Консультация для воспитателей « ДОУ и семья в подготовке к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том, случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьёй и вовлекает её в свою работу.В консультации даны методы изучения семьи, а также принципы и формы работы с родителями при подготовке детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_vospitateley.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
« ДОУ и семья в подготовке к школе»
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том, случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьёй и вовлекает её в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в детские учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных путей пропаганды педагогических знаний, но в сложившейся социально-экономической ситуации этого уже недостаточно.
По итогам анкетирования было выявлено, что у большинства родителей переход детей в школу вызывает беспокойство, чувство страха, неуверенность за своего ребёнка. Практика убедительно показывает, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания позволяет значительно повысить эффективность подготовки детей к школе. К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста, относятся:
-- тестирование дошкольников при приёме в школу;
-- форсированная целевая специальная подготовка к школе;
-- отсутствие познавательной мотивации к учению;
-- психотравмирующий характер познавательного общения
родителей с ребёнком в семье;
-- жёсткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности;
-- отсутствие у детей самостоятельности, инициативности, умения
планировать свою деятельность;
-- боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.
Возникающие проблемы приводят к различным негативным факторам, таким как проявление неврозов, угасание самостоятельности и творческой активности, снижению умственной активности, искажениями в развитии, динамике ухудшения здоровья.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребёнка, которое поддерживается как детским садом, так и семьёй.
Принципы такой работы заключается в: непрерывности и единстве общественного и семейного воспитания; системности и плавности; доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями.
Важные условия интеграции: корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов; ориентация на потребности, интересы семьи и ребёнка; реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ; организация жизни ребёнка с позиции всестороннего личностного развития; развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Интеграция образовательных задач приводит: к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение; полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, которые позволяют учитывать особенности возраста, в них осваивается познавательное содержание, формируются новые физиологические функции; нахождению ребёнком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, стимулировать личностного роста, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.
Интеграция образовательных задач при подготовке детей к школе включает три блока: информационно-аналитический, содержательно- методический, контрольно-оценочный.
Информационно-аналитический блок предполагает: сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей в подготовке детей к школе, запросов на получение педагогической информации с помощью тематического опроса, а также педагогическое просвещение с использованием интерактивных форм: индивидуальные и подгрупповые консультации по актуальным вопросам подготовки к школе, информационные листовки – памятки, библиотека родителей, видеотека.
Содержательно- методический блок предполагает организацию общения взрослых с ребёнком и педагогов с родителями и детьми, создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения. Используются такие формы взаимодействия, как игротеки, открытые занятия, выставки выходного дня, презентации детских достижений, галереи детского рисунка, смотры совместного творчества, театральная пятница, встречи с интересными людьми, викторины, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов.
Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Используются экспресс- методы сразу после проведения того или иного мероприятия: оценочные листы, книга отзывов, самоанализ педагогов, фотовыставки о проведении праздников, театрализованных представлений, занятий.
Применяются также методы оценки отсроченного результата: собеседование с детьми, учёт активности родителей, повторная диагностика или анкетирование.
Существует несколько показателей эффективности работы детского сада с семьёй: появление у родителей интереса к содержанию занятий;
-- возникновение дискуссий по инициативе родителей;
-- увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся
формированию личности ребёнка, его внутреннего мира;
-- размышление родителей о правильности используемых ими
методов воспитания;
-- повышение активности родителей при анализе педагогических
ситуаций.
Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы.
И в заключении хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка». Только с таким подходом можно обеспечить ребёнку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.
Система работы ДОУ с семьёй
Принципы работы с родителями |
Методы изучения семьи | |||
Целенаправленность, систематичность, плавность. Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи. Возрастной характер работы с родителями. Доброжелательность, открытость. | Анкетирование. Наблюдение за ребёнком. Посещение семьи ребёнка Обследование семьи ребёнка с помощью проективных методик. Беседа с ребёнком. Беседа с родителями. | |||
Формы работы с родителями | ||||
Общие Групповые Индивидуальные | Педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги, конференции | Совместное проведение занятий, досугов | ||
Клубы по интересам: национальные традиции, молодая семья, профессиональные интересы | Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъёмки | |||
Дни открытых дверей | Педагогическая гостиная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Обучение детей грамоте при подготовке к школе"
Знакомство детей со звуковой стороной слова простыми формами его анализа,проявление интереса к словам и звукам....
Консультация для родителей подготовительной группы: «Семья в подготовке к школе»
Уж очень мы хотим видеть наше обожаемое дитя умным, развитым не по годам и никогда не задумываемся, что даем детям неимоверную нагрузку, несвоевременные знания....
Консультация "ДОУ и семья в подготовке к школе"
Сегодня перед детским садом стоит задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Помочь стать своему ребенку настоящим другом и авторитеттным наставником в преддверии школы....
Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»
Этапы ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом детей средней, старшей и подготовительной группы...
Консультация для родителей "Семья в подготовке к школе"
Консультация для родителей "Семья в подготовке к школе"...
Консультация для воспитателей "Использование графических диктантов при подготовке к школе"
Выступление на РМО для воспитателей...
Консультация для родителей подготовительной группы: «Семья в подготовке к школе»
Консультация для родителей подготовительной группы:«Семья в подготовке к школе»...