Мальчики могут быть и защитниками и задумчивыми мечтателями, а девочки не только принцессами, но и девочка-воин, капитан космического корабля.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
II.Совместная деятельность педагога – мастера с детьми младшего
возраста возраста
по гендерному воспитанию
Вид деятельности: игра
Тема: «Сказочная страна мальчиков и девочек».
Задачи развития:
1.Познавательное развитие: помогать познавать самих себя систематизировать знания в
поло-ролевой идентификации. Учить оценивать стили поведения, высказывать своё к ним
отношение.
2.Социально-моральное развитие: формировать стремление утвердится в половой
принадлежности.
3.Физическое развитие: продолжать учить детей идентифицировать свою половую
принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки / мальчика, мужчины/
женщины.
4.Речевое развитие: продолжать рассказывать о себе, как о представителе определённого
пола, передавать словами жизненные впечатления .Развивать связанную и диалогическую
речь.
5.Креативное развитие: учить детей творчески использовать возможности способов игры.
Предварительная работа:
разучивание стихотворений о девочках/мальчиках, вежливых словах;
отгадывание загадок-обманок; проведение символических игр; разучивание пальчиковой гимнастики «Дружба», психогимнастики; рисование способами нетрадиционной техники.
Материал и оборудование: Аудиозапись песни: «Улыбка»; пение птиц; строительный набор; мяч; игрушки для мальчиков и девочек; два панно с изображением Жар- птицы без хвостиков; краска голубого и розового цвета; карточки -символы.
Ход игровой деятельности.
Дети слушают аудиозапись песни: «Улыбнись».
-«Какая замечательная песенка! Вам нравится? На улице весна, светит яркое солнышко! Я вижу ваши добрые улыбки! Какие красивые, весёлые в нашей группе дети.
Я знаю, вы очень любите играть. Хотите поиграть в игру: «Мальчики и девочки»? Я буду бросать вам мяч, а вы расскажите какие вы? Начинают девочки. Какие наши мальчики ? (сильные, смелые, ловкие, весёлые). А какие наши девочки? (аккуратные, нежные, ласковые). Кто из девочек, прочитает стихотворение о себе?
«Мы - девчонки, это значит- скромные, приятные
И во всех делах очень аккуратные.
Любим в кукол и посуду мы с подружками играть
И подснежники весною на пригорке собирать
А поплачем мы немножко - это не считается.
Потому, что мы - девчонки ,нам это разрешается.
Воспитатель: Мальчики, что вы расскажете о себе?
Пусть плачут сосульки и ржавые вёдра
И мокрые шляпы: кап-кап.
Но мы ведь мужчины реветь без причины
Нельзя нам по чину никак.
Ведь мы же мальчишки, а значит - мужчины.
Мы слёз не покажем никак!
Воспитатель: Да, мальчики и девочки очень отличаются друг от друга. Девочки не плачут по любому поводу, стараются быть нежными. Девочки не лезут в драку и сами никогда её не начинают. Мальчик, который хочет быть сильным, никогда не обидит девочку. Такой мальчик умеет защищать девочек, прощать обиды. Расскажите, а чем вы любите заниматься?
Символическая /игра: «Больше всего я люблю...; Когда я вырасту я...; Когда стану папой я...; Мне радостно, когда я..; Если бы я был девочкой».
Воспитатель: Молодцы. А вы, любите сказки? Предлагаю, взявшись за руки отправиться в сказочную страну Мальчиков и Девочек. Аудиозапись: «Пение птиц». «Когда-то очень, очень давно Мальчики и Девочки в этой стране жили дружно и весело. Однажды они поспорили, кто из них главнее. И поссорились так сильно, что стали жить отдельно друг от друга, и построили вот эту высокую кирпичную стену, чтобы никогда не видеть друг друга. Вы хотите, помочь им подружиться и никогда не ссориться? Дети, посмотрите здесь карточки - задания. Нам нужно постараться выполнить все задания правильно: 1 карточка Игра: «Надо дружно играть вместе».
-Мальчик и Девочка не могут играть вместе, потому, что мальчику не нравятся игрушки девочек, а девочке - игрушки мальчиков. Найдите игрушки, которые понравятся им обоим.
2 Карточка. Д/и: «Нужно делиться с друзьями «Найдите такую картинку». Давайте вспомним историю про жадного пса.
Физкультминутка: «Жадный пёс» (имитация движений).
Жадный пёс дров принёс,
Воды наносил, тесто замесил
Пирогов напёк, в уголочке сел
И сам всё съел
Воспитатель: -Хотели бы вы иметь такого жадного друга? У нас есть такие в группе? Дети подумайте и скажите, а какими вещами нельзя делится даже с самым лучшим другом (личными). Молодцы.
Воспитатель: (идём по тропинке). Знак «Вежливый» Игра: « Я- вежливый».
« Зазеленеет старый пень, когда услышит…. Добрый день!»
«Если больше есть не в силах, скажем доброе....Спасибо!»
« Когда ругают за шалости, мы говорим....Прости, пожалуйста!»
Молодцы. Давайте вспомним стихотворение, которое называется «Щедро дарите»
( рассказывают все дети).
«До свидания!», «Спасибо», «Простите!», «Пожалуйста!», «Здравствуйте!». Щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьями и знакомым
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
Воспитатель: -Посмотрите, а стена треснула! Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Мальчики и девочки помирились и теперь они опять вместе. Скажите, а вы - дружные ребята? (дружные). Какими бывают дружные дети? (не ссорятся, делятся игрушками, говорят друг другу добрые слова).
Психогимнастика «Птенчик».
Дети, мой хороший друг нарисовал эту сказочную жар-птицу и попросил вас дорисовать её, а потом подарить мальчикам и девочкам этой сказочной страны. Вы, согласны? Разогреем ладошки? Пальчиковая гимнастика: «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
(пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики
(ритмическое касание пальцев обеих рук)
Раз .два, три, четыре, пять начинай считать опять
(поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать
(руки вниз -встряхнуть кистями рук).
Дети рисуют хвост жар-птицы. После выполнения работы рассматривают хвост выполненный ручками мальчиков и девочек, отмечают их отличие.
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Мальчики и девочки
возьмитесь за ручки и скажите друг другу приятные слова. Игра: «Комплимент».
Закроем глазки, повернёмся на месте и скажем: «Повернись, покружись, дома окажись». Беседа: где мы были, что узнали, чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Гендерное воспитатние
Консультация для воспитателей и родителей....
Опыт работы "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитатния дошкольников"
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреж...
экологическое воспитатние дошкольников.
экологическое воспитатние дошкольников....
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Комментарии
беру в копилочку спасибо