Консультация для воспитателей "Использование графических диктантов при подготовке к школе"
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

Гарипова Зульфия Варисовна

Выступление на РМО для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26

Выступление на РМО для воспитателей на тему:

«Использование графического диктанта

при подготовке к школе »

подготовила воспитатель

Гарипова З.В.

Уфа, 2018


Использование графического диктанта

при подготовке к школе.

Подготовка детей 5-7 летнего возраста к обучению в школе в настоящее время – одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется, в первую очередь, тем, что в наш мир вошли компьютеры. 

Для того, чтобы правильно и красиво писать, необходимо тренировать руку ребёнка ещё в дошкольном возрасте. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

Обычно, ребёнок, свободно владеющий рукой, понятлив, внимателен, способен логически рассуждать и мыслить.

Нужно работать над моторикой у ребёнка задолго до его поступления в школу. Поэтому, целесообразно включать в занятия в детском саду простейшие графические диктанты для дошкольников и творческие задания.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие, потому что этот способ развивает у детей пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Выполняя предложенные задания, у детей расширяется кругозор, увеличивается словарный запас, они учатся ориентироваться в тетради и знакомятся с разными способами изображения предметов.

Во время занятий очень важен настрой детей и доброжелательное отношение взрослого. Занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогаю ребенку, слежу за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять детей, чтобы им вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.

Продолжительность одного занятия с графическим диктантом не должна превышать 20-25 мин. Но если дети увлеклись, не стоит останавливать их и прерывать занятие.

Перед каждым занятием обязательно поговорю с детьми о том, что есть разные направления и стороны. Показываю им, где право, лево, верх, низ. Обращаю внимание детей, что у каждого человека есть правая и левая сторона. Объясняю, что та рука, которой он ест, рисует и пишет – это правая рука, а другая рука – левая. Для левшей наоборот, левшам надо обязательно объяснять, что есть люди, для которых рабочая рука – правая, а есть люди, для которых рабочая рука – левая.

Моя задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругаю его. Если у него что-то не получается, просто объясняю, как надо делать правильно.

Как работать с графическими диктантами: 

Для занятий необходима тетрадь в крупную клетку, чтобы не перенапрягать зрение, простой карандаш и ластик, чтобы дети могли всегда исправить неправильную линию.

Обращаю внимание на посадку детей во время выполнения диктанта, на то, как они держат карандаш. Показываю детям, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогаю ему отсчитывать клетки в тетради.

Первые занятия я начинаю с того, что предлагаю ребятам набор заданий и упражнений, которые научат их ориентироваться в клеточке. Учу пользоваться тетрадью, ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить её стороны и углы. Показываю детям, где у тетради левый край, где правый, где верх, где низ. Объясняю детям, что если я говорю «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если говорю «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Показываю детям, как надо считать клеточки.

Графические диктанты дополняю загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе занятия у детей отрабатывается правильная, чёткая и грамотная речь, пополняется словарный запас.

Задания подбираю «от простого к сложному». 

Провести графический диктант можно по-разному.

Для тех ребят, которые только начинают ими заниматься подойдет самый простой способ – под диктовку взрослого. В этом случае, диктую, на сколько клеток и в каком направлении необходимо двигаться.

Второй способ – это предложить ребенку лист бумаги, на которому написана инструкция к выполнению задания и поставлена начальная точка, от которой ребенку необходимо двигаться. Ребенок сам смотрит количество клеток и направление движения.

Третий способ – рисование по симметрии. В таких диктантах ребенку предлагается лист, на котором изображена половина рисунка и проведена линия симметрии. Ребенок заканчивает рисунок, симметрично отсчитывая необходимое количество клеток.

Четвертый способ подойдет уже для старших детей. Здесь ребенку предлагается лист с образцом графического диктанта. Ребенок на своем листе должен нарисовать такую же картинку, как и в образце, самостоятельно отсчитывая необходимое количество клеток и определяя направление, в котором ему необходимо двигаться.

После работы говорим с детьми, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают разные: фотографии, рисунки, схематическое изображение. Графический диктант - это схематическое изображение предмета. 

Рисование по клеткам способствует навыкам счета (необходимо сосчитать число клеток прежде, чем провести линию); закреплению понятий ВВЕРХ, ВНИЗ, СВЕРХУ ВНИЗ, СЛЕВА НАПРАВО и т.п. 

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и воспитателям планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.

Список литературы:

1. Безруких М. М. «Как научить ребенка писать красиво», - М., 1995.

2. Логика и математика для дошкольников. Е.А. Носова. Р.Л. Непомнящая. «Детство-Пресс» 2006 г.

3. Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И.Логинова. Т.И.Бабаева. и др. Детство-Пресс 2010 г.

4. Комплект «Ступеньки к школе» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. Дрофа 2000 г.

5. Дошкольник 5–6 лет в детском саду. Детство-Пресс 2007 г.

6. Математика – это интересно З.А.Михайлова 2006 г.

7. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.А. “Детство-Пресс” 2001 г.

8. Графические диктанты. В.Т.Голубь. Москва “Вако” 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики через графический диктант при подготовки к письму детей 6 - 7 лет"

Как подготовить руку ребенка к письму?Какие методы и приемы использовать при развитии графо - моторных навыков....

Консультация для родителей: «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму»

Консультация для родителей: "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к письму"...

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"

Консультация для родителей "Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению"...

Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению».

Консультация для родителей «Графические диктанты как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»....

«Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 5-6 лет»

 Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игров...